Организационная структура предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 02:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного проекта является закрепление теоретических знаний по курсу «Основы менеджмента» и выработка практических навыков в области проектирования структур управления организацией и формирование основных документов, регламентирующих ее деятельность.
В современном мире термин менеджмент употребляется для определения различных понятий. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения целей этих организаций. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности. И, в-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ 6
2. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ 15
2.1 Обозначение типа организационной структуры управления 15
3. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ 16
3.1 Формирование структуры управления маркетинговой службой: 16
3.2 Формирование структуры управления экономической службой 23
3.3 Формирование структуры управления исполнительной дирекцией и службы работы с персоналом 37
3.4 Формирование структуры управления научно-исследовательской службы: 50
4. ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 57
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 58
6. РАЗРАБОТКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ 67
ВЫВОДЫ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 15 .doc

— 527.00 Кб (Скачать)

 

Определяем среднюю арифметическую оценку сложности одной работы, принимая за условие, что их сложность одинакова:

= 1000/29= 34,5

где Оср – средняя арифметическая оценка сложности работы

і – порядковый номер работы;

Оі – оценка сложности і-й работы;

N – общее количество работ.

 

 

 

 

Рисунок 2 - Долевое  распределение трудоемкости всего объема управленческих работ маркетингового отдела с указанием коэффициентов  сложности.

Предположим, что в маркетинговом отделе два подотдела, работающих в одну смену, и, следовательно, в структуре управления отделом имеется как минимум два линейных руководителя: начальник маркетингового отдела (заместитель директора предприятия по маркетингу) и заместитель начальника маркетингового отдела.

Определим относительную долю времени каждого подотдела или должностного лица:

1. Начальник отдела маркетинга:              0,34∙34 = 11,56

2. Аналитическое бюро:                             0,36∙36 = 12,96

3. Бюро рекламы и выставок:                      0,3∙30 = 9

По отношению к начальнику маркетингового отдела в каждом бюро должно быть:

1. Аналитическое бюро: 12,96/11,56 = 1,12 = 2 человека

2. Бюро рекламы и выставок: 9/11,56 = 0,78 = 1 человек

Необходимо произвести такие изменения:

- Объединить аналитическое бюро и бюро рекламы и выставок под руководство одного начальника;

Следовательно, после таких изменений мы получим следующую структуру управления  маркетинговым отделом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Формирование структуры управления экономической службой

 

 

 

 

 

 

Структура управления экономической службой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функциональный анализ деятельности экономической службы

Наименование

основных функций

Процент

времени

Балл

сложности

Наименование

основных функций

Процент

времени

Балл

сложности

1

2

3

4

5

6

1. Начальник экономического отдела

1. Управление

 

80

1. Руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленном на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов предприятия с целью достижения наибольшей эффективности работы на предприятии.

2. Руководство проведения экономического анализа всех видов деятельности предприятия, разработкой мероприятий по эффективному использованию капитальных вложений, повышению конкурентоспособности предоставляемых услуг, производительности труда, снижению издержек на предоставление услуг, увеличению прибыли, устранению потерь.

3. Методическое руководство работы по учету а анализу результатов предоставляемых услуг, разработка рациональной учетной документации.

45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

2.Организация

 

55

1. Организация проведения погрузочно-разгрузочных работ на складе с соблюдением правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защите.

2. Организация разработки прогрессивных плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат, тарифов на услуги с учетом спроса и предложения  и с целью обеспечения запланированного объема прибыли, составление нормативных калькуляций услуг и контроль за внесением в них текущих изменений планово-расчетных цен на основные виды сырья, материалов, используемых в предоставлении услуг.

3. Организация подготовки периодической отчетности в установленные сроки, систематизации статистических материалов.

4. Организация разработки унифицированной документации, экономических стандартов, внедрение средств механизированной и автоматизированной обработки плановой и учетной информации.

15

 

 

 

 

 

 

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

10

3. Разработка

 

 

 

 

 

 

35

1. Разработка стратегий предприятия с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям.

2. Разработка методических материалов по технико-экономическому планированию деятельности подразделений предприятия, расчету экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организационно-технических мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности оказываемых услуг.

60

 

 

 

 

 

 

 

40

19

 

 

 

 

 

 

 

16

4. Контроль

 

40

1. Контроль за работой всех отделов, анализ их деятельности

2. Контроль за ведением учета складских операций, установленной отчетности.

3. Контроль за выполнением подразделениями предприятия плановых заданий, а также статистический учет по всем технико-экономическим показателям работы предприятия.

4. Обеспечивает сохранность складируемых товарно-материальных ценностей, соблюдение режимов хранения, правил оформления и сдачи приходно-расходных документов.

20

 

 

18

 

 

37

 

 

 

 

 

 

 

25

 

10

 

 

10

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

Итого по руководителю в целом

20

200

 

 

 

2. Планово-экономическое бюро

1.Планирование

 

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Планирование объемов капитальных вложений и операционных средств для централизованной оплаты инвентаря на основе заявок технических подразделений предприятия.

2. Планирование предложений, обоснований и расчетов по затратам на проведение научно-исследовательских, опытных работ и разработок, капитального ремонта зданий и сооружений, доведение планов затрат до финансового отдела.

3. Планирование анализа действующих структур управления предприятия и подготовки предложений по их дальнейшему развитию.

40

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

30

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45

 

 

 

 

2. Организация

 

 

250

1. Организация составления нормативных калькуляций услуг и контроль за внесением в них текущих изменений планово-расчетных цен на основные виды сырья, материалов.

2. Организация комплексного анализа всех видов деятельности предприятия.

3. Определение лимитов капитальных вложений.

4. Организация и координация исследований для определения повышения конкурентоспособности оказываемых услуг и разработка соответствующих мероприятий на основе полученных результатов.

5. Организация обмена опытом экономической работы, проведение семинаров-совещаний по повышению квалификации работников финансово-экономических подразделений предприятия и сторонних организаций.

20

 

 

 

 

 

 

25

 

 

20

 

15

 

 

 

 

 

 

 

20

50

 

 

 

 

 

 

70

 

 

30

 

50

 

 

 

 

 

 

 

50

3. Разработки

 

100

1. Разработка и подготовка к утверждению проектов перспективных и текущих планов экономической деятельности и развития предприятия.

2. Разработка прогнозов экономического развития предприятия в соответствии с потребностями рынка.

3. Разработка плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат, тарифов на услуги с учетом спроса и предложения и с целью обеспечения запланированного объема прибыли.

4. Разработка мероприятий по эффективному использованию капитальных вложений.

5. Разработка мероприятий по повышению производительности труда, снижению издержек, увеличению прибыли, устранению потерь и непроизводительных расходов.

6. Разработка мер по обеспечению режима экономии, снижению издержек, выявление возможности дополнительного оказания услуг.

7. Разработка экономических нормативов затрат на осуществление деятельности предприятия и представление их для согласования в финансовый отдел, корректировки их с учетом инфляционных процессов.

8. Разработка и доведение до структурных подразделений предприятия прогнозируемых объемов оказания услуг в увязке с объемами финансирования.

9. Разработка планов операционных затрат на осуществление деятельности предприятия по источникам финансирования на год и по кварталам.

10. Разработка и согласование с финансовым отделом и главной бухгалтерией расчетов по мобилизации собственных средств.

10

 

 

 

 

 

10

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

10

8

 

 

 

 

 

7

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

Итого по группе в целом

38

450

 

 

 

3. Бюро статистики

1. Организация

 

75

1. Статистический учет по всем производственным и технико-экономическим показателям работы предприятия, систематизация статистических материалов.

2.Подготовка статистической отчетности в установленные сроки.

80

 

 

 

 

 

20

 

60

 

 

 

 

 

40

 

 

2. Разработки

 

 

25

1. Разработка методических материалов по технико-экономическому планированию деятельности предприятия, расчету экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, проведению организационно-технических мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности услуг.

2. Разработка унифицированной документации, экономических стандартов механизированной и автоматизированной плановой и учетной документации.

45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Итого по группе в целом

17

100

 

 

 

4. Валютно-финансовое бюро

1.Управление

 

70

1. Управление движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами, в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов.

2. Управление активами предприятия, определение их оптимальной структуры, подготовка предложений по замене, ликвидации активов.

60

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

40

 

 

 

 

 

 

 

 

30

2. Организация

 

125

1. Подготовка материалов для составления бизнес-плана предприятия.

2. Определение и реализация инвестиционной политики, участие в работе по изысканию дополнительных инвестиционных и финансовых ресурсов.

3. Взаимодействие с кредитными учреждениями по вопросам предоставления кредитных ресурсов.

4. Организация работы по заключению договоров о предоставлении кредитов.

5. Организация работы по перечислению платежей и взносов по налогам и сборам в местный бюджет, государственные внебюджетные опциальные фонды.

15

 

 

25

 

 

 

 

 

20

 

 

 

20

 

 

20

 

 

15

 

 

30

 

 

 

 

 

20

 

 

 

25

 

 

10

 

 

3. Разработки

 

55

1. Разработка финансовой стратегии предприятия и базы для его финансовой устойчивости.

2. Разработка прогнозных балансов и бюджетов денежных средств.

3. Разработка прогнозов ожидания прибыли, расчет налога на прибыль, составление планов распределения прибыли на год и по кварталам.

4. Разработка стратегии вывода ценных бумаг предприятия на фондовый рынок с определением издержек использования различных фондовых инструментов.

5. Разработка и утверждение плана капительных вложений.

6. Разработка валютной политики предприятия.

7. Разработка предложений по уменьшению финансовых рисков и программ по страхованию.

8. Разработка мер по обеспечению прозрачности финансового состояния предприятия (на основе совершенствования управленческого учета, переходы на международные стандарты бухгалтерского учета).

 

 

 

13

 

 

 

10

 

 

10

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

10

 

 

10

 

17

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

5

 

 

5

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

5

 

 

5

 

5

 

 

 

5

Итого по группе в целом

25

250

 

 

 

Итого по службе

100%

1000

 

 

 

 

Определяем среднюю арифметическую оценку сложности одной работы, принимая за условие, что их сложность одинакова:

= 1000/50 = 20

 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Долевое  распределение трудоемкости всего объема управленческих работ экономической службы предприятия.

Предположим, что в экономической службе имеется три подотдела, работающих в одну смену, и, следовательно, в структуре управления отделом имеется как минимум три  линейных руководителя: начальник планово-экономического отдела, начальник отдела статистики и начальник валютно-финансового отдела.

Определим относительную долю времени каждого подотдела или должностного лица:

1. Начальник экономического отдела: 0,2∙20 = 4 

2. Планово-экономическое бюро:        0,38∙38 = 14,4

3. Бюро статистики:                               0,17∙17 = 2,89

4. Валютно-финансовое бюро:             0,25∙25 = 6,25

По отношению к начальнику отдела в каждом подотделе (бюро) должно быть:

1. Планово-экономическое бюро: 14,4/4 = 3,6 = 4 человека

2. Бюро статистики:                        2,89/4 = 0,7 = 1 человек

3. Валютно-финансовое бюро:      6,25/4 = 1,56 = 2 человека.

Необходимо произвести такие изменения:

- Объединить бюро статистики и валютно-финансовое бюро под руководство одного начальника;

Следовательно, после таких изменений мы получим следующую структуру управления  экономического отдела:

 

 

 

 

 

 

3.3 Формирование структуры управления исполнительной дирекцией и службы работы с персоналом

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура исполнительной дирекции и службы работы с персоналом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функциональный анализ работ исполнительной дирекции и службы работы с персоналом:

Наименование

основных функций

Процент

времени

Балл

сложности

Наименование

основных функций

Процент

времени

Балл

сложности

1

2

3

4

5

6

1. Начальник отдела

1. Управление

 

80

1. Управление предпринимательской деятельностью предприятия, направленной на удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли, за счет стабильного функционирования, поддержания деловой репутации и в соответствии с предоставленными полномочиями и выделенными ресурсами.

2. Руководство подчиненными ему работниками.

75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

2. Контроль и анализ

 

80

1. Контроль над разработкой и реализацией бизнес-планов и коммерческих условий, заключаемых соглашений, договоров и контрактов, оценка степени возможности риска.

2. Анализ организационно-технических, экономических и социально-психологических проблем в целях стимулирования предоставления услуг, повышения качества и конкурентоспособности услуг, экономного и эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

3. Анализ спроса на оказываемые услуги, прогноз и мотивация сбыта посредством изучения и оценки потребностей клиентов.

40

 

 

 

 

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

30

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

3. Организация

 

65

1. Организация подбора и расстановки кадров, мотивация их профессионального развития, оценка и стимулирование качества труда.

2. Организация связей с деловыми партнерами, системы сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом.

3. Организация роста прибыльности, конкурентоспособности и качество оказываемых услуг, повышения эффективности труда.

4. Организация координации деятельности в рамках определенного направления, анализ ее эффективности, принятие решения по наиболее рациональному использованию выделенных ресурсов.

5. Привлечение к решению задач консультантов и экспертов по различным вопросам.

25

 

 

 

 

20

 

 

 

 

30

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

15

25

 

 

 

 

10

 

 

 

 

15

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

10

4. Разработка

 

35

1. Разработка инновационной и инвестиционной деятельности, рекламной стратегии, связанной с дальнейшим развитием предпринимательской или коммерческой деятельности.

100

50

Итого по руководителю в целом

32

260

 

 

 

2. Отдел кадров

1. Организация

 

140

1. Комплектование предприятия кадрами рабочих, служащих и специалистов требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с целями, стратегией и профилем предприятия, изменяющимися внешними и внутренними условиями его деятельности.

2. Формирование и ведение банка данных о количественном и качественном составе кадров.

3. Подбор и отбор работников совместно с руководителями заинтересованных подразделений и внесение соответствующих предложений об их назначении на указанные должности, оформление приказов о приеме на работу и другой необходимой для этого документации.

4. Информирование работников внутри предприятия об имеющихся вакансиях, использование СМИ для помещения объявлений о найме работников.

5. Оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами руководителя предприятия.

6. Учет личного состава.

7. Выдача справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников.

8. Прием, заполнение, хранение и выдача трудовых книжек.

9. Расстановка кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств.

10. Организация проведения аттестации работников предприятия, ее методическое и информационное обеспечение, участие в анализе результатов аттестации, осуществление постоянного контроля за ходом выполнения решений аттестационной комиссии.

11. Обеспечение социальных гарантий трудящихся в области занятости, соблюдения порядка трудоустройства и переобучения высвобождающихся работников, предоставления им установленных льгот и компенсаций.

12. Составление графиков отпусков, учет использования работниками отпусков, оформление очередных отпусков в соответствии с утвержденными графиками.

13. Организация табельного учета.

5

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

5

5

 

 

10

 

20

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

5

10

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

5

5

 

 

10

 

20

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

10

2. Контроль и анализ

 

50

1. Контроль над правильностью расстановки работников и использования их труда в структурных подразделениях предприятия.

2. Контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях предприятия и соблюдением работниками правил внутреннего распорядка.

55

 

 

 

 

45

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

3. Разработки

 

100

1. Разработка кадровой политики и стратегии предприятия.

2. Разработка прогнозов, определение текущей потребности в кадрах и источниках ее удовлетворения на основе изучения рынка труда.

3. Разработка предложений о приеме на работу по конкурсу в соответствии с порядком, установленным законодательством, подготовка и организация работы конкурсной комиссии.

35

 

25

 

 

 

 

40

 

 

 

 

 

 

 

30

 

30

 

 

 

 

40

 

 

 

 

Итого по группе  

23

290

 

 

 

3. Бухгалтерия

 

1. Организация

 

120

1.Формирование учетной политики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.

2. Организация работы по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций.

3. Обеспечение порядка проведения инвентаризации.

4. Организация бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля.

5. Формирование и своевременное предоставлений полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах.

6. Составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости выполняемых услуг.

7. Обеспечение расчетов по заработной плате.

8. Составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

9. Рассмотрение и визирование договоров и соглашений, заключаемых предприятием на получение или отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение услуг, а также приказов и распоряжений об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате, положении о премировании.

10

 

 

 

8

 

 

 

 

 

7

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

16

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

10

15

 

 

 

15

 

 

 

 

 

20

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

10

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

2. Контроль и анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Разработки

 

110

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

70

1. Контроль за проведением хозяйственных операций.

2. Контроль правильности расходования фонда заработной платы, установления должностных окладов, строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины.

3. Контроль соблюдения правил проведения инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств.

4. Контроль взыскания в установленные сроки дебиторской и погашения кредиторской задолженности, соблюдения платежной дисциплины.

 

 

 

1. Разработка форм документов внутренней бухгалтерской отчетности.

2. Разработка и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.

3. Разработка и внедрение рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.

30

 

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38

 

 

 

37

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

25

 

 

 

 

 

25

Итого по группе

33

300

 

 

 

4. Канцелярия

1. Организация

 

50

1. Ведение делопроизводства на предприятии.

2. Обеспечение своевременной обработки поступающей и отправляемой корреспонденции, ее доставка по назначению.

3. Организация работы по регистрации, учету, хранению  и передаче в соответствующие структурные подразделения документов текущего делопроизводства, в том числе приказов и распоряжений руководства.

4. Формирование дел и их сдача на хранение.

5. Организация поиска и подготовки инструктивных и справочных материалов, необходимых для организации делопроизводства на предприятии.

6. Составление отчетов, справок, сводок по результатам контроля за исполнением.

7. Выполнение копировальных и множительных работ.

15

 

20

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

15

 

10

 

 

 

 

10

 

 

10

8

 

7

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

9

 

6

 

 

 

 

10

 

 

5

2. Контроль и анализ

 

70

1. Контроль над сроками исполнения документов, их правильным оформлением.

2. Руководство делопроизводством в подразделениях предприятия, контроль за правильным формированием, хранением и своевременной сдачей дел в архив.

60

 

 

40

40

 

 

30

3. Разработки

 

30

1. Разработка инструкций по делопроизводству на предприятии и их внедрение.

2. Разработка предложений по установлению исполнительской дисциплины, по исполнению структурными подразделениями поручений, о заслушивании на совещаниях руководителей структурных подразделений и отдельных специалистов, допускающих просрочку в исполнении решений поручений.

3. Разработка и обеспечение режима доступа к документации и использования информации, содержащейся в ней.

4. Разработка и внедрение новых технологических процессов работы с документами, совершенствование автоматизированных систем и технологий.

5. Разработка и организация мероприятий по улучшению деятельности канцелярии.

6. Разработка мероприятий по защите информации, составляющей государственную, коммерческую и служебную тайну.

10

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

20

 

 

 

 

10

 

 

25

6

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

5

 

 

 

 

3

 

 

6

Итого по группе  

12

150

 

 

 

Итого по службе

100%

1000

 

 

 

 

Определяем среднюю арифметическую оценку сложности одной работы, принимая за условие, что их сложность одинакова:

= 1000/60 = 16,7.

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 - Долевое  распределение трудоемкости всего объема управленческих работ исполнительной дирекции и службы работы с персоналом с указанием коэффициентов  сложности

Предположим, что в исполнительной дирекции и службы работы с персоналом имеется три подотдела, работающих в одну смену, и, следовательно, в структуре управления отделом имеется как минимум три линейных руководителя: начальник отдела кадров, начальник бухгалтерии и начальник канцелярии.

Определим относительную долю времени каждого подотдела или должностного лица:

1. Начальник отдела исполнительной дирекции и службы работы с персоналом:                                                0,32∙32 = 10,24

2. Отдел кадров:                        0,23∙23 = 5,29

3. Бухгалтерия:                         0,33∙33 = 10,89

4. Канцелярия:                           0,12∙12 = 1,44

По отношению к начальнику отдела в каждом подотделе должно быть:

1. Отдел кадров: 5,29/10,24 = 0,52 =  1 человек

2. Бухгалтерия: 10,89/10,24 = 1,06 = 2 человека

3. Канцелярия:  1,44/10,24 = 0,14 = 1 человек.

Необходимо произвести такие изменения:

- объединить отдел кадров и канцелярию под руководство одного начальника;

- бухгалтерию оставить без изменений, так как она выполняет специфические функции.

Следовательно, после таких изменений мы получим следующую структуру управления  отдела исполнительной дирекции и службы работы с персоналом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4 Формирование структуры управления научно-исследовательской службы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура управления научно-исследовательской службой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функциональный анализ работ транспортной службы:

Наименование

основных функций

Процент

времени

Балл

сложности

Наименование

основных функций

Процент

времени

Балл

сложности

1

2

3

4

5

6

1. Заведующий научно-исследовательским отделом

1. Управление

 

75

1.Руководит разработкой технических заданий, методических и рабочих программ, технико-экономических обоснований, прогнозов и предложений по развитию соответствующей отрасли экономики, науки и техники, других плановых документов и методических материалов.

2. Обеспечивает повышение эффективности работы, рациональную расстановку работников, принимает меры по повышению их творческой активности.

55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

2. Контроль и анализ

 

75

1. Контролирует выполнение предусмотренных планом заданий, дого­ворных обязательств, а также качество работ, выполненных специалиста­ми подразделении и соисполнителями,

2. Следит за безопасным проведением работ, соблюдением правил и норм охраны труда.

50

 

 

 

 

 

 

50

30

 

 

 

 

 

 

45

3. Организация

 

50

1. Организует выполнение научно-исследовательских работ и определяет перспективы их развития по соответствующей области знаний, выбирает методы и средства проведения исследований и разработок, пути решения поставленных перед подразделением научных и технических задач.

2. Определяет соисполнителей плановых научно-исследовательских работ

3. Осуществляет научное руководство работами по проблемам предусмотренным в тематическом плане подразделения, формулирует их конеч­ные цели и предполагаемые результаты и принимает непосредственное уча­стке в проведении важнейших из них.

4. Обеспечивает соблюдение нормативных требований, комплектность и качественное оформление документации, соблюдение установленного порядка ее согласования.

5. Обеспечивает практическое применение результатов исследований, авторский надзор и оказание технической помощи при их внедрений.

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

15

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

10

Итого по руководителю в целом

35

200

 

 

 

2. Исследовательская   лаборатория

 

1. Организация

 

400

1. Формулирует новые направления исследований и разработок организует составление программы работ, определяет методы и средства их проведения.

2. Обобщает получаемые результаты, проводит научно-исследователь­скую экспертизу законченных исследований и разработок.

3. Определяет сферу применения результатов научных исследований и разработок и обеспечивает научное руководство практической реализацией этих результатов.

4. Осуществляет подготовку и повышение квалификации научных кадров в соответствующей области знаний.

5.Осуществляет научное руководство проведением исследований по отдельным проблемам (темам, заданиям) науки к техники и возглавляет группу занятых ими работников или является ответственным исполните­лем отдельных заданий научно-технических программ,

6. Собирает, обрабатывает, анализирует и обобщает научно техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт, результаты экспериментов и наблюдений

15

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

15

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

75

 

 

 

 

 

95

 

 

 

 

60

 

 

 

 

 

80

 

 

 

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

2. Разработки

 

400

1.Разрабатывает планы и методические программы проведения и разработок.

2. Разрабатывает научно-технические решения по наиболее сложным проблемам, методы проведения исследований и разработок, выбирает не­обходимые для этого средства.

3. Разрабатывает проекты перспективных и годовых планов работ подразделения и представляет их заведующему отделения.

35

 

 

35

 

 

 

 

 

 

30

185

 

 

115

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

Итого по группе  

65

800

 

 

 

Итого по службе

100%

1000

 

 

 

 

Определяем среднюю арифметическую оценку сложности одной работы, принимая за условие, что их сложность одинакова:

= 1000/16 = 62,5.

 

 

 

 

Рисунок 5 - Долевое  распределение трудоемкости всего объема управленческих работ транспортной службы

Предположим, что в транспортной службе имеется один подотдел, работающий в одну смену, и, следовательно, в структуре управления отделом имеется один линейный руководитель: начальник гаража.

Определим относительную долю времени подотдел или должностного лица:

1. Заведующий научно-исследовательским отделом: 0,35∙35 = 12,25

2. Исследовательская лаборатория:                            0,65∙65 = 42,25

По отношению к начальнику отдела в подотделе должно быть:

Исследовательская лаборатория: 42,25/12,25 = 3,4 = 4 человека

Структура управления данной службы будет иметь вид:

 

 

 

 

 

 

 

На предприятии линейные руководители и функциональные специалисты составляют 10% от общего числа рабочих (5 руководителей при общей численности рабочих в 50 человек).

Высшему менеджменту (директору предприятия) подчиняются 4 человека (заместители директора).

Среднему менеджменту (заместителям директора) подчиняются 6 человек (начальники отделов).

К нижнему менеджменту (начальники отделов) подчиняются 35 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ          ПРЕДПРИЯТИЯ

 

После проведенного функционального анализа работ каждой службы и отделов некоторые подотделы (бюро) объединяются в один с целью экономии времени и денежный средств на содержание подотделов.

Организационная структура управления предприятием «New energy technologies» будет иметь вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

Анализ структуры управления включает сбор информации, которая характеризует ее статически (тип организационной структуры, деление прав и обязанностей и т.п.), и изучения ее в динамике (определение эффективности организационной структуры из позиций достижения плановых результатов деятельности).

При описании организационной структуры большое значение имеет фиксация формальных каналов коммуникаций, которые представляют интерес для рационального деления функций и обязанностей в ходе подготовки и принятия решений. Управленческая диагностика изучает также неформальную структуру организации. Выяснение здесь ключевых моментов ведется с помощью наблюдения за групповыми и межличностными отношениями и их изменениями, проведение серий интервью, которое дает возможность определить морально психологический климат организации.

При проведении структурной диагностики организации необходимо располагать методикой, которая позволяет определять некоторые характеристики ее структуры и дать им количественную оценку. Целесообразность определения таких характеристик заключается в том, что уже на ранних стадиях диагностики организации появляется необходимость оценивать качество структуры организации, которая диагностируется, и ее элементов из позиций системного анализа, а также сравнивать разные варианты организационных структур между собой.

1. Для проведения структурного анализа организационной структуры предприятия представим ее в виде графа:

, где

Х – множество вершин, которая соответствует множеству структурных элементов;

U – множество ребер, которая соответствует множеству связей между структурными элементами предприятия.

             

 

Рисунок 6 – Структурные графы предприятия «New energy technologies»

 

Графа G показана на рисунке 10, где цифры обозначают:

1 – директор предприятия;

2 – заместитель директора по общим вопросам;

3 – заместитель директора по маркетингу;

4 – заместитель директора по экономике;

5 – заместитель директора по разработкам;

6- отдел кадров, канцелярия;

7 – бухгалтерия;

8 – аналитический отдел, отдел рекламы и выставок;

9 – планово-экономический отдел;

10 – валютно-финансовый отдел, отдел статистики;

11 – научно-исследовательский отдел.

 

Для описания графа G построим матрицу смежности (таблица 1), которая для неориентированного графа имеет вид , где aij – элементы матрицы смежности, определены таким образом:

 

aij =         1 – если связь между элементами i и j существует;

                0 - если связь между элементами i и j не существует.

 

Используя матрицу смежности, определим ранг каждого элемента:

Информация о работе Организационная структура предприятия