Научный менеджмент, его концепции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Управленческая деятельность выступает в современных условиях развития рыночной экономики Украины одним из важнейших факторов функционирования субъектов хозяйственной деятельности. В связи с этим возникает объективная необходимость изучения истории менеджмента, а также становление и развития его как науки за рубежом и в Украине, с целью учета прошлых достижений и ошибок управленческого процесса в современных условиях, что способствует оптимизации управленческой деятельности и является мощным двигателем экономического развития любой страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Предпосылки возникновения менеджмента
1.2 Сущность и содержание понятия «менеджмент»
1.3 Развитие теории и практики научного менеджмента
РАЗДЕЛ 2. КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ЕГО РАЗВИТИЕ ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Становление и развитие научного менеджмента в США
2.2 История и тенденции научного менеджмента в Западной Европе
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Вследствие этого в 70-е гг. широкую популярность в США завоевывают идеи ситуационного подхода, подтверждающие правомочность различных систем управления. Таким образом, был окончен спор между двумя ведущими школами: ратующей за изменение и совершенствование техники и технологии производственного процесса и усматривающей источник прибыли в четко организованной деятельности индивида и всего коллектива. К этим двум школам в 80-е годы добавилось направление «организационной культуры» в управлении, придающее значение системным и поведенческим особенностям предприятия [27, с. 202].

Современный этап развития менеджмента в Америке характеризуется, прежде всего, интернационализацией менеджмента, объединением теоретических и практических разработок специалистов разных стран, их коллективным творчеством в этой области знаний.

Считаться с новыми реальностями, порожденными международным разделением труда, ростом международной конкуренции, зависимости друг от друга на мировом рынке, появлением транснациональных корпораций, созданием международных информационных систем и ряда других структур, - значит, учитывать веление времени. В настоящее время отмечается повышенный интерес к всевозможным идеям эффективного управления. Появился даже термин «управление по бестселлерам». Анализу подвергается все: менеджмент во всех его проявлениях и направлениях; интеллектуально-психологические качества менеджера; роль менеджера в управлении; качество управленческого решения; доля участия в конечном результате деятельности системы и др. Школы бизнеса и консультативные фирмы, фирмы по выполнению отдельных диверсифицированных услуг, консалтинговые и аудиторские конторы и компании используют все возможности для того, чтобы делать деньги.

Однако в 80-е годы американские ученые подвергли сомнению правильность пути развития менеджмента. Школы бизнеса стали обвиняться в ограниченности и изоляции будущих менеджеров от реальных ситуаций, чрезмерном увлечении теорией. Главное внимание вновь стало уделяться ситуационному подходу в менеджменте. Однако, по мнению наблюдателей, деловой мир вступил в сложный этап нестабильного развития - прежде всего это повышенная политическая нестабильность в мире, сопровождающаяся общественными беспорядками и террористическими актами, инфляция, безработица, падение прибыли и другое.

Эти факторы внешней среды или форс-мажорные обстоятельства требуют от руководителей повышать требования к себе, чтобы эффективно осуществлять управление.

Современный деловой мир США вступает в третью фазу, базирующуюся на системе информационного обеспечения и переработки информации, способной обеспечить взаимодействие специалистов различных отраслей знаний. На протяжении многих десятилетий крупные компании обретали могущество, устраняя или поглощая своих конкурентов.

В настоящее время одна из существенных проблем в американских корпорациях - это определение оптимального соотношения факторов централизации и децентрализации. Очевидно, что жестко централизованная структура с четким разграничением между отделами и их функциями предоставляет менеджеру возможность взять на себя дополнительную ответственность. Децентрализованная организационная структура фирмы (компании) способствует созданию среды, в которой каждый ее член принимает на себя большую ответственность, и имеет возможность реализовать свой потенциал, внедряя в производственную и социальную деятельность свои идеи и замыслы, в итоге способствует процветанию фирмы.

В настоящее время именно существующие организационные формы корпораций составляют трудности этой страны. На примере небольших и простых в организационном отношении промышленных компаний наглядно видно гибкое использование управляющими потенциала фирмы, всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных), высокая степень принятия качественных и своевременных решений и т.д. По мере экстенсивного развития фирм (расширение, увеличение числа занятых, поставщиков и потребителей) эти преимущества исчезают. Координировать действия становится труднее, поэтому происходит увеличение управленческого аппарата, как по горизонтали, так и по вертикали. Эксперты в сфере бизнеса считают, что развитие централизованной власти снижает конкурентные преимущества больших компаний.

Формируется предпринимательская культура, смысл которой в том, что менеджер - это не просто узкий специалист, а человек, ответственный за весь процесс созидания богатства. Менеджер будущего - это глобальный стратег, которому присуще понимание того, как управлять в конкурентной международной среде; знаток технологии, в первую очередь компьютерной; политик раr ехеlеnсе, т.е. определяющий внерыночные факторы (локальные и национальные границы, договоры, правовые нормы и требования международных организаций); наконец, менеджер будущего - лидер-новатор.

Опыт американского менеджмента учит тому, что составляющими компонентами деятельности предпринимателей и менеджеров наряду с задачами максимизации прибыли являются повышение платежеспособного спроса населения, обогащение и развитие той социальной среды, в которой бизнесменом приходится работать.

2.2 История и тенденции научного  менеджмента в Западной Европе

 

Второй канцлер ФРГ, ученый и политик Людвиг Эрхард в 5060 гг. нашего столетия провел в Западной Германии широкомасштабную экономическую реформу, коренным образом преобразовавшую социально-экономическую жизнь страны.

Теоретические взгляды Эрхарда были основаны на теории «социального рыночного хозяйства», возведенной в ранг официальной государственной доктрины и являвшейся основой экономической программы. По своим теоретическим установкам данная концепция была близка к кейнсианской теории косвенного регулирования. В 50-60 годы в Европе широко была распространена хозяйственная политика, предложенная английским экономистом Дж.М. Кейнсом и усовершенствованная его последователями.

 

 

ВЫВОД

 

1. Предпосылками возникновения научного менеджмента стали пять управленческих революций: религиозно-коммерческая; светско-административная; производственно-строительная; промышленная революция и бюрократическая, которые отражали изменения во всей системе социально-экономических отношений человеческой цивилизации. Несмотря на большое значение революционных преобразований, развитие управления происходило преимущественно эволюционным путем.

2. Возникновение  менеджмента как научной системы  управления производством была ответом на нужды промышленного развития конца XIX - начала XX ст. Важнейшим условием возникновения и развития менеджмента исторически стало использование научных методов управления предприятием.

3. Понятие «менеджмент»  есть общим и в экономической  литературе трактуется по-разному. Существует несколько подходов, которые чаще всего используются при определении сущности и содержания менеджмента, а именно как: наука; органы или аппарат управления; люди, которые управляют организацией; функции управления; процесс; искусство управления.

4. В зарубежной  науке управления сложились четыре  важнейших концепции, которые внесли  существенный вклад в развитие  современной теории и практики  управления. Это концепции: научного  управления; административного управления; управления с позиций психологии и человеческих отношений; управления с позиций науки о поведении.

5. В процессе  эволюции менеджмента сложилось  три научных подхода к управлению, которые получили свое развитие  в современных условиях: подход  к управлению как к процессу; системный подход; ситуационный подход.

6. Менеджмент  как социально-экономическое учение  появился в США в конце XIX столетия. Необходимость систематизировать  имеющиеся знания в сфере управления  производством послужила отправной  точкой реализации менеджмента как практики и теории научного управления, основоположниками чего стали: Ф. Тейлора, Г. Ганнт, супруги Гилбрет и другие.

7. Современный  этап развития менеджмента в  Америке характеризуется интернационализацией менеджмента, объединением теоретических и практических разработок специалистов разных стран, их коллективным творчеством в этой области знаний.

8. Развитие социально-ориентированной  модели, основанной на свободном  сосуществовании разных форм  собственности, сильной социальной  функции государства, индикативном планировании и прогнозировании стали основой развития научного менеджмента в Западной Европе. Сторонниками этой модели были Эрхард и Мюрдаль.

9. Современное развитие менеджмента как науки характеризуется новой управленческой парадигмой в основе которой лежит - использование в управлении теории систем. Была выдвинута новая четко сформулированная идея о том, что организация - это открытая система, которая приспосабливается к своей весьма многообразной внешней и внутренней среде, и главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособие / Фин. академия при прав. РФ. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 248 с.
  2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Изд-во "Питер", 1999. - 416с.
  3. Андреев С.Ю. Наше прошлое, настоящее, будущее: структура власти и задачи общества // В кн.: Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа. Г.: Прогресс, 1989. С. 499 - 500.
  4. Андрушків Б.М., Кузьмін О.Є. Основи менеджменту: методологічні положення та прикладні механізми. Тернопіль: Лілея, 1997. - 292 с.
  5. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. - К.: МП "ИТЕМ" ЛТД, 1995. – 447 с.
  6. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент: Учеб. курс. - К.: Ника-Центр: Эльга, 2001. - 448 с.
  7. Блейк Р., Моутон Дж. Научные методы управления. - К.: Наук, думка, 1990. – 250 с.
  8. Васькин А.А. Оценка менеджеров: Учеб.-практ. пособие. - М.: Компания "Спутник", 2000. - 237 с.
  9. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб пособ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 367 с.
  10. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Изд-во "Триада Лтд", 1996. – 384 с.
  11. Биссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): Пер. с англ. - М.: Экономика, 1996. - 288 с.
  12. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 1999. - 296 с.
  13. Вудкок М., Френсис М. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. - М., 1991. - 312 с.
  14. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, 1994.- 685с.
  15. Гэлбрепт Дж. Экономические теории и цели общества. - М., 1979. - 406 с.
  16. Глухое В.В. Основы менеджмента: Учеб.-справ, пособие. - СПб.: Специальная литература, 1995. - 327 с.
  17. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: В 2 т. - М.: МНИИПУ, 1996. - Т. 1. - 752 с.; Т. 2. - 720 с.
  18. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы: В 2 т. - 2-е изд., доп. - М.: МНИИПУ, 1997. - Т. 1. - 768 с.- Т. 2. - 736с.
  19. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб.: Изд-во "Питер", 1999. - 560с.
  20. Доленко Л.Х. Теории стратегии предприятия. - Одесса: Астропринт, 1998. - 160с.
  21. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Учеб. пособие: Пер. с англ. - М.: Изд. дом "Вильяме", 2000. - 272 с.
  22. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. - М.: Дело, 1996. - 276с.
  23. Жданов С.Л. Основы теории экономического управления предприятием: Учебник. - М.: ФИНПРЕСС, 2000. - 381 с.
  24. Зайверт Л. Ваше время - в ваших руках: Советы руководителям как эффективно использовать рабочее время. - М.: Экономика, 1990. - 232с.
  25. Зигерт В., Ланг Л. Руководство без конфликтов: Сокр. пер. с нем. - М.: Экономика, 1990. - 335 с.
  26. Зуб А.Т., Смирнов С.Г. Лидерство в менеджменте. - М.: ГЖО "Воскресенье", 1999. - 212 с.

 

 

 

 

llbest.ru

 

 


Информация о работе Научный менеджмент, его концепции