Новые формы организации предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:07, реферат

Краткое описание

Целью рассмотрения данной работы являются современные формы построения организации.
Задачи:
Рассмотрение каждой новой формы организации предприятия.

Оглавление

Введение
Глава 1. Предпосылки появления новых форм организации предприятия
Глава 2. Новые формы организации предприятия.
2.1 Виртуальные корпорации
2.2 Сетевые организации
2.3 Круговые организации
2.4 Интеллектуальные организации.
Глава 3. Примеры крупных предприятия, формирующихся в сети бизнес-систем, используя новые форма организации.
Глава 4. Основные свойства и перспективы организаций будущего
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат менеджмент. Формы организации.docx

— 62.65 Кб (Скачать)

Существуют различные  интерпретации термина «виртуальное предприятие». В абстрактном смысле (по У.Дэвидоу и М.Мэлоуну) это наиболее передовая и эффективная форма организации предприятия из ряда «мысленно возможных», наилучшая с точки зрения имеющихся технических и экономических условий. Конкретнее, виртуальное предприятие означает сетевую, компьютерно интегрированную организационную структуру, объединяющую неоднородные ресурсы, расположенные в различных местах. Нередко акцент делается на временный характер объединения ресурсов в виртуальной организации: тогда она понимается как межорганизационное гибкое предприятие, создаваемое на ограниченный период, главная цель которого – получение выгоды благодаря расширению ассортимента товаров и услуг.

Часто главная стратегия  виртуального предприятия связывается  с ориентацией на заказчика, поскольку  ее основные характеристики – это  быстрота выполнения заказа (Minimal Time-to-Market) и полнота удовлетворения требований клиента. С включением заказчиков и исполнителей в единую открытую сеть границы между взаимодействующими организациями становятся нечеткими, прозрачными и подвижными.

Таким образом, важнейшей  характеристикой виртуальной организации  является гибкая, адаптивная, динамичная сетевая структура. Поскольку такая  сеть не существует в реальном физическом пространстве, а создается путем  информационной интеграции ресурсов партнеров, ее нередко называют квазипредприятием4. В то же время виртуальное предприятие объединяет цели, культуру, традиции, ресурсы, опыт ряда предприятий-партнеров, координируя их развитие и представляя собой «предприятие над предприятиями» т.е. метапредприятие. Ключевой проблемой обеспечения эффективности виртуальных предприятий является управление знаниями, циркулирующими в сетях.

Классическими примерами  виртуальных предприятий служат европейский консорциум Airbus Industries, изготавливающий широко известные аэробусы, а также объединившие усилия при работе над проектом Powerbook фирмы Apple и Sony.

Итак, в случае виртуального предприятия речь идет об интенсивном  взаимодействии специалистов и подразделений юридически оформленных предприятий в виртуальном пространстве. Возникает искусственное сообщество, сформированное электронным путем. При этом продлевается жизненный цикл отдельного предприятия (причем одни и те же предприятия могут одновременно входить в состав нескольких виртуальных объединений).

Основные формы  виртуальных  предприятий

Рассматривая возможные  варианты организации внешнеэкономической  деятельности с использованием Интернет-технологий, будем опираться на классические международные организационно-правовые формы5. Можно указать следующие группы критериев классификации виртуальных предприятий:

1) юридические; 

2) географические;

3) хозяйственно-экономические;

4) системно-сетевые.

 Выделяются два главных  класса: виртуальные корпорации  и виртуальные товарищества (партнерства).

Виртуальная корпорация (ВК) представляет собой электронное  объединение капиталов (ресурсов) различного типа – финансового, технологического, человеческого (в частности, интеллектуального) в интересах выполнения сложных  уникальных проектов, создания продукции  мирового класса и максимально полного  удовлетворения требований заказчика. Как и ее реальный правовой прототип, она способствует решению двух фундаментальных  проблем рыночной экономики: 1) привлечению  капитала для выполнения уникальных проектов или распределению бизнес-процессов  с целью повышения конкурентоспособности  продукции; 2) распределению риска  в инвестиционных проектах.

Основная внешнеэкономическая  цель создания ВК – объединение  ключевых технологий и опыта партнеров  разных стран для проведения более  эффективных действий на мировом  рынке. ВК характеризуется определенной независимостью от участников (возможностью легкой смены партнеров), наличием опосредованного механизма управления (делегированием полномочий), переходом от индивидуальной к коллективной ответственности партнеров. Она предполагает договорные взаимоотношения между всеми узлами организационной сети и формирование их совместной собственности. Нередко ВК формируется в виде материнского виртуального предприятия с сетью дочерних виртуальных филиалов, отделений и т.п.

Виртуальное товарищество (партнерство) представляет собой компьютерно интегрированную (искусственную) организацию лиц, вместе ведущих дело (находящихся в отношениях кооперации, т.е. выполняющих совместную работу и координирующих действия) с целью извлечения прибыли, будучи географически удаленными друг от друга.

По одному из ключевых системных  критериев управления ресурсами  виртуальные предприятия подразделяются на:

— децентрализованные (стратегические ресурсы максимально распределены в сети между партнерами);

— централизованные (стратегические ресурсы в основном сосредоточены  в некотором узле сети).

Децентрализованное виртуальное  предприятие, как правило, формируется  вокруг сложного, уникального проекта, который ни один из партнеров не может выполнить в одиночку. В  такой организации лидерство  переменно и может переходить от участника к участнику в зависимости от его роли на данном этапе.

 Подобная модель виртуального  предприятия опирается на представление  о горизонтальной организации7, где горизонтальное управление между подразделениями (координация их деятельности) и внешние горизонтальные связи оказываются более важными, чем традиционное вертикальное управление (субординационные связи).

Главная особенность горизонтальной организации заключается в постепенном  сокращении числа задач, обусловленных  внутренними факторами жизнедеятельности  предприятия, и сдвиге к наиболее полному удовлетворению интересов  заказчика. Такое виртуальное предприятие  часто имеет структуру полного  графа.

Напротив, централизованное виртуальное предприятие опирается  на идею расширенной организации, где  имеется один центральный узел (координатор) и периферические узлы, которым поручается выполнение ряда функций. Подобная структура  может возникнуть как воплощение стратегии аутсорсинга – выделения  предприятием второстепенных производственных функций и передачи их на подряд внешним организациям. В этом случае лидерство всегда остается за ведущим  предприятием, которое выступает  в роли заказчика по отношению  к остальным. Здесь организационная  структура определяется не в процессе взаимодействия, а скорее проектируется  ведущим предприятием. В рамках данной виртуальной организации возможно изменение состава подключаемых (периферических) предприятий при  сохранении ведущего. Типовой структурой централизованной ВК выступает «звезда».

Среди важнейших критериев  интеграции виртуальных предприятий  необходимо выделить объединение хозяйственной  деятельности, отраслевую общность и  юридическую самостоятельность. Опираясь на эти критерии, можно ввести основные типы виртуальных объединений: от наиболее «слабого» – виртуальной ассоциации до гипотетически самого «сильного» – виртуального треста.

Наиболее сильной формой компьютерной интеграции организаций  оказывается виртуальный трест, когда все стороны деятельности входящих в него организаций объединяются, а сами они теряют юридическую  и хозяйственную самостоятельность.

Одной из комплексных форм виртуальных предприятий является виртуальная финансово-промышленная группа (ФПГ). Как и обычная ФПГ8, она состоит из ряда неоднородных юридических лиц, удаленных друг от друга, которые полностью или  частично объединяют ресурсы с применением  Интернет-технологий на основе договора о создании ФПГ для технологической или экономической интеграции. Как видно из самого названия, в состав виртуальной ФПГ входят разные промышленные, торговые и финансовые учреждения (банки, страховые компании и пр.). Следует отметить, что обычно срок функционирования такого метапредприятия не ограничен рамками выполнения тех или иных проектов.

2.2. Сетевые организации

Сетевая структура означает распределение  основных функций между отдельными подразделениями и организациями. Координация действий осуществляется небольшим центральным офисом или  “брокером”4. Главное отличие такой  структуры в том, что основные операции, такие как производство, разработка новой продукции, сервис, бухгалтерский учет не собраны под  одной крышей, а выполняются отдельными организациями (подразделениями) по контракту  или по какой-либо другой договоренности. Связь центрального офиса с данными  организациями (подразделениями) осуществляется (как правило) с использованием электронных  средств и глобальной сети передачи данных. Революционность этого подхода  к созданию бизнес-организации состоит хотя бы в том, что полагаясь на привычные определения и понятия трудно представить, что из себя представляет и где именно находится подобная организация. В качестве примера можно привести фирму, занимающуюся разработкой программного обеспечения. Разработка различных частей крупного программного продукта (ядро, оболочка), как правило, идет с привлечением команд по всему миру. Крупные промышленные фирмы, специализирующиеся на выпуске электронной аппаратуры и компьютеров, такие как Compaq и IBM, прежде полностью выполнявшие самостоятельно весь цикл разработки и производства техники, теперь заказывают по своим чертежам и технологическим картам производство аппаратуры азиатским компаниям. Так им удается понизить себестоимость своей продукции и легче выдерживать конкуренцию с производителями более дешевых аналогов.

Для связи с партнерами и подразделениями  широко используются возможности глобальной сети, такие как электронная почта  и видеоконференции.

Несмотря на то, что в области  применения сетевых технологий компьютерщикам “все карты в руки”, самой первой компанией, которая в ходе расширения и глобализации бизнеса применила  модульную структуру и добилась оглушительного успеха, была Nike — лидер американского рынка по производству и продаже спортивной одежды и инвентаря (рис. 1).

Сетевая или модульная структура  дает множество преимуществ. В первую очередь — это возможность  сконцентрировать усилия персонала  на решении нескольких основных задач, заказывая выполнение других функций, таких как доставка, бухгалтерский учет, а также производство специалистам вне компании. Модульная корпорация представляет собой костяк, окруженный гибкой сетью наилучших поставщиков необходимых услуг, которые как модули в конструкторе могут быть задействованы или исключены по мере необходимости.

 

Рисунок 1. Укрупненная структура  сетевой организации на примере  подразделения спортивного инвентаря  компании Nikе

 

Важнейшим преимуществом является присутствие организации во многих странах мира, а также возможность  завоевывать рыночные позиции везде, где есть такая возможность. Сетевая  организация консолидирует ресурсы  по всему миру с целью добиться наилучшего качества продукции при  максимально низкой стоимости, что  является одним из решающих факторов для достижения устойчивого преимущества над конкурентами. Преимуществом  является также гибкость в выборе рабочей силы, поскольку выполнение любой функции, будь то инженерная разработка или сервис можно заказать, условно  говоря, любой профильной компании в какой угодно точке мира. Причем, компании-исполнители каждой функции  могут быть заменены более предпочтительными  без особых ограничений, таких как  необходимость приобретения завода и необходимого оборудования. Модульная  организация может постоянно  менять свою структуру для того, чтобы выходить на рынок с новой  продукцией. Другой, не менее важный аспект — это более высокая  производительность и удовлетворенность  выполняемой работой теми, кто  работает в головном офисе, благодаря  существенно более гибкой структуре  предприятия. Причем структура сетевой (виртуальной) корпорации — наиболее гибкая из всех возможных форм существования  деловых организаций.

Информация о работе Новые формы организации предприятия