Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:04, доклад
В процессе разработки и принятия управленческих решений необходимо не только понимать сущность и этапы этого процесса, но и учитывать его организационные аспекты, в том числе иметь представление об уровнях принятия управленческих решений. М.Вудкок и Д.Фрэнсис выделяют четыре уровня принятия решения, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки:
1.Рутинный уровень - решения, принимаемые на этом уровне, представляют собой обычные повседневные решения. Как правило, у менеджера имеется определенная программа, как распознать ситуацию, какое решение принять. В этом случае менеджер ведет себя, как компьютер. Функция его заключается в том, чтобы «почувствовать» и идентифицировать ситуацию, а после этого взять на себя ответственность за начало определенных действий. Ключевые навыки: неукоснительное следование процедуре ,разумная оценка ситуации, гуманное лидерство ,контроль, мотивация.
Ответственность менеджера может быть внутрифирменной (перед учредителями, вышестоящими менеджерами, персоналом) или внешней(перед органами власти, общественностью).
Внутрифирменная ответственность может быть административной - это выговор, перевод на другую работу, и экономической-для обеспечения возможности такой ответственности, вводятся специальные системы оплаты труда-оклад плюс % от прибыли. Внутрифирменная ответственность может существенно изменить карьерные, материальные перспективы менеджера.
Внешняя ответственность может быть трех видов:
Юридическая ответственность
может иметь уголовный и
Пример:
Типография «Анохинка» была полиграфкомбинатом с соответствующими объемами и масштабами производства. Работала она не столько на Карелию, сколько на Москву и Санкт-Петербург. Заказы приносили очень неплохой доход. До недавнего времени в нем выходили почти все республиканские газеты,типография держалась на плаву, однако в последние годы из-за высоких цен на газетную продукцию многие карельские издания ушли в другие типографии.
Еще одним серьёзным ударом по финансовому состоянию типографии имени Анохина стало решение советов директоров о том, что предприятию необходима дорогая печатная машина. Оборудование было не по карману типографии, но печатный станок стоимость 48 миллионов рублей все-таки купили. На это дело банк «Онего» выдал предприятию кредит. Руководство типографии думало, что они смогут рассчитаться с займом. Этого не произошло.
Типография смогла выплатить только половину кредита, остаток повис мертвым грузом на предприятии. Типография находилась на грани банкротства. Неправильно принятое решение привлекло к уголовной ответственности руководителей типографии, которые так и не смогли расплатиться с кредитом.
Социальная ответственность. Социальная ответственность является свойством (чертой) характера личности. Ответственность личности – это черта характера, приобретаемая путем воспитания и учета моральных норм общества. Два этапа развития ответственности личности: овладение практическими правилами и осознание правил.
I этап. Овладение практическими правилами состоит из четырех стадий:
II этап. Осознание правил состоит из трех стадий:
Моральная ответственность-состоит в следовании нормам человеческих отношений. На этот тип ответственности менеджмента влияние оказывают культурные, религиозные и другие особенности среды, в которой осуществляется менеджмент.
Пример:
Предприятие «Fabio» работает 2 года; оно активно развивается постоянно, увеличивает парк полиграфической техники, увеличивает производственные мощности, предоставляет на рынке почти полный спектр полиграфических услуг. Основной оборот компании складывается из единичных, мелко тиражных заказов (1000 экземпляров).
Особой активностью, профессионализмом среди менеджеров отличается Иван Иванович. Ему удалось «зацепить» в качестве заказчика довольно крупный ежемесячный журнал тиражом 50 тысяч экземпляров и у него сложились довольно тесные отношения с редактором оформления журнала Василием Петровичем, отвечавшим за выпуск журнала.
Первые 6 выпусков, которые печатались в течение полугода, прошли успешно.На 7-м месяце их совместной работы Василий Петрович сильно затянул с версткой журнала, и номер готовился в авральном режиме, хотя деньги были проплачены вовремя. Макет Василий Петрович в последний момент переслал по электронной почте, сказав, что на цветопробы времени нет, что макет необходимо срочно запускать на печать, а времени подъехать подписать макет у него нет.Кроме того, файлы практически не отличаются по цветам от тех, которые печатались ранее, а если и будут какие-то расхождения, претензий не будет. Он все согласует, но печатать надо срочно, т.к. сроки сильно поджимают.
Иван Иванович понимал, что идет на риск, но он учитывал личные отношения с ВасилиемПетровичем и тот факт, что один раз он уже верил на слово и печатал с макетом без подписи, которую Василий Петрович ставил задним числом. Когда номер вышел из печати,он попал в руки основному рекламодателю журнала, который устроил скандал из-за того, что цвета в его рекламе оказались, по его мнению, гораздо менее сочными, чем в предыдущих выпусках. Василий Петрович свалил вину на типографию, сказав, что ему никто не дал на подпись печатную версию макета и что никакой устной договоренности с Иваном Ивановичем не было.
Журнал потребовал у типографии перепечатки всего тиража ивозмещения материального ущерба, в противном случае грозя прервать работу с этой типографией.Доверчивость менеджерапривела огромным убыткам типографию, и он понес ответственность в виде вычета из заработной платы расходов на перепечатку тиража.
Таким образом, управленческое решение должно приниматься в правовом поле, а ответственность должна распределяться между руководством и исполнителями с учетом законодательных и нормативно-правовых актов, а также социально-этических норм.
2.4.Учет интересов
участников при организации
Каждое управленческое решение преследует вполне определенные цели, использует определенные ограниченные ресурсы и т.п. Поэтому реализация любого управленческого решения изменяет баланс власти, порядок распределения ресурсов, степень самореализации индивидуума и т.п.
В силу того что люди преследуют разные цели, по-разному воспринимают ситуацию, получают различное вознаграждение за труд, в организациях в процессе разработки и реализации управленческих решений возникают конфликты. Конфликт может снижать эффективность, блокировать выполнение решения, увеличивать затраты на его выполнение, улучшать решение, повышать риски, поэтому важно при разработке управленческого решения прогнозировать конфликты и предусматривать меры по их разрешению.
При разработке и принятии
управленческого решения
сторонами;
Разработка и принятие решения управленческих решений с учетом интересов участников позволяет в значительной степени избежать конфликтов или снизить вероятность их возникновения.
Пример:
Коллектив в типографии «Глобус» небольшой, дружный, сработанный. Вместе нередко проводит досуг. Работа была построена так, что соперничать не приходилось. Типография каждый год вносит какие-то новшества в производство, меняет ассортимент, развивается.
А в этом
году нововведения затронули
и процесс работы персонала,
руководство приняло решение
до конца, не продумав
С каждым
подсчетом баллов в конце
Со временем ситуация заставляла задуматься руководство, верно ли было принято решение, ведь некогда дружный коллектив разваливался на глазах, сотрудники шли на работу без особого желания видеть друг друга.
Информация о работе Организационные аспекты принятия управленческих решений