Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 20:59, курсовая работа
Управленческая деятельность выступает в современных условиях развития рыночной экономики Украины одним из важнейших факторов функционирования субъектов хозяйственной деятельности. В связи с этим возникает объективная необходимость изучения истории менеджмента, а также становление и развития его как науки за рубежом и в Украине, с целью учета прошлых достижений и ошибок управленческого процесса в современных условиях, что способствует оптимизации управленческой деятельности и является мощным двигателем экономического развития любой страны.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Предпосылки возникновения менеджмента
1.2 Сущность и содержание понятия «менеджмент»
1.3 Развитие теории и практики научного менеджмента
РАЗДЕЛ 2. КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ЕГО РАЗВИТИЕ ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Становление и развитие научного менеджмента в США
2.2 История и тенденции научного менеджмента в Западной Европе
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Во-первых, организация - это объединение людей, которые составляют разные части организации. Во-вторых, организация создается и существует для достижения общей цели, которая объединяет людей для реализации конкретных нужд и интересов. В-третьих, необходимое условие достижения общих целей - общая деятельность в разнообразных формах взаимодействия (координация, обмен информацией и др.). Взаимодействие дает возможность интегрировать деятельность людей, оказывает содействие формированию организации как единого целого с качественно новыми свойствами, которые не сводятся к сумме свойств его частей. В-четвертых, организация имеет границе, которые дают ей возможность существовать автономно от других подобных формирований, и которые не дают ей возможности рассеяться в окружающей среде. Как правило, границы фиксируются, закрепляются в таких регламентах, как устав, договор, положение. Итак, организация как социальная система есть относительно автономной группой людей из четко структурированной общей деятельностью и определенными границами, сознательно создаваемой для достижения общей цели [9, с. 54].
В наиболее общем виде деятельность организации связана с преобразованием ресурсов в новые блага. Ресурсы делятся на естественные, труду, сырьевые, финансовые, технологические, информационные, а к благам принадлежат как товары, так и услуги. Главнейшей чертой деятельности каждой организации есть внутреннее разделение труда: горизонтальный и вертикальный.
Современный менеджмент - это тысяча возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Сложность изучения и освоение менеджмента заключается в том, что подходы, разработанные одной фирмой, которые хорошо себя зарекомендовали, могут оказаться не только неэффективными, а и даже вредными для другой. Поэтому в деятельности менеджеров делается акцент не на стандартных приемах, а на способности быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию, эффективно управиться с ней. Менеджмент не дает универсальных рецептов. Он учит того, как, зная приемы, способы и пути решения тех или других управленческих задач, обеспечить успех конкретному предприятию независимо от его организационно-правовой формы (государственное, частное, акционерное и др.).
Овладение искусством менеджмента есть одним из главных рычагов повышение результативности хозяйственной деятельности, которая во многих случаях оказывается намного эффективнее, чем использование финансовых «инъекций» или создание новых производственных мощностей.
Успех в предпринимательской деятельности никогда не бывает случайным, он обеспечивается эффективным управлением.
Управление предпринимательской деятельностью в крупной организации - это управление, прежде всего людьми и отношениями между ними и разными их коллективами. Если в маленькой фирме все решения, связанные с ее деятельностью, как правило, принимает непосредственно владелец, то в крупной эти функции выполняют профессиональные управленцы - менеджеры. В современной предпринимательской структуре менеджер является центральной фигурой. Если на фирме менеджмент организованно неудовлетворительно, то не помогут ни деньги, ни высококвалифицированный персонал, ни современные технологии.
1.2 Сущность и содержание понятия «менеджмент»
Понятие «менеджмент» есть общим и в экономической литературе трактуется по-разному. В нем сведенные воедино очень разные принципы, роли, виды деятельности и функции. Чаще всего используется это понятие в двух значениях: как функциональное понятие, которое охватывает хозяйственные процессы и функции, которые характеризуют деятельность предприятия (закупка, производство, сбыт и т.п.), и как организационное понятие, которое характеризует субъектов, которые принимают решение, их роль в деятельности предприятия (правление, начальник цеха, мастер). Доминирует функциональный подход, который очерчивает задачи деятельности и хозяйственные процессы, тогда как второй подход концентрирует внимание на роли менеджеров разных организационных уровней [70, с. 41].
Экономическая категория менеджмент имеет межотраслевой характер и очень сложную семантику. Довольно часто слово менеджмент используется как синоним к руководству или управлению предприятием. Менеджмент, управление - это практически игра в дефиниции. Неслучайно в переводной литературе они часто употребляются как синонимы. Г. Друкер как признанный авторитет в области теории менеджмента объясняет, что слово менеджмент в англоязычных странах употребляется очень свободно и в разных значениях, хотя термин «менеджмент» исключительно трудный для понимания. Во-первых, он имеет специфично американское происхождение и едва ли может быть переведено на какой-то другой язык, в том числе и на английский язык Британских островов. Он означает как функцию, так и людей, которые ее выполняют; он указывает на социальное или должностное положение и одновременно означает учебную дисциплину и область научных исследований.
Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управление», это его синоним, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях). Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций [14, с. 15].
Менеджмент - это: рациональный способ управления деловыми организациями; управление, ориентированное на доходность и прибыльность; деятельность по надзору, который использует особые формы организации работы, договорные и контрактные отношения между работой и капиталом; особая область научного знания и профессиональной специализации управленцев-менеджеров, которые составляют административный штат предпринимательской организации и др.
С научной точки зрения менеджмент - это умение использовать те объективные законы и закономерности, которые выражают причинно-следственные связи в сфере управленческой деятельности. Менеджмент рассматривает предприятие не столько как технологическое звено общественного производства, а прежде всего как социально-производственную подсистему рыночных отношений.
Подходы, которые чаще всего используются при определении сущности и содержания менеджмента, представлены в виде модели (смотри рис. 1.1).
Особенности менеджмента как науки заключаются в том, что менеджмент - это, прежде всего управление людьми, наука о человеке, ее интересах, поведении и взаимодействии с другими людьми.
Также особенности менеджмента как науки отражаются в его тесной взаимосвязи с другими науками. Во-первых, это междисциплинарная наука, которая включает теории и концепции психологии, социологии, экономики, теории систем, исследование операций и т.п.
Рис. 1.1 - Подходы к определению менеджмента [70, с. 42]
научный менеджмент управленческий мысль
Во-вторых, истинность тех или других теорий, концепций менеджмента как нормативной дисциплины зависит от поведения людей, их действий и решений.
В-третьих, менеджмент - это практическая дисциплина, которая имеет прикладной характер, выражается в действиях и умениях человека.
В основе менеджмента как практической управленческой деятельности не знание, а действия, т.е. недостаточно объяснить определенное явление, необходимо показать, как теория работает на практике.
Для менеджмента как науки естественным критерием достоверности и практической значимости теории и концепций есть успешная деятельность организаций, которые используют эти теории в своей работе.
Для успешного использования теории на практике менеджеру необходимо критически воспринимать высказывание и утверждение независимо от авторитета автора, анализировать ситуацию, которая сложилась, и проверять действенность теории в конкретных условиях. Такой подход разрешит руководителю самому убедиться в истинности теории и выбрать для достижения поставленных целей наиболее подходящую.
Рассмотрение понятия менеджмент из разных точек зрения открывает новые горизонты исследования современной науки управления.
Прежде всего, менеджмент рассматривается как особый вид человеческой деятельности, направленный на достижение определенной цели или целей организации. Управление как функция реализуется путем выполнения последовательности управленческих действий, с помощью которых субъект управления влияет на объект управления, которые получили название функции управления. Впервые их состав сформулировал один из основоположников научного менеджмента А. Файоль. В дальнейших разработках состав функций управления дополнялся, в том числе и за счет конкретизации тех или других видов управленческих работ [40, с. 39]
Менеджмент как процесс отражает стремление теоретиков и практиков менеджмента интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку. При этом внимание фокусируется на согласованности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, есть также процессом. Итак, управление рассматривается как динамично изменяемые в пространстве и времени, но связанные между собой управленческие функции, целью которых являются решения проблем и задач организации.
Сущность и содержание процесса управления отражается в его функциях, поэтому его можно рассматривать и как процесс влияния на деятельность отдельного работника, группы или организации в целом с целью получения максимальных результатов. Это влияние осуществляет соответствующая категория людей - менеджеры. Не случайно в теории и практике управленческой деятельности менеджмент часто идентифицируется с менеджером, с органами или аппаратом управления.
Менеджмент - это орган или аппарат управления современными организациями. Аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента. Главная задача аппарата управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения цели ее деятельности. В современных условиях без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно.
Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые создают организации и управляют ими через постановку цели и разработку путей ее достижение. Умение ставить и реализовать цель основатель научного менеджмента Ф. Тейлор определил, как искусство точно знать, что нужно сделать и как сделать это наилучшим и дешевым способом. Этим искусством должны владеть соответствующая категория людей - менеджеры, чья работа заключается в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения цели. Они обеспечивают условия для продуктивной и эффективной работы занятых в организации работников и получение результатов, которые отвечают поставленной цели. Итак, главной задачам управленческого аппарата является эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения ее цели [70, с. 44].
Менеджмент как наука имеет свой предмет и методы его изучения, свои специфические проблемы и подходы к решению их. Научная подпочва этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная практикой человеческой цивилизации и сконцентрированная в виде концепций, теорий, способов, систем управления. Менеджмент как наука объясняет природу управленческой работы, устанавливает причинно-следственные связи, обнаруживает факторы и условия, за которые общая работа людей более эффективная. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они дают возможность не только своевременно и качественно управлять текущими делами, а и прогнозировать развитие событий и соответствующим образом разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы, закономерности, функции, принципы, методы управленческой деятельности.
Менеджмент как искусство управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на которые влияют многочисленные и разнообразные факторы внутренней и внешней среды. Научиться управлять можно лишь путем использования теоретических знаний в конкретной ситуации. Менеджеры должны учиться модифицировать практику с учетом выводов теории. Такой подход дает возможность соединить науку и искусство управления в единый процесс.
Дж. Дункан в работе «Основополагающие идеи в менеджменте» отмечает: «Менеджмент - это координация человеческих и других ресурсов с целью решения поставленных организацией задач» [16, с. 41]. Так или иначе, менеджмент - это система управления коммерческими структурами. Он является обобщением теории и практики, которая обеспечивает коммерческий успех прежде всего в масштабах фирмы.Менеджмент представляет собой функцию управленческого аппарата современного предприятия по использованию законов и закономерностей общественного развития, которое дает возможность организовать эффективное, конкурентоспособное производство в условиях постоянно непостоянной внутренней и внешней среды. Осуществление этой функции неизбежно предусматривает и приводит к возникновению и воспроизведению соответствующих социально-экономических отношений, которые выступают общественной формой организации эффективного, конкурентоспособного индивидуального воспроизведения. Субъектами таких отношений являются: управляющие – менеджеры и подчиненные и в пределах предприятия, а также субъекты внешней среды, с которыми приходится вступать в соответствующие отношения менеджерам предприятия в процессе достижения своей цели.