Мотивация в системе стратегического менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации.
В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет не берутся, преобладает желание иметь спокойную работу с небольшим, но гарантированным заработком, нежели интенсивную работу с высокой оплатой.

Оглавление

Введение 2
1. Теоретические аспекты мотивации персонала предприятия 4
1.1. Мотивация и стимулирование деятельности персонала 4
1.2 Стратегии и методы стимулирования персонала 7
1.3 Система мотивации как инструмент управления стратегией 8
2. Анализ системы мотивации ОАО «Роспечать» 15
2.1. Характеристика ОАО «Роспечать» и его трудового потенциала 15
2.2 Анализ мотивации труда в ОАО «Роспечать» 20
2.3 Направления совершенствования мотивации труда персонала 37
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

мотивация в системе стратегического менеджмента.docx

— 187.07 Кб (Скачать)
  • не соответствует занимаемой должности, - руководством принимается решение об увольнении работника.

При проведении деловой оценки персонала используется в основном экспертный метод. Система оценки персонала в данной организации занимает одно из важнейших мест в кадровой политики организации, так как на ее основе строится система развития персонала.

Оценка персонала также влияет на продвижение работника, уровень его заработной платы и получаемые льготы.

Таким образом, видим, что мотивация трудовой деятельности в ОАО «Роспечать» достаточно хорошо развита. Однако эта оценка субъективна. Чтобы получить более объективную оценку мотивационного потенциала ОАО «Роспечать» воспользуемся специальной методикой и оценим мотивационный потенциал данного предприятия.

Цель оценки мотивационного потенциала ОАО «Роспечать» заключается в выявлении резервов повышения трудового потенциала предприятия и определении мероприятий по их использованию.

Основными задачами оценки мотивационного потенциала являются:

  1. разработка анкеты с вопросами мотивации трудовой деятельности подчиненных и предложение ее руководителям предприятия;

  1. предложение тестов рядовым работникам и рабочим для выявления преобладающих типов мотивации в организации;

  1. обработка результатов;

  1. оценка результатов экспертами;

  1. выводы по оценке и предложение рекомендаций по совершенствованию системы мотивации трудовой деятельности.

В качестве субъектов оценки будут выступать: руководители предприятия, автор работы, как исследователь и специалисты консультационной компании. Объектами оценки будут выступать: организационная структура фирмы, философия управления, система трудовой мотивации ОАО «Роспечать» и ее подсистемы: найма работников, организации труда, оценки персонала, развития персонала и комплекса стимулирующих средств. Оценка мотивационного потенциала персонала начинается с разработки анкеты с вопросами по мотивации трудовой деятельности для экспертов.

Таблица 2.10 - Анкета для предложения экспертам

Вопрос

Ответ

1

2

3

4

5

Организационная структура

Отражены в полной мере

Отражены в неполной мере

Отсутствуют

1

Наличие в организации должностных обязанностей по управлению мотивацией трудовой деятельности

 

P

 

2

Закрепленность должностных обязанностей за отдельным работником

   

P

Система стимулирующих средств

Применяется эффективно

Применяется не эффективно

Не применяется

3

Заработная плата (номинальная)

P

   

4

Заработная плата (реальная)

   

P

5

Бонусы

P

   

6

Участие в прибылях

   

P

7

Участие в акционерном капитале

   

P

8

Планы дополнительных выплат

   

P

9

Стимулирование свободным временем

P

   

10

Трудовое или организационное стимулирование

   

P

11

Стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания

   

P

12

Оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом

P

   

13

Сберегательные фонды

   

P

14

Организация питания

P

   

15

Продажа товаров, выпускаемых организацией

P

   

16

Стипендиальные программы

   

P

17

Программы обучения персонала

P

   

18

Программы медицинского обслуживания

 

P

 

19

Консультативные службы

   

P

20

Программы жилищного строительства

   

P

21

Программы, связанные с воспитанием детей

   

P

22

Гибкие социальные выплаты

   

P

23

Страхование жизни

   

P

24

Программы выплат по временной нетрудоспособности

   

P

25

Медицинское страхование

   

P

26

Льготы и компенсации, не связанные с результатами

 

P

 

27

Отчисления в пенсионный фонд

   

P

28

Ассоциации получения кредитов

   

P


 

 

Таблица 2.11 - Анкета для предложения руководителям ОАО «Роспечать»

Уровень мотивационного потенциала персонала предприятия

Вопрос

Ответ

   

Да

Нет

Частично

1

2

3

4

5

1

Учитываются ли вопросы мотивации (общей его ориентации при выборе данного предприятия) при организации найма?

P

   

2

Имеется ли в организации четко сформулированная и поставленная перед руководителями цель или задача наиболее полного удовлетворения потребностей работников?

P

   

3

Информированы ли работники о правилах внутреннего распорядка?

P

   

4

Наличие должностных инструкций Вашего отдела

P

   

5

Четко ли прописаны права и обязанности в договорах с работниками?

   

P

6

Обеспеченность регламентацией Вашего отдела по информированию рабочих мест

   

P

7

Влияет ли оценка работника Вашего отдела на уровень его заработной платы и получения социальных льгот?

P

   

8

Проходят дополнительное обучение или переобучение работники Вашего отдела?

   

P


 

 

Данные анкеты раздаются руководителям отделов и экспертам для заполнения.

После проведения анкетирования осуществляем обработку результатов.

Ответы экспертов ранжируем по 3-х балльной системе:

0 – ответы «отсутствуют», «не применяются»;

1 – ответы «отражены  не в полной мере», «применяются  не эффективно»;

3 – ответы «отражены  в полной мере», «применяются  эффективно».

Аналогично проводим обработку результатов анкетирования руководителей:

0 – ответы «нет»; 1 –  ответы «частично»; 3 – ответы  «да».

Обработаем анкету эксперта №1 (автора, как исследователя) – табл.2.12.

Таблица 2.12 – Результаты анкеты

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Балл

1

0

3

0

3

0

0

0

3

0

0

3

0

3

№ вопроса

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Балл

3

0

3

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0


 

 

Суммарный балл – 22.

Если суммарный балл меньше 20, то организационная структура компании и ее система стимулирования не способствуют мотивации трудовой деятельности работников. Если суммарный балл меньше 40, но больше 20, то организационная структура и система стимулирования способствуют мотивации трудовой деятельности. Если суммарный балл больше 40 – то система мотивации трудовой деятельности в организации действует высокоэффективно.

По результатам опроса экспертов мы получили следующие результаты.

Таблица 2.13 – Результаты анкеты

Эксперт

Суммарный балл ответов

Эксперт №1 (автор)

22

Эксперт №2 (консультант)

25

Эксперт №3 (консультант)

23

Средний балл (максимальный – более 40)

23,33


 

 

По результатам опроса руководителей мы получили следующие результаты.

Таблица 2.14 – Результаты анкеты

Руководитель

Суммарный балл ответов

Начальник участка розничной торговли

18

Начальник газетно-журанального участка

16

Начальник группы непериодики и прочих товаров

20

Начальник группы эксплуатационно-технического обслуживания

14

Начальник отдела хозяйственного обслуживания

21

Главный экономист

17


 

 

По результатам опроса руководителей и экспертов делаем следующие выводы.

Организационная структура ОАО «Роспечать», философия управления и система стимулирующих средств построены таким образом, что способствуют эффективной трудовой деятельности, однако требуют совершенствования.

Во-первых, все эксперты отметили отсутствие закрепления некоторых должностных обязанностей по управлению мотивацией трудовой деятельности, а также выделения отдельной должности по управлению мотивацией трудовой деятельности. Во-вторых, эксперты отметили слабость некоторых применяемых средств стимулирования – программ медицинского обслуживания и выплаты льгот, несвязанных с результатами деятельности предприятия.

Практически все руководители отделов отметили нечеткость описания прав и обязанностей работников и работодателя в договоре.

Однако, приведенную выше оценку системы трудовой мотивации в ОАО «Роспечать» нельзя считать объективной, так как она является результатом опроса всего лишь 3-х процентов работников организации. Конечно, в эти 3 процента входят в основном одни руководители, обладающие большими знаниями и опытом в управлении, но их мнение может быть субъективным, поэтому здесь нельзя не учитывать мнение остальных работников. Тем более, что в рассматриваемой организации наблюдается повышенная текучесть кадров (рис.2.5).

Рисунок 2.5 - Динамика уровня текучести кадров в ОАО «Роспечать»

Видим, что текучесть кадров в организации возросла в 2009 - 2010 годах с 17,5 процентов до 20,8 процентов при естественном («нормальном») уровне текучести кадров в организациях 5-7 процентов.

Повышенная текучесть кадров в организации является первым показателем, свидетельствующим о низкой эффективности действующей системы трудовой мотивации.

В результате в компании по прежнему достаточно высок уровень потерь, связанных с перерывами в работе; необходимостью обучения и переобучения новых работников; снижением производительности труда у работников, стоящих перед увольнением, с невысоким уровнем производительности труда вновь принятых работников; затратами на организацию подбора новых работников; потерями от брака в работе вновь принятых работников. По общим оценкам затраты на замену рабочих составляют 7–12% их годовой заработной платы, специалистов 18–30%, управляющих 20–100%.

Проанализируем причины, вызывающие движение персонала на данном предприятии.

В компании ведется статистика причин увольнения сотрудников. Случай увольнения каждого работника анализируется руководителем того отдела или подразделения, из которого уволился работник, с ним ведется подробная беседа о причинах увольнения и возможностях их устранения. Эти причины сгруппированы и приведены в табл.2.15.

За 2010 год из компании уволилось 97 работников (20,8%).

Таблица 2.15 - Причины текучести кадров в ОАО «Роспечать» и их относительная важность

Причина увольнения сотрудника

Численность работников, уволившихся по данной причине

Доля уволившихся (относительная важность причины), %

1

2

3

1. Невозможность справиться  с работой (слишком сложно для  данного сотрудника)

6

6,19

2. Не устраивает заработная  плата

84

86,60

3. Стресс

8

8,25

4. Нет интереса к работе, нет смысла в работе

23

23,71

5. Нет перспектив, карьерного  роста

45

46,39

6. Конфликты в группе

7

7,22

7. Конфликты с руководителем

12

12,37

8. Конфликты в семье

22

22,68

9. Незнание своих обязанностей

5

5,15

10. Неорганизованность работы

3

3,09

11. Необходимость работать  по другой специальности

18

18,56

12. Перегруженность работой

25

25,77

13. Недогруженность работой

1

1,03

14. Не смог адаптироваться  на новом месте

9

9,28

15. Недовольство премиями

44

45,36

16. Неудобное местонахождение  фирмы

13

13,40

17. Болезни

14

14,43

18. Недостаточная квалификация  членов группы или руководителя

2

2,06

19. Плохие условия труда  или график работы

51

52,58

Информация о работе Мотивация в системе стратегического менеджмента