Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:21, курсовая работа
Тема данной курсовой работы сформулирована исходя из реальной практической потребности. Вопросы распределения полномочий и ответственности вызваны внутренними противоречиями, когда с одной стороны, руководство осуществляется традиционными методами, с другой, в практику управления привносится нечто новое, вызванное активным становлением экономических взаимоотношений нового уровня. Однако большее внимание уделено все-таки проблеме ответственности, причем с точки зрения ее распределения, а не контроля, что является предшествующим этапом.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации управления
1.1 Понятие и сущность организации
1.2 Основные черты и свойства организации
1.3 Управление организацией
Глава 2. Организационные отношения, их типология и схемы
2.1 Понятие и сущность организационных отношений
2.2 Типы организационных структур
2.3 Пути повышения эффективности организационных отношений
Заключение
Приложения
Список литературы
1. процесс совокупности управляющих воздействий в ходе любой деятельности;
2. структура объекта управления или субъекта управления;
3. свойство, инструмент управления объектом или субъектом, которое мы применяем.
Также была раскрыта организационная структура, её характеристики. В процессе анализа всей деятельности предприятия была дана характеристика руководителю с позиции влияния и власти в коллективе, подхода к лидерству. Рекомендованы стили поведения руководителя, произведена оценка профессиональных качеств.
Проблема выбора типа структуры управления предприятием стала весьма актуальной для предприятий и фирм современной России. Подавляющее большинство неудач в управлении производством объясняется в первую очередь несовершенством организационной структуры управления. На заре современного российского предпринимательства этот вопрос мало кого интересовал, так как создаваемые новые фирмы были, как правило, с небольшим количеством сотрудников и просты в управлении. Естественно, что в то время самыми распространенными были "плоские" структуры, когда руководитель работал с подчиненными напрямую, без посредников. Но, при увеличении численности персонала единоличное управление становится невозможным и возникает необходимость ввода в действие вертикальных структур. Простейшая двухуровневая "плоская" вертикальная структура, как наиболее гибкая, адекватно реагирующая на изменения ситуации, и до настоящего времени остается весьма распространенной среди российских производственных управленческих структур. В таких системах информация менее подвержена искажениям, так как информационные каналы короче и ее трансформация при переходе с одного уровня управления на другой минимальна.
Дальнейшее развитие предприятия требует принятия новых структурных решений, осуществляется переход от функциональной структуры, например к дивизионной, представляющей собой объединение нескольких функциональных структур. Предприятия с дивизионной структурой управления принимают стратегические решения на общеорганизационном уровне (управление финансами, маркетинг, капитальные вложения и т.д.), но их функциональные, или дочерние, подразделения обладают достаточной самостоятельностью, осуществляют свое планирование, сбытовую деятельность, кадровую политику. Но при этом неизбежно растет численность управленческого персонала, чаще всего до 25-30% от числа работающих, и соответственно растут расходы на его содержание. Далеко не всегда совпадают цели и задачи "верха" многоуровневой иерархии и дочерних подразделений.
Дивизиональная структура управления успешно применяется в тех организациях, которые ведут операции в различных сферах бизнеса (диверсификация деятельности) и охватывают обширные географические регионы. При высоком уровне диверсификации крупные корпорации применяют одну из разновидностей дивизионной структуры — продуктовую, где осуществляется управление по основной номенклатуре выпускаемой продукции. При этой структуре функции управления передаются руководителю, целиком отвечающему за производство и сбыт определенного типа продукции, образуется небольшая специализированная по продукту фирма внутри крупной корпорации.
В международных компаниях широкое распространение получила матричная система управления, сочетающая преимущества крупных компаний с развитой функциональной структурой и небольших фирм с их оперативными, подвижными структурами управления. При матричной системе предприятие имеет двойное подчинение — по функциональному и территориальному признаку при существенной оперативной самостоятельности.
И все-таки, пожалуй, наибольшее распространение получила трехуровневая структура управления, так работает подавляющее большинство малых и средних предприятий России. Чем выше иерархический уровень, тем более сложные, ответственные задачи выполняют сотрудники. Очевидно, что сотрудники высшего уровня управления решают в основном стратегические задачи, второго — тактические, а низшего — оперативные. Анализ и совершенствование действующих организационных структур выполняются различными методами, среди которых наиболее простыми, доступными являются метод аналогий (изучаются структуры управления предприятий, работающих в сходных производственно-экономических условиях), экспертных оценок (совершенствование структуры управления предприятия выполняется на основе анализа возникших структурных проблем опытными консультантами и изучения передовых систем управления на родственных или близких по задачам предприятиях, включая и зарубежные) и метод структуризации целей, когда структура управления разрабатывается с ориентиром на стратегические задачи предприятия. Более профессионален, но непрост в реализации метод организационного экономико-математического моделирования. Он основан на разработке алгоритмов основных функций предприятия в условиях действия критериев оптимальности управления и существующей системы ограничений. Этот метод широко использует способы математической формализации, что позволяет легко перейти к компьютерному программированию и анализу вариантов организационных структур с помощью средств вычислительной техники.
Обоснованный выбор типа организационных структур зависит от взвешенного анализа многих факторов: возможность использования компьютерной техники для анализа структур, стратегии развития предприятия на исследуемый период, объемы выполняемых работ и, наконец, производственный опыт управленческого персонала. Простейший и часто применяемый метод выбора оргструктуры — изучение структур успешно развивающихся родственных предприятий. Другой метод — разработка новой структуры осуществляется на основе рекомендаций профессиональных консультантов и экспертов. Реже применяются методы структуризации целей и организационного моделирования.
Любая, даже самая совершенная структура управления обречена на изменения и дальнейшее совершенствование. Чем раньше органы управления определят необходимость этих перемен, тем эффективнее будет процесс управления, тем меньше будет угроза стагнации, регресса системы. Причина неизбежности новых организационных отношений и соответствующих структур управления кроется в постоянном развитии и перераспределении функций между элементами системы управления, моральном старении структуры и в таком мощном катализаторе социальных, экономических и управленческих изменений, как научно-технический прогресс (замена оборудования, освоение новых изделий и технологий). Однако большинство структурных преобразований встречает сопротивление со стороны персонала, и эти преобразования будут иметь высокие шансы на успех, если самое активное участие в них будут принимать высшие руководители организации. Важно, чтобы необходимость структурных преобразований была ясна всем и каждое нововведение было бы должным образом аргументировано. Руководители предприятия должны быть морально готовы к возможным сбоям в работе, к нарушениям привычных ритмов деятельности. Напоследок хотелось бы сказать, что управление организацией в наше динамическое время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости личности.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рис. 1. Функциональная структура управления
Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители
Рис. 2 Линейно-функциональная структура управления
Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные
подразделения; ОП - подразделения основного производства.
Рис. 3. Дивизиональная структура управления
Рис. 4 . Матричная структура управления, ориентированная на продукт
Рис. 5. Матричная структура управления по проектам
Список литературы
1. Басовский, Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. / Л.Е. Басовский. М.: Инфра, 2003. - 216 с.
2. Бирман Л.А. Общий менеджмент. – М.: Эсмо, 2009. – 322с.
3. Видияпина, В.И. Бакалавр экономики, Т.2. Хрестоматия. [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://lib.vvsu.ru/books/
4. Вклад отечественных ученых в разработку теории организации. [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://www.standard-company.
5. Илларионов А.В., Вопросы организационных отношений в служебной деятельности кадровых органов. Организационное развитие и управление. [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://www.hrm.ru/voprosy-
6. Кабкова, Е.Н. Шпаргалка по теории организации. [http://lib.rus.ec/b/204781/
7. Менеджмент, Д. Ямпoльcкaя, M. Зoниc. [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://www.inventech.ru/lib/
8. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. —4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономисть, 2005. — 670 с.
9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента», 1992г.
10. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2009 – 276 с.
11. Общий и специальный менеджмент/ Под обш. ред. А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухина. - М.: РАГС, 2000. – 235 с.
12. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов / Под ред. проф. Б.В. Прынина. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 272с.
13. Организационные отношения в системе менеджмента [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://brigantina.ucoz.com/
14. Орчаков О.А., Источники и базовые концепции теории организации: Учебный курс (учебно-методический комплекс). [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://www.e-college.ru/
15. Основы менеджмента, Г. Я. Гольдштейн [Эл. Ресурс]. – Точка доступа: http://exsolver.narod.ru/
16. Понятие организации, черты и виды. Образовательный портал Одри. [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://oodri.narod.ru/man1.
17. Проблемы российского менеджмента. Организационные процессы. [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://market-pages.ru/
18. Смирнов Э.А. Основы теории организации. М.: ЮНИТИ, 1998. – 373с.
19. Социальные организации. Характерные черты организации. Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков. [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://society.polbu.ru/
20. Способы совершенствования организационных коммуникаций. [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://bsmei.narod.ru/tr/
21. Теория, практика и искусство управления - Кнорринг В. И. [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://exsolver.narod.ru/
22. Туровец О.Г., Родионова В.Н. «Теория организации: Учеб. пособие», М.: ИНФРА-М 2003г.
23. Учебное пособие "Социология" 2003 г. [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://vor-stu.narod.ru/posob-
24. Черты и свойства организаций. [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://www.vuzlib.net/beta3/
25. Экономика и развитие предприятия «Системные свойства организации». [Электр. Ресурс]. – Точка доступа: http://www.kylbakov.ru/
2