Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 01:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ организационной культуры конкретной организации и разработка предложений по формированию и укреплению корпоративного духа предприятия.
Поставленная цель обусловила основные задачи исследования, состоящие в следующем:
- рассмотреть процесс формирования организационной культуры;
- рассмотреть связь организационной культуры и корпоративного духа, их влияние друг на друга;
- рассмотреть принципы организационной культуры и формирования корпоративного духа на примере ПГТ «Арена»;
- разработать рекомендации по совершенствованию модели корпоративного поведения в ПГТ и по разработке «Правил Корпоративного поведения» сотрудников.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время можно наблюдать увеличение интереса к организационной культуре. Это связано с тем, что организационная культура позволяет в современных условиях решить ряд проблем, возникающих в организациях, и оказывает влияние на эффективность функционирования предприятий.
Одним
из важнейших мотивов для
Актуальность темы исследования подтверждается потребностью руководителей предприятий в ясном и четком определении понятия организационной культуры, в практических рекомендациях по формированию и развитию организационной культуры, ее диагностике и оценке, а также определения типа организационной культуры с целью принятия решения о необходимости ее изменения.
Организационная
культура представляет собой систему
базовых ценностей и
Основными
принципами организационной культуры
являются: высокий корпоративный
дух работников компании и постоянная
работа по его укреплению; формирование
и поддержание позитивного
Целью курсовой работы является анализ организационной культуры конкретной организации и разработка предложений по формированию и укреплению корпоративного духа предприятия.
Поставленная цель обусловила основные задачи исследования, состоящие в следующем:
-
рассмотреть процесс
-
рассмотреть связь
-
рассмотреть принципы
-
разработать рекомендации по
совершенствованию модели
ГЛАВА
1. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОРПОРАТИВНОГО ДУХА И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ ТУРИСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Теоретические и методические основы
формирования корпоративного духа и организационной
культуры предприятия
Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели. Существует несколько определений организационной культуры.
Исходя
из этих определений под
Главный показатель развитой организационной культуры: убежденность всех сотрудников в том, что их организация — наилучшая. Когда разные по характеру и содержанию люди объединяются для достижения единой цели и при этом отождествляют себя с организацией — можно говорить о корпоративном духе.
Организационная культура выполняет две основные функции:
• внутренней интеграции: осуществляет внутреннюю интеграцию членов организации таким образом, что они знают, как им следует взаимодействовать друг с другом;
• внешней адаптации: помогает организации адаптироваться к внешней среде;
Основные элементы организационной культуры:
• Поведенческие стереотипы: общий язык, используемый членами организации; обычаи и традиции, которых они придерживаются; ритуалы, совершаемые ими в определенных ситуациях.
• Групповые нормы: свойственные группам стандарты и образцы, регламентирующие поведение их членов.
• Провозглашаемые ценности: артикулированные, объявляемые во всеуслышание принципы и ценности, к реализации которых стремится организация или группа («качество продукции», «лидерство на рынке» и т.п.).
• Философия организации: наиболее общие политические и идеологические принципы, которыми определяются ее действия по отношению к служащим, клиентам или посредникам.
• Правила игры: правила поведения при работе в организации; традиции и ограничения, которые следует усвоить новичку для того, чтобы стать полноценным членом организации; «заведенный порядок».
• Организационный климат: чувство, определяемое физическим составом группы и характерной манерой взаимодействия членов организации друг с другом, клиентами или иными сторонними лицами.
Зачастую организационная культура рассматривается как специфическая форма существования взаимосвязанной системы, включающей в себя:
1)
иерархию ценностей,
2)
совокупность способов их
Принципы, на которые следует опираться, исследуя и оценивая состояние организационной культуры организации, можно определить следующим образом:
1)
научность, использование
2)
системность в восприятии
3)
гуманизм, основывающийся на признании
личности наивысшей ценностью,
а духовности - целью и средством
развития личности и
4) представление организации как части общества, как коллективного члена сообщества;
5)
профессионализм,
Термин
«организационная культура» охватывает
большую часть явлений духовной
и материальной жизни коллектива:
доминирующие в нем материальные
ценности и моральные нормы, принятый
кодекс поведения и укоренившиеся
ритуалы, манера персонала одеваться
и установленные стандарты
Если в признании наличия феномена организационной культуры академические и деловые круги практически единодушны, то в содержательной трактовке ее определений такого единодушия нет.
Все наиболее известные определения явления культуры организации/корпорации зарубежных и отечественных авторов в целях удобства исследования сгруппируем в таблицу (приложение 1).
Многообразие
трактовок понятия
Их
отличительным признаком
Отличительной характеристикой данной группы трактовок является субъективный характер основных форм проявления организационной культуры. Авторы данных трактовок придерживаются предположений о субъективных, неформализованных формах проявления организационной культуры, определяя ее как «совокупность норм, ценностей, убеждений», «комплекс убеждений и ожиданий», «набор важных установок», «философские и идеологические представления, ценности, убеждения, верования, ожидания, аттитюды и нормы». Авторам данной группы трактовок понятия организационной культуры свойственен глубинный психосоциальный анализ данного явления организационной действительности.
Основная
масса определений относится
к группе «субъективистские трактовки».
Данное обстоятельство не странно –
именно анализу внутренних, психосоциальных
проявлений феномена «организационная
культура» посвящено большее
внимание в работах ученых. Формализованные,
внешние проявления являются производными
от психосоциальных. Данное обстоятельство
актуально не только при рассмотрении
организационной культуры, но и при
анализе практических всех проявлений
организационной
1.2 Методика формирования организационной культуры и корпоративного духа для предприятия
Формирование организационной культуры — это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Формируя в рамках организационной культуры определенные установки, систему ценностей или «модель мира» у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение. Однако при этом всегда необходимо учитывать стихийно сложившуюся в данной компании организационную культуру. Часто в бизнес среде руководители пытаются сформировать философию своего предприятия, где декларируют прогрессивные ценности, нормы, и получают не соответствующие своим желаниям и вложениям средств результаты. Происходит это отчасти и потому, что искусственно внедряемые организационные нормы и ценности вступают в конфликт с реально существующими и поэтому активно отвергаются большинством членов организации.
Формирование организационной культуры обычно осуществляется в процессе профессиональной адаптации персонала.