Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:33, курсовая работа
Труд в любой отрасли на любом уровне имеет комплексный характер. В нем сочетаются особенность труда высококвалифицированного специалиста, организатора, способного правильно и всесторонне оценивать складывающуюся обстановку, разрабатывать и принимать правильные управленческие решения с учетом психологических и социальных факторов. Все это определяет и комплексный характер профессии, специфику деятельности, с социально-психологической особенности труда руководителя.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ…………………………………………………………………….6
1.1. Сущность и содержание организации труда руководителя……………....6
1.2. Трудовая деятельность руководителя, её особенности………………....13
1.3. Требования к профессиональным и личным качествам руководителя…………………………………………………………………………..16
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ ООО «ТВЕРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ КОМПАНИЯ»……….28
2.1. Краткая характеристика ООО «Тверская Региональная Дорожная Компания»……………………………………………………………………………..28
2.2. Организация труда руководителя ООО «Тверская Региональная Дорожная Компания»………………..………………………………………………..29
2.3. Предложения по улучшению организации труда руководителя ООО «Тверская Региональная Дорожная Компания» …………………………………....33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...40
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………...42
- определение полномочий и ответственности исполнителей;
2. Формирование сплоченной команды:
- подбор членов команды
- создание условий для успешной работы команды;
- формирование
у членов команды
3. Анализ проблем и принятие решений:
- сбор
и анализ информации для
- правильный выбор методов для подготовки управленческих решений;
- разработка
критериев оценки
4. Обмен информацией с подчиненными и руководством:
- письменные распоряжения и отчёты;
- проведение совещаний;
- личное общение;
5. Поддержание трудовой и исполнительской дисциплины:
- доведение до работников требований, предъявляемых к их рабочему поведению и работе;
- контроль над работой подчинённых;
- формирование организационной культуры, закрепляющей требуемые модели трудового поведения и принятие административных мер к подчинённым;
6. Мотивация труда подчинённых:
- способность воодушевлять подчинённых на достижения поставленных целей;
- умение
использовать средства
- создание
мотивирующей среды, таких
7. Рациональная
организация собственной
- планирование собственного времени (работы);
- планирование карьеры;
- умение поддерживать высокий уровень работоспособности и бороться с негативными последствиями стресса.
Все это руководитель должен уметь и делать, иначе его работа будет неэффективной. А руководитель, который работает неэффективно – это плохой руководитель. А плохих руководителей рано или поздно ждёт один исход – увольнение. Именно поэтому профессиональные качества имеют такую важность [См.: 2, 251].
Выделяют три группы навыков, составляющие основу профессиональной деятельности руководителя: концептуальную (на высшем уровне ее доля доходит до 50%), межличностную и специальную (техническую). На низших уровнях управления ее доля также составляет около 50%.
Способность концептуально мыслить в сфере управления обусловлена в немалой степени характером образования. Не случайно, что в США лишь 2% высших руководителей фирм - инженеры, а остальные - юристы, экономисты, психологи, управленцы. В нашей стране картина обратная: на начало 90-х гг.85% руководителей имели техническое образование, 13% - экономическое, 2% - гуманитарное.
Личные качества руководителя в принципе мало чем должны отличаться от личных качество других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались, поэтому обладание положительными качествами тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. Здесь можно упомянуть высокие моральные стандарты; физическое и психологическое здоровье; высокий уровень внутренней культуры; отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям; оптимизм, уверенность в себе [См.: 16, 241].
Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:
- умение создать организацию, обеспечить ее деятельность всем необходимым, ставить и распределять среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление, побуждать к труду;
- энергичность, доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, требовательность, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;
- контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;
- целеустремленность, инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, но при необходимости легко перестроиться;
- ответственность, способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими, воспитывать их;
- стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных.
Талант руководителя
определяется многими
Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности [См.: 12, 191].
Среди
других организаторских
Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную цель и стремится к ее достижению;
Гибкость
- способность реально оценивать
обстоятельства, адаптироваться к
ним, не меняя при этом
Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;
Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;
Самостоятельность
- способность осуществлять
Дисциплинированность
- подчинение установленному
Инициативность - умение
действовать энергично,
Общей основой
развития руководителя как
Существенное значение
имеют для деятельности
- способность к кооперации и групповой работе;
- поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;
- социальная компетентность при реализации своих целей.
Не меньшее значение
в личности руководителя имеют
наличие у него мотивационно-
- стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);
- осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);
- самоопределение
(свобода, самоопределение,
- социальная компетентность
(компетентность, разговорчивость,
общительность, готовность к
В литературе по психологии менеджмента можно встретить ряд работ ученых, изучающие руководителя (менеджера) и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.
Также для руководителей
важен такой ряд качеств, как морально-этические(
Требования к руководителям в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления. На низших, например, в большей степени ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высших - на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных [См.: 10, 181].
В этих условиях целесообразнее всего ориентироваться на требования должностных инструкций или паспорта рабочего места руководителя.
Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, глубоко ошибочно. Авторитет — это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.
Лидерство — это процесс психологического влияния одного человека на других людей при их совместном стремлении к достижению общих целей, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга. Это процесс психологического влияния, основанного на принципах свободного общения, взаимопонимания и добровольности подчинения, Чем выше авторитет руководителя, тем сильнее его воздействие на сотрудников.
Руководство — это процесс правового воздействия, осуществляемый руководителем на основе власти, вверенной ему обществом, коллективом, владельцем средств производства. Руководство основано на принципах властного отношения, распорядительства, социального контроля и применения дисциплинарной практики [См.: 12, 197].
Следовательно, авторитет руководителя трудового коллектива имеет два источника:
1). личный, выражающийся в способностях руководителя к лидерскому влиянию;
2). общественный, выражающийся в обладании руководителем властью и должностным престижем. Авторитет предполагает добровольное, основанное на уважении и сознательности выполнение распоряжений руководителя подчиненными.
Выделяют следующие характеристики руководителя, умеющего влиять на людей: он ясно излагает свои мысли, уверен в себе, устанавливает хорошее взаимопонимание, награждает требуемое поведение, дает четкие указания, стремится быть настойчивым, прислушивается к другим.
Уверенность в себе -что значит для подчиненных уверенный в себе руководитель? Прежде всего то, что в трудной ситуации на него можно положиться: он поддержит, защитит, явится той «спиной», которая вас прикроет. Уверенный в себе руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе, благодаря его стилю руководства.
Вместе с тем следует отметить два важных обстоятельства. Во-первых, существует разница между уверенностью в себе и самоуверенностью. Это различие легко уловимо, но трудно преодолимо. Сказать можно только то, что человек, уверенный в себе, исходит из реалистичных представлений о своих возможностях, достоинствах и недостатках, не преуменьшая и не преувеличивая их. Короче, у него есть реальные, а не мнимые основания для уверенности.
Во-вторых, известно, что
подчиненные, как правило, очень
хорошо чувствуют состояние руководите
И, наконец, есть еще одна сторона управленческой деятельности, в которой уверенность в себе играет не последнюю роль. Это контакты и переговоры с другими руководителями. Понятно, что колеблющийся и неуверенный в себе руководитель едва ли сможет вызвать доверие с их стороны [См.: 13, 182].
Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость - это родственные, близкие друг другу личностные черты руководителя. Они, безусловно, могут вырабатываться и развиваться, но только в случае, если это делается целенаправленно. Что касается первой из них, то исследователи в области психологии управления обращают внимание на два важных обстоятельства.
Во-первых, на необходимость контролировать свои эмоции. Неконтролируемые эмоции (даже положительные) неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе. Поэтому к руководителю предъявляется обязательное требование: поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий.
Во-вторых, руководитель — это такой же человек, как и все другие: он может предаваться раздражению, негодованию, унынию и т. д. Постоянное подавление негативных эмоций, их сдерживание в рабочей обстановке может обернуться рядом неприятных последствий — неврозами, психическими заболеваниями и т. д. Поэтому руководителю исключительно важно найти средства эмоционально-психологической разгрузки. Такими средствами могут служить физические упражнения, встречи с друзьями, хобби и т. д. Современные исследования показывают, что они являются более эффективными для эмоциональной разрядки, нежели употребление алкоголя. Однако каждый выбирает то, что ему по душе.