Общие функции менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:35, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы раскрытие основных функций менеджмента и обоснование реализации этих функций на конкретном предприятии.
В задачи входит раскрытие реализации на практике основных (общих) функций менеджмента: планирования, организации, стимулирования, мотивации и контроля, а также конкретных функций.

Файлы: 1 файл

Функции менеджмента. Общие и конкретные функции менеджмента.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

На сегодняшний  день наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

Важная часть  этого изменения, как показывает мировой опыт -постижение науки и искусства менеджмента.

Цель данной работы раскрытие основных функций  менеджмента и обоснование реализации этих функций на конкретном предприятии.

В задачи входит раскрытие реализации на практике основных (общих) функций менеджмента: планирования, организации, стимулирования, мотивации и контроля, а также конкретных функций.

При выполнении работы были использованы данные текущей документации ООО «Перспектива» и некоторые источники теоретической информации (учебники).

Результатом работы будет анализ функционирования организации  с точки зрения выполнения в ней основных функций менеджмента и внесение предложений по улучшению реализации этих функций, что должно повысить эффективность хозяйственной деятельности организации.

Актуальность  же самой курсовой работы заключается  в раскрытии функций менеджмента  в практическом понимании для  улучшения управления предприятием.

  1. Общие функции менеджмента

Менеджмент - современная  система управления предприятием, действующая  в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере, т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы.

Функция менеджмента  отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

 

 

 

 

 







 

Схема 1. Цикл управления.

Анри Файоль разработчик теории административного управления в начале 20 века выделил 5 исходных функций административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

В течение 20 столетия содержание функций и название некоторых  претерпело существенные изменения в сравнении с теми, которые приведены в работах А.Файля. Это обусловлено изменениями в экономике и социальной структуре общества.

Все функции  менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции). Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.

Рисунок 1. Менеджер в системе управления.

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и  социально - экономическими процессами.

Основными функциями  менеджмента являются: предвидение – прогнозирование, целеполагание, стратегическое планирование; прогнозирование – это предвидение результатов деятельности предприятия; целеполагание- это постановка и формирование целей в соответствии с потребностью общества в производимой предприятием продукции (услугах), в обеспечении  ресурсообеспеченности целей и реализуемости.

Цели – это  конкретные желаемые результаты, которых  стремится достичь коллектив в процессе своей деятельности. Цели могут быть различные: экономические, социальные, маркетинговые и др.

Социально-экономические  и в особенности производственно-хозяйственные системы являются многоцелевыми.

Основная задача менеджеров – добиться реальных конечных результатов деятельности. Менеджеры должны правильно определить, уяснить свои цели, поставить цели  персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать.

Схема 2. Основные функции управления.

1.1.Планирование

Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач.

Формы планирования: - перспективное, среднесрочное, текущее (бюджетное, оперативное).

Виды планов: в зависимости от содержания хозяйственной деятельности: планы производства, планы сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план, план рекламной работы, план по НОТ и др.; в зависимости от структуры фирмы: план работы предприятия, секции, филиала, отдела.

В зависимости  от направленности и характера рассматриваемых  задач различают три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное и тактическое или текущее.

Стратегическое  планирование ориентировано на продолжительное существование предприятия и охватывает срок 10-20 лет. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными.

Поскольку в  условиях стихийного развития рынка выражение планов в количественных показателях невозможно, планы выражаются в качественных показателях в виде прогнозов и программ. На их основе осуществляется координация перспективных направлений развития фирмы с учетом потребностей и ресурсов.

Стратегическое  планирование осуществляется в виде:

  • долгосрочных планов: где показатели прошлого периода по принципу«будущее будет лучше прошлого» претворяются в программы действий, бюджеты, планы прибылей с определением отклонений фактических показателей от запланированных;
  • стратегических планов: показатели развития фирмы на будущий период разрабатываются с учетом научного обоснования проблем, с которыми может столкнуться фирма. Здесь перспективы и цели связаны между собой для выработки стратегии.

Стратегические  планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.

Организация, создающая  стратегические планы, может потерпеть  неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле.

Планирование  может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Планирование способствует снижению риска при принятии решения. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.

Для стратегического  планирования характерны следующие положения:

    1. Небольшой плановый отдел (менее 6 человек) корпорации дополняется планированием на низших уровнях.
    2. Возраст функции планирования даже в наиболее крупных корпорациях насчитывается менее десяти лет.
    3. Стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства корпорации, проводимых ежегодно.
    4. Годовой стратегический план обьединяется с годовым финансовым планом.
    5. В большинстве организаций считают, что функция планирования может быть усовершенствована.

Среднесрочное планирование чаще всего составляется на 5 лет, т.к. именно этот срок более  всего соответствует периоду обновления производства и ассортимента продукции. В этих планах формулируются основные задачи на установленный период, например производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения; стратегия сбыта; финансовая стратегия; кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материального снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства.

Текущее (оперативное) планирование заключается  определении промежуточных целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новых технологий. Обычно это планирование осуществляется на год. Планы представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами.

Основными звеньями текущего плана являются календарные  планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами.

Календарные планы  составляются на основе сведений о  наличии заказов, степени загруженности мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа, товарных запасов, товароснабжения, состояния конъюнктуры рынка. Оперативные планы реализуются через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются по каждому отдельному подразделению, а затем собираются в единый бюджет или финансовый план фирмы. Бюджет представляет собой выражение оперативного плана в денежных единицах. Он охватывает все стороны деятельности фирмы и служит средством координационной работы всех звеньев фирмы. При его составлении прежде всего учитываются показатели, разработанные в перспективных и среднесрочных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между перспективными, текущими и др. видами планирования.

Составлением  бюджета занимаются различные службы, редактируют их администраторы, утверждает руководитель.

1.2.Организация

Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм.

Функция организации реализуется двумя  путями:  через  административно - организационное управление и через оперативное управление.

Административно - организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.

Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Существует два основных аспекта организационного процесса:

    1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.
    2. Делегирование полномочий. Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Под организационной  структурой фирмы понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций.

Информация о работе Общие функции менеджмента