Определение эффективности системы контроля на предприятии и ее совершенствование (на материалах УП «ЖЛОБИНМЕТАЛЛУРГСТРОЙ»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических и методических основ и установление рекомендаций по совершенствованию системы контроля в организации.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи.
рассмотреть существующие теоретические и методические аспекты организации системы контро

Оглавление

Введение 3
Сущность контроля в системе менеджмента 5
Контроль как одна из функций управления предприятием 5
Классификация системы контроля 7
Организация процесса контроля в менеджменте 11
Контроллинг, как современная система контроля 15
Анализ системы контроля на УП «Жлобинметаллургстрой» 22
Организационно-экономическая характеристика предприятия 22
Организация системы контроля на предприятии 24
Совершенствование системы контроля на предприятии 29
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложения 42

Файлы: 1 файл

курсовая система контроля менеджмент.docx

— 108.32 Кб (Скачать)

В организации  выделяются такие функциональные области, как производство, финансы и учет, персонал, маркетинг. Здесь указаны  лишь основные из них, но в соответствии с организационной структурой их может быть намного больше. И в  каждой функциональной области существуют свои объекты контроля. В производстве например это качество, затраты времени  на единицу продукции, удельные издержки, уровень использования оборудования и т.д. Каждое предприятие определяет свои объекты контроля для той  или иной функциональной области.

К основным системам контроля относят:

  1. Бюджетный контроль

Бюджетный контроль – составная часть финансового контроля, посредством которого в процессе составления проекта бюджета, его анализа и при составлении отчета о его исполнении проверяется образование, распределение и использование бюджетных средств.

Бюджет  служит механизмом предварительного контроля, поскольку дает уверенность в  том, что когда организации потребуются  наличные средства, эти средства у  нее будут. Бюджеты устанавливают  также предельные значения затрат и  не позволяют тем самым какому-либо отделу или организации в целом  исчерпать свои наличные средства до конца.

  1. Стандартная калькуляция себестоимости

Это технология, связанная  с обеспечением контрольной информацией  о стоимости продуктов или  деятельности. в то время, как бюджетный контроль позволяет сравнивать итоговые цифры, стандартная калькуляция себестоимости рассматривает цену отдельной единицы товара.

Система используется специально для идентификации отличий в  цене закупки материалов или в  использовании материалов (это является превосходным способом быстрой идентификации  неприемлемого уровня потерь). Это  также применяется для контроля затрат на оплату рабочей силы, где  существуют некоторые определенные стандарты продолжительности рабочего времени и оплаты за работу

  1. Контроль качества

Для контроля качества лучше  всего убедиться, что для каждого  процесса, независимо от того, идет ли речь о конкретном производственном процессе или о какой-то процедуре  в офисе, качество на выходе должно соответствовать какому-либо предопределенному  стандарту качества. Более того, некоторые организации обнаружили, что они должны обзавестись формальным признанным сертификатом качества —  таким, как Британский Стандарт (BS) 5750 или его международным эквивалентом ISO 9000 для того, чтобы заказчики продолжали работать с ними.

Каждое возможное место  для возникновения дефекта качества и каждый потенциальный тип дефекта  должен быть предметом внимания персонала  по контролю за качеством. В некоторых ситуациях верной оказывается поговорка, что предупредить — лучше, чем бороться с последствиями. Хорошая система контроля качества — эта та, которая основана на тщательно проработанных параметрах, планах и процедурах, так что снижается риск производства некачественной продукции.

  1. Контроль запасов

Чаще всего этот контроль называется логистикой. Все проблемы могут быть связаны с сырьем, компонентами, упаковкой, полуфабрикатами и завершенными продуктами, Системы контроля запасов  должны минимизировать потери. Эффективный контроль запасов может быть обеспечен, если он встроен в общую систему стандартной калькуляции себестоимости, если он имеет отношение к контролю закупочной функции, а также связан с контролем качества [11, с. 102].

Важность эффективной  системы контроля запасов связана  с тем, что каждая организация  располагает лишь ограниченным объемом  денежных ресурсов. Если они расходуются  на приобретение материалов и производство быстрее, нежели поступают от продаж, то рано или поздно наступит кризис наличности. Это известно как проблема работающего капитала или как  кризис наличных средств, и нередко  возникает в результате излишне  оптимистичных закупок («фантастическая  сделка») или накапливания готовых  изделий («со дня на день наступит бешеный спрос»). В установлении оптимального соотношения и состоит контроль запасов

  1. Системы, основанные на применении компьютеров

Применение компьютеров  привело к чрезвычайно быстрому росту систем контроля, использующих все преимущества быстрой обработки  и хранения данных. Обычно такое  развитие свойственно большим организациям, где ощущают, что затраты могут  оцениваться в терминах потенциальной  экономии, которой можно добиться.

В последнее время, с появлением микрокомпьютеров и распространенностью  бюро компьютерных услуг, появилась  реальная возможность даже для самых  небольших организаций иметь  системы контроля, Информация, полученная с помощью компьютеров, или компьютерные системы контроля могут обеспечить эффективные ответы на многие из проблем, с которыми сталкиваются компании,

  1. Общий контроль

Общий контроль организации  осуществляется примерно так же, как  и контроль за различными подразделениями. Это достигается за счет сравнения общего функционирования с планами, обычно с помощью таких отчетов, как торговые счета, счета прибыли и убытков, балансов, анализа, насколько это важно для компании; подсчет прибылей и убытков для общественных организаций, занимающихся предоставлением услуг, обществ и клубов. Данные традиционные системы счетоводства сами по себе не позволяют наблюдать развитие ситуации, но если они имеют отношение к бюджету организации, отклонения в общем функционировании могут быть замечены оперативно.

В менеджменте известны следующие подходы к разработке систем контроля:

  1. Рыночный. Для установления стандартов используют внешний рыночный механизм, такой, как ценовая конкуренция и относительная доля рынка. Обычно применяется организациями, продукция или услуги которых имеют четкие спецификации и выделяются на рынке сбыта, а так же компаниями которые работают в условиях жесткой конкуренции.
  2. Бюрократический. Упор на организационные полномочия, на административные и иерархические механизмы, такие как правила, процедуры, инструкции, политика, стандартизация операций, четкие описания рабочих заданий и точные бюджеты с помощью которых и обеспечивается желаемое поведение работников и их работа в соответствии с установленными нормами и стандартами эффективности.
  3. Клановый. Поведение сотрудников регулируется на основе общих ценностей, норм, традиций, ритуалов, легенд, другими аспектами организационной культуры. Используется в организациях, в которых распространены командные методы работы, а применяемые технологии часто меняются [16, с. 215].

Приведенные виды и методы проведения контроля являются классическими и наиболее часто  используемыми. Но применяемые вместе они образуют систему, которая индивидуальна  для каждого предприятия. Идеальная  система контроля для одних организаций  может лишь скрыть существующие проблемы и стать губительной для других. Поэтому, какой бы вид и метод  контроля не выбрал руководитель, он всегда должен учитывать особенности присущие организации.

1.3 Организация процесса  контроля в менеджменте

 

Каждая организация сама решает какие методы, формы и виды контроля использовать, но принципы построения системы контроля универсальны для всех. Различные авторы по разному видят процесс контроля

Р. Олдкорн, например, объясняет процесс контроля так. В системе контроля все начинается с плана (рис. 2.). «Это стадия, когда ответственное лицо говорит: Это то, что мы собираемся сделать, и вот так мы это собираемся сделать» (блок 1). Это ведет к действиям (блок 2) – стадия «взяться за работу». Блок 3 (сравнение плана с реальными результатами) может быть охарактеризовано выражением: «это то, что мы хотели получить, а вот то, что мы получили».

Блок 4 (да или нет?) следует  сразу же за блоком 3 и задает вопрос: «Получили ли мы то, что хотели?». Если ответ положительный – «да», то идем к блоку 5 «хорошие новости». Процесс не завершается, он возвращается к этапу планирования действий, эффективно иллюстрируя: «Что мы запланировали, то прекрасно выполнили». Если же ответом  на вопрос блока 4 оказалось «нет», то переход осуществляется к блоку 6 «Что делать?». Очевидно, что существует три варианта: либо произошла неконтролируемая аномалия, тогда ничего предпринимать  не требуется, или же что-то было сделано  неверно, в этом случае мы должны проинформировать исполнителя в блоке 2.

Третья возможность заключается  в том, что мы приняли неосуществимый план, тогда следует известить  об этом «прожектеров» в блоке 1. Все это звучит примитивно, но здесь  есть как преимущества, так и проблемы, и система контроля может создать  не меньше проблем, чем она сама способна предотвратить, если ею не управлять  надлежащим образом. За каждым из шести  блоков скрываются нюансы, которые  следует иметь в виду» [18, с. 132].

Рис. 1  - Функционирование системы контроля на предприятии 

 

Согласно Мескону процесс контроля состоит из трех этапов:

  1. Установление стандартов.

Стандарты - это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается изменению.

Они характеризуются наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного  критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Конкретный критерий и определенный период времени называются показателями результативности. Показатель результативности точно определяет то, что должно быть получено для того, чтобы достичь  поставленных целей. Подобные показатели позволяют руководству сопоставить  реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующие важные вопросы: «Что мы должны сделать, чтобы достичь запланированных целей?» и «Что осталось не сделанным?»

  1. Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.

На этом этапе Менеджер должен определить, насколько достигнутые  результаты соответствуют его ожиданиям. При этом он или она принимают  и еще одно очень важное решение: насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. Руководство высшего  звена устанавливает масштаб  допустимых отклонений в пределах которого отклонение полученных результатов от намеченных не должно вызывать тревоги. Так же необходимо установить измерение результатов, позволяющих узнать, насколько удалось соблюсти установленные стандарты. Необходимо выбрать единицу измерения, причем такую, которую можно преобразить в те единицы, в которых выражен стандарт. Для того, чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо обязательно довести до сведения соответствующих работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты. Подобная информация должна быть точной, поступать вовремя и доводиться до сведения ответственных за соответствующий участок работников в виде, легко позволяющем принимать необходимые решения и действия. Заключительная стадия этапа сопоставления заключается в оценке информации о полученных результатах. Менеджер должен решить, та ли, что нужно, информация получена, и важна ли она. Важная информация - это такая информация, которая адекватно описывает исследуемое явление и существенно необходима для принятия правильного решения.

  1. Действия.

Менеджер должен выбрать  одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт.

  • ничего не предпринимать. Если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать.
  • устранить отклонения. Система контроля, которая не позволяет устранить серьезные отклонения прежде, чем они перерастут в крупные проблемы, бессмысленна. Смысл корректировки во всех случаях состоит в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий.
  • пересмотр стандартов. Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому что они основываются на планах, а планы - это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты [16, с. 115-117].

Как уже отмечалось, схема процесса контроля одинакова для всех типов  организаций, но контроль не всегда бывает эффективным. При организации систем контроля необходимо учитывать ряд  факторов:

  1. Стратегическая направленность контроля. Контроль должен отражать общие приоритеты организации и поддерживать их. Если высшее руководство считает, что какие-то виды деятельности имеют стратегическое значение, то в каждой такой области обязательно должен быть налажен эффективный контроль, даже если эта деятельность с трудом поддается измерению.
  2. Ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. Проведение измерений и оповещение об их результатах важно только как средство достижения этой цели. Контроль можно назвать эффективным только тогда, когда организация фактически достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечат ее выживание в будущем.
  3. Соответствие делу. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Неподходящий механизм контроля может скорее маскировать, а не собирать критически важную информацию.
  4. Своевременность контроля. Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов. Система эффективного контроля — это система, которая дает нужную информацию нужным людям до того, как разовьется кризис.
  5. Гибкость контроля. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям. Незначительные изменения планов редко бывают сопряжены с необходимостью серьезных изменений в системе контроля.
  6. Простота контроля. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.
  7. Экономичность контроля. Никогда не следует забывать, что все затраты, совершаемые организацией, должны приводить к увеличению ее преимуществ и доходов. Затраты средств должны приближать организацию к поставленным целям, если суммарные затраты на систему контроля превосходят создаваемые ею преимущества, организации лучше не использовать эту систему контроля вообще или же ввести менее тщательный контроль.

Информация о работе Определение эффективности системы контроля на предприятии и ее совершенствование (на материалах УП «ЖЛОБИНМЕТАЛЛУРГСТРОЙ»)