Характеристика общих (основных) функций менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 17:16, реферат

Краткое описание

Менеджмент – это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.
Управление не может существовать отдельно от его объекта, поэтому содержание функций управления в каждом конкретном случае в значительной мере определяется особенностями управляемого объекта.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1 Краткая характеристика и классификация функций менеджмента…....….4
2Основные функции менеджмента и их взаимосвязь….……..………….….5
2.1Планирование…………….………………………………….……….….....6
2.2Организация…………….………………………………….……….…….....8
2.3Руководство…………….………………………………….……….……....10
2.4Мотивация…………….………………………………….……….………..11
2.5Контроль…………….………………………………….……….….............13
Заключение……………………………………………………………….…...15
Список использованных источников………………………………….……..16

Файлы: 1 файл

RefMenedzhment.docx

— 66.37 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

 

Кафедра «Менеджмент»

 

Реферат

 

по дисциплине

«Менеджмент»

на тему:

«Характеристика общих (основных) функций менеджмента»

 

 

Выполнил:

студент 5-го курса

очной формы обучения

специальность 230101

группа 1001д

Костяшин Максим Сергеевич

 

 

Преподаватель:

Степанов Владимир Петрович

 

 

  подпись, дата


 

 

 

МОСКВА 2014 
Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1 Краткая характеристика и классификация функций менеджмента…....….4

2 Основные функции менеджмента и их взаимосвязь….……..………….….5

2.1 Планирование…………….………………………………….……….….....6

2.2 Организация…………….………………………………….……….…….....8

2.3 Руководство…………….………………………………….……….……....10

2.4 Мотивация…………….………………………………….……….………..11

2.5 Контроль…………….………………………………….……….….............13

Заключение ……………………………………………………………….…...15

Список использованных источников………………………………….……..16

 

Введение

 

Менеджмент – это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.

Управление не может существовать отдельно от его объекта, поэтому содержание функций управления в каждом конкретном случае в значительной мере определяется особенностями управляемого объекта.

Функция - это роль, выполняемая объектом, в определенной сфере. Понятие функции управления появилось еще в эпоху становления основ научного менеджмента. Последовательность выполнения функций менеджмента обеспечивает управление любым объектом (национальной экономикой, отраслью, предприятием).

При управлении предприятием реализуются как общие функции, характерные для всех систем, так и функции, присущие только данной системе. Наличие общих функций предопределяет принципиальное единство структуры процесса управления на предприятиях независимо от их отраслевой принадлежности. Функции взаимно связаны и взаимообусловлены: ни одно звено из этой управленческой цепи не должно быть пропущено. Практически функции взаимопроникают друг в друга.

Для успешного управления организацией необходимо обязательное выполнение функций управления (функций менеджмента), следовательно, вопрос изучения их состава и природы всегда актуален. Исследование функций управления имеет большое практическое значение, поскольку они в значительной мере определяют структуру органов управления.

Цель данной работы – раскрыть основные функции менеджмента, определить их состав и назначение. 
1 Краткая характеристика и классификация функций менеджмента

 

Функциями управления называют управленческие действия,  направленные на решение конкретных производственных и социальных задач для достижения целей организации.

Функции управления можно также определить как виды управленческой деятельности, необходимые для организации и руководства тем или иным объектом (организацией, предприятием, подразделением, группой) для осуществления целенаправленной деятельности по достижению желаемого результата. Содержание функции управления отражает две стороны управленческой деятельности. Во-первых, функция определяет необходимые действия и, во-вторых, раскрывает конкретное содержание этих действий.

По степени универсальности выделяют два вида функций:

1 Общие (основные) функции управления. Они отражают содержание процесса управления в любой организации и не зависят от вида деятельности. К таким функциям менеджмента относят: планирование, организация, руководство, мотивация и контроль.

2 Специальные (специфические) функции управления. К данному виду относят частные функций управления конкретной организацией с учетом её вида деятельности. Эти функции осуществляют соответствующие специализированные подразделения организации.

В рамках менеджмента рассматриваются общие универсальные функции. Специфические управленческие функции рассматриваются в рамках специальных дисциплин (организация и планирование производства, управление инновационной деятельностью и др.). 
2 Основные функции менеджмента и их взаимосвязь

 

Основными функциями управления являются планирование, организация, руководство, мотивация и контроль. Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации.

Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации.

Функция организации представляет вид управленческой деятельности, направленной на обеспечение нормального функционирования организации в соответствии с определенным планом.

Функция руководства определяет ориентацию действий подчиненных на выполнение плана, форму влияния руководителя на подчиненных.

Функция мотивации предусматривает действия, направленные на то, чтобы побудить всех сотрудников организации к результативной деятельности для достижения ее целей.

Функция контроля реализуется как процесс, посредством которого руководство организации удерживает ее на запланированной траектории достижения целей, получая информацию о текущих результатах деятельности и устраняя выявленные отклонения от установленных показателей.

Все приведенные выше функции управления находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Ведь, как показывает практика, выполнение каждой из этих функций оказывает огромное влияние на другие функции.

На рис. 1 показана последовательность реализации основных функций процесса управления в организации и взаимосвязь этих функций друг с другом.

 

Рисунок 1 – Связь функций управления

 

Приведенную взаимосвязь функций управления принято называть внешней. Вместе с тем существует и тесная внутренняя взаимосвязь рассматриваемых функций, проявляющаяся в том, что элементы всех этих функций являются составной частью каждой из них.

 

2.1 Планирование

 

Планирование - это определение целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения по следующим пунктам:

  1. Распределение ресурсов;
  2. Координация деятельности между отдельными подразделениями;
  3. Координация с внешней средой (рынком);
  4. Создание эффективной внутренней структуры;
  5. Развитие организации в будущем.

Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

Планирование решает следующие основные вопросы:

  1. Где мы находимся?
  2. Куда идти?
  3. Каким образом достигнем цели?

Важными особенностями планирования являются:

  1. Обоснованность – предполагает обоснованность управленческих решений, используемых для составления планов;
  2. Конкретность – цели должны быть конкретными и измеримыми, а также иметь явные пути достижения;
  3. Обязательность – принятые решения должны выполняться всеми сотрудниками и отделами организации;
  4. Непрерывность – процессы планирования должны осуществляться постоянно и без остановки.

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:

  1. По степени охвата (общее и частичное);
  2. По содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности);
  3. По сферам функционирования (производство, маркетинг, финансы);
  4. По охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное);
  5. По срокам (долгосрочное - свыше 5 лет, среднесрочное - от 1 до 5 лет, краткосрочное - 1 год с разбивкой по месяцам, оперативное).

Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов – планов.

План – основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.

Основные методы планирования:

  1. Балансовый метод;
  2. Метод корреляционных зависимостей;
  3. Метод экстраполяции;
  4. Метод регрессионного анализа;
  5. Экономико-математические методы,
  6. Метод построения графов.

Часто различают понятия планирование и прогнозирование. Прогнозирование – это вероятностное определение хода дальнейших событий. Прогнозирование может осуществляться:

  1. До начала процесса планирования (на основе известной предыстории продаж делается прогноз будущих объемов продаж.);
  2. Параллельно с процессом планирования (прогнозирование погодно-климатических условий и планирование в связи с этим транспортных перевозок);
  3. По окончании процесса планирования (давать оптимистический и пессимистический прогноз на будущий период).

По существу между прогнозом и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений.

 

2.2 Организация

 

Сущность функции организации состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы.

Организовать – значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между разными видами работ.

Как правило, организация включает в себя:

  1. Определение рациональных форм распределения труда;
  2. Разработка структуры организации;
  3. Регламентация функций, работ, операций;
  4. Установка прав и обязанностей сотрудников;
  5. Подбор кадров.

Для успешной реализации функции необходимо учитывать требования следующих принципов организации:

  1. Принцип цели – отдельные звенья работают во имя достижения общей цели;
  2. Эластичность организации – при определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями;
  3. Устойчивость – систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды;
  4. Непрерывность совершенствования – постоянное совершенствование процесса организации и реализации решений;
  5. Прямая соподчиненность – любой работник должен иметь одного начальника;
  6. Объем контроля – менеджер обеспечивает и контролирует работу подчиненных;
  7. Безусловная ответственность руководителя за действия подчиненных;
  8. Соразмерность ответственности данным полномочиям.

 

2.3 Руководство

 

Руководство – управленческая деятельность, обеспечивающая нормальное протекание производственных и управленческих процессов.

Содержание руководства как функции менеджмента состоит в том, что руководитель влияет на других так, что его идею не только принимают, но и начинают внедрять. Для этого руководителю нужна власть – возможность влиять на поведение других людей.

Влияние – это поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека.

Тип руководства – это мнение руководителя относительно степени свободы, которая должна быть предоставлена подчинённым в подготовке решений.

Имеются четыре основных типа руководства:

  1. Жёсткий авторитарный – самовластный руководитель с неограниченной властью;
  2. Благожелательный авторитарный – руководитель, желающий блага подчиненным и обладающий неограниченной властью;
  3. Совещательный – руководитель, интересующийся мнением и советами подчиненных, но принимающий окончательное решение самостоятельно;
  4. Коллегиальный – руководитель, считающий подчиненных равными партнёрами в процессе подготовки решения.

Для эффективного использования влияния менеджеру необходимо выполнять ряд условий:

  1. Потребность, к которой аппелируют, должна быть актуальной;
  2. Человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения какой-то потребности;
  3. Человек, на которого влияют, должен ожидать с достаточно высокой вероятностью, что исполнение задания приведет к удовлетворению или неудовлетворению его потребности;
  4. Человек, на которого влияют, должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя.

Информация о работе Характеристика общих (основных) функций менеджмента