Организационные отношения в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы сформулирована исходя из реальной практической потребности. Вопросы распределения полномочий и ответственности вызваны внутренними противоречиями, когда с одной стороны, руководство осуществляется традиционными методами, с другой, в практику управления привносится нечто новое, вызванное активным становлением экономических взаимоотношений нового уровня. Однако большее внимание уделено все-таки проблеме ответственности, причем с точки зрения ее распределения, а не контроля, что является предшествующим этапом.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации управления
1.1 Понятие и сущность организации
1.2 Основные черты и свойства организации
1.3 Управление организацией
Глава 2. Организационные отношения, их типология и схемы
2.1 Понятие и сущность организационных отношений
2.2 Типы организационных структур
2.3 Пути повышения эффективности организационных отношений
Заключение
Приложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

Организационные отношения в менеджменте.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

1.       процесс совокупности управляющих воздействий в ходе любой деятельности;

2.       структура объекта управления или субъекта управления;

3.       свойство, инструмент управления объектом или субъектом, которое мы применяем.

Также была раскрыта организационная структура, её характеристики. В процессе анализа всей деятельности предприятия была дана характеристика руководителю с позиции влияния и власти в коллективе, подхода к лидерству. Рекомендованы стили поведения руководителя, произведена оценка профессиональных качеств.

Проблема выбора типа структуры управления предприятием стала весьма актуальной для предприятий и фирм современной России. Подавляющее большинство неудач в управлении производством объясняется в первую очередь несовершенством организационной структуры управления. На заре современного российского предпринимательства этот вопрос мало кого интересовал, так как создаваемые новые фирмы были, как правило, с небольшим количеством сотрудников и просты в управлении. Естественно, что в то время самыми распространенными были "плоские" структуры, когда руководитель работал с подчиненными напрямую, без посредников. Но, при увеличении численности персонала единоличное управление становится невозможным и возникает необходимость ввода в действие вертикальных структур. Простейшая двухуровневая "плоская" вертикальная структура, как наиболее гибкая, адекватно реагирующая на изменения ситуации, и до настоящего времени остается весьма распространенной среди российских производственных управленческих структур. В таких системах информация менее подвержена искажениям, так как информационные каналы короче и ее трансформация при переходе с одного уровня управления на другой минимальна.

Дальнейшее развитие предприятия требует принятия новых структурных решений, осуществляется переход от функциональной структуры, например к дивизионной, представляющей собой объединение нескольких функциональных структур. Предприятия с дивизионной структурой управления принимают стратегические решения на общеорганизационном уровне (управление финансами, маркетинг, капитальные вложения и т.д.), но их функциональные, или дочерние, подразделения обладают достаточной самостоятельностью, осуществляют свое планирование, сбытовую деятельность, кадровую политику. Но при этом неизбежно растет численность управленческого персонала, чаще всего до 25-30% от числа работающих, и соответственно растут расходы на его содержание. Далеко не всегда совпадают цели и задачи "верха" многоуровневой иерархии и дочерних подразделений.

Дивизиональная структура управления успешно применяется в тех  организациях, которые ведут операции в различных сферах бизнеса (диверсификация деятельности) и охватывают обширные географические регионы. При высоком уровне диверсификации крупные корпорации применяют одну из разновидностей дивизионной структуры — продуктовую, где осуществляется управление по основной номенклатуре выпускаемой продукции. При этой структуре функции управления передаются руководителю, целиком отвечающему за производство и сбыт определенного типа продукции, образуется небольшая специализированная по продукту фирма внутри крупной корпорации.

В международных компаниях широкое распространение получила матричная система управления, сочетающая преимущества крупных компаний с развитой функциональной структурой и небольших фирм с их оперативными, подвижными структурами управления. При матричной системе предприятие имеет двойное подчинение — по функциональному и территориальному признаку при существенной оперативной самостоятельности.

И все-таки, пожалуй, наибольшее распространение получила трехуровневая структура управления, так работает подавляющее большинство малых и средних предприятий России. Чем выше иерархический уровень, тем более сложные, ответственные задачи выполняют сотрудники. Очевидно, что сотрудники высшего уровня управления решают в основном стратегические задачи, второго — тактические, а низшего — оперативные. Анализ и совершенствование действующих организационных структур выполняются различными методами, среди которых наиболее простыми, доступными являются метод аналогий (изучаются структуры управления предприятий, работающих в сходных производственно-экономических условиях), экспертных оценок (совершенствование структуры управления предприятия выполняется на основе анализа возникших структурных проблем опытными консультантами и изучения передовых систем управления на родственных или близких по задачам предприятиях, включая и зарубежные) и метод структуризации целей, когда структура управления разрабатывается с ориентиром на стратегические задачи предприятия. Более профессионален, но непрост в реализации метод организационного экономико-математического моделирования. Он основан на разработке алгоритмов основных функций предприятия в условиях действия критериев оптимальности управления и существующей системы ограничений. Этот метод широко использует способы математической формализации, что позволяет легко перейти к компьютерному программированию и анализу вариантов организационных структур с помощью средств вычислительной техники.

Обоснованный выбор типа организационных структур зависит от взвешенного анализа многих факторов: возможность использования компьютерной техники для анализа структур, стратегии развития предприятия на исследуемый период, объемы выполняемых работ и, наконец, производственный опыт управленческого персонала. Простейший и часто применяемый метод выбора оргструктуры — изучение структур успешно развивающихся родственных предприятий. Другой метод — разработка новой структуры осуществляется на основе рекомендаций профессиональных консультантов и экспертов. Реже применяются методы структуризации целей и организационного моделирования.

Любая, даже самая совершенная структура управления обречена на изменения и дальнейшее совершенствование. Чем раньше органы управления определят необходимость этих перемен, тем эффективнее будет процесс управления, тем меньше будет угроза стагнации, регресса системы. Причина неизбежности новых организационных отношений и соответствующих структур управления кроется в постоянном развитии и перераспределении функций между элементами системы управления, моральном старении структуры и в таком мощном катализаторе социальных, экономических и управленческих изменений, как научно-технический прогресс (замена оборудования, освоение новых изделий и технологий). Однако большинство структурных преобразований встречает сопротивление со стороны персонала, и эти преобразования будут иметь высокие шансы на успех, если самое активное участие в них будут принимать высшие руководители организации. Важно, чтобы необходимость структурных преобразований была ясна всем и каждое нововведение было бы должным образом аргументировано. Руководители предприятия должны быть морально готовы к возможным сбоям в работе, к нарушениям привычных ритмов деятельности. Напоследок хотелось бы сказать, что управление организацией в наше динамическое время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости личности.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Рис. 1. Функциональная структура управления

 

Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители

 

 

Рис. 2  Линейно-функциональная структура управления

Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные
подразделения; ОП - подразделения основного производства.

 

 

 

Рис. 3. Дивизиональная структура управления

 

 

 

 

Рис. 4 . Матричная структура управления, ориентированная на продукт

 

 

 

 

 

 

Рис. 5.  Матричная структура управления по проектам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.        Басовский, Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. / Л.Е. Басовский. М.: Инфра, 2003. - 216 с.

2.        Бирман Л.А. Общий менеджмент. – М.: Эсмо, 2009. – 322с.

3.        Видияпина, В.И. Бакалавр экономики, Т.2. Хрестоматия.  [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr02/page0125.asp

4.        Вклад отечественных ученых в разработку теории организации. [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://www.standard-company.ru/standard-company3.shtml

5.        Илларионов А.В., Вопросы организационных отношений в служебной деятельности кадровых органов. Организационное развитие и управление. [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://www.hrm.ru/voprosy-organizacionnykh-otnoshenijj-v-sluzhebnojj-dejatelnosti-kadrovykh-organov

6.        Кабкова, Е.Н. Шпаргалка по теории организации. [http://lib.rus.ec/b/204781/read

7.        Менеджмент, Д. Ямпoльcкaя, M. Зoниc.  [Электр. Ресурс]. – Точка доступа:    http://www.inventech.ru/lib/management/

8.        Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. —4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономисть, 2005. — 670 с.

9.        Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента», 1992г.

10.   Мильнер Б.З. Теория организации: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2009 – 276 с.

11.   Общий и специальный менеджмент/ Под обш. ред. А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухина. - М.: РАГС, 2000. – 235 с.

12.   Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов / Под ред. проф. Б.В. Прынина. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 272с.

13.   Организационные отношения в системе менеджмента [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://brigantina.ucoz.com/publ/Менеджмент/11-1-0-5855

14.   Орчаков О.А., Источники и базовые концепции теории организации: Учебный курс (учебно-методический комплекс). [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook031/book/index/index.html?go=part-004*page.htm

15.   Основы менеджмента, Г. Я. Гольдштейн [Эл. Ресурс]. – Точка доступа: http://exsolver.narod.ru/Books/Management/Goltshtain1/c14.html

16.   Понятие организации, черты и виды. Образовательный портал Одри. [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://oodri.narod.ru/man1.html

17.   Проблемы российского менеджмента. Организационные процессы. [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://market-pages.ru/problemimenedg/7.html

18.   Смирнов Э.А. Основы теории организации. М.: ЮНИТИ, 1998. – 373с.

19.   Социальные организации. Характерные черты организации. Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков. [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://society.polbu.ru/volkov_sociology/ch54_i.html

20.   Способы совершенствования организационных коммуникаций. [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://bsmei.narod.ru/tr/communication/tr-communic-improvment.htm

21.   Теория, практика и искусство управления - Кнорринг В. И. [Электр. Ресурс]. – Точка доступа:    http://exsolver.narod.ru/Books/Management/art_manag/c8.html

22.   Туровец О.Г., Родионова В.Н. «Теория организации: Учеб. пособие», М.: ИНФРА-М 2003г.

23.   Учебное пособие "Социология" 2003 г. [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://vor-stu.narod.ru/posob-2.html#spisok

24.   Черты и свойства организаций. [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/4344/4359/

25.   Экономика и развитие предприятия «Системные свойства организации». [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://www.kylbakov.ru/page205/page213/index.html

2

 



Информация о работе Организационные отношения в менеджменте