Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:06, курсовая работа
В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации – это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования процесса мотивации персонала
1.1. Сущность, механизм и способы мотивации
1.2. Основные теории мотивации
Глава 2. Анализ мирового опыта мотивации персонала
2.1. Инновации в системе мотивации персонала за рубежом
2.2. Особенности отечественного опыта мотивации персонала
2.3. Перспективы применения зарубежных технологий в сфере мотивации труда в России
Глава 3. Региональные программы мотивации персонала в гостиничной сфере
3.1. Характеристика гостиницы «Профсоюзная»
3.2. Анализ существующих программ и методов мотивации
3.3. Программа оптимизации системы мотивации в гостинице «Профсоюзная»
Теория ожиданий
Теория ожиданий базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения ведет к удовлетворению или приобретению какого либо блага, которое ему необходимо в данный момент или имеет для него личную ценность. Поведение человека постоянно связано с выбором из двух или нескольких альтернатив. От того, чему человек отдает то или иное предпочтение, зависит что и как он делает, как он себя ведет и каких результатов он добивается. Теория ожидания разработана для того, чтобы дать ответ на вопрос, почему человек делает тот или иной выбор, сталкиваясь с несколькими альтернативами, и насколько он мотивирован добиваться результата в соответствии со сделанным выбором.
Процесс мотивации по теории ожидания складывается как бы из взаимодействия трех блоков:
1. усилия
2. исполнение
3. результат
Теория ожидания изучает и описывает взаимодействие этих трех блоков. При этом усилия рассматриваются как следствие и даже результат мотивации. Исполнение рассматривается, как следствие взаимодействия усилий, личных возможностей и состояния среды, а результат, как функция, зависящая от исполнения и от степени желания получить результаты определенного типа.
Основные положения теории ожидания состоят в следующем.
Во-первых, так как данная теория подчинена идее поиска ответа на вопрос, как мотивация влияет на выполнение работы, то исходный постулат состоит в том, что исполнение определяется произведением значения двух факторов: возможности человека и его мотивация.
Во-вторых, утверждается, что мотивация задается произведением величины ожидания результатов первого уровня на величину валентности результатов первого уровня.
В-третьих, валентность результатов первого уровня задается произведением величины валентности результатов второго уровня на ожидания отдельных результатов второго уровня. Человек выбирает ту альтернативу, где будет выше мотивация.
На практике это означает, что работник должен иметь устойчивое представление о том, что от его усилий зависят результаты его труда, что из результатов его труда вытекают для него определенные последствия, а также то, что результаты, получаемые им, в конечном счете, имеют для него ценность. При отсутствии одного из этих условий, процесс мотивирования становится исключительно сложным или же даже неосуществимым.
Делая общий вывод относительно теории ожидания, необходимо отметить, что она исходит из того, что люди осуществляют свои действия в соответствии с тем, к каким возможным последствиям для них эти действия могут привести. Люди на основе доступной им информации делают выбор одной из альтернатив действия, исходя из того, что они получат в результате и какие усилия они должны будут затратить, чтобы достичь этого результата. То есть, по теории ожидания, человек ведет себя в соответствии с тем, что, по его мнению, произойдет в будущем, если он произведет определенные затраты усилий.
Теория справедливости:
Теория справедливости является одной из наиболее красивых и потому наиболее известной теорией мотивации в западном менеджменте. Ее основные постулаты:
1. люди оценивают свои
взаимоотношения путем
2. неэквивалентность вклада и отдачи является источником дискомфорта (вины или обиды).
3. люди, не удовлетворенные своими отношениями, стремятся восстановить справедливость.
Проще говоря, ситуация знакома, наверное, всем: работодатель и работники оценивают свой вклад совершенно по-разному. Сотрудники чувствуют неадекватность того, как их оценивают, и начинают требовать иного к себе отношения.
О том, что происходит дальше,
говорят три способа
1. если человек получает
меньше, чем отдает, он начинает
уменьшать свой вклад.
2. сотрудники начинают требовать повышения зарплаты, продвижения по службе, повышения премии
3. кардинальный способ
представляет собой разрыв
Почему же возникает нарушение справедливости? Существуют четыре причины:
1. Неправильная психологическая валюта. В этом случае или не понимается вклад или он не получает признания. Что хотят работники?
- чувства удовлетворения от работы.
- адекватного вознаграждения.
- возможности реализации всех своих способностей.
- разнообразия работы (перемещений как вертикальных, так и горизонтальных).
Часто в качестве отдачи они получают только деньги. Возможно, прежде чем сделать свой вклад в отношения, стоит подумать, что является ценностью для другого человека, и предлагать ему именно это.
2. Другой причиной, в силу
которой трудно сохранить
3. Скрытые внутренние
ожидания. Мы быстро привыкаем
к тому, что те или иные наши
потребности всегда
4. Накопление обид. Мы
склонны предоставлять людям
некоторый кредит доверия и
стараемся не замечать
Важно понять, что хотя эти
теории и расходятся по ряду вопросов,
они не являются взаимоисключающими.
Развитие теорий мотивации имело
явно эволюционный, а не революционный
характер. Как отмечалось выше, это
не просто теории, подобные башням из слоновой
кости. Они эффективно используются
в решении ежедневно
Существует множество мнений и теорий о мотивации. Вообще, мотивация – достаточно спорный и дискуссионный вопрос. Но все теории и мнения сходятся в следующем:
У каждого человека потребности условно разделяются на первичные, биологические, и вторичные – общественные, духовные
При неисполнении каких-либо из первичных потребностей, человек перестает развиваться, не переходит на новый уровень потребностей. Иными словами, не имея еды, теплого крова, и не чувствуя себя в безопасности, человек не может думать о своем духовном развитии.
Умелая мотивация значительно повышает инициативу и качество труда работника, дает ему возможность подходить к труду творчески. В коллективе создается благоприятная атмосфера.
Итак, из этого можно сделать вывод о том, что умелая мотивация работника просто необходима для развития и функционирования организации.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
2.1. Инновации в системе мотивации персонала за рубежом
В последние годы во всём
мире, особенно в рыночно развитых
странах, процесс мотивации труда
постоянно претерпевает серьёзные
метаморфозы. Это естественно, поскольку
растёт жизненный уровень, появляются
новые возможности и
Так, по данным Гордона Брайана,
специалиста по вопросам корпоративной
культуры, оптимально наибольший результат
даёт сочетание материальных и социальных
стимулов. По его наблюдениям для
работников низшего и среднего звена
(среди топ-менеджеров подходы иные)
очень ценится любое
В одной сервисной фирме менеджер ввёл разветвлённую систему должностей. Новичок, только начавший работать, занимает должность менеджера-стажёра. Через три месяца его повышают - до младшего менеджера. Ещё через полгода ему при всём коллективе вручат значок менеджера второго разряда. И так далее. Опрос сотрудников показал, что в действительности обязанности от перехода на новую ступеньку меняются очень незначительно или не меняются вообще. Но люди довольны росту по службе.
Грамотное "социальное" стимулирование может существенно снизить издержки фирмы. Передвижение человека со ступеньки на ступеньку стоит руководству 30 долларов прибавки к жалованью. "Сами по себе 30 долларов стимулом не являются. А вот в сочетании с очередной "звёздочкой на погонах" резко повышаются в цене", - утверждает Брайан.
Руководителю может помочь
и ещё одно важное наблюдение: люди
любят, чтобы о них заботились.
Если нужно сохранить работника
в фирме, придётся демонстрировать
свою заботу. Можно послать рождественский
подарок его дочери, оплатить недельный
отпуск, подарить жене кофемолку. Подобные
разовые акции для фирмы
В России, с её низкой оплатой
труда и весьма ограниченными
возможностями использования
Среди важнейших концепций,
сложившихся в науке
В 1997 году в восточной
части США было проведено исследование
среди топ-менеджеров медицинских
центров, целью которого было определить,
какой из существующих подходов к
управлению является наиболее эффективным
и имеет большие перспективы
в будущем. Рассматривались два
основных подхода к управлению: capablemanagement
(так называемый "традиционный менеджмент"),
основанный на централизованно-регулируемых
действиях иерархической
Традиционный менеджмент подразумевает такие действия, осуществляемые руководителем, как составление планов и прогнозов, жёсткий контроль за их исполнением и соответствующее поощрение сотрудников. В основном этот подход к управлению компанией ориентирован на числовые показатели деятельности, и директивное управление. Трансформационный подход делает акцент на развитии таких отношений в организации, которые позволяют подчинённым работать "лучше, чем они могут". Подобное управление включает в себя эффективное взаимодействие всех структур компании, мотивацию сотрудников, проявление заботы друг о друге, а также творческий коллективный подход к решению любой задачи. Роль руководителя в данном случае состоит не в том, что он принимает решение по каждой из возникающих проблем, а следит за тем, чтобы все решения были приняты, исходя из интересов слаженно работающей команды.
Анализ результатов
Исторически сложилось так,
что роль менеджера никогда не
определялась в "командных" терминах.
Хорошие менеджеры были сильными,
авторитетными и независимыми. Они
могли планировать, организовывать,
руководить и контролировать. Эти
черты и сейчас являются основными
в работе менеджера, но к ним добавилось
ещё несколько важнейших
Информация о работе Мотивация персонала как метод эффективной трудовой деятельности