Организационная структура предприятия и оценка ее эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 09:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение организационную структуру предприятия и оценку ее эффективности.

Задачами данной работы является рассмотрение следующих вопросов:

- изучить понятия, характеризующие строение организации;

-рассмотреть связь типов организации и принципов построения организационных структур: линейные структуры управления; функциональные структуры управления; смешанные структуры; дивизиональные структуры; проектные структуры; матричные структуры и сетевые структуры.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..


Глава I.Организационные структуры предприятия.

1.1Теоретические основы построения организационных структур управления. Понятие организационных структур управления………………………………


1.2. Понятие и виды управленческих звеньев и связей в структурах управления…………………………………………………………………………

1.3. Этапы проектирования организационных структур управления. Оценка эффективности предприятия………………………………………………………

Глава II. Оценка эффективности……………………………………………….


2.1.Характеристика предприятия…………………………………………………


2.2.Расчет показателей состояния организационного управления

производством……………………………………………………………………..


2.3.Перспективы предприятия………………………………………………….


Список использованной литературы……...............................................................

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.55 Кб (Скачать)
 

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………….. 

Глава I.Организационные структуры предприятия.                                                                                                                                       

1.1Теоретические основы построения организационных структур управления. Понятие организационных структур управления……………………………… 

1.2.  Понятие и виды управленческих звеньев и связей в структурах управления…………………………………………………………………………

1.3. Этапы проектирования организационных структур управления. Оценка эффективности предприятия………………………………………………………

Глава II.  Оценка эффективности………………………………………………. 

2.1.Характеристика  предприятия………………………………………………… 

2.2.Расчет показателей  состояния организационного управления 

производством…………………………………………………………………….. 

2.3.Перспективы  предприятия…………………………………………………. 

Список использованной литературы……............................................................... 

Приложение 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

Введение.

Введение.

Научно  - обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. В процессе управления происходит делегирование прав и обязанностей для организации взаимодействия различных органов управления и распределение задач, решаемых различными работниками. Руководители должны передавать сотрудникам свои права и обязанности, иначе требуемая работа просто не будет выполнена. Поэтому организация работ – это функция, которую должны осуществлять все руководители – независимо от их ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. Руководители низового и среднего звеньев лишь помогают ему, предоставляя необходимую информацию, а в более крупных организациях и предлагая структуру подчиненных им подразделений, соответствующую общей структуре организации, выбранной высшим руководством.

В широком  смысле задача менеджеров при этом состоит в том, чтобы выбрать  ту структуру, которая лучше всего  отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее  внутренним и внешним факторам. «Наилучшая»  структура – это та, которая  наилучшим образом позволяет  организации эффективно взаимодействовать  с внешней средой, продуктивно  и целесообразно распределять и  направлять усилия своих сотрудников  и, таким образом, удовлетворять  потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Разработка  стратегически эффективной организационной  структуры управления является основным условием реализации выбранной стратегии  адаптации предприятия к внешним  условиям функционирования. В реальной практике организационного проектирования оценка эффективности необходима как  для действующей организационной  структуры, так и для сравнения  различных вариантов ее совершенствования. Этим обусловлена актуальность выбранной темы курсовой работы, которая звучит как: «Организационные структуры предприятия».

    Целью данного исследования является изучение организационную структуру предприятия и оценку ее эффективности.

   Задачами данной работы является рассмотрение следующих вопросов:

- изучить понятия, характеризующие строение организации;

-рассмотреть связь типов организации и принципов построения организационных структур: линейные структуры управления; функциональные структуры управления; смешанные структуры; дивизиональные структуры; проектные структуры; матричные структуры и сетевые структуры.

    Объектом исследований выступает действующее предприятие ЗАО «ДОК - 2000». Предмет изучения – организационная структура предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I.

1.1. Теоретические основы построения организационных структур управления.

Понятие организационных  структур управления. 

    Структура управления организацией или организационная  структура управления (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно  связанное с целями, функциями, процессом  управления, работой менеджеров и  распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает  весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют  менеджеры всех уровней, категорий  и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным  для того, чтобы все протекающие  в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций  уделяют принципам и методам  построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций  изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

    Под структурой управления понимается упорядоченная  совокупность устойчиво взаимосвязанных  элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого  целого. ОСУ определяется также как  форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим  функциям, направленным на решение  поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций  структура управления представляется в виде системы оптимального распределения  функциональных обязанностей, прав и  ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими  в ее состав органами управления и  работающими в них людьми.

    На  действенность и эффективность организационной структуры влияют:

  1. действительные взаимосвязи, возникающие между людьми и их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;
  2. действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;
  3. полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).

      При умелом сочетании указанных  трех факторов в организации  может быть создана такая рациональная  структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность достижения высокого уровня эффективности производства.

    Организационная структура конкретного предприятия - это комбинация различных типов  департаментизации. Простота и ясность функционирования должны обеспечить ее понимание средой, минимизировать затраты и ориентировать членов организации на результаты деятельности, а не на затрачиваемые усилия. Оптимальная организационная структура создает благоприятные условия для процесса принятия управленческих решений, ее стабильность делает организацию устойчивой и в то же время позволяет успешно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

    Обусловленная теми или иными управленческими  решениями организационная структура  предприятия является одной из динамичных ситуационных переменных - изменения  в составе собственников и  высших менеджеров, перемены во властных структурах и совершенствование  законодательства сопровождаются, как  правило, трансформацией структуры  организации. Динамичные и неопределенные условия развития российских фирм делают этот процесс перманентным, а его  решающим фактором - смену команды  управленцев. 
 
 
 
 
 

      1.2. Понятие и виды управленческих звеньев и связей в структурах управления

    К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.

    В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся  между отделами связи носят горизонтальный характер.

    Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную степень в системах управления организацией. Ступени управления находится в вертикальной зависимости и подчиняется друг другу по иерархии. Отсюда возникла пирамидная структура управления организацией: президент вице-президент директора служб начальники цехов старшие мастера бригадиры.

    Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые  принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в организации и ее частях. Они формализуются в процессе проектирования организации, действуют постоянно и изображаются на всех возможных схемах, отражая распределение полномочий или указывая на то, «кто есть кто» в организационной иерархии. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации. В рамках вертикальных связей решаются проблемы власти и влияния, т.е. реализуется «вертикальная загрузка» работы. Обычно рост организации сопровождается ростом вертикальных связей, так что по количеству этих связей можно судить о размере организации.

    Горизонтальные  связи – это связи между двумя или более равными по положению в иерархии или статусу частями или членами организации. Их главное предназначение – способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих между ними проблем. Они помогают укреплять вертикальные связи и делают организацию в целом более устойчивой при различных внешних и внутренних изменениях. Горизонтальные связи создают ряд важных преимуществ. Они экономят время и повышают качество взаимодействия. Горизонтальные связи развивают у руководителей самостоятельность, инициативность и мотивированность, ослабляют боязнь риска. В случае, когда горизонтальные связи устанавливаются на неформальной основе вышестоящим руководителем, они обычно имеют привязку ко времени, к событию или к людям.

    Еще одной парой связей, устанавливаемых  в организации, являются линейные и  функциональные связи. Линейные – это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными, т.е. связи идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают, как правило, в форме приказа, распоряжения, команды, указания. Природа функциональных связей - совещательная, и реализуется посредством этих связей информационное обеспечение координации.

    При двухуровневой структуре создаются  верхние звенья управления (руководство  организацией в целом) и низовые  звенья (менеджеры, непосредственно  руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в  ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь  может состоять из нескольких уровней.

    Увеличение  количества элементов и уровней  в ОСУ неизбежно приводит к  многократному росту числа и  сложности связей, возникающих в  процессе принятия управленческих решений. Следствием этого нередко является замедление процесса управления, что  в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации. 
 
 

      1.3. Этапы проектирования организационных структур управления.

    Научно-обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих  субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.

    Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

    Весь  этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:

  1. Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование, как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (способность переработки информации).
  2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно–целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
  3. Регламентация организационной структуры предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает:  определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчёты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.

Информация о работе Организационная структура предприятия и оценка ее эффективности