Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:06, курсовая работа
В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации – это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования процесса мотивации персонала
1.1. Сущность, механизм и способы мотивации
1.2. Основные теории мотивации
Глава 2. Анализ мирового опыта мотивации персонала
2.1. Инновации в системе мотивации персонала за рубежом
2.2. Особенности отечественного опыта мотивации персонала
2.3. Перспективы применения зарубежных технологий в сфере мотивации труда в России
Глава 3. Региональные программы мотивации персонала в гостиничной сфере
3.1. Характеристика гостиницы «Профсоюзная»
3.2. Анализ существующих программ и методов мотивации
3.3. Программа оптимизации системы мотивации в гостинице «Профсоюзная»
Второй тип мотивирования
своей основной задачей имеет
формирование определенной мотивационной
структуры человека. В этом случае
основное внимание обращается на то, чтобы
развить и усилить желательные
для субъекта мотивирования мотивы
действии человека, и наоборот, ослабить
те мотивы, которые мешают эффективному
управлению человеком. Этот тип мотивирования
носит характер воспитательной и
образовательной работы и часто
не связан с какими-то конкретными
действиями или результатами, которые
ожидается получить от человека в
виде итога его деятельности. Второй
тип мотивирования требует
Первый и второй типы мотивирования не следует противопоставлять, так как в современной практике управления организации стремятся сочетать оба типа мотивирования.
Рассмотрим понятие «стимул».
Стимулы выполняют роль рычагов
воздействия или носителей «
Реакция на конкретные стимулы у различных людей не одинакова. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если люди не реагируют на них. Например, в условиях развала денежной системы, когда практически ничего невозможно купить за деньги, заработная плата и денежные знаки в целом теряют свою роль стимулов и могут быть очень ограниченно использованы в управлении людьми.
Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Роль данного процесса стимулирования исключительно велика.
Стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляется мотивирование. Чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение, как один из методов мотивирования людей приводят к тому, что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия.
Стимулирование труда – способ управления трудовым поведением работника, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью.
Понятие стимулирования связано с понятием производственного коллектива. Производственный коллектив и каждый его член являются объектами стимулирования. При управлении производственным коллективом основное внимание должно уделяться организации трудового процесса и стимулированию работников. Организации управления производственным коллективом должно предшествовать четкое формулирование стоящих перед ним задач.
Говоря о стимулировании
работников, мы подразумеваем всех
работников предприятия, в том числе
обслуживающий персонал, внештатных
работников и др. В связи с этим
необходимо разделять понятия «
Таким образом, мотивирование персонала тесно связано с научной организацией труда, в которую входит нормирование труда, представляющее из себя четкое определение круга трудовых обязанностей работника и тех качественных и количественных результатов труда, которые от него требуются.
Разработка и внедрение системы мотивации на предприятии – сложный и длительный процесс. Он начинается с постановки цели и описания результата, которого нужно достичь, формулируются задачи системы мотивации.
Главная задача любой существующей системы мотивации персонала и стимулирования труда – реализация целей предприятия, таких как повышение производительности, снижение себестоимости продукции или услуг, интенсификация сбыта или производства. Для их достижения требуется согласование интересов компании и сотрудников, являющихся её основным ресурсом.
Система мотивации должна быть ориентирована не только на «включение» определенных мотивов сотрудников при выполнении труда, но и на выявление и повышение удовлетворенности группы работников, которые являются высокопрофессиональным ядром предприятия.
Эффективная программа мотивации должна включать следующие элементы:
Создание программы мотивации проходит в несколько этапов:
1. анализ методов и
форм стимулирования и
2. анализ актуальных
3. сопоставление результатов анализа;
4. выбор методов и форм
вознаграждения с учетом
5. проверка методов и
форм вознаграждения и их
6. внедрение мотивационной
программы и периодическая
При поиске решения проблемы
мотивации важно уметь
При формировании системы мотивации деятельности на предприятии, необходимо учитывать, что каждый сотрудник имеет свою систему мотивов и потребностей, определяя для себя различные ценности. Так, для человека высокого материального достатка лишнее время для отдыха может быть более значимо, чем дополнительный заработок, который он получил бы за сверхурочную работу. Для многих людей, например, работников, занимающихся интеллектуальным трудом, более значимыми будут уважение со стороны коллег и интересная работа, чем дополнительные деньги, которые он мог бы получить, занимая другую должность.
Таким образом, невозможно правильное мотивирование работников без учета их жизненных ценностей, взглядов и целей. Именно на этом принципе и должна строиться система мотивации, которая должна быть гибкой, легко изменяющейся по отношению к разным категориям персонала.
Рассмотрев основные понятия «мотивации», «мотивирования» и «стимулирования» можно сделать следующие выводы.
Качество трудовой деятельности
человека также определяется степенью
его мотивации, заинтересованностью
в результатах своей
Для управления трудом на основе
мотивации необходимы такие предпосылки,
как равное выявление склонностей
и интересов работника с учетом
его персональных и профессиональных
способностей. Система мотивации
должна быть гибкой и многогранной.
Процесс мотивации должен охватывать
каждую категорию персонала, и для
каждого сотрудника быть движущей силой
к повышению эффективности
Система мотивации деятельности необходимы на современном предприятии. Это одно из средств повышения эффективности труда, а значит и увеличения прибыли.
1.2 Основные теории мотивации
Принято разделять различные теории мотивации на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Это – работы Абрахама Маслоу, Дэвида Мак-Клелланда и Фредерика Герцберга. Более современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории, которые мы будем рассматривать, — это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера.
Содержательные теории мотивации рассматриваются на примере теории А. Маслоу и Ф. Герцберга.
Теория Абрахама Маслоу:
1. Потребности делятся
на первичные и вторичные, и
представляют собой
2. Поведение человека
определяет самая нижняя
3. После того, как потребность
удовлетворена, ее
Теория Дэвида Мак-Клелланда:
1. Три потребности, мотивирующие человека — это потребности власти, успеха и принадлежности (социальная потребность).
2. Сегодня особенно важны
эти потребности высшего
Теория Фредерика Герцберга
1. Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации.
2. Наличие гигиенических
факторов всего лишь не дает
развиться неудовлетворению
3. Мотивации, которые примерно
соответствуют потребностям
4. Для того, чтобы эффективно
мотивировать подчиненных,
Не смотря на тот существенный
шаг вперед в развитии теории мотивации,
который совершили
1. игнорирование ситуационных
особенностей мотивационного
2. недооценка индивидуальности
человеческой деятельности. Пытаясь
преодолеть ограниченность
3. невозможность установить
четкую корреляцию между
Эти недостатки, которые неизбежно заключали в себе все содержательные теории мотивации, попытались преодолеть другие исследователи в данной области, которые разрабатывали иные мотивационные модели, названные процессуальными.
Информация о работе Мотивация персонала как метод эффективной трудовой деятельности