Мотивация в системе стратегического менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации.
В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет не берутся, преобладает желание иметь спокойную работу с небольшим, но гарантированным заработком, нежели интенсивную работу с высокой оплатой.

Оглавление

Введение 2
1. Теоретические аспекты мотивации персонала предприятия 4
1.1. Мотивация и стимулирование деятельности персонала 4
1.2 Стратегии и методы стимулирования персонала 7
1.3 Система мотивации как инструмент управления стратегией 8
2. Анализ системы мотивации ОАО «Роспечать» 15
2.1. Характеристика ОАО «Роспечать» и его трудового потенциала 15
2.2 Анализ мотивации труда в ОАО «Роспечать» 20
2.3 Направления совершенствования мотивации труда персонала 37
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

мотивация в системе стратегического менеджмента.docx

— 187.07 Кб (Скачать)

Данный фактор оказывает значительное влияние на особенности, процедуры управления в компании. Он также может являться основным фактором, определяющим особенности трудовой мотивации в рассматриваемой организации и влиять на эффективность управления действующей системой мотивации работников.

Анализ структуры персонала по стажу работы в рассматриваемой организации показывает, что основную часть (40 процентов) занимают работники, проработавшие в ОАО «Роспечать» от 1 до 3 лет. Примерно одинаковую долю, 20 и 18 процентов, соответственно, занимают работники, проработавшие около 1 года и 3-5 лет. 12 процентов от общей численности персонала составляют работники со стажем работы в компании 5-10 лет и 10 процентов – работники со стажем свыше 10 лет. Данная структура практически не изменилась с 2008 года.

Таким образом, персонал ОАО «Роспечать» большей частью (на 95 процентов) состоит из женщин, из категории служащих, имеющих общее среднее образование и проработавших в организации от 1 до 3 лет. Наиболее распространенная профессия в компании – киоскер (405 из 484 человек). Это обусловлено спецификой деятельности компании.

2.2 Анализ мотивации труда в ОАО «Роспечать»

Миссия ОАО «Роспечать» - наилучшим образом удовлетворять потребности граждан г. Барнаула в высококачественной полиграфической продукции, рекламных и сопутствующих им услугах, а также потребности своих сотрудников.

Цель деятельности ОАО «Роспечать» - получение максимальной прибыли от деятельности на рынке и наиболее полное удовлетворение работников предприятия в профессиональном и личностном развитии.

В ОАО «Роспечать» отдел по управлению персоналом отсутствует. Функции по управлению персоналом, в том числе функция мотивации и стимулирования персонала, распределены между главными специалистами функциональных отделов,  а также начальниками линейных подразделений (табл.2.7) организации.

Большинство управленцев ОАО «Роспечать» придерживаются демократичного стиля руководства, обладают высоким уровнем личной культуры, культуры внешнего облика, одежды, приема посетителей, правовой культуры, культуры работы с документами.

Таблица 2.7 - Распределение функций управления персоналом в ОАО «Роспечать»

Административно-управленческий персонал

Функции

Прогнозирование и планирование

персонала

Организация труда (прием, расстановка)

Мотивация и симулирование персонала

Обучение, развитие персонала

Учет, контроль,

оценка персонала

Генеральный директор

 

ü

     

Главный инженер

ü

ü

     

Главный бухгалтер

       

ü

Главный экономист

ü

ü

   

ü

Старший инспектор

 

ü

     

Начальники участков (отделов)

ü

ü

ü

ü

ü

Заместители начальников участков (отделов)

ü

ü

ü

ü

ü


 

 

В рассматриваемой организации существует определенная система мотивации трудовой деятельности. Она включает в себя перечень стимулирующих средств, которые влияют на трудовую мотивацию работников. К ним относятся система экономических нормативов и льгот, уровень заработной платы и справедливость распределения доходов, условия и содержательность труда, отношения в коллективе, признание со стороны окружающих и карьерные соображения, интересная работа, жесткие внешние команды и внутренняя культура.

Основная масса работников в ОАО «Роспечать» относится к типу мотивации, мотивационное ядро которых основано на высокой (в их понимании) заработной плате. Их мотивы направлены на избежание сокращения получаемых благ (льгот, система которых в ОАО «Роспечать» хорошо отработана).

Должностные обязанности по управлению мотивацией трудовой деятельности работников предприятия распределены между руководителями.

В таблице 2.8 представлен перечень стимулирующих средств в организации и их закрепление за конкретным сотрудником.

Таблица 2.8 - Система стимулирования в ОАО «Роспечать»

Форма стимулирования

Основное содержание

Ответственный за исполнение

1

2

3

Заработная плата

Оплата труда, включающая основную и дополнительную (премии, надбавки) заработную плату

Генеральный директор и члены правления

Бонусы

Разовая выплата из прибыли предприятия (новогоднее вознаграждение, связанное с размером получаемой зарплаты и стажем)

Генеральный директор и члены правления

Свободное время

Предоставление работнику за активную и творческую работнику дополнительных выходных отпуска; гибкого графика

Генеральный директор и члены правления

Оплата транспортных расходов

Выделение средств на оплату транспортных расходов или с полным обслуживанием (транспорт с водителем руководящему персоналу)

Генеральный директор и члены правления

Программа медицинского обслуживания

Выделение средств на организацию медицинского обслуживания

Генеральный директор и члены правления

Организация питания

Выделение средств на организацию питания на фирме, выплата субсидий на питание

Генеральный директор, члены правления, начальники участков

Оказание собственных услуг

Предоставление бесплатных путевок от фирмы для работника и членов его семьи, подарки

Генеральный директор, члены правления, начальники участков


 

 

Проведем анализ существующей системы мотивации в данной организации, сравнив ее достоинства и недостатки (табл.2.9).

Таблица 2.9 - Анализ системы стимулирования ОАО «Роспечать»

Форма стимулирования

Характеристика

Достоинства

Недостатки

2

3

4

1. Заработная плата (номинальная)

Является эффективной, так как включает не только гарантированную зарплату (оклад), но и переменную часть, гибко учитывающую уникальность специальности, дефицитность, сложность и ответственность работы. При этом существующая система критериев оценки работников является оптимальной

Не достаточно гибка в отношении инфляции (в течение года размер фонда оплаты труда, утвержденный генеральным директором, хотя и пересматривается исходя из полученной предприятием прибыли, но не учитывается коэффициент инфляции)

2. Бонусы

Является отличным стимулом коллективной работы, т.к. размер разового вознаграждения каждого работника ставится в прямую зависимость от объема услуг или работ всего отдела в течение года

Для таких отделов, как бухгалтерия есть сложности определения объема выполненных ими работ. Поэтому система начисления бонусов работникам этих отделов недостаточно ясна для остальных работников

3. Стимулирование свободным  временем

Является хорошим стимулом эффективной работы, так как существуют определенные критерии оценки результатов работы с целью предоставления гибкого графика

Узость данного стимулирующего средства (не для всех работников возможен гибкий график, только для некоторых специалистов)

4. Оплата транспортных  расходов или обслуживание собственным  транспортом

Транспортные расходы компенсируются работникам, проработавшим в организации 1,5 года. Это стимулирует новых работников работать продолжительное время в данной организации

Собственный транспорт выделяется только руководителям, проработавшим в организации более 6 лет и имеющие высокие результаты, критерии которых не разработаны

5. Организация питания

Для разных категорий работников питание организовано раздельно (для руководящего и остального персонала) – это стимулирует работников сделать карьеру

Несколько разрушает корпоративный дух, сплоченность коллектива

6. Продажа печатной продукции, выпускаемой организацией

Является очень хорошим средством стимулирования, т.к. награда очень важна для работника (предоставление бесплатной путевки во время отпуска)

Критерии недостаточно ясны

7. Программы медицинского  обслуживания

-

Выделение средств не регулярно; система не отработана

8. Льготы и компенсации, не связанные с результатами 

-

Практикуются в отношении руководящего персонала. Система распределения льгот для персонала не ясна


 

 

Как видим из таблицы 2.9, многие элементы системы стимулирования трудовой деятельности в ОАО «Роспечать» имеют определенные недостатки.

Тем не менее, достоинства существующих элементов значительны и они дают хорошие результаты. Для эффективной деятельности работников необязательно, чтобы система стимулирования работников организации включала все возможные элементы трудовой мотивации. Главное, чтобы та система стимулирования, которая существует в организации, была бы комплексной, ясной для работников и адекватной их потребностям. Эти качества характерны для системы ОАО «Роспечать», поэтому можно сделать вывод о том, что система трудовой мотивации в данной организации достаточно хорошо развита.

В следующей таблице представлена характеристика основных документов системы мотивации трудовой деятельности работников в рассматриваемой организации.

Таблица 2.10 - Анализ основных нормативно-методических документов системы мотивации трудовой деятельности в ОАО «Роспечать»

Форма нормативно-методического документа

Основное содержание, показатели документа

Положительные/ отрицательные моменты в практике использования документа

1

2

3

Положение об оплате труда

Принципы формирования системы оплаты труда; критерии оценки труда персонала; регламент

(+) является важным документом, который поддерживает стабильность  отношений в коллективе, основанном  на справедливом вознаграждении  за соответствующий труд

(-) после утверждения, в  течение года требует изменений, корректировок, о которых нужно  всегда предупреждать весь коллектив

Положение о начислении бонусов работникам

Принципы начисления бонусов, регламент

(+) является эффективным  средством стимулирования работников  к эффективному труду

Положение о предоставлении работникам дополнительного свободного времени

Принципы выделения работникам свободного времени, регламент

(+) является эффективным  средством стимулирования работников  к эффективному труду

(-) принципы не всегда  являются справедливыми

Положение о предоставлении работникам бесплатных путевок

Принципы предоставления бесплатных путевок, регламент

(+)является эффективным  средством стимулирования работников  к эффективному труду

(-) критерии очень высоки


 

 

Вопросы мотивации работника (общей его ориентации при выборе данной организации) учитываются при найме работников. Например, при найме бухгалтера-кассира, менеджера активных продаж и помощника менеджера по работе с клиентами использовались следующие стимулирующие средства (табл.2.9).

 

Таблица 2.9 - Способы привлечения кандидатов в ОАО «Роспечать»

Наименование должности

Способ привлечения

1

2

Организатор розничной продажи

Возможность карьерного роста, самостоятельной работы без жесткого контроля и излишней бюрократии, теплые, дружеские отношения, предоставление денежных компенсаций за использование личного автомобиля, бесплатное питание, путевки на отдых

Бухгалтер-кассир

Теплые,  дружеские отношения, бесплатное питание, компенсации, величина оплаты труда

Киоскер

Бесплатное питание, компенсации, величина заработной платы, гибкий график работы


 

 

Как уже отмечалось, цель деятельности ОАО «Роспечать» заключается также в наиболее полном удовлетворении работников предприятия в профессиональном и личностном развитии. Отсюда вопросы мотивации являются одной из главных задач руководства.

В организации разработаны: распорядок рабочего дня, для всех специалистов – должностные инструкции, в которых четко прописываются их права и обязанности. Однако в организации нет регламентации по информированию рабочих мест и работе с техникой.

Аттестация сотрудников проводится ежегодно. Аттестацию проводит аттестационная комиссия (генеральный директор и два выборных руководителя отделов). Комиссия осуществляет оценку на основе:

  • анализа личных документов аттестуемого;

  • доклада работника о результатах работы за прошедший год.

Результаты оценки даются в следующих формулировках:

  • работник соответствует занимаемой должности;

  • соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций аттестационной комиссии (в плане обучения и самодисциплины); работник в целях контроля проходит повторную аттестацию через год;

Информация о работе Мотивация в системе стратегического менеджмента