Общие функции менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:29, контрольная работа

Краткое описание

В общем виде управление /менеджмент/ следует представлять как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..…..3
1. Процесс и методы управления организацией………………………......5
Процесс управления организацией……………………………….5
1.1.1. Составляющие процесса управления………………………….6
1.1.2. Сущность и содержание функций менеджмента……….7
1.1.3. Основные функции менеджмента…………………………...11
1.1.3.1. Характеристика основных функций менеджмента.16
1.1.3.1.1. Функция планирования………………………………………16
1.1.3.1.2. Функция организации…………………………………………18
1.1.3.1.3. Функция мотивации…………………………………………...20
1.1.3.1.4. Функция контроля……………………………………………….21
Методы управления организацией…………………………….24
1.2.1. Административные методы управления………………...26
1.2.2. Экономические методы управления………………………..31
1.2.3. Социально-психологические методы……………………...37
1.2.3.1. Социологические методы управления………….………37
1.2.3.2. Психологические методы управления……………..……42
Заключение………………………………………………………………………………..….56
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Менеджмент №1.doc

— 256.00 Кб (Скачать)
  • Понимают ли сотрудники цели организации?
  • Спроектирована  ли система контроля так, чтобы обеспечить существенные, а не тривиальные измерения?
  • Представляет ли действующая система контроля менеджерам информацию, на основе которой можно действовать в разумных временных рамках?

   Несомненно, что в будущих контрольных системах будут использованы новые приспособления и новые достижения, однако базис, на котором они создаются, останется тем же.[8]

   Функция контроля  не является конечным пунктом  всего процесса управления организацией. На практике такого конечного пункта не существует вообще, т.к. каждая управленческая функция движима другой. Возникает своего рода постепенное круговое движение. Например, информация, полученная в процессе контроля, может использоваться на этапе планирования, организации и мотивации сотрудников.

   Менеджеры  высокого уровня большую часть  своего рабочего времени тратят  на осуществление функций планирования  и контроля, а более низкого  уровня больше заняты подбором  кадров, организацией их труда.  Однако на всех уровнях управления они в определенной мере используют и выполняют все четыре функции управления: планирования, организации, мотивации и контроля.

1.2. Методы  управления  организацией.

 

    Реализация  функций и принципов управления  осуществляется путем применения различных методов.      

    Методы  управления - это совокупность приемов  и способов воздействия на  управляемый объект для достижения  поставленных организацией целей.     

    Слово   «метод» - греческого происхождения  (в переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.   

    В практике  управления, как правило, одновременно  применяют различные методы и  их сочетания. Так или иначе,  но все методы управления органически дополняют друг  друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.   

    Направленность  методов управления всегда одна  и та же - они направлены на  людей, осуществляющих различные  виды трудовой деятельности –  на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).  

    Управление  персоналом включает в себя  целую систему. Система работы  с персоналом – это совокупность  взаимосвязанных действий по  обеспечению управления в труде  определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального характера.

   Управление персоналом на предприятии – это вид деятельности, который позволяет реализовать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учёта личного фактора в построении системы управления персоналом предприятия. Укрупнённо можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на персонал предприятия.

   Первый – иерархическая структура предприятия, где основное средство воздействия – это отношения власти – подчинения, давления на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

   Второй –  культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

   Третий –  рынок – сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

   Эти факторы  воздействия – понятия достаточно  сложные и на практике редко  реализуются в отдельности. Какому  из них отдаётся приоритет, таков и облик экономической ситуации на предприятии.

   При переходе  к рынку происходит медленный  отход от иерархического управления, жёсткой системы административного  воздействия, практически неограниченной  исполнительской власти к рыночным  взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри предприятия – работники, а за пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю. Перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдёт на второй план, уступая место культуре и рынку.

   Новые службы  управления персоналом создаются,  как правило, на базе традиционных  служб: отдела кадров, отдела организации  труда и заработной платы, отдела  охраны труда и техники безопасности  и др. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами на предприятии. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и т.п.         

   В системе  методов управления персоналом  выделяют:

Ö  Административные методы;

Ö  Экономические методы;

Ö  Социально-психологические методы.        

  Рассмотрим более  подробно каждый метод в отдельности

1.2.1. Административные  методы управления.

   Итак, методы  управления – это способы осуществления  управленческих воздействий на  персонал для достижения целей управления производством.    

    Административные  методы являются способом осуществления  управленческих воздействий на  персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

    Административные  методы ориентированы на такие  мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

    Для административных  методов характерно их соответствие  правовым нормам, действующим на  определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям  вышестоящих органов управления.

    Различают  пять основных способов административного  воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность.

    Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, Правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.

    На предприятии,  где имеет место высокий уровень  организационных воздействий, доведённых до стандарта предприятия и регламентов управления, и высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается надобность в применении распорядительных воздействий. Те предприятия, которые не довели воздействия до стандартов и регламентов, нуждаются в постоянном оперативном распорядительном воздействии, и на них, предположительно, будут хуже конечные результаты производства. С другой стороны, реализация организационных воздействий в значительной степени зависит от менталитета работников, их желания неукоснительно соблюдать “писаные инструкции” и работать по правилам, утверждённым администрацией. [1]

    Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.

    Наиболее  категоричной формой распорядительного  воздействия является приказ. Он  обязывает подчинённых точно  выполнить принятое решение в  установленные сроки, а его  неисполнение влечёт за собой соответствующую санкцию (наказание). Приказ обычно состоит из пяти частей: констатация ситуации или события, меры по устранению недостатков или обеспечению административного регулирования, выделенные ресурсы для реализации решения, сроки исполнения решения, контроль исполнения.

    Распоряжение  выступает в качестве второго  основного вида распорядительного  воздействия. Оно обязательно  для исполнения в пределах  конкретной функции управления  и структурного подразделения.  Распоряжение может содержать  все перечисленные выше части приказа и так же, как и приказ, обязательно для исполнения перечисленными в нём подчинёнными. Отличие распоряжения от приказа заключается в том, что оно не охватывает все функции предприятия и обычно подписывается заместителями руководителя предприятия.

     Указания  и инструкции являются локальным  видом организационного воздействия  и чаще всего направлены на  оперативное регулирование управленческого  процесса в короткие сроки  и для ограниченного числа  сотрудников. Если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в чётком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений “руководитель-подчинённый”. Кроме того, при их реализации выше степень исполнения решений.

    Инструктирование  и координация работы – это методы руководства, основанные на передаче подчинённому правил выполнения трудовых операций.

    Наставление  – метод однократного применения  со стороны руководителя, когда  он пытается аргументировано  объяснить целесообразность трудового задания для подчинённого. В случае отказа подчинённого повторная попытка нецелесообразна, т.к. приведёт к потере авторитета руководителя.

    Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное  неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. Если же работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей (отсутствие нормальных условий труда, недостаточная квалификация для выполнения порученной работы и др.), то он не может быть привлечён к дисциплинарной ответственности. Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности необходимо наличие трёх условий: неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей; противоправные действия или бездействие работника; нарушение правовых норм по вине работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, а также другими должностными лицами, которым делегированы в установленном законном порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания могут иметь начальники цехов, руководители отделов и служб, руководители самостоятельных структурных подразделений, начальники участков. Увольнение могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий. [1]

    За проступки  в сфере трудовых правоотношений  могут также применяться наказания,  которые по своему статусу  не являются дисциплинарными  взысканиями и которые могут   применяться одновременно с дисциплинарными  взысканиями. К таким мерам можно отнести лишение провинившегося сотрудника премий, предусмотренных Положением об оплате труда. Руководство предприятия вправе лишить провинившегося работника вознаграждения по итогам за год, не предоставлять ему льготные путёвки в санатории и дома отдыха, перенести очередь на получение жилой площади. В ряде случаев допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания. Так, работник за появление на работе в нетрезвом виде может быть подвергнут мерам дисциплинарного наказания и административному штрафу.

    Материальная ответственность и взыскания. Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причинённый виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причинённый предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причинённого его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещён предприятием. В этом случае по заявленному иску на работника может быть в порядке регресса возложена обязанность возместить этот ущерб предприятию в пределах, предусмотренным гражданским законодательством. Чаще всего к видам ущерба, который необходимо возмещать, относятся следующие случаи: уничтожение или порча имущества по небрежности рабочего; утрата документов, оборудования; вынужденный простой на предприятии по вине работника и др. Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной.

    Административная  ответственность и взыскания  применяются в случаях совершения  административных правонарушений. Различают такие виды административного  взыскания, как предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация или возмездное изъятие предметов.

    Административные  методы управления являются мощным  рычагом достижения поставленных  целей в случаях, когда нужно  подчинить коллектив и направить  его на решение конкретных  задач управления. Идеальным условием  их эффективности является высокий  уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия.                          Демократизация управления и развитие рыночных отношений в стране, развал централизованной административной системы и деформация Морального кодекса строителя коммунизма понизили роль административных методов управления на предприятиях. Ряд противоречивых процессов в обществе также препятствует использованию административных методов. К ним относятся рост безработицы и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение последних лет, превышение темпов роста цен на потребительные товары над темпами роста заработной платы, нарушение привычного уклада жизни в семье.

Информация о работе Общие функции менеджмента