Оптовая торговля и принципы управления ее деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:56, реферат

Краткое описание

Современная рыночная экономика - это гибкая система приспособления производства к потреблению на основе инструментария маркетинга. Механизм ее реализуется посредством функционирования определенных экономических институтов и, прежде всего, целостной системы посредничества, базирующейся на актах купли-продажи товара или услуги.

Файлы: 1 файл

оптовая торговля и принципы управления её деятельностью.doc

— 40.50 Кб (Скачать)

   Современная рыночная экономика - это гибкая система  приспособления производства к потреблению  на основе инструментария маркетинга. Механизм ее реализуется посредством  функционирования определенных экономических  институтов и, прежде всего, целостной  системы посредничества, базирующейся на актах купли-продажи товара или услуги.

   Основные  участники товарного рынка - изготовители, посредники, потребители продукции - должны быть равноправными партнерами, что проявляется в такой форме  товарных связей, как оптовая торговля, способная активно регулировать накопление и перемещение продукции во времени и пространстве

   Оптовая торговля охватывает по существу всю  совокупность товарных ресурсов, являющихся как средствами производства, так  и предметами потребления. Как правило, при оптовой торговле товар закупается крупными партиями. Закупки оптом осуществляют посреднические организации с целью последующей перепродажи низовым оптовым организациям, предприятиям розничной торговли. В большинстве случаев оптовая торговля не связана с реализацией продукции конкретным конечным потребителям, т.е. она позволяет изготовителям с помощью посредников сбывать товары с минимальными контактами с потребителями. На товарном рынке оптовая торговля представляет собой активную часть сферы обращения .

   Оптовые торговцы (их еще называют дистрибьюторами) во многом отличаются от розничных. Во-первых, оптовики меньше занимаются продвижением, их не очень интересуют атмосфера  и расположение собственных заведений. Во-вторых, объем оптовых сделок, как правило, больше, а количество меньше, чем в розничной торговле. В-третьих, правительство по-разному подходит к регулированию оптовой и розничной торговли, что находит свое отражение в законодательстве и налогах .

   Кроме того, оптовая торговля является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях и устранению товарного дефициты, принимает участие в формировании региональных и отраслевых товарных рынков. Через оптовую торговлю усиливается воздействие потребителя на производителя, проявляются реальные возможности добиться соответствия между спросом и предложением, обеспечить каждому потребителю возможность приобретать продукцию в пределах своих финансовых возможностей и в соответствии с потребностями.

   В свою очередь, изготовитель сам подбирает  потребителя, а значит, сам должен определять ассортимент и объемы производимой для рынка продукции  исходя из складывающейся конъюнктуры.

   Оптовая торговля - это форма отношений  между предприятиями, организациями, при которой хозяйственные связи по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно. Она влияет на систему экономических связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда, достигается пропорциональность в развитии регионов. Для рационального распределения торговой конъюнктуры оптовая торговля должна владеть конкретными данными о настоящем состоянии и перспективных изменениях ситуаций на региональных и отраслевых рынках.

   В Соединенных  Штатах насчитывается около 420 тыс. организаций оптовой торговли (включая  производителей, осуществляющих подобные функции) с общим объемом сбыта  намного более 2 трлн. долл. В розничной  торговле оборот намного меньше, а число организаций в 5 раз больше.

   Большая величина продаж оптовой торговли связана  с тем, что покупателями являются организации. Кроме того, некоторые  товары проходят через несколько  ее звеньев, в то время как в  розничной торговле существует лишь одно звено. Поэтому товар может быть продан два раза или более в оптовой торговле (т.е. вначале на региональном, а затем на местном уровне), а в розничной - лишь один. Число розничных магазинов больше, поскольку они обслуживают небольшие и территориально разбросанные группы потребителей; оптовая торговля имеет дело с меньшим числом больших по величине и более сконцентрированных географических потребителей.

   Издержки  и прибыли оптовой торговли зависят  от скорости оборота, стоимости товаров, выполняемых функций, эффективности конкуренции.

   Основными задачами оптовой торговли являются:

    маркетинговое  изучение рынка, спроса и предложения  на продукцию производственно-технического  назначения и народного потребления;

    размещение  производства товаров в необходимых  потребителю ассортименте, количестве и с соответствующим качеством;

   своевременное, полное и ритмичное обеспечение  товарами в широком ассортименте посреднических, розничных предприятий, потребителей;

   организация хранения товарных запасов;

    организация  планомерного и ритмичного завоза и вывоза товаров;

   обеспечение приоритета потребителя, усиление его  экономического воздействия на поставщика в зависимости от надежности хозяйственных  связей, качества поставляемой продукции;

   обеспечение стабильности партнерских отношений в хозяйственных связях, взаимоувязывание по всем временным категориям (долгосрочным, среднесрочным, текущим, оперативным);

   организация планомерного завоза товаров из регионов производства в район потребления;

   широкое применение экономических методов  регулирования всей системы взаимоотношений  между поставщиками, посредниками, потребителями; снижение совокупных издержек, связанных с продвижением товаров  от изготовителей к потребителям.

   Роль  и назначение оптовой торговли наиболее наглядно прослеживаются при рассмотрении ее функций.

   На  макроуровне оптовая торговля выполняет  различные рыночные функции: 

 интегрирующую  - по обеспечению взаимосвязи  между партнерами-производителями,  продавцами и покупателями - по  нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;

 оценочную  - по определению уровня общественно  необходимых затрат труда через  ценообразование;

 организующую  и регулирующую - по обеспечению  рационального построения и гармоничного  функционирования экономической  системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.

   Макроэкономические  функции оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные  подфункции или функции оптовых  торговых предприятий. Среди них  можно назвать следующие:

   функция экономической интеграции территории и преодоления пространственного разрыва;

    функция  формирования запасов для страхования  от изменений спроса на товары;

    функция  сглаживания цен;

    функция  хранения;

    функция  доработки, доведения товара до  требуемого качества. Фасовки и упаковки;

    функция  кредитования своих клиентов, особенно  мелких розничных предприятий;

    функция  маркетинговых исследований рынка  и рекламы;

    оптовая  торговля ведет кредитную и  бухгалтерскую отчетность;

    решает  проблемы возврата товаров и  делает скидки на дефектную продукцию;

    берет  на себя риск, отвечая за хищения,  повреждения и устаревания запасов.

   Развитие  рыночных отношений способствует возникновению  новых элементов в деятельности оптовых предприятий. Например, предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам. В перечень специализированных услуг входят консультации по эксплуатации товаров, особенно технически сложных, их ремонту и гарантийному обслуживанию.

   Функции оптовой торговли можно подразделить также на два вида: традиционные - главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка) и новые, возникающие под влиянием развития рынка.

   Организация оптовой купли-продажи является одной из важнейших функций оптовой торговли с тех пор, как в процессе общественного разделения труда она обособилась в самостоятельную подотрасль торговли. При контакте с производителями продукции оптовые посредники выступают в роли представителей спроса, а, предлагая товары покупателям, они действуют от лица производителей.

   Специализация оптовой торговли на выполнении контактной функции обеспечивает значительную экономию издержек обращения, что обуславливает  уменьшение числа контактов. В результате покупатель, т.е. розничная торговля, экономит время, так как освобождается от закупок у множества производителей, снижает материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставкой.

   Общеизвестным фактом является то, что хранение запасов в опте обходится значительно дешевле, чем их размещение в розничной сети. Особенно большое значение имеет хранение оптовыми предприятиями товаров, производство и спрос на которые носят сезонный характер.

   С функцией хранения продукции самым тесным образом связана функция преобразования ассортимента. В перечень операций, объединенных в данной функции, входят: подсортировка товаров и их комплектация, дробление и укрупнение партий продукции, ее стандартизация. Другими словами, оптовые предприятия преобразуют промышленное предложение товара в ассортиментные группы, соответствующие спросу отдельных покупателей.

   Оптовые предприятия организуют завоз товаров  в различные районы страны, благодаря  чему совершенствуется территориальное  разделение труда. Осуществление транспортной функции опта проявляется при доставке товаров со складов предприятий в розничную сеть или внепроизводственным потребителям своего региона.

   Перечисленные выше функции осуществляются оптом  с момента его возникновения, т.е. обособления в сфере обращения. В то же время дальнейшее развитие и совершенствование деятельности оптовых предприятий невозможно без выполнения ранее нетрадиционных для них задач, возникающих под влиянием требований рынка.

   В частности, оптовая торговля призвана стать центром сосредоточения и передачи информации по вопросам исследования рынка, т.е. выполнять так называемую информационную функцию. Именно опт, используя свое положение пункта пересечения информационных потоков, способен в полном объеме обеспечить сбор, накопление и обработку коммерческой информации и, обобщив и проанализировав ее, передать контрагенту.

   Важным  направлением развития функций оптовых  посредников в процессе формирования рыночных отношений является развитие услуг по управлению и консалтингу.

   В перечень специализированных услуг входят консультации по использованию товаров, особенно технически сложных, их ремонту и  гарантийному обслуживанию и консультированию клиентов.

Информация о работе Оптовая торговля и принципы управления ее деятельностью