Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 20:59, курсовая работа
Управленческая деятельность выступает в современных условиях развития рыночной экономики Украины одним из важнейших факторов функционирования субъектов хозяйственной деятельности. В связи с этим возникает объективная необходимость изучения истории менеджмента, а также становление и развития его как науки за рубежом и в Украине, с целью учета прошлых достижений и ошибок управленческого процесса в современных условиях, что способствует оптимизации управленческой деятельности и является мощным двигателем экономического развития любой страны.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Предпосылки возникновения менеджмента
1.2 Сущность и содержание понятия «менеджмент»
1.3 Развитие теории и практики научного менеджмента
РАЗДЕЛ 2. КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ЕГО РАЗВИТИЕ ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Становление и развитие научного менеджмента в США
2.2 История и тенденции научного менеджмента в Западной Европе
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.2 Сущность и содержание понятия «менеджмент»
1.3 Развитие теории и практики научного менеджмента
РАЗДЕЛ 2. КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ЕГО РАЗВИТИЕ ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Становление и развитие
2.2 История и тенденции научного менеджмента в Западной Европе
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Управленческая деятельность выступает в современных условиях развития рыночной экономики Украины одним из важнейших факторов функционирования субъектов хозяйственной деятельности. В связи с этим возникает объективная необходимость изучения истории менеджмента, а также становление и развития его как науки за рубежом и в Украине, с целью учета прошлых достижений и ошибок управленческого процесса в современных условиях, что способствует оптимизации управленческой деятельности и является мощным двигателем экономического развития любой страны.
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Предпосылки возникновения менеджмента
История управленческой мысли дает немало полезных уроков для тех, кто готовый у нее учиться и своими корнями уходит в глубину столетий и тысячелетий. Высказывание по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из берегов Тигра и Евфрата, и на шелковых свитках, которые сохранились из времен Поднебесной империи [70, с. 34].
Примером эффективного управления может быть Римская империя, которая просуществовала сотни лет. Римские легионы отличались четкой структурой управления, в состав которой входили генералы и офицеры, делением армии на дивизии, которое обеспечивало успех боевых действий. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, которые подчинялись Риму, строились дороги, устанавливались связи.
Почти все формы современного управления можно найти в старинных организациях, хотя их характер и структура существенно отличались от современных. Однако связывать их с менеджментом ни прямо, ни косвенно нельзя, так как это были преимущественно рекомендации относительно государственного управления. Хотя и тогда были управленцы и организационные структуры, и многие люди хорошо знали толк в процессах управления и лидерства, тем не менее, тогда не было такой научной дисциплины, как менеджмент. Как известно, мудрый совет, которым бы важной она не была, не всегда является результатом научного исследования. Целенаправленные поиски теоретических подходов к менеджменту начались в эпоху развития капитализма.
За начало отсчета в литературе из истории менеджмента считают зарождение письменности в старинном Шумере в V тысячелетии до н. э. Считается, что это революционное достижение в жизни человечества привело к возникновению особой прослойки «жрецов-бизнесменов”, которые успешно осуществляли религиозно-коммерческие и торговые операции, вели деловую переписку и коммерческие расчеты. Поэтому эта первая управленческая революция характеризуется как религиозно-коммерческая.
Вторая управленческая революция связывает с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 года до н. э.), что выдал свод законов управления государством для регулирования общественного отношения между разными социальными группами населения. Данными законами вводился светский стиль управления, усиливались контроль и ответственность за выполнение работ. Именно поэтому вторую управленческую революцию считают светско-административной [70, с. 36].
Третья управленческая революция известная как производственно-строительная. Она предусматривала объединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства и состоялась во времена правления Навуходоносора (605- 562 года до н.э.) [70, с. 36].
Четвертая управленческая революция состоялась в период зарождения капитализма и индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII-XVIII ст.) ее главным результатом стало зарождение профессионального управления.
Ситуация, которая возникшая вследствие промышленной революции конца XVIII - начала XIX ст., привела к тому, что рядом с эмпирическими методами в управлении стали внедряться прикладные разработки и эксперименты, результаты которых помогали определять нормы выработки и вознаграждения, оптимальные сроки работы оборудования, объема выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и работы. Во время промышленной революции были сделаны первые попытки перевести идеи управления на бумагу с целью выработать его обобщающие принципы, вследствие чего были заложены необходимые условия теории менеджмента.
Революционную концепцию деления, специализации, кооперации и повышение продуктивности общественной работы изложил классик политической экономии А. Смит в работе «Богатство народов».
Англичанин Ричард Аркрайт, изобретатель прядильной машины, объединил под крышей своей фабрики все процессы текстильного производства и ввел иерархический принцип его организации. На основе разделения труда, планирование размещения оборудования, координации работы машин и персонала, обеспечение дисциплины ему удалось добиться непрерывности технологических процессов. Это дало возможность существенным образом экономить на расходах производства и достичь немалых успехов в борьбе с конкурентами. Фактически Аркрайт заложил основы того, что можно было бы назвать индустриальным управлением, или, высказываясь современным языком, организацией производства.
Одновременно Аркрайт сформулировал дисциплинарный «кодекс» фабричной системы, согласно которому разнообразные нарушения фиксировались в специальной книге, и вводилась система штрафных санкций в виде отчислений из заработной платы [70, с. 36].
Широкомасштабный социальный эксперимент в сфере управления осуществил в 1800-1828 годах английский ученый Роберт Оуэн, который был в тот период управляющим ряда текстильных фабрик [70, с. 36]. Суть этого эксперимента заключалась в предоставлении рабочим упорядоченного жилья, улучшении условий работы, быта, отдыха, в создании сети магазинов, которые торговали товарами первой необходимости по доступным ценам. На фабриках, управляемых Оуэном, было повышено минимальный возраст, начиная из которого дети могли привлекаться к работе, сокращенно продолжительность рабочего дня, а в рабочих поселках создавались школы. Оуэном руководила совсем не идея благодетельности, а экономический расчет, целью которого было повышение производительности работы. Своими экспериментами Оуэн на практике подверг испытанию идею того, что через полтора столетие стало на Западе довольно распространенным явлением и достало название социального партнерства. Тем не менее, эта идея настолько обогнала свое время, которая тогда не имела поддержки общества, и в скором времени о ней забыли.
Важный шаг в развитии теории и практики управления было сделано профессором математики Кембриджского университета, изобретателем первой вычислительной машины Чарльзом Бэббиджем. Взяв за основу концепцию разделения труда А. Смита, он высказал идею деления физического и умственного труда, составил перечень положительных характеристик специализации, разработал методику изучения расходов рабочего времени на осуществление разных операций, сравнительного анализа работы однопрофильных предприятий, выявление путей повышения эффективности работы на основе изучения данных статистики, а также применение премиальной системы оплаты. Ч. Бэббидж не был удовлетворен просто специализацией физической работы, или делением за профессиями. Поставив вопрос о том, должные ли математики выполнять простейшие арифметические операции, разработал аналитическую машину, которая дала возможность освободить талантливого человека от многих рутинных расчетов. Сегодня это современные мощные ЭВМ. Результаты своих исследований и практические рекомендации Бэббидж изложил в книге «Экономика машин и промышленных предприятий» (1832 г.), которая оказалась первой в мире публикацией научного управления. Однако последнее как целостная система еще не сложилось - это задача была разрешима уже в XX ст.
Пятая управленческая революция (конец XIX - начало XX ст.) известная под названием бюрократической; ее теоретической платформой постоянная концепция «рациональной бюрократии» известного социолога, экономиста Макса Ветера. Основные ее результаты: формирование больших иерархических структур, низменность управленческой работы, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджеров [70, с. 37].
Несмотря на большое значение революционных преобразований, развитие управления происходило преимущественно эволюционным путем. Он характеризуется непрерывностью, которая отражает логику и историю изменений, которые происходили не только в экономике, а во всей системе социально-экономических отношений человеческой цивилизации.
Классик экономической теории А. Смит довел, что естественное желание людей улучшить свое благосостояние есть настолько могущественным стимулом, который, если ему дать возможность действовать без препятствий, желание само способно привести общество к процветанию. Его взгляды на природу свободного предпринимательства, на роль рынка и функции государства было положено в основу теории и практики менеджмента.
Как самостоятельная теоретическая дисциплина наука управления возникшая на рубеже XIX-XX ст. В этот период впервые были поставлены вопросы о роли менеджмента как самостоятельной сферы научного знания и практической деятельности. Приходилось, что менеджмент следует конституировать в особую науку со своим предметом, литературой и ассоциациями.
Возникновение менеджмента как научной системы управления производством была ответом на нужды промышленного развития конца XIX - начала XX ст. Специфическими чертами этого периода были: массовое производство и массовый сбыт; ориентация на рынки значительного однородного спроса; появление больших корпораций и т.п. Развитие продуктивных сил в форме предприятий-гигантов остро требовал, с одной стороны, рациональной организации работы и производства, с другой - четких и взаимосогласованных всеми подразделами и службами, управленцами и исполнителями соответственно научно обоснованным принципам, нормам и стандартам.
Важнейшим условием возникновения и развития менеджмента исторически стало использование научных методов управления предприятием. Без фактических данных, без теории, принципов и закономерностей наверное никто не воспринимал бы менеджмент серьезно. Настоящая наука та, какая указывает путь для полноценной профессиональной практики, - это больше, чем технические приемы, формулы, законы. Это - новое видение мира и новый способ решения проблем.
Без решения этих проблем дальнейшее развитие бизнеса и предпринимательства в форме больших предприятий был невозможный. Количественные изменения, которые состоялись в системе промышленного производства в XIX-XX ст., послужили причиной появления качественно новой системы управления, название которой - менеджмент (промышленный). Дальновидные промышленники поняли, что с помощью простого увеличения численности рабочих невозможно решать проблемы производства.
В научной литературе возникновения систематического научного направления менеджмент в традиционном (эмпирическом) управлении связывают с докладом Генри Тауна «Инженер в роли экономиста» (1986 г.). В этом докладе он назвал управление трудовыми процессами искусством, подобный инженерному конструированию. Новым был его призыв к тому, чтобы инженеров больше, чем техническая эффективность, интересовал, в частности, подсчет расходов, доходов и прибылей. Одним из присутствующих на собрании был Ф. Тейлор, идеи которого изменили принципы и направление развития американской промышленности [70, с. 40].
В 1986 году по инициативе Академии менеджмента в США отмечали пожилой юбилей менеджмента. В своем выступлении в 1987 году перед узким кругом представителей отборных промышленных компаний и университетов страны Питер Друкер указал, что лучшими менеджерами в истории были люди, ответственные за строительство пирамид в Египте. К сожалению, египтяне мало рассказали нам о своих технических приемах и почти не поделились с нами «ноу-хау». В этом заключается отличие между знанием о том, как практически осуществляется искусство управления, и взносом в развитие области знаний, которые другие могут овладевать и реализовывать на практике. Итак, менеджмент как научная дисциплина начал формироваться тогда, когда люди стали систематизировать и вырабатывать рекомендации о том, как лучше управлять. В результате возникли теории, концепции, которые можно было излагать и изучать. Это и стало началом менеджмента.
В процессе изучения теории и практики менеджмента становится очевидным, что много того, что рекомендуется как что-то новое и революционное, оказывается просто логическим предложением идей, развитых в другом месте и в другое время. Много того, что правильное, совсем не новое, и много из того, что называется новым, не является таким.
В мире бизнеса есть так называемые вечные вопросы, на которые люди постоянно ищут ответа. На эти вопросы помогает ответить теория и практика менеджмента. Менеджмент как теория возник и развивается в связи с необходимостью объяснить, чему и вследствие чего процветают или приходят в упадок организации. Ученые в области менеджмента путем исследований и практики в сфере управления, методом проб и ошибок ищут ответ на вопрос: чем определяется успех организации? Ответ на этот вопрос дает возможность ответить на более прагматический вопрос: что может сделать руководитель для обеспечения успеха организации? Для обеспечения успешного управления организацией необходимо знать природу ее возникновения и существенные особенности проявления в реальном бытии.
Организации составляют основу мира менеджеров, именно в них кроются причины, которые предопределяют существование менеджмента. Содержание понятия организация имеет много разнообразных трактовок. В научной литературе из теории организации и менеджмента организация рассматривается как важнейшее свойство, характеристика системы, ее атрибут. В таком понимании организация означает внутреннюю благоустроенность, согласованность частей системы, которой обусловлена ее структура. Понятие «организация» (организовывать) используется также для определения одной из главных функций управления, которое реализуется в процессе создания и усовершенствование системы, поддержки порядка при ее функционировании. Таким образом, организация отождествляется с социальной системой. Например, М. Акофф, Ф. Эмери дают такое определение организации: «Организация - социальная группа, в которой существует функциональное разделение труда, направленное на достижение общей цели». Т. Питере, Р. Уотермен - такое: «Организация - это умная система сознательно скоординированных видов деятельности, которая не имеет лишних элементов». Так или иначе, существует много разнообразных социальных организаций. Тем не менее, несмотря на их разнообразие, можно выделить общие признаки, которые отображают содержание этого понятия [70, с. 40].