Мотивация персонала как метод эффективной трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации – это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования процесса мотивации персонала
1.1. Сущность, механизм и способы мотивации
1.2. Основные теории мотивации
Глава 2. Анализ мирового опыта мотивации персонала
2.1. Инновации в системе мотивации персонала за рубежом
2.2. Особенности отечественного опыта мотивации персонала
2.3. Перспективы применения зарубежных технологий в сфере мотивации труда в России
Глава 3. Региональные программы мотивации персонала в гостиничной сфере
3.1. Характеристика гостиницы «Профсоюзная»
3.2. Анализ существующих программ и методов мотивации
3.3. Программа оптимизации системы мотивации в гостинице «Профсоюзная»

Файлы: 1 файл

Курсовая 3.docx

— 60.96 Кб (Скачать)

Вторая группа - внешние  факторы, находящиеся вне пределов труда как такового. К ним относятся: политика вышестоящей организации  и методы управления кадрами, стиль  руководства, компетентность руководителей, условия труда, психологический  климат, социальный статус и денежное вознаграждение, общественный и профессиональный авторитет, гарантированность сохранения рабочего места.

Как показывает анализ данных социологических исследований, мотивации  высшего уровня пока не являются в  нашей стране преобладающими. Большая  часть работников предприятий выделяют в качестве основного мотива оплату труда, и эта доля значительно  выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В период радикальных  рыночных реформ, эта "незрелая" система  трудовой мотивации сделала ещё  больший крен в сторону мотивов  более низкого порядка. Стремление обеспечить себе средства к существованию  стало занимать уже не просто значительное, как до реформ, а исключительное место.

Таким образом, можно сделать  вывод, что низкий уровень зарплаты негативно влияет на реальную структуру  мотивов труда, значительно обедняя  её. Именно в группе высокооплачиваемых работников начинают "работать" мотивы причастности и самореализации, сохраняет  своё значение и общий для совокупности опрошенных мотив интереса к работе (содержание труда).

В то же время, по мнению некоторых  авторов, преобладание материальных мотивов  в системе мотивации можно  считать временной тенденцией. По мере социального развития модифицируется структура потребностей личности, наряду с первичными потребностями достойное  место занимают потребности в  культурном, духовном развитии, самореализации в трудовой и социальной деятельности.

Данное утверждение достаточно спорно, т.к. изменение структуры  мотивов сопровождается более серьёзными ценностными изменениями.

Изменения коснулись глубоких уровней сознания, структуры ценностей  и ценностных ориентаций. После того как советская "трудоцентристская" идеология потерпела крах, в системе  трудовых ценностей резко возросла доля высокого заработка. Снизилась  идентификация населения с такими ценностями, как трудолюбие, добросовестный труд. Появляются новые ценности - умение "вертеться", находить нужные связи, зарабатывать. Соответственно, для  большинства наёмных работников труд перестал быть эффективным способом удовлетворения основных потребностей, традиционно ему адресуемых.

Тем не менее, в последние  годы в практическом механизме заработная плата утрачивает свою стимулирующую  роль, которая, между тем, является основным потенциальным фактором повышения  трудовой мотивации работников, и  основной частью совокупного дохода работника. В существующих формах она  не эластична к научно-техническому прогрессу, не заинтересовывает работника  в улучшении качества продукции, экономии ресурсов, максимальной реализации его потенциальных физических и  интеллектуальных способностей, а трудовые коллективы - в наибольшем использовании  внутренних резервов производства. Это  положение обусловлено слабой взаимосвязью уровня оплаты труда с его результативностью, уравнительностью в распределении, незначительными различиями в дифференциации доходов от трудовой деятельности рабочих  и специалистов, работников разной квалификации при неоправданной  дифференциации доходов в стране в целом. Заработная плата и её изменения реагируют в большей  мере на динамику цен и практически  не связаны с производственными  показателями.

Оплата труда является мотивирующим фактором, только если она  непосредственно связана с итогами  труда. Работники должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между  получаемым материальным вознаграждением  и производительностью труда. В  заработной плате обязательно должна присутствовать составляющая, зависящая  от достигнутых результатов. Для  российской ментальности характерно стремление к коллективному труду, признанию  и уважению коллег. Сегодня, когда  из-за сложной экономической ситуации трудно организовать высокую оплату труда, особое внимание следует уделять  нематериальному стимулированию, создавая гибкую систему льгот для работников, гуманизируя труд, в том числе:

признавать ценность работника  для организации, предоставлять  ему творческую свободу;

применять программы обогащения труда и ротации кадров;

использовать скользящий график, неполную рабочую неделю, возможность  трудиться как на рабочем месте, так и дома;

устанавливать работникам скидки на продукцию, выпускаемую компанией, в которой они работают;

предоставлять средства для  проведения отдыха и досуга, обеспечивать бесплатными путёвками, выдавать кредит на покупку жилья, садового участка, автомашин и т.д.

Умный руководитель может  максимально использовать заложенную в человеке страсть к игре, также, как это давно практикуется за границей. Поэтому целесообразно  организовывать конкурсы на звание "Лучший работник недели" с обязательным вывешиванием имени победителя на доску. Премирование победившего - в зависимости  от имеющихся возможностей - плиткой  шоколада, фирменной ручкой или рублём создаст внутреннее чувство гордости, а оно порой дорогого стоит. Резкий рост производительности труда проявится  уже в первые месяцы. Хорошим примером может служить финансовая корпорация TeleTRADE. Каждый месяц на корпоративной  информационной доске появляются заметки  на предмет того, кто из финансовых аналитиков и трейдеров компании лучше сработал в текущем периоде. Самые активные (в том числе  и самые прибыльные) получают вознаграждение.

Резкий отказ в начале девяностых от нематериального вида мотивирования работников был вызван, как уже анализировалось объективными факторами. Однако, ситуация была усугублена и паническим бегством от любых "пережитков" советского прошлого. Сегодня руководители крупных и быстро развивающихся  предприятий осознают например то, что работников, ушедших (особенно это  касается промышленных производств) в  начале-середине девяностых уже просто так не получится вернуть даже за солидную заработную плату. ОАО "НАПО им.В.П. Чкалова" предлагает рабочим  и специалистам разных профилей оплату труда в размере до 25 тысяч  рублей. При этом дефицит рабочих  рук составляет несколько тысяч  человек. По поручению губернатора  Новосибирской области Виктора  Толоконского, вопрос комплектования завода кадрами находится на особом контроле областного департамента труда  и занятости населения. Молодёжь с большим удовольствием идёт работать "белыми воротничками" за оклады в разы меньшие, нежели на заводы, в цеха.

И вот здесь как раз  встаёт вопрос о мотивации самого даже прихода сотрудника на предприятие.

Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина пережил ряд  последовательных кризисов 90-х гг. Но в настоящее время руководством завода принята и чётко реализуется  концепция развития предприятия. Пришлось вспомнить как старый опыт: поощрения  сотрудников за снижение процента брака, так и искать новые подходы: завод  прошёл сертификацию соответствия системы  менеджмента качества требованиям  стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Сегодня  красочные и интересные статьи агитационного  характера об ОАО НМЗ им. Кузьмина, входящем в холдинг ЭСТАР, зазывающие молодёжь приходить на предприятие  публикуются в "самой молодёжной" газете Новосибирска - "Студенческом городе". Таким образом, для эффективной  работы компании необходимо использование  разумной комбинации этих двух методов  менеджмента, ключевую роль в которой  играет мотивация персонала предприятия.

Масштабное разгосударствление экономики в нашей стране и  проводимое акционирование предприятий  ведёт к изменениям в отношениях собственности, которые в процессе производства, распределения и потребления  складываются по поводу присвоения средств  производства и результатов труда. Реализация населением приватизационных чеков, дополнительные вклады работников в основной капитал предприятий  дают им право получать соответствующую  долю дохода. Интегрированное соединение распределения по труду и собственности  в рациональной их форме является мощным мотивирующим фактором повышения  трудовой активности.[http://knowledge.allbest.ru/management/2c0b65625a3bc78b5d43a88421316d37_0.html ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ГОСТИНИЧНОЙ СФЕРЕ.

 

3.1. Характеристика  гостиницы «Профсоюзная»

3.2. Анализ существующих  программ и методов мотивации

 

3.3. Программа оптимизации  системы мотивации в гостинице  «Профсоюзная»

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мотивация в управлении персоналом понимается как процесс активизации  мотивов труда работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя  мотивация) для их побуждения к эффективному труду на предприятии. Целью мотивации  является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению  действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.

Системы мотивации персонала  основаны на самых разнообразных  методах, выбор которых зависит  от проработанности системы стимулирования на конкретном предприятии, общей системы  управления и особенностей деятельности данного предприятия. Классификация  методов мотивации, в зависимости  от ориентации в воздействии на те или иные потребности работников, осуществляется по трем основным группам: организационно-распорядительные (организационно-административные), экономические и социально-психологические.

Без мотивации работника  невозможно дальнейшее развитие предприятия. Комплексно используя наиболее современные  и передовые методы мотивирования, можно добиться значительного повышения  эффективности труда и улучшения  его качества. Различные способы  мотивации могут оказать влияние  на общую производительность, грамотность  и квалификацию работников, уменьшить  текучесть кадров. Эффективная система  мотивации позволяет не только сохранить  на предприятии наиболее перспективный  кадровый состав, но и подготовить  высококвалифицированный кадровый резерв, привлечь на предприятие новых  сотрудников. Решая все эти проблемы, система мотивации в конечном итоге подчинена основной цели –  увеличить прибыль предприятия  за счет повышения эффективности  труда.

Основными тенденциями развития систем мотивации и стимулирования труда персонала предприятий  в современных условиях являются: ориентация на стратегические подходы, внимание к внутренним мотивам трудовой деятельности, реализация партисипативного похода к мотивационному процессу, активное применение комплекса экономических  и социально-психологических методов  стимулирования и др.[http://lobach-nn.narod2.ru/motiv.pdf]


Информация о работе Мотивация персонала как метод эффективной трудовой деятельности