Научная организация труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:53, реферат

Краткое описание

Формирование научных взглядов по вопросам организации труда относится к началу XX в. Оно шло параллельно с формированием и развитием общей идеи научного подхода к организации труда и управления. Крупнейшими теоретиками "классических теорий" организации и управления были американские инженеры и ученые Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, французский инженер А. Файоль, и др. Становление и развитие научной организации труда обычно связывается с именами американских исследователей М. Фоллет, Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергера и др.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…………..3
1.Становление и развитие НОТ за рубежом…………………………………….5
2.Становление и развитие НОТ в России………………………………………23
3.В.И. Ленин о научной организации труда…………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………….43
Библиографический список……………………………

Файлы: 1 файл

Готовый реферат.docx

— 167.62 Кб (Скачать)

Концепция ЦИТ охватывала сферы техники и технологии, биологии, психофизиологии, экономики, истории, педагогики. Более того, она содержала  в зародыше основы приобретших впоследствии широкое признание таких наук, как кибернетика, инженерная психология, эргономика, праксеология. Не случайно сами авторы назвали свою концепцию  «технобиосоциальной».

В отличие от тейлоровской школы и других систем, не уделявших  должного внимания психофизиологическим проблемам труда, коллектив ЦИТ, изучая трудовые движения с целью  исключения всех лишних движений и  обеспечения их наивысшей эффективности, не упускал при этом из поля своего зрения самого человека, все то, что  касается его здоровья и условий  труда. Поэтому в исследованиях  ЦИТ значительное место занимали психофизиологические аспекты (например, проблемы утомляемости работников и  др.). Сотрудники ЦИТ придерживались позиции активного отношения  к психофизиологическим возможностям человека, решительно отвергая подход к ним как к чему-то раз и  навсегда данному. Отсюда делался вывод  о необходимости постоянной тренировки физических и психических способностей работников.

Исследования цитовцев сопровождались поисками методов активизации способностей работника. Как развить в каждом работнике постоянную внутреннюю потребность  в непрерывном совершенствовании  своего труда, как «намагнитить» его методами научной организации труда и управления? Вот та центральная задача, которую поставил перед собой коллектив ЦИТ, хорошо понимающий, что для ее решения одних внешних стимулов к производственному творчеству в виде премиальных систем и т. п. недостаточно. Ключ к решению этой задачи Гастев и его коллеги нашли в разработанной ими специальной методике производственного обучения, ставшей краеугольным камнем всей техносоциальной концепции ЦИТ.

ЦИТ создал систему подготовки квалифицированных рабочих, получившую известность как «метод обучения ЦИТ». На своих учебных базах в 170 городах ЦИТ подготовил свыше  полумиллиона рабочих остродефицитных  профессий.

Кроме ЦИТ были созданы  исследовательские институты НОТ  в Харькове, Ленинграде, Казани и  Таганроге. К 1923 г. в 33 городах действовали различные учреждения НОТ: опытные лаборатории, отделы, бюро при разных учреждениях и организациях. При ВСНХ был создан Отдел научной организации производства.

Опубликованные труды  А.К. Гастева во многом до сих пор  не потеряли своего научного и практического  значения, а его книга «Как надо работать» стала практическим введением  в науку организации труда.

Памятка А.К. Гастева «Как надо работать» была вывешена в приемной Совнаркома.

Как надо работать16

 

К правилам были обширные комментарии, пояснения и дополнения. Сами правила  были широко опубликованы в виде плакатов, листовок. Их можно было встретить  на многих рабочих местах в цехах, в учреждениях. Актуальность приведенных  правил не утрачена и в наши дни. Основными направлениями деятельности ЦИТа, после того как он окончательно сформировался, были:

    • Общеметодологическая работа по научной организации труда и производства, состоящая из исследования различных форм современной организации труда и производства, выработки методов и системы их рационализации, а также технической реконструкции производства.
    • Проектирование организации труда и производства на основе разрабатываемых методов проектирования как организации рабочих мест, так и организации труда и производства в подразделениях и на предприятиях.
    • Организация производственной подготовки промышленных кадров по издаваемым методам обучения для текстильной, строительной, машиностроительной, угледобывающей и металлургической промышленностей, авто, транспорта и сельского хозяйства.
    • Психофизиологические исследования производственного поведения работников в так называемой трудовой клинике ЦИТ, в которой изучалась работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем человека, осуществлялся контроль его утомляемости, энергетических затрат, количества и качества выполняемой работы.
    • Разработка и внедрение новых методов работы, рациональных инструментов, приспособлений, а также конструирование политехнического оборудования.
    • Работа в армии по улучшению ее боевой и технической подготовки, в частности, работа по подготовке пилотов.

Отличительной особенностью методов исследования и рационализации трудовых процессов, проводимых ЦИТ (а  это определялось, конечно, установками  А. К. Гастева), было сосредоточение внимания на отдельном рабочем месте и  на строго ограниченных операциях —  так называемое исследование на узкой  базе.

ЦИТ во главе с А. К. Гастевым впервые в мировой практике начал  разработку методов проектирования организации труда при проектировании предприятий. Обобщая этот опыт, А. К. Гастев писал: «Было очень симптоматично, что производственники-инженеры, имевшие  солидный производственный стаж, пробывшие  в длительных командировках в  Германии и Америке, вначале не только изумлялись „какому-то такому проектированию рабочего состава“, но и подкрепляли  свое изумление компетентной ссылкой  на то, что ни чего подобного нет  ни в Германии, ни в Америке»". Там же он писал: «Постановка самой проблемы — проектирования — инициатива самого ЦИТа.» ЦИТ шел от разработки организационных стандартов к проектированию на их основе организации труда на рабочих местах, затем к проектированию так называемого рабочего фронта, а затем к построению всей сложной системы организации труда и производства в цехе и на предприятии в целом.

Особое значение придавалось  проработке вопросов «развертывания»  предприятий, то есть проектированию таких  процессов организации, как ввод производства в эксплуатацию и доведение  его до проектной мощности, обеспечение  предприятия работниками, их подготовка, производственное обучение.

Проектировочные работы ЦИТ  осуществлялись в следующих направлениях17:

    • проектирование характерных «рабочих типов» на предприятиях (иначе типизация разновидностей работников). Например: выделение работников, осуществляющих работу по изготовлению изделия целиком (универсальные работы); специализация работников на выполнении отдельных операций; выделение работников, на вспомогательные и обслуживающие работы;
    • проектирование производственных характеристик рабочего состава, то есть работников;
    • проектирование организации труда (функциональной расстановки работников) на каждом рабочем месте, в пролете, цехе;
    • проектирование необходимого количества работников на основе расчетов по обслуживанию оборудования и технологических процессов;
    • проектирование установочных (опытных, экспериментальных) цехов предприятия, где будут вести подготовку работников, а также проводить опытные работы по оснащению рабочих мест и механизмов различными приспособлениями, оснасткой.

На основе всех указанных  видов проектирования ЦИТ добивался  получения новых, более высоких  форм организации труда на производстве. Объектами проектирования стали  десятки крупнейших предприятий  страны, в том числе Ростовский завод сельскохозяйственных машин. Харьковский и Сталинградский тракторные заводы, Уралмашстрой — гиганты  машиностроения. Особая страница в  работе ЦИТ — подготовка квалифицированных  рабочих, обучение персонала предприятий  правилам работы. В учебных пунктах (число их составило более чем 1500), расположенных в разных городах  страны, ЦИТ проводил обучение рабочих  рациональным приемам и методам  труда. С ЦИТ были связаны более  чем 400 промышленных предприятий, им оказывалась  помощь в подготовке квалифицированных  работников. Всего по методам ЦИТ  прошли обучение 500 тыс. рабочих промышленности и строительства, подготовлены 20 тыс. инструкторов и консультантов по НОТ.

Дело организации труда  на предприятиях и в учреждениях  опиралось только на умение их руководителей. Были, безусловно, талантливые командиры  производства, но было и много абсурдных  организационных решений. Поощрялись передовики, «ударники», стахановцы. Вокруг их достижений, зачастую заказных или  искусственно создаваемых, раздувался ажиотаж. Опыт таких передовиков  принудительно, сверху насаждался в  производство, что, в свою очередь, порождало  формализм, когда по форме передовой  опыт вроде бы воспроизводился, но по существу мало что менялось.

«Если хочешь вводить научную  организацию труда, – писал А.К. Гастев, – стань мастером хоть одной операции, рассчитай ее и дай ускорение. Тогда ты будешь говорить фактами, а не зубрежкой. Знающий, но не умеющий – это механизм без двигателя18.

Многие думают, что научную  организацию труда можно вводить  только при очень хорошем оборудовании. На самом деле это неверно. Научную  организацию труда можно ввести на очень совершенном заводе, в  котором будут машины-автоматы, но можно ввести и в любом шалаше, и в любом овраге… Даже если бы мы, например, копали землю в огороде, нам сейчас же нужно было задуматься над формой лопаты, как низко сгибать  собственное тело, задумываться над  тем, какой ширины должны быть гряды, чтобы их лучше, экономнее и скорее полоть…»

Так, А.К. Гастев считал, что  искусный организатор – это тот, который может развернуть дело в  стесненном положении: при ограниченном времени, на очень ограниченном пространстве, с небольшим количеством инструментов и с ограниченным запасом материала. При этом А.К. Гастев реально учитывал условия, которые сложились в  России в 20—30-х годах.

Важной задачей НОТ  является определение наиболее рациональных режимов работы и отдыха – борьба с утомляемостью, т. е. установление в течение рабочего дня кратковременных пауз для отдыха, отодвигающих момент, когда наступает утомление, или сокращающих период его действия.

Крупный русский физиолог Н.Е. Введенский как-то сказал: «Мы устаем и изнемогаем не потому, что много  работаем, а потому, что плохо  работаем, неорганизованно работаем, бестолково работаем». В своей книге  «Как надо работать» А.К. Гастев справедливо  отмечал: «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно же научиться  так работать, чтобы работа была легкой и чтобы она была постоянной жизненной школой».

Он настаивал на необходимости  добиваться ровного темпа работы: не нужно чрезмерных напряжений, сменяемых  упадком сил. Можно из 8 ч 4 работать, 4 отдыхать и чувствовать себя разбитым. Можно из 8 ч только 2 ч отдыхать и не быть усталым. Все зависит от того, как распределять отдых.

Другим отечественным  энтузиастом научной организации  труда и управления был Платон Михайлович Керженцев. Он написал ряд  книг и популярных брошюр, в частности: «НОТ – научная организация труда», «Организуй сам себя», «Принципы  организации», «Борьба за время», «Памятка организатора»19.

В своих книгах П.М. Керженцев  начинал с азов научной организации, с популяризации ее основ.

Никто из американских основоположников НОТ – ни Ф. Тейлор, ни Ф. Джильбрет, ни Г. Эмерсон – не изложил так  четко и ясно сложное понятие  научной организации труда, как  это сделал П.М. Керженцев. «НОТ (научная  организация труда), – писал Керженцев, – учит тому, как добиваться максимального эффекта при минимальной затрате сил и средств. НОТ дает нам принципы, как организовать работу даже при наличии слабых ресурсов.

НОТ заставляет нас внимательно  изучать особенности материала  и орудий, с которыми мы имеем  дело, тщательно отнестись к работе человека и обдуманно применить  те организационные начала, которые  максимально облегчат ведение работы».

В брошюре «Организуй самого себя» П.М. Керженцев показывает, как надо тренироваться для плодотворной работы, как научиться жить и работать по плану, по системе, как создать  такой уклад жизни, чтобы работа шла с максимальной успешностью. Эти советы и указания важно знать  всем, и особенно нашей молодежи, вступающей в жизнь.

Самое главное в жизни  – научиться работать и приучать себя работать добросовестно, производительно, хорошо, хотя бы сначала несколько  медленно, а не кое-как и как-нибудь; любить свою работу, получать от нее  удовлетворение. Очень важно при  этом приучить себя работать творчески, с добавлением своей инициативы для улучшения результатов труда, а не быть простым исполнителем директоров или воли ближайшего начальства. И  такой же работы следует требовать от подчиненных. Не мешает помнить хорошую русскую пословицу – «Привычка – вторая натура».

При этом П.М. Керженцев считал, что работа по внедрению НОТ должна проходить в три этапа.

Даже при предварительном  беглом обследовании компетентные люди нередко могут обнаружить на предприятиях и в учреждениях примеры неорганизованности, бесхозяйственности. Такие явления  должны быть устранены как можно  скорее. Это будет даже не научная  рационализация, а элементарное наведение  порядка. Таков первый этап.

Второй этап – борьба за устранение организационной безграмотности, нераспорядительности, ошибок в работе внутризаводского транспорта, устройство освещения, размещение оборудования, установление элементарных норм работы, правильного учета и т. п. Большую часть таких мероприятий можно осуществить без особой длительной подготовки.

Наконец, третий этап – собственно научная организация труда и управления, требующая специального обследования предприятия компетентными инженерами-организаторами и использования подготовленных мастеров.

Другими словами, П.М. Керженцев (1881–1940) различал в широкой нотовской  проблематике три взаимосвязанных, но вместе с тем самостоятельных  научных направления – научную  организацию труда, производства и  управления, справедливо считая, что  само применение термина «НОТ» ко всем трем указанным частям является не совсем удачным и точным. И  если центр тяжести исследовательских  интересов Гастева приходился на проблемы научной организации труда, то Керженцев концентрировал свои усилия на вопросах управления.

Информация о работе Научная организация труда