Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определить значение и рассмотреть задачи набора персонала.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть значение и задачи набора персонала;
2. изучить источники и методы набора персонала;
3. разработать практические рекомендации по использованию методов набора персонала для ООО «Гэллэри Сервис» филиала в городе Бийске.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Набор персонала как элемент работы с кадрами организации……….5
1.1 Значение и задачи набора персонала………………………………….5
1.2 Источники набора персонала………………………………………...11
1.3 Методы набора персонала……………………………………………20
2 Анализ технологии набора персонала в ООО «Гэллэри Сервис»…..24
2.1 Краткая характеристика ООО «Гэллэри Сервис»…………………..24
2.2 Источники набора персонала в ООО «Гэллэри Сервис»……….….27
2.3 Практические рекомендации по использованию методов набора персонала в ООО «Гэллэри Сервис»…………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………..34
Список литературы…..……………………………………………….…..36
1) анализ содержания работы — это процесс систематического и подробного исследования содержания работы. Такой анализ можно провести, используя различные методы. Если это касается несложных работ, то простое наблюдение может быть хорошим источником информации. Иногда прибегают к помощи непосредственных исполнителей или их начальников (мастеров, бригадиров и т.п.). Однако при таком исследовании сильно влияние субъективных факторов, так как люди на любом должностном уровне обычно преувеличивают важность своей работы.
2) описание характера работы.
На основе анализа содержания работы можно составить должностную инструкцию. В этом документе кратко излагаются основные задачи, требуемые навыки, ответственность и полномочия исполнителя.
3)
требования к персоналу (
На
основании предшествующего
Сформулировав
точное представление о характере
работы, квалификации и качествах
претендента, которые требуются
для ее выполнения, необходимо переходить
к следующему этапу — поиску людей,
которые будут удовлетворять этим критериям.
Этот поиск осуществляется в процессе
набора персонала. Для этого следует, прежде
всего, определить источники и методы
набора персонала. [9, с.211-213]
1.2
Источники набора
персонала
Существует два вида источников формирования персонала организации: внутриорганизационный рынок труда, то есть работники самой организации и внешний рынок труда, то есть работники, находящиеся за пределами организации и не имеющие с ней связей.
Как внешний, так и внутриорганизационный рынки труда в качестве источников формирования персонала организации имеют свои преимущества и недостатки, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Преимущества и недостатки использования различных рынков труда при формировании персонала организации
Преимущества | Недостатки |
Внутриорганизационный рынок труда | |
- возможность
карьерного роста;
- рост удовлетворенности трудом; - незначительные
затраты на привлечение - организация
знает достоинства и - практическое отсутствие затрат на адаптацию к организации; - быстрое заполнение освободив - шейся штатной должности; - решается проблема
занятости собственного - снижение текучести кадров за счет их ротации; - большая степень управляемости сложившейся кадровой ситуации. |
- невозможность
использования при абсолютном росте числа
рабочих мест
- ограниченные
возможности для выбора - возможное усложнение взаимо – отношений по работе; - рост роли неформальных коммуникаций, появление пани- братства; - снижение инновационности в мышлении и отсутствие новых идей; - требуются дополнительные
затраты на переподготовку или
повышение квалификации |
Внешний рынок труда | |
- более
широкие возможности выбора;
- свежий взгляд на организацию, приводящий к появлению новых импульсов, идей и приемов работы; - прием
на работу покрывает - вновь
принятому работнику, как |
- высокие затраты
на привлечение персонала;
- рост текучести кадров; - невозможность карьерного роста работников организации; - возможное неприятие коллективом нового работника; - незнание специфики организации; - наличие адаптационного периода. |
Набор персонала за счет внутренних источников во многом зависит от кадровой политики администрации организации в целом. Разумное использование имеющихся людских ресурсов зачастую позволяет обойтись без нового набора.
Внутренний набор проводится в трех особых случаях:
1. Поиск минимальной численности персонала. При этом приходится производить давление на некоторые подразделения, чтобы высвободить персонал, необходимый другим подразделениям.
2. Перераспределение персонала с целью создания возможности варьирования передвижением персонала. При этом необходимо задерживать удовлетворение некоторого числа идущих от подразделения запросов на дополнительный персонал или удовлетворять эти запросы такими способами, как заключение краткосрочных трудовых соглашений, назначение временно исполняющих обязанности.
Практические трудности, возникающие в такого рода ситуациях, показывают, насколько внутренний набор зависит от стандартизации персонала, используемого в различных подразделениях, от их способности перестраиваться.
3. Разработка политики продвижения персонала. Основная идея данной политики состоит в том, чтобы компенсировать уход человека, находящегося на определенном уровне «пирамиды классификации», путем повышения на ступеньку с низших уровней, таким образом, чтобы, в конечном счете, вхождения извне нового дополнительного персонала происходило через основание иерархической пирамиды [14, с.105].
Для
закрытия вакансий путем использования
возможностей внутриорганизационного
рынка труда необходимо организовать
процедуру поиска с использованием
организационных средств
Методы набора персонала из внутреннего источника разнообразны.
Среди них можно выделить следующие:
1. Внутренний конкурс. Служба персонала может разослать во все подразделения информацию об открывшихся вакансиях, известить об этом всех работающих, попросить их порекомендовать на работу своих знакомых и друзей.
2. Совмещение профессий. В этом случае целесообразно использовать совмещение должностей самими работниками фирмы, если исполнитель требуется на короткое время, для выполнения небольшого объема работы.
3. Ротация. Весьма эффективным для некоторых организаций, особенно находящихся в стадии интенсивного роста, считается такое использование внутренних источников комплектования управленческих кадров, как перемещение руководителей.
Внешние источники являются наиболее распространенными, так как ресурсы компании ограничены, и даже если на вакантную должность находится замещение внутри компании, то освобождается место работника, который занял первую вакансию.
Внешние
источники можно условно
Есть бесплатные - от самих соискателей или Интернет-порталы, посвященные публикации вакансий и резюме соискателей [13, с. 165-166].
Внешний
рынок труда имеет различные
источники привлечения
1. Подбор персонала с помощью своих сотрудников, так называемый неформальный поиск. Преимущество этого источника заключается в низких издержках на поиск и привлечение персонала, в высокой степени совместимости персонала. Однако есть и недостатки: работники, рекомендующие своих знакомых, не являются специалистами в области отбора персонала, не всегда четко знают требования рабочего места, условия работы, уровень мотивации и т.д., что может привести к тому, что профессиональные навыки рекомендуемого работника не будут соответствовать требованиям работы. Использование исключительно этого метода может привести к развитию семейственности и кумовства – явлений, не способствующих прогрессу организации. Как правило, уволить знакомых из организации всегда труднее с моральной точки зрения, чем незнакомых работников, что также является определенным недостатком этого источника привлечения персонала.
Чтобы снизить негативные моменты при привлечении персонала через знакомых, необходимо соблюдать следующие правила:
- рекомендации принимать только от тех своих работников, которые проработали в организации больше года;
-
рекомендации от руководителей
можно в некоторых случаях
не принимать, чтобы в
-
рекомендации принимать только
в письменном виде, по специально
разработанной форме, где
-
в дальнейшем, если рекомендуемый
был принят на работу и
2. Самопроявившиеся кандидаты (случайные кандидаты) - люди, занимающиеся поиском работы самостоятельно без обращения в агентства и службы занятости. Практически любая организация получает письма, факсы, телефонные звонки от людей, временно не занятых или желающих найти более интересную работу. Это резерв, которым нельзя пренебрегать, так как эти кандидаты обычно что-то знают об организации и у них, скорее всего, есть определенное чувство лояльности к организации. Организациям необходимо создавать базу данных по самопроявившимся кандидатам, если в настоящий момент они не могут быть приняты в организацию по каким-то причинам. Однако они могут пригодиться в будущем. Поддержание такой базы является недорогим делом и позволяет иметь резерв из лояльных к организации работников. Чтобы организация могла иметь как можно больше самопроявившихся работников, устраивают дни открытых дверей, принимают участие в ярмарках вакансий и выставках, приглашая потенциальных кандидатов познакомиться с организацией.
3. Клиенты и поставщики. Этот источник привлечения персонал способствует созданию хороших деловых отношений между партнерами только в том случае, если партнеры сами предложили кандидата. Если нужного работника переманивают, то ему в любом случае выгодно. Если он не уходит в другую организацию, то таким образом проявляет свою лояльность к своей организации и, как следствие, повышается его статус на прежнем рабочем месте. Если же он перешел в новую организацию, то организации-нанимателю придется предложить ему более высокую заработную плату, лучший социальный пакет или лучшие условия труда.
4. Прежние работники, ушедшие из организации. На таких работников следует обратить особое внимание. В первую очередь необходимо уточнить причину увольнения и причину возвращения бывшего работника, узнать, чем он занимался в период отсутствия в данной организации (например, воспитывал ребенка или работал у конкурента), и только затем определить стратегию поведения по отношению к нему.