Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:47, курсовая работа
Цели работы:
Всесторонне рассмотреть основное понятие- “организационная структура”.
Охарактеризовать “Швейцарский Национальный Банк” как объект исследования;
Изучить организационную структуру в “Швейцарском Национальном Банке”.
Введение.................................................................................................................2
Глава I. Формирование организационных структур управления предприятиями.................................................................................................................4
Требования к организационным структурам управления и принципы их
формирования........................................................................................................4
Методы управления...........................................................................................8
Механизм формирования рациональных организационных структур управления предприятиями..........................................................................................12
Типовая организационная структура аппарата управления машиностроительными предприятиями......................................................................14
Специфические особенности системы управления разрабатывающими
Предприятиями....................................................................................................21
Глава II. Характеристика организации - Швейцарский Национальный Банк.................................................................................................................................29
Цели, задачи, правовое регулирование, уровень независимости................................................................................................................29
Органы управления.........................................................................................31
Функции Швейцарского Национального Банка...........................................34
Глава III. Изучение организационных структур в Швейцарском Национальном Банке.....................................................................................................39
Заключение...........................................................................................................41
Список использованной литературы.................................................................43
Положения данного закона сгруппированы по четырем направлениям, в том числе регулирующим:
1) деятельность банка как акционерного общества: название, юридический адрес, размер акционерного капитала, состав акционеров, представление отчетов и распределение прибыли;
4) санкции и юридическую защиту.
В связи с изменениями в экономической и политической сферах как в пределах страны, так и в мировых масштабах были приняты измнения и дополнения к этому закону, вступившие в силу 1 мая 2004 г. и представляющие собой:
Взаимоотношения между ШНБ и остальными банками страны определяются Федеральным законом Швейцарии «О банках и сберегательных банках» (Federal Law on Banks and Savings Banks) 1934 г./ 1971 г. В соответствии с ним ШНБ обладает полномочиями по сбору банковской статистики. В связи с отменой золотого обеспечения швейцарского франка был принят и вступил в силу с 1 мая 2000 г. Федеральный закон «О валюте и платежных инструментах» (Federal Law on currency and payment instruments) [11]. Он отменил обязанность ШНБ выкупать банкноты за золото, закрепил национальную денежную единицу как законное платежное средство и определил порядок ее обращения. Важным вопросом правового положения центрального банка является уровень его независимости. Независимость ШНБ закреплена в Конституции Швейцарской конфедерации. Причем речь идет о его реальной независимости в вопросах формирования денежно-кредитной политики. Правительство страны влияет на деятельность ШНБ, назначая 25 из 40 членов Совета банка, в том числе президента и вице-президента. «Государственный надзор над центральным банком мотивируется общенациональным значением его главной уставной задачи — обеспечение стабильности национальной валюты, ее покупательной способности и валютного курса»
Центральный
банк РФ, согласно Конституции России,
также независим. Однако важна не только
декларация принципа независимости, но
и реализация его на практике. Для российской
банковской практики обычным является
«прямое вмешательство в оперативную
деятельность Банка России» со стороны
органов государственной власти в связи
с отменой ряда положений в новой редакции
Федерального закона «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»
от 10 июля 2002 г. Интересен тот факт, что,
ограничив независимость Банка России,
государство не снимает с него ответственности
за состояние денежно-кредитной сферы
и экономики в целом [1].
2.
Органы управления
Высший орган управления ШНБ — Общее собрание акционеров, что объясняется организационно-правовой формой банка. Общее собрание акционеров собирается один раз в год, как правило, в апреле. За ним закрепляется широкая сфера компетенций:
Высшим
же органом Банка России является
Совет директоров, который, в соответствии
с Законом о Банке России, обладает
более широким объемом
Заседания Совета банка проводятся один раз в квартал с целью выработки политики и ее подтверждения.
К органам общего руководства относится Комитет банка. 8 из 10 его членов назначаются Советом банка. Комитет банка наделен компетенциями:
Кроме того, Комитет банка, заседания которого проводятся, как правило, один раз в месяц, имеет остаточную компетенцию. Согласно новому закону о ШНБ в целях усиления надзорной, организационной и финансовой ответственности руководства ШНБ предполагается создать три комитета: по инспекциям (в качестве связующего звена между внутренней и внешней ревизиями); управления рисками (для контроля за вложениями активов ЦБ); по выплате компенсаций [12]. Кроме того, будет организован самостоятельный департамент контроллинга. В России коллегиальным органом ЦБ является Национальный банковский совет, состоящий из 12 человек, включая председателя Банка России [2]. Национальный банковский совет, наделенный широкими полномочиями, «призван, с одной стороны, обеспечить взаимодействие Банка России с органами государственной власти, а с другой - создать дополнительный механизм контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Банка России». Следует также особо выделить тот факт, что формально Национальный банковский совет не наделен какими-либо правами по вмешательству в осуществление функций Банка России. Органы оперативного руководства (исполнительные органы) ШНБ представлены Правлением банка и местными правлениями отделений банка. Правление банка формируется правительством по рекомендации Совета банка в составе трех человек - президента, вице-президента и члена Правления. Правительство назначает также директоров местных правлений банка по рекомендации Совета банка. Необходимо подчеркнуть, что члены Правления банка, их заместители, директора и заместители директоров территориальных отделений банка не могут быть депутатами Федеральной ассамблеи либо членами кантональных правительств. Проанализировав структуру органов управления ШНБ и сопоставив ее со структурой органов управления Банка России, можно отметить их определенное сходство, что объясняется особенностями федеративных государств, к которым относятся Швейцария и Россия. Контроль за финансовой деятельностью ШНБ осуществляет ревизионная комиссия, формируемая Общим собранием акционеров. В ее компетенцию входит проверка годовых отчетов и баланса банка. В состав ревизионной комиссии могут быть избраны лица, которые не являются акционерами банка.
Согласно
ст. 93 Закона о Банке России, Национальный
банковский совет до завершения отчетного
года принимает решение об аудиторской
проверке годовой финансовой отчетности
Банка России и определяет аудиторскую
организацию, имеющую лицензию на осуществление
аудита на территории Российской Федерации.
Таким образом, швейцарская система контроля
за финансовой деятельностью банка отличается
от российской практики. Это прежде всего
связано с организационно-правовыми особенностями
Национального банка Швейцарии [2].
3.
Функции Швейцарского Национального Банка
Деятельность любого банка определяется возложенными на него функциями. Типичными функциями центрального банка являются эмиссионная, регулирующая, информационно-аналитическая. Рассмотрим их применительно к Швейцарскому национальному банку.
В соответствии с Федеральным законом «О Национальном банке» ШНБ обладает единоличным правом выпуска национальной валюты. Денежной единицей Швейцарии является швейцарский франк, равный 100 сантимам. В обращении находятся банкноты одной серии следующих номиналов: 10,20, 50,100, 200, 500,1000 франков [11]. Все банкноты имеют ярко выраженное стилевое единство оформления: нетрадиционное размещение рисунков, которые рассматриваются при вертикальном расположении листа.
Банк обеспечивает экономику банкнотами и монетой высокого качества и надежности. Швейцарские банкноты, помимо широко применяемых защитных средств, имеют пока редко встречающиеся: микроперфорацию, усложненный водяной знак, а также большое количество голограмм. Новые банкноты практически идентичны банкнотам выпуска 1995-1997 гг., за исключением того, что на малые номиналы — 10, 20, 50 франков — нанесена микроперфорацию, которая ранее на них отсутствовала. В связи с этим из обращения будут постепенно выводиться банкноты, выпускавшиеся с 1995 г. Однако они продолжают оставаться законным платежным средством [11].
Чеканка монеты — прерогатива Конфедерации, от имени которой Монетный двор Швейцарии, расположенный в Берне, производит ее. ШНБ через сеть своих отделений осуществляет выпуск в обращение как банкнот, так и монеты, выступая при этом в интересах Конфедерации. Количество банкнот и монеты в обращении регулируется потребностями экономики. В зависимости от объемов наличных платежей оно подвергается сезонным колебаниям: возрастает в конце каждого месяца и достигает пика в конце года.
В 2002 г. среднее количество банкнот в обращении составило 35,1 млрд. швейцарских франков, что на 6,4% больше, чем в 2001 г. Количество монет в обращении не изменилось в 2002 г. по сравнению с 2001 г. и составило 2,3 млрд. швейцарских франков [11].
Содержание регулирующей функции центрального банка составляет выполнение практически всех видов деятельности, кроме включаемых в эмиссионную и информационно-аналитическую. Сердцевина же регулирующей функции — проведение денежно-кредитной политики.
ШНБ сотрудничает с другими банками, выступая в роли «банка банков», а также с различными федеральными агентствами, обладая компетенцией банка Конфедерации. В качестве кредитора последней инстанции он не играет большой роли, так как коммерческие и другие банки предпочитают межбанковские кредиты и заимствования на рынке ссудных капиталов.
Как и в России, Федеральный закон «О Национальном банке» запрещает ему предоставлять кредиты правительству на покрытие дефицита федерального бюджета, однако предусматривает бесплатное оказание услуг Конфедерации в качестве финансового агента государства. Так, банк выполняет услуги по международным расчетам, по платежам Конфедерации и чеканке монет, по инкассации векселей и чеков, по займам на рынке капитала, а также по инвестированию активов и их хранению.
Конфедерация хранит свои ликвидные активы в форме бессрочных вкладов или краткосрочных депозитов в ШНБ. В случае нехватки ликвидных средств это помогает Конфедерации воспользоваться ими. По ее срочным депозитам банк начисляет проценты по рыночным ставкам.
К активам ШНБ относятся: иностранная валюта, золото, финансовые активы, выраженные в швейцарских франках (ценные бумаги и обязательства, полученные по операциям РЕПО). Данные активы представляют собой часть национального богатства Швейцарии и выполняют важные функции монетарной политики. Их соотношение зависит от направлений и требований денежно-кредитной политики, проводимой ШНБ.
Иностранные резервы включают в себя преимущественно валютные резервы и золотой запас, которые ШНБ может использовать для проведения международных расчетов. В любое время банк в целях поддержания внешней ценности национальной валюты может продать валютные резервы за швейцарские франки. Золотой запас гарантирует Швейцарии возможность удовлетворения обязательств перед иностранными государствами в случаях острой необходимости.
ШНБ отвечает за инвестирование валютных резервов, а именно: золота, иностранной валюты, международных платежных инструментов. Валютные резервы обеспечивают доверие к швейцарскому франку, служат для предотвращения и преодоления кризисных ситуаций и могут быть использованы для интервенции на валютном рынке.