Организационные отношения в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы сформулирована исходя из реальной практической потребности. Вопросы распределения полномочий и ответственности вызваны внутренними противоречиями, когда с одной стороны, руководство осуществляется традиционными методами, с другой, в практику управления привносится нечто новое, вызванное активным становлением экономических взаимоотношений нового уровня. Однако большее внимание уделено все-таки проблеме ответственности, причем с точки зрения ее распределения, а не контроля, что является предшествующим этапом.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации управления
1.1 Понятие и сущность организации
1.2 Основные черты и свойства организации
1.3 Управление организацией
Глава 2. Организационные отношения, их типология и схемы
2.1 Понятие и сущность организационных отношений
2.2 Типы организационных структур
2.3 Пути повышения эффективности организационных отношений
Заключение
Приложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

Организационные отношения в менеджменте.doc

— 226.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра менеджмента, финансов и права

 

 

А.В. Спринская, студентка  гр. МО (с) – 91

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

 

курсовая работа

по специальности 080200 «Менеджмент»

 

Оценка_________________                                            Научный руководитель:

Дата защиты___ _____2011 г.                                       канд. ист. наук, доцент

_______Ю.А.Павлов

 

 

 

 

Хабаровск, 2011

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретические аспекты организации управления……………..…...…6

1.1 Понятие и сущность организации…………………………………......6

1.2 Основные черты и свойства организации………………………….…8

1.3 Управление организацией……………………………………………11

Глава 2. Организационные отношения, их типология и схемы…………...….18

2.1 Понятие и сущность организационных отношений……...…………18

         2.2 Типы организационных структур………………………………….…20

          2.3 Пути повышения эффективности организационных отношений …25

Заключение…………………………………………………………………….…33

Приложения…………………………………………………………………...…37

Список литературы………………………………………………………………40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Управление организацией может быть представлено в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей наиболее эффективно.

Тема данной курсовой работы сформулирована исходя из реальной практической потребности. Вопросы распределения полномочий и ответственности вызваны внутренними противоречиями, когда с одной стороны, руководство осуществляется традиционными методами, с другой, в практику управления привносится нечто новое, вызванное активным становлением экономических взаимоотношений нового уровня. Однако большее внимание уделено все-таки проблеме ответственности, причем с точки зрения ее распределения, а не контроля, что является предшествующим этапом.

Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. Одной из форм проявления культуры организации является ее имидж, т.е. репутация, доброе имя, образ, складывающийся у кли­ентов, партнеров, общественности под воздействием результатов деятельности, успехов или неуспехов организации. Его ос­новой являются надежность, порядочность, гибкость, культура и соци­альная ответственность. Одной из составляющих является стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений персонала. Одним из важнейших условий  эффективной работы любой организации являются высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы.

Целью данной курсовой работы является исследование организационных отношений в системе менеджмента.

Согласно поставленной цели задачами работы будут:

- осветить теоретические аспекты организации управления, такие понятия как «организация», «персонал» и управление им, «организационные отношения»;

- рассмотреть делегирование как один из аспектов организационных отношений в структуре управления

- проанализировать понятие организационных структур управления и дать их типологию;

- показать пути повышения эффективности организационных отношений.

Объектом исследования в данной работе являются организационные отношения в управлении.

Предметом исследования являются понятие и сущность организации, а также основные её черты и свойства. А также в качестве предмета рассмотрены понятие и сущность организационных отношений, понятие об организационных структурах, их типы, пути повышения эффективности организационных отношений.

Степень научной разработанности темы. Организационные отношения и их влияние на менеджмент организаций начинают исследоваться в рамках первых школ менеджмента, однако в центре внимания - лишь формальные организационные отношения.

Для формирования современных представлений об организационных отношениях и концепции управления ими имеют значение труды исследователей школы «человеческих отношений»: Э. Мейо, Ч. Барнарда и школы «науки о поведении»: Д. Мак-Грегора, К. Левина, Р. Лайкерта, А. Маслоу, Ф. Герцберга.

Большой вклад в исследование организационных отношений внесли современные зарубежные специалисты в области проблем менеджмента организаций М. Мескон, Ф. Хедоури, Р. Фалмер, С. Доннел и др.

Среди отечественных теоретиков, проводивших исследование в области организационных отношений в свете разработки проблем менеджмента, можно выделить E. Басовского, A. Гапоненко, B.И. Кноринга, О.А. Страхова, А.Г. Поршнева и др.

Некоторые аспекты обозначенных проблем исследованы в социально-психологическом либо в управленческом ключе. Социологический подход к исследованию данной проблемы свойственен А.И. Пригожину, Е.М. Бабосову, М.В. Удальцовой.

Теоретической основой работы послужили идеи и концептуальные представления, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых по общей теории управления, социологии управления, менеджмента, социальной психологии.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые составляют основную часть работы, и заключения. Во введении определены актуальность, цель, задачи исследования, объект и предмет исследования, рассмотрена степень изученности проблемы. В первой главе раскрыты понятие и сущность организации, показаны основные черты и свойства организации, проанализировано управление персоналом в организации, а также делегирование как часть структуры управления. Во второй главе рассмотрены понятие и сущность организационных отношений, организационная структура аппарата управления, типы организационных структур, а также пути совершенствования организационных отношений. В заключении приведены основные выводы по результатам проведенного исследования.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты организации управления

1.1.           Понятие и сущность организации

Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятель­ность менеджеров.

Понятие организации с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда "менед­жмент" как наука выделился в самостоятельную область знаний, слово "организация" стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме). Т.е. под "организацией" следует понимать предприятие, фирму, учреж­дение, ведомство и иные трудовые формирования.

Из всего многообразия определений понятия "организация" можно выделить следующие:

1. Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.

2. Организация как совокупность (система) взаимоотноше­ний, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.

3. Организация как группа людей с общими целями.

Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям:

1)  наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы;

2) наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), ко­торую принимают как общую все члены данной группы;

3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Таким образом, организация - это группа людей, деятель­ность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Кроме этого, организация — это система, представляющая собой некую целост­ность, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Все хозяйствующие организации являются открытыми система­ми. Они не могут существовать автономно, закрыто. Для осуществления их деятельности необходимо взаимодействие с внешней средой и получе­ние из нее ресурсов в виде рабочей силы, капитала, оборудования, сырья, энергии, информации и т.п. Ресурсы с помощью соответствующих техно­логий перерабатываются, преобразуются в продукцию и услуги, пере­даваемые во внешнюю среду.

Таким образом, в любой организации реализуются три ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, производство продукта и передача его во внешнюю среду.

Задача любой организации заключается в том, чтобы реализовать возможности внешней и внутренней среды. Организации должны постоянно реаги­ровать на появление новых возможностей, быть адаптивными, гибкими и подвижными, чтобы суметь их реализовать.

Все организации отличаются друг от друга масштабами, органи­зационно-правовыми формами, методами управления, технологиями и т.д.

Организация – это не только первичное хозяйственное звено в экономике, но и совокупность долговременных норм и правил построения и функционирования рациональных струк­тур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достижение им установленных целей перспективного раз­вития.

Организацию характеризуют следующие элементы:

1. Уровни организации:

      мировая система;

      народное хозяйство;

      отрасли народного хозяйства;

      объединения предприятий;

      предприятия;

      подразделения (цех, участок, отдел, служба и т.п.);

      рабочее место.

2. Основные категории организации:

      типы организации;

      формы организации;

      методы организации;             

      принципы организации.

Субъекты организации - персонал предприятия, осуще­ствляющий производственную деятельность в соответствии со своими должностными обязанностями.

 

1.2 Основные черты и свойства организации

Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организаций характеристики. Обобщая вышесказанное, можно выделить такие общие черты организаций:

      целевая природа, поскольку организации создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели. Организации представляют собой одновременно средство и инструмент обеспечения функции объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку.

      наличие ресурсов: люди (работники), капитал, материалы, технология и информация. Члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам.

      зависимость от внешней среды (экономических условий, общественных организаций, законодательных актов, конкурентов, техники, технологии, менталитета общества и тому подобное);

      горизонтальное разделение труда (разделение работы на конкретные задачи);

      подразделения, которые возникли в результате горизонтального разделения труда;

      вертикальное разделение труда, направленное на координацию работы остальных людей, то есть осуществление как раз процесса управления. В вертикальных структурах всегда имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая система координирует функционирование горизонтальных структур. Построение организации по вертикали обеспечивает достижение единства целей, придает организации эффективность и стабильность функционирования.

      необходимость управления;

      осуществление определенных видов деятельности (производственной, торговой, научно-исследовательской и т.п.).

Представление организации как системы позволяет выделить ряд присущих ей общих свойств, наблюдаемых в организациях любой природы. К таким свойствам относятся:

      целостность,

      эмерджентность,

      гомеостазис.

Любую организацию можно рассматривать как интегрированное целое, в котором каждый структурный элемент занимает строго определенное место. Элементы набора могут действовать только вместе друг с другом, в противном случае эффективность их деятельности резко снижается.

Понятие целостности (связности, единства целого) неразрывно связано с понятием эмерджентности. Эмерджентностью называется наличие качественно новых свойств целого, отсутствующих у его составных частей. Это означает, что свойства целого не являются простой суммой свойств составляющих его элементов, хотя и зависят от них. С другой стороны, объединяемые в систему (целое) элементы могут терять свойства, присущие им вне системы, или приобретать новые.

Информация о работе Организационные отношения в менеджменте