Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:21, курсовая работа
Тема данной курсовой работы сформулирована исходя из реальной практической потребности. Вопросы распределения полномочий и ответственности вызваны внутренними противоречиями, когда с одной стороны, руководство осуществляется традиционными методами, с другой, в практику управления привносится нечто новое, вызванное активным становлением экономических взаимоотношений нового уровня. Однако большее внимание уделено все-таки проблеме ответственности, причем с точки зрения ее распределения, а не контроля, что является предшествующим этапом.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации управления
1.1 Понятие и сущность организации
1.2 Основные черты и свойства организации
1.3 Управление организацией
Глава 2. Организационные отношения, их типология и схемы
2.1 Понятие и сущность организационных отношений
2.2 Типы организационных структур
2.3 Пути повышения эффективности организационных отношений
Заключение
Приложения
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра менеджмента, финансов и права
А.В. Спринская, студентка гр. МО (с) – 91
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
курсовая работа
по специальности 080200 «Менеджмент»
Оценка_________________
Дата защиты___ _____2011 г.
_______Ю.А.Павлов
Хабаровск, 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты организации управления……………..…...…6
1.1 Понятие и сущность организации…………………………………......
1.2 Основные черты и свойства организации………………………….…8
1.3 Управление организацией……………………………………………
Глава 2. Организационные отношения, их типология и схемы…………...….18
2.1 Понятие и сущность организационных отношений……...…………18
2.2 Типы организационных структур………………………………….…20
2.3 Пути повышения эффективности организационных отношений …25
Заключение……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Управление организацией может быть представлено в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей наиболее эффективно.
Тема данной курсовой работы сформулирована исходя из реальной практической потребности. Вопросы распределения полномочий и ответственности вызваны внутренними противоречиями, когда с одной стороны, руководство осуществляется традиционными методами, с другой, в практику управления привносится нечто новое, вызванное активным становлением экономических взаимоотношений нового уровня. Однако большее внимание уделено все-таки проблеме ответственности, причем с точки зрения ее распределения, а не контроля, что является предшествующим этапом.
Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. Одной из форм проявления культуры организации является ее имидж, т.е. репутация, доброе имя, образ, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности под воздействием результатов деятельности, успехов или неуспехов организации. Его основой являются надежность, порядочность, гибкость, культура и социальная ответственность. Одной из составляющих является стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений персонала. Одним из важнейших условий эффективной работы любой организации являются высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы.
Целью данной курсовой работы является исследование организационных отношений в системе менеджмента.
Согласно поставленной цели задачами работы будут:
- осветить теоретические аспекты организации управления, такие понятия как «организация», «персонал» и управление им, «организационные отношения»;
- рассмотреть делегирование как один из аспектов организационных отношений в структуре управления
- проанализировать понятие организационных структур управления и дать их типологию;
- показать пути повышения эффективности организационных отношений.
Объектом исследования в данной работе являются организационные отношения в управлении.
Предметом исследования являются понятие и сущность организации, а также основные её черты и свойства. А также в качестве предмета рассмотрены понятие и сущность организационных отношений, понятие об организационных структурах, их типы, пути повышения эффективности организационных отношений.
Степень научной разработанности темы. Организационные отношения и их влияние на менеджмент организаций начинают исследоваться в рамках первых школ менеджмента, однако в центре внимания - лишь формальные организационные отношения.
Для формирования современных представлений об организационных отношениях и концепции управления ими имеют значение труды исследователей школы «человеческих отношений»: Э. Мейо, Ч. Барнарда и школы «науки о поведении»: Д. Мак-Грегора, К. Левина, Р. Лайкерта, А. Маслоу, Ф. Герцберга.
Большой вклад в исследование организационных отношений внесли современные зарубежные специалисты в области проблем менеджмента организаций М. Мескон, Ф. Хедоури, Р. Фалмер, С. Доннел и др.
Среди отечественных теоретиков, проводивших исследование в области организационных отношений в свете разработки проблем менеджмента, можно выделить E. Басовского, A. Гапоненко, B.И. Кноринга, О.А. Страхова, А.Г. Поршнева и др.
Некоторые аспекты обозначенных проблем исследованы в социально-психологическом либо в управленческом ключе. Социологический подход к исследованию данной проблемы свойственен А.И. Пригожину, Е.М. Бабосову, М.В. Удальцовой.
Теоретической основой работы послужили идеи и концептуальные представления, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых по общей теории управления, социологии управления, менеджмента, социальной психологии.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые составляют основную часть работы, и заключения. Во введении определены актуальность, цель, задачи исследования, объект и предмет исследования, рассмотрена степень изученности проблемы. В первой главе раскрыты понятие и сущность организации, показаны основные черты и свойства организации, проанализировано управление персоналом в организации, а также делегирование как часть структуры управления. Во второй главе рассмотрены понятие и сущность организационных отношений, организационная структура аппарата управления, типы организационных структур, а также пути совершенствования организационных отношений. В заключении приведены основные выводы по результатам проведенного исследования.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты организации управления
1.1. Понятие и сущность организации
Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров.
Понятие организации с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда "менеджмент" как наука выделился в самостоятельную область знаний, слово "организация" стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме). Т.е. под "организацией" следует понимать предприятие, фирму, учреждение, ведомство и иные трудовые формирования.
Из всего многообразия определений понятия "организация" можно выделить следующие:
1. Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.
2. Организация как совокупность (система) взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.
3. Организация как группа людей с общими целями.
Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям:
1) наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы;
2) наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;
3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Таким образом, организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Кроме этого, организация — это система, представляющая собой некую целостность, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Все хозяйствующие организации являются открытыми системами. Они не могут существовать автономно, закрыто. Для осуществления их деятельности необходимо взаимодействие с внешней средой и получение из нее ресурсов в виде рабочей силы, капитала, оборудования, сырья, энергии, информации и т.п. Ресурсы с помощью соответствующих технологий перерабатываются, преобразуются в продукцию и услуги, передаваемые во внешнюю среду.
Таким образом, в любой организации реализуются три ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, производство продукта и передача его во внешнюю среду.
Задача любой организации заключается в том, чтобы реализовать возможности внешней и внутренней среды. Организации должны постоянно реагировать на появление новых возможностей, быть адаптивными, гибкими и подвижными, чтобы суметь их реализовать.
Все организации отличаются друг от друга масштабами, организационно-правовыми формами, методами управления, технологиями и т.д.
Организация – это не только первичное хозяйственное звено в экономике, но и совокупность долговременных норм и правил построения и функционирования рациональных структур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достижение им установленных целей перспективного развития.
Организацию характеризуют следующие элементы:
1. Уровни организации:
мировая система;
народное хозяйство;
отрасли народного хозяйства;
объединения предприятий;
предприятия;
подразделения (цех, участок, отдел, служба и т.п.);
рабочее место.
2. Основные категории организации:
типы организации;
формы организации;
методы организации;
принципы организации.
Субъекты организации - персонал предприятия, осуществляющий производственную деятельность в соответствии со своими должностными обязанностями.
1.2 Основные черты и свойства организации
Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организаций характеристики. Обобщая вышесказанное, можно выделить такие общие черты организаций:
целевая природа, поскольку организации создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели. Организации представляют собой одновременно средство и инструмент обеспечения функции объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку.
наличие ресурсов: люди (работники), капитал, материалы, технология и информация. Члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам.
зависимость от внешней среды (экономических условий, общественных организаций, законодательных актов, конкурентов, техники, технологии, менталитета общества и тому подобное);
горизонтальное разделение труда (разделение работы на конкретные задачи);
подразделения, которые возникли в результате горизонтального разделения труда;
вертикальное разделение труда, направленное на координацию работы остальных людей, то есть осуществление как раз процесса управления. В вертикальных структурах всегда имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая система координирует функционирование горизонтальных структур. Построение организации по вертикали обеспечивает достижение единства целей, придает организации эффективность и стабильность функционирования.
необходимость управления;
осуществление определенных видов деятельности (производственной, торговой, научно-исследовательской и т.п.).
Представление организации как системы позволяет выделить ряд присущих ей общих свойств, наблюдаемых в организациях любой природы. К таким свойствам относятся:
целостность,
эмерджентность,
гомеостазис.
Любую организацию можно рассматривать как интегрированное целое, в котором каждый структурный элемент занимает строго определенное место. Элементы набора могут действовать только вместе друг с другом, в противном случае эффективность их деятельности резко снижается.
Понятие целостности (связности, единства целого) неразрывно связано с понятием эмерджентности. Эмерджентностью называется наличие качественно новых свойств целого, отсутствующих у его составных частей. Это означает, что свойства целого не являются простой суммой свойств составляющих его элементов, хотя и зависят от них. С другой стороны, объединяемые в систему (целое) элементы могут терять свойства, присущие им вне системы, или приобретать новые.