Характеристика общих (основных) функций менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 17:16, реферат

Краткое описание

Менеджмент – это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.
Управление не может существовать отдельно от его объекта, поэтому содержание функций управления в каждом конкретном случае в значительной мере определяется особенностями управляемого объекта.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1 Краткая характеристика и классификация функций менеджмента…....….4
2Основные функции менеджмента и их взаимосвязь….……..………….….5
2.1Планирование…………….………………………………….……….….....6
2.2Организация…………….………………………………….……….…….....8
2.3Руководство…………….………………………………….……….……....10
2.4Мотивация…………….………………………………….……….………..11
2.5Контроль…………….………………………………….……….….............13
Заключение……………………………………………………………….…...15
Список использованных источников………………………………….……..16

Файлы: 1 файл

RefMenedzhment.docx

— 66.37 Кб (Скачать)

Особенно эффективным является влияние лидера, признанного коллективом. Применительно к управлению лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

Для успешного выполнения функции руководства необходимо применение ряда дополнительных функций:

  1. Подбор и расстановка кадров;
  2. Повышение квалификации кадров;
  3. Активизация деятельности кадров;
  4. Стимулирование труда кадров.

 

2.4 Мотивация

 

Сущность функции мотивации заключается в том, чтобы персонал организации выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и принятыми управленческими решениями. В общем смысле мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей.

Оказывать воздействие на людей, стимулируя их к труду, для успешного выполнения поставленных задач можно с помощью двух основных методов: поощрения и наказания.

Итогом эволюции менеджмента явилось понимание необходимости перехода от системы наказаний к стимулированию поощрением. Люди, работающие в современных организациях, обычно гораздо в большей степени образованы и обеспечены, чем в прошлом. Поэтому мотивы их трудовой деятельности оказываются более сложными для воздействия. То, что является эффективным для мотивации одних людей, может быть второстепенным или даже совершенно неважным для других. Система стимулов представляет собой совокупность вознаграждений, обещанных работнику за выполнение данной работы с определенной эффективностью.

Мотивация человека складывается из системы ожиданий. Сначала работник ожидает, что предпринятые им усилия приведут к необходимым результатам, затем он надеется на то, что эти результаты повлекут за собой вознаграждение, и он будет удовлетворен ценностью этого вознаграждения. Если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутыми результатами и поощрением, а также если он уверен, что достигнутые результаты не будут вознаграждены, то мотивация будет низкой. Ослабление мотивации также происходит, если ценность получаемого вознаграждения для человека незначительна. Однако оценка получаемого вознаграждения может быть неоднозначна. Сначала люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение демонстрирует несправедливость, то возникает психологическое напряжение.

В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен:

  1. Установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника;
  2. Создать атмосферу, благоприятную для мотивации работников;
  3. Активно общаться со своими сотрудниками, чтобы подчиненный четко представлял себе, чего от него ждут.

Система стимулирования – это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих стимулов, воздействие которых активизирует деятельность человека для достижения поставленных целей.

Стимулы делятся на материальные и нематериальные.

Материальные, в свою очередь, делятся на денежные (заработная плата, надбавки, ссуды и льготные кредиты) и не денежные, состоящие из социальных (медицинское обслуживание, страхование, путевки, питание, подарки) и функциональных (улучшение организации труда, улучшение условий труда).

Нематериальные стимулы состоят из социально-психологических (общественное признание, похвала, поддержка и одобрение), творческих (повышение квалификации, стажировки и командировки) и стимулов свободного времени (гибкий график работы, дополнительный отпуск).

Таким образом, мотивация зависит от потребностей, ожидания и восприятия работниками справедливого вознаграждения за выполненную работу.

 

2.5 Контроль

 

Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдений и проверки соответствия между установленным планом и достигнутыми целями.

Выделяют следующие фазы контроля:

  1. Предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления - установление определенных правил, процедур, норм, стандартов. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, отбор специалистов), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества);
  2. Текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы;
  3. Заключительный контроль. Подготовка необходимых корректирующих действий, на основе полученных результатов.

Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт.

Традиционный подход к контролю построен на функциональном принципе, при котором процесс работы разбивается на множество этапов. Каждый работник получает определенные задания от руководства и должен их строго выполнять в соответствии с установленными правилами. Такие правила, определяют каждый шаг работника. Тотальный контроль над выполнением этих правил отнимает много времени и мешает работе.

Современный взгляд на контроль основан на известном в живой природе принципе выживания и самоконтроля. По мере того, как бизнес стремительно развивается, иерархическая система работы, в которой все распоряжения исходят лишь сверху, и существует жесткий централизованный контроль, становится все менее эффективной. Работники должны сами выбирать и создавать необходимую форму работы.

Перед группой работников ставится определенная задача, за выполнение которой она несет полную ответственность. Если коллектив найдет какие-либо пути улучшения работы, он будет иметь полное право вносить изменения в свою работу самостоятельно, без получения одобрения руководства через бюрократическую систему. Таким образом, у работников появляется большая заинтересованность в работе. Несмотря на кажущееся отсутствие централизованного контроля при такой системе, компания в целом будет действовать намного эффективнее.

Технология контроля осуществляется по следующей схеме:

  1. Выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка);
  2. Определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля);
  3. Установление норм контроля (этические, производственные, правовые);
  4. Выбор методов контроля (диагностический, терапевтический, предварительный, текущий, заключительный);
  5. Определение объема и области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции).

  
Заключение

 

Главная особенность основных функций менеджмента в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

При этом функции менеджмента, входящие в состав цикла менеджмента, находятся в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости.

Так, например, функция контроля тесно связана с функцией планирования, поскольку на базе информации, полученной при контроле, и ее анализа у менеджера появляется возможность внесения необходимых уточнений в ранее намеченные планы производства. Аналогичным образом увязаны функции организации производства и мотивации персонала.

Продуманный комплекс действий менеджера по мотивации персонала во многом способствует совершенствованию организационной структуры предприятия, повышению производительности труда и качества работы. Действенный контроль над работой сотрудников позволяет менеджеру выявлять лучшие кадры и с помощью соответствующей мотивации поощрять их к дальнейшим успехам в работе.

От эффективности планирования зависит, насколько удастся менеджеру осуществить работу по организации производства. Однако при отсутствии должного руководства все эти функции достаточно трудно, а порой даже невозможно реализовать в полной мере.

Таким образом, налицо тесная взаимная связь и зависимость составляющих цикла менеджмента.

Функции значимы тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий.

 

Список использованных источников

 

  1. СТП МГУПИ 2068752-5-2006. Стандарт предприятия МГУПИ  Выпускные квалификационные работы. Курсовые проекты и работы. Правила оформления и структура.
  2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1997. — 704 с.
  3. Михалева Е.П. Менеджмент. Конспект лекций. –  М.: 2009. — 192 с.
  4. Понятие и сущность менеджмента. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (http://www.inventech.ru/lib/management/management-0001/)
  5. Функции менеджмента, их взаимосвязь и динамизм. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (http://www.inventech.ru/lib/management/management-0015/)
  6. Организация производства. Менеджмент. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (http://orgpromen.ru/principy-i-funkcii-menedzhmenta)

 

 


Информация о работе Характеристика общих (основных) функций менеджмента