Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:02, контрольная работа
Целью настоящей контрольной работы является определение понятия миссии и характеристика целей организаций в свете стратегического управления.
Задачами контрольной работы является следующее: раскрыть сущность миссии организации, установить ее значение для организации, рассмотреть структуру миссии, охарактеризовать цели стратегического управления.
Введение 2
1. Понятие миссии 3
2. Факторы выработки миссии 6
3. Понятие целей, виды целей, классификация целей 8
3.1. Формирование целей организации 10
3.2. Требования к формулированию целей 11
4. Системы целей организации 13
5. Эффективность достижения целей 17
Заключение 18
Список использованной литературы
Таблица 1 - Обобщенная классификация целей
Критерий | Виды и группы целей |
Содержание | Экономические, технические, социальные, научные, организационные, экологические, политические и др. |
По классу управленческих решений | Стратегические, тактические, оперативные |
Приоритетность | Особо приоритетные, приоритетные, прочие |
Измеримость | Количественные, качественные |
Характер интересов (среда) | Внешние, внутренние |
Периодичность | Постоянные, периодические, разовые |
Временной период | Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные |
По функциональной направленности | Финансовые, инновационные, маркетинговые, производственные, административные |
По стадии жизненного цикла выпускаемой продукции | На стадии проектирования и создания, на стадии роста, на стадии зрелости, на стадии завершения жизненного цикла |
Иерархия | Цели всей организации, цели отдельных подразделений (проектов), личные цели работника |
По масштабу объятия | Общефирменные, внутрифирменные, групповые, индивидуальные |
Существует
множество видов целей и такое
многообразие объясняется тем, что
любое предприятие, как и любая
экономическая система, в принципе
является многоцелевым. Поэтому существует
необходимость выделения главной цели.
Множество целей должно быть субординировано
по отношению к главной в схеме «дерева
целей»
3.1.
Формирование целей
организации
Существует четыре сферы, в которых организации устанавливают свои цели. Они касаются интересов всех влияющих на деятельность организации субъектов.
Процесс установления целей предполагает прохождение четырех фаз:
1) Выявление
и анализ тех тенденций,
2) Установление целей для организации в целом - важно определить, какие из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять в качестве целей.
3) Построение
иерархии целей - определение
таких целей для всех уровней
организации, достижение
4) Установление
индивидуальных целей - для того,
чтобы иерархия целей внутри
организации стала реальным
3.2.
Требования к формулированию
целей
Цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации. Можно перечислить основные положения, которые необходимо принимать во внимание при разработке целей предприятия.
Цели должны быть:
1) Ясными, четкими и без возможности двойного толкования;
2) Сформулированы в терминах будущих состояний предприятия;
3) Соответствовать стратегии, политике, плану и процедурам предприятия;
4) Соответствовать компетентности персонала или полагать также и рост компетентности работников предприятия;
5) Содержательными с элементами вызова, приглашающими к серьезной работе;
6) Гибкими, оставляющими возможность для корректировки в соответствии с изменениями, которые могут произойти в окружении;
7) Измеримыми,
чтобы их можно было
Например, если главная внутренняя цель определяется просто как «увеличение прибыли», то это не верная, слишком абстрактная формулировка. Ведь в таком случае увеличение прибыли даже на один рубль, тоже должно считаться достижением цели, что вряд ли кого-то устроит. Правильнее сформулировать цель следующим образом: увеличивать прибыль на 12% ежегодно на протяжении последующих пяти лет.
Если формулировка миссии и целей не дала ожидаемого эффекта, это могло быть обусловлено следующими причинами:
1. Отождествление
миссии организации с ее
2. Сведение
главной внутренней цели
3. Отказ
от выделения главной
Иногда
оказывается трудно, а подчас и
невозможно сформулировать миссию
организации. Это может свидетельствовать
о том, что предприятие не сбалансировано,
то есть не существует единых целей внутри
организации, интересы различных групп
находятся в конфликте, фирма "разрывается"
между направлениями развития и принимаемые
решения не направлены на достижение общекорпоративных
целей. Такая ситуация может сложиться
также в том случае, если существует несколько
подразделений компании, двигающихся
в различных направлениях.
4.
Системы целей организации
Соблюдение перечисленных требований по существу задает целям организации системный характер, предполагающий их определенную классификацию.
Так, по степени важности для организации цели разделяются на стратегические и тактические. Стратегические ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих жизнь и лицо организации, например, достижение первенства в своей сфере деятельности, выход на международные рынки, коренное обновление производственной базы и пр. Тактические цели являются промежуточными по отношению к стратегическим, отражают отдельные этапы их достижения, например, проведение капитального ремонта.
Исходя из периода времени, необходимого для их реализации, цели разделяют на долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и краткосрочные (до одного года). Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, детализация и конкретизация действий, которые предусмотрены для их достижения. Сами по себе они являются этапами на пути достижения долгосрочных целей.
По содержанию цели делятся на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные.
К технологическим целям можно отнести компьютеризацию, внедрение гибких технологий, строительство новых производственных зданий. Примером экономических целей является укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности работы, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала.
Производственные цели могут состоять в выпуске определенного объема товаров и услуг, повышении их качества, увеличении эффективности производства, снижении себестоимости.
Административные цели предполагают, например, достижение высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей их дисциплины, слаженности в работе.
Маркетинговые цели связаны с завоеванием тех или иных рынков сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов, продлением жизненного цикла товаров и услуг, достижением лидерства в ценах и пр.
Научно-технические цели фокусируются на создании и внедрении в производство новых и усовершенствовании существующих образцов продукции, доведении их до уровня требований мировых стандартов.
Социальные цели ориентируются на создание благоприятных условий труда, жизни к отдыха работников, повышение их образовательного и квалификационного уровня и т.п. Это, например, ликвидация тяжелого и ручного труда, налаживание отношений социального партнерства в организации, обеспечение людей высококачественным медицинским обслуживанием и пр.
По форме выражения можно говорить о целях, характеризуемых количественными показателями и описываемых качественно. В первом случае речь идет, например, о производстве продукции в рублях, тоннах, штуках; во втором — о достижении благоприятного морально-психологического климата в коллективе, который ничем измерить нельзя.
Наконец, по уровню, к которому они относятся, цели делятся на общие и специфические. Общие цели отражают концепцию развития организации в целом и по важнейшим комплексным направлениям ее деятельности.
В состав общих входит прежде всего генеральная цель, которая по-другому называется миссией, и 4—6 общеорганизационных целей, раскрывающих и конкретизирующих ее содержание. Сегодня в качестве миссии чаще всего рассматривается удовлетворение тех или иных общественных потребностей.
Миссия дает представление окружающим о том, что собой представляет данная организация, каковы ее философия, имидж. Она способствует установлению определенного внутриорганизационного климата, создает основу для формулировки конкретных целей - общих и специфических, а также выработки стратегии.
Общеорганизационные цели могут быть ориентированы, например, на достижение финансовой устойчивости, обеспечение необходимого уровня рентабельности, завоевание тех или иных рынков.
В современных условиях общие цели формируются, как правило, в совместном диалоге высшего руководства организации, руководителей подразделений, консультантов по вопросам управления, а также представителей трудового коллектива и профсоюзной организации.
Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации им общих целей. Обычно они охватывают уже средне- и краткосрочный периоды и обязательно выражаются в количественных показателях. В отличие от общих, специфические цели бывают двух типов: операционными и оперативными. Первые ставятся перед отдельными работниками, вторые - перед подразделениями.
Процесс установления целей в зависимости от особенностей организации может происходить как централизовано, так и децентрализовано. В первом случае обеспечивается единая ориентация всех целей в рамках организации, но для низших уровней управления они окажутся навязанными, а поэтому может возникнуть сопротивление исполнителей в деле их реализации. Во втором случае эти проблемы снимаются, но возникают сложности, связанные с координацией целей, направлением их в единое русло. Децентрализованное установление целей может осуществляться двояко: сверху вниз, как конкретизация на низших уровнях управления целей, сформулированных ни верхних; и снизу вверх, как обобщение верхними уровнями всей палитры целей, выработанных нижестоящими. Но в любом случае все эти процессы направляются и контролируются высшим руководством организации.
Постоянные изменения во внешней и внутренней среде организации приводят к тому, что цели приходится соответствующим образом корректировать или пересматривать. Чаще всего при этом применяется своего рода тактика наползания одной цели на другую. Например, сначала разрабатывается долгосрочная цель, а исходя из нее - краткосрочная. При достижении последней с учетом накопившихся изменений разрабатывается новая долгосрочная цель, а на ее основе — очередная краткосрочная.