Мотивация и удовлетворенность в работе государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

Если цель бизнеса и коммерции – «делать деньги», а производства – производить много и качественно, то в чем же смысл государственной службы? Движение по пресловутой «лестнице»? Социальные гарантии? Деньги? Альтруизм? Патриотизм? Что стоит за фразой: «Я – государственный служащий»? Что приводит людей в государственные органы? Что нужно сделать, чтобы госслужащие постоянно росли в профессиональном и личностном плане, а отдача от их деятельности увеличивалась? И, наконец, как избежать случаев прямого использования должностными лицами прав, связанных с их должностью, в целях личного обогащения?

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научное понятие мотивации и удовлетворенности работой…………6
1.1 Теоретические основы мотивации персонала……………….…6
1.1.1 Определение мотивации………………………………………………..6
1.1.2 Эволюция развития систем мотивации. Этапы развития систем мотивации……………………………………….…………………………………7
1.1.3 Теории мотивации………………………………………………………8
1.1.4 Материальные потребности как основа мотивации………………....10
1.2 Проблемы удовлетворенности трудом…………………...……11
1.2.1 Понятие «удовлетворенность трудом», основные теории………….11
1.2.2 Факторы удовлетворенности трудом……………………...……13
1.3 Вознаграждение и удовлетворение……………………………18
1.3.1 Внутреннее вознаграждение…………………………….18
1.3.2 Внешнее вознаграждение………………………………..19
Глава 2. Мотивационные технологии в системе государственной службы…20
2.1 Система государственной службы в РФ и ее отличия от других форм наемного труда…………………………………………………20
2.1.1 Госслужащий и государственная должность…………..20
2.1.2 Классификация государственных должностей………...21
2.1.3 Отличия госслужбы от других форм наемного труда…22
2.2 Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективного функционирования госслужащих………..………….24
Глава 3. Анализ мотивационных механизмов в РФ и субъекте РФ – Свердловской области……………………………………………………….….26
3.1Материальное мотивирование госслужащих свердловской области……………………………………………………….………..26
3.2 Гарантии государственного служащего………………………29
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………..…33

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.48 Кб (Скачать)

Основным источником мотивационных  механизмов государственных служащих в Свердловской области являются Указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, законы, принимаемые  Государственной Думой, законы, принимаемые  Свердловской областной Думой, указы  Губернатора постановления и  решения Правительства Области.

Самым значимыми законами, регулирующим поведение государственных  служащих, являются Федеральный закон  «Об основах госслужбы в РФ»  и Областной закон «О государственной  службе Свердловской области».

При детальном их исследовании, концентрируясь на способах мотивации  государственных служащих, предусмотренных  законодательно, можно сделать вывод  о том, что, субъект Российской Федерации  – Свердловская область пошла  по пути механического копирования  федерального закона, почти не внеся  в него конкретных мотивационных  механизмов, или «заострения» существующих.

Существует ряд других мер, направленных на организацию деятельности госслужащих, как то создание Совета по кадровой политике при главе администрации  области.

 

3.1Материальное мотивирование госслужащих свердловской области

 Как говорилось выше, на сегодняшний день материальное вознаграждение является базовым, предопределяющим мотивом поведения служащего, что связано с многими социально-экономическими процессами, происходящими в России (к примеру, в Советской России наибольшую ценность имели моральные стимулы).

 Поэтому материальные стимуляторы должны играть решающую роль в мотивации труда госслужащих. Областной Закон «О Государственной Службе Свердловской Области» выделяет целый ряд способов, заинтересовывающих работников государственных учреждений пристрастно выполнять свои функции.

 Например, статья 23 «Поощрение  государственных служащих» говорит  об единовременном денежном поощрении,  которое выплачивается за выполнение  служебных заданий особой важности  или сложности. Такое поощрение,  в зависимости от его размера,  может, несомненно, подвигнуть служащего к проявлению своих лучших черт.

 В статье 32 «Денежное  содержание государственных служащих»  говорится о денежном содержании, состоящем из должностного оклада, надбавок к должностному окладу  за квалификационный разряд, особые  условия службы, выслугу лет, из  премии по итогам службы за  квартал и за год. 

 Конечно, в этом  ключе госслужащий крайне заинтересован повышать свой квалификационный разряд, так как от этого напрямую зависит его заработная плата, и этот способ мотивации к профессиональному росту в руках умелого руководителя может очень эффективен.

 Далее, к сожалению, в законе ничего не говорится о критериях, по которым, например, происходит оценка итогов или особых условий службы, что передает данный механизм в руки непосредственного начальства и делает действие механизма необъективным.

 Схема должностных  окладов, сформировавшаяся за  десятилетия, и отраженная в Областном Законе о госслужбе достаточно продумана: двигаясь по должностной лестнице, служащий одновременно может увеличивать свой квалификационный разряд, и кроме того, с увеличением стажа получать надбавки за выслугу лет. И что не маловажно, в условиях современной неустойчивой экономики, денежное содержание, пенсия и другие выплаты государственному служащему подлежат индексации в порядке, установленном федеральным и областным законами (ст.32 п.5). Так же гарантом защиты от последствий экономических крахов является п.5 ст.32, говорящий, что сокращение бюджетных ассигнований не может служить основанием для отмены либо снижения гарантий, предусмотренных настоящей статьей.

 Постановлением областного  Совета народных депутатов и  Главы администрации Свердловской  области от 27.01.93 № 26/11 "О должностных  окладах работников органов государственной  власти и управления, местного  самоуправления", предусмотрено  при формировании фонда оплаты  труда работников аппарата органов  государственной власти планировать:

— премирование в размере  трех должностных окладов в год;

— надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и  специальный режим работы в размере 1 должностного оклада;

— оказание материальной помощи в размере двух должностных окладов  в год.

 Итак, учитывая все  надбавки, выплаты, материальную  помощь, коэффициенты и премии, в  Свердловской области госслужащий  любого ранга может без особого  труда увеличить сумму своего  номинального должностного месячного  оклада более чем на 50%. Это  утверждение легко можно проверить:

 При расчете месячного  денежного содержания государственным служащим необходимо учитывать:

1. Должностной оклад, утвержденный  по штатному расписанию по  данной должности с учетом  уральского коэффициента.

2. Премию 0,25 должностного  оклада в месяц с уральским  коэффициентом (3 оклада в год: 12 месяцев = 0,25 оклада).

3. Надбавку за высокую  квалификацию 0,083 оклада с уральским  коэффициентом (1 оклад в год: 12 месяцев = 0,083 оклада).

4. Материальную помощь 0,166 должностного оклада в месяц  без уральского коэффициента (2 оклада  в год: 12 месяцев - 0,166 оклада).

5. Фактически выплачиваемые  надбавки к должностному окладу  за выслугу лет и за работу  со сведениями, составляющими государственную  тайну, с учетом уральского коэффициента.

6. Надбавка за квалификационный  разряд.

 Итого без учета  Уральского коэффициента к окладу  и надбавки за выслугу лет: 0,25 оклада + 0,083 оклада + 0,166 оклада = 0,499 оклада.

 Далеко не каждая  коммерческая фирма может позволить  себе такое движение планки  заработной платы от обещанного  номинала (конечно же, в процентном  соотношении).

 

3.2 Гарантии государственного служащего

Любого здравого человека волнует проблема его будущего. Государственный  служащий в этом смысле не исключение.

В Областном законе о Государственной службе Свердловской области от 18.10.1995 гарантиям государственному служащему посвящена ст.31, состоящая более чем из 18 пунктов, каждый из которых отражает одну из гарантий. Вместе они покрывают почти все поле активного периода деятельности госслужащего, начиная от гарантии денежного содержания и достойных условий работы, кончая обязательным социальным страхованием и защитой работников госучереждений и членов их семей.

 Присутствует ли это  изобилие гарантий в реальности?

 Что-то присутствует, а что-то нет. Например, в п.2.ст.31 Закона о Госслужбе Свердловской области говорится, что государственному служащему гарантируются в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома.

 Но, к сожалению, Федеральным законом от 26.02.97 (№29-ФЗ) установлено, что с 1997 года финансирование расходов в части приобретения жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предусмотренное данным Положением, не производится.

Ежегодный оплачиваемый отпуск госслужащего имеет продолжительность  от 30 до 45 дней в зависимости от стажа. Эти цифры имеют значительные преимущества перед цифрами, предоставляемыми коммерческими структурами в  плане продолжительности отпуска их служащих.

 Пенсионное обеспечение  государственных служащих выплачивается  в размере до 80 процентов (в  зависимости от стажа) денежного  содержания по должности, занимаемой  на день прекращения государственной  службы с последующей индексацией  на основании действующего законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Изучив проблемы мотивации и удовлетворенности работой государственных служащих в Российской Федерации, делаем вывод о крайней важности этих явлений. Также можем сказать о том, что эта проблема совершенно не освещена в специализированной литературе, и, может быть поэтому, механизмы мотивации государственных служащих активно не эксплуатируются на практике.

 Важность проблемы  видится в том, что объект  моего исследования – государственные  служащие Свердловской области  – люди, занимающие ключевые посты  в механизме управления крупнейшим  и богатейшим в России регионом, имеющие доступ к материальным, информационным и людским ресурсам, не имеют четко определенной  линии поведения.

 Не стоит забывать  – среди чиновников нет глупых людей. Лишенные определяющей мотивации, они ищут другие, не всегда законные способы самовыражения, самостимуляции и самомотивации.

Существует много способов направить образованного и энергичного  чиновника в нужное русло, например, мощнейший и забытый в настоящее  время мотивационный механизм –  идеология, а так же другие способы  мотивации и стимуляции, собранные  в единый мотивационный комплекс. Устойчивые приоритеты, задачи и цели могут быть заложены в мысли чиновника  только таким путем. И только сам  он может выбрать – принять  ценности, проповедуемые данной идеологией, моралью или отбросить их и  действовать в своих интересах, но уже на ниве свободной коммерции  и предпринимательства.

Сегодня, мы видим, что существующая система мотивации труда госслужащих  в Российской Федерации имеет  множество недостатков. Но в то же время у нее есть и большое  количество неиспользованных преимуществ: огромный арсенал материально обеспеченных мотивационных механизмов предоставил  законодатель. Проблема лишь в том, чтобы научиться их правильно  использовать.

Автор пришел к выводу, что  современному чиновнику для полноценного функционирования с полной самоотдачей  нужна особая среда, охватывающая все  его потребности и отражающая все его наклонности. Он не должен чувствовать себя ни на миг оставленным  наедине. Но в то же время он должен ощущать себя хозяином в огромном государственном механизме.

Для этого необходима постоянно  действующая система повышения  квалификации государственных служащих, доносящая в полном объеме последние  веяния профессиональных особенностей деятельности госслужащих (в том числе компьютерно-информационные и человеческие технологии).

Не стоит забывать и  о личности чиновника. Высокоразвитое самосознание управленца переносит его деятельность на новый уровень понимания окружающего мира, позволяет ему заглядывать далеко вперед, предвидеть надвигающуюся опасность, а в случае ее неминуемости – мобилизовать силы общества оптимальным образом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Адамчук, В.В Экономика и социология труда / В.В.  Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. – М.: Издат. объединение «ЮНИТИ», 2003.-412 с.
  2. Головачев, А.С. Организация, нормирование и оплата труда.: учебное пособие / А.С. Головачев.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Новое знание, 2005.-595 с.
  3. Наумов А.Н. Организация, нормирование и стимулирование труда. Л., «Экономика», 1990. -102 с.
  4. Пашуто, В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: учебно-практическое пособие / В.П. Пашуто. –М.: КНОРУС, 2005.-320 с.
  5. Попазова, О.А. Экономика труда / О.А. Попазова.– СПб.: Вектор, 2005.-400 с. 
  6. Экономика предприятия / Под ред. Семенова В.М. М., «Экономические науки», 1996. 136 с.

 

Законы и нормативно-правовые акты:

  1. Закон Свердловской области от 25.06.97 (№ 40-ОЗ) «О регулировании оплаты труда в Свердловской области». // Областная газета. 2 июля 1997.
  2. Конституция Российском Федерации. М., 1993.
  3. Положение о федеральной государственной службе (в ред. Указов Президента РФ от 29.04.94 N 841, от 09.08.95 N 834).
  4. Постановление Президиума Верховного Совета РФ и Правительства РФ от 30.12.1992 №4249-1/1042. «Об упорядочении оплаты труда работников органов представительной и исполнительной власти».
  5. Постановление Главы города Екатеринбурга от 25.09.95 N 620 «О заработной плате работников бюджетной сферы».

1 Адамчук, В.В Экономика и социология труда / В.В.  Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. – М.: Издат. объединение «ЮНИТИ», 2003.-12 8с.

2 Попазова, О.А. Экономика труда / О.А. Попазова.– СПб.: Вектор, 2005.-183 с. 

3 Головачев, А.С. Организация, нормирование и оплата труда.: учебное пособие / А.С. Головачев.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Новое знание, 2005.-38 с.

4 Наумов А.Н. Организация, нормирование и стимулирование труда. Л., «Экономика», 1990. -42 с.

Информация о работе Мотивация и удовлетворенность в работе государственных служащих