Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 23:47, курсовая работа
Если цель бизнеса и коммерции – «делать деньги», а производства – производить много и качественно, то в чем же смысл государственной службы? Движение по пресловутой «лестнице»? Социальные гарантии? Деньги? Альтруизм? Патриотизм? Что стоит за фразой: «Я – государственный служащий»? Что приводит людей в государственные органы? Что нужно сделать, чтобы госслужащие постоянно росли в профессиональном и личностном плане, а отдача от их деятельности увеличивалась? И, наконец, как избежать случаев прямого использования должностными лицами прав, связанных с их должностью, в целях личного обогащения?
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научное понятие мотивации и удовлетворенности работой…………6
1.1 Теоретические основы мотивации персонала……………….…6
1.1.1 Определение мотивации………………………………………………..6
1.1.2 Эволюция развития систем мотивации. Этапы развития систем мотивации……………………………………….…………………………………7
1.1.3 Теории мотивации………………………………………………………8
1.1.4 Материальные потребности как основа мотивации………………....10
1.2 Проблемы удовлетворенности трудом…………………...……11
1.2.1 Понятие «удовлетворенность трудом», основные теории………….11
1.2.2 Факторы удовлетворенности трудом……………………...……13
1.3 Вознаграждение и удовлетворение……………………………18
1.3.1 Внутреннее вознаграждение…………………………….18
1.3.2 Внешнее вознаграждение………………………………..19
Глава 2. Мотивационные технологии в системе государственной службы…20
2.1 Система государственной службы в РФ и ее отличия от других форм наемного труда…………………………………………………20
2.1.1 Госслужащий и государственная должность…………..20
2.1.2 Классификация государственных должностей………...21
2.1.3 Отличия госслужбы от других форм наемного труда…22
2.2 Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективного функционирования госслужащих………..………….24
Глава 3. Анализ мотивационных механизмов в РФ и субъекте РФ – Свердловской области……………………………………………………….….26
3.1Материальное мотивирование госслужащих свердловской области……………………………………………………….………..26
3.2 Гарантии государственного служащего………………………29
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………..…33
Основным источником мотивационных механизмов государственных служащих в Свердловской области являются Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы, принимаемые Государственной Думой, законы, принимаемые Свердловской областной Думой, указы Губернатора постановления и решения Правительства Области.
Самым значимыми законами, регулирующим поведение государственных служащих, являются Федеральный закон «Об основах госслужбы в РФ» и Областной закон «О государственной службе Свердловской области».
При детальном их исследовании, концентрируясь на способах мотивации государственных служащих, предусмотренных законодательно, можно сделать вывод о том, что, субъект Российской Федерации – Свердловская область пошла по пути механического копирования федерального закона, почти не внеся в него конкретных мотивационных механизмов, или «заострения» существующих.
Существует ряд других мер, направленных на организацию деятельности госслужащих, как то создание Совета по кадровой политике при главе администрации области.
3.1Материальное мотивирование госслужащих свердловской области
Как говорилось выше, на сегодняшний день материальное вознаграждение является базовым, предопределяющим мотивом поведения служащего, что связано с многими социально-экономическими процессами, происходящими в России (к примеру, в Советской России наибольшую ценность имели моральные стимулы).
Поэтому материальные стимуляторы должны играть решающую роль в мотивации труда госслужащих. Областной Закон «О Государственной Службе Свердловской Области» выделяет целый ряд способов, заинтересовывающих работников государственных учреждений пристрастно выполнять свои функции.
Например, статья 23 «Поощрение
государственных служащих»
В статье 32 «Денежное
содержание государственных
Конечно, в этом ключе госслужащий крайне заинтересован повышать свой квалификационный разряд, так как от этого напрямую зависит его заработная плата, и этот способ мотивации к профессиональному росту в руках умелого руководителя может очень эффективен.
Далее, к сожалению, в законе ничего не говорится о критериях, по которым, например, происходит оценка итогов или особых условий службы, что передает данный механизм в руки непосредственного начальства и делает действие механизма необъективным.
Схема должностных окладов, сформировавшаяся за десятилетия, и отраженная в Областном Законе о госслужбе достаточно продумана: двигаясь по должностной лестнице, служащий одновременно может увеличивать свой квалификационный разряд, и кроме того, с увеличением стажа получать надбавки за выслугу лет. И что не маловажно, в условиях современной неустойчивой экономики, денежное содержание, пенсия и другие выплаты государственному служащему подлежат индексации в порядке, установленном федеральным и областным законами (ст.32 п.5). Так же гарантом защиты от последствий экономических крахов является п.5 ст.32, говорящий, что сокращение бюджетных ассигнований не может служить основанием для отмены либо снижения гарантий, предусмотренных настоящей статьей.
Постановлением областного
Совета народных депутатов и
Главы администрации
— премирование в размере трех должностных окладов в год;
— надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере 1 должностного оклада;
— оказание материальной помощи в размере двух должностных окладов в год.
Итак, учитывая все
надбавки, выплаты, материальную
помощь, коэффициенты и премии, в
Свердловской области
При расчете месячного
денежного содержания
1. Должностной оклад,
2. Премию 0,25 должностного оклада в месяц с уральским коэффициентом (3 оклада в год: 12 месяцев = 0,25 оклада).
3. Надбавку за высокую квалификацию 0,083 оклада с уральским коэффициентом (1 оклад в год: 12 месяцев = 0,083 оклада).
4. Материальную помощь 0,166 должностного оклада в месяц без уральского коэффициента (2 оклада в год: 12 месяцев - 0,166 оклада).
5. Фактически выплачиваемые
надбавки к должностному
6. Надбавка за квалификационный разряд.
Итого без учета
Уральского коэффициента к
Далеко не каждая
коммерческая фирма может
3.2 Гарантии государственного служащего
Любого здравого человека волнует проблема его будущего. Государственный служащий в этом смысле не исключение.
В Областном законе о Государственной службе Свердловской области от 18.10.1995 гарантиям государственному служащему посвящена ст.31, состоящая более чем из 18 пунктов, каждый из которых отражает одну из гарантий. Вместе они покрывают почти все поле активного периода деятельности госслужащего, начиная от гарантии денежного содержания и достойных условий работы, кончая обязательным социальным страхованием и защитой работников госучереждений и членов их семей.
Присутствует ли это
изобилие гарантий в
Что-то присутствует, а что-то нет. Например, в п.2.ст.31 Закона о Госслужбе Свердловской области говорится, что государственному служащему гарантируются в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома.
Но, к сожалению, Федеральным законом от 26.02.97 (№29-ФЗ) установлено, что с 1997 года финансирование расходов в части приобретения жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предусмотренное данным Положением, не производится.
Ежегодный оплачиваемый отпуск
госслужащего имеет продолжительность
от 30 до 45 дней в зависимости от стажа.
Эти цифры имеют значительные
преимущества перед цифрами, предоставляемыми
коммерческими структурами в
плане продолжительности
Пенсионное обеспечение
государственных служащих
Заключение
Изучив проблемы мотивации и удовлетворенности работой государственных служащих в Российской Федерации, делаем вывод о крайней важности этих явлений. Также можем сказать о том, что эта проблема совершенно не освещена в специализированной литературе, и, может быть поэтому, механизмы мотивации государственных служащих активно не эксплуатируются на практике.
Важность проблемы
видится в том, что объект
моего исследования –
Не стоит забывать – среди чиновников нет глупых людей. Лишенные определяющей мотивации, они ищут другие, не всегда законные способы самовыражения, самостимуляции и самомотивации.
Существует много способов
направить образованного и
Сегодня, мы видим, что существующая
система мотивации труда
Автор пришел к выводу, что современному чиновнику для полноценного функционирования с полной самоотдачей нужна особая среда, охватывающая все его потребности и отражающая все его наклонности. Он не должен чувствовать себя ни на миг оставленным наедине. Но в то же время он должен ощущать себя хозяином в огромном государственном механизме.
Для этого необходима постоянно действующая система повышения квалификации государственных служащих, доносящая в полном объеме последние веяния профессиональных особенностей деятельности госслужащих (в том числе компьютерно-информационные и человеческие технологии).
Не стоит забывать и о личности чиновника. Высокоразвитое самосознание управленца переносит его деятельность на новый уровень понимания окружающего мира, позволяет ему заглядывать далеко вперед, предвидеть надвигающуюся опасность, а в случае ее неминуемости – мобилизовать силы общества оптимальным образом.
Список использованной литературы:
Законы и нормативно-правовые акты:
1 Адамчук, В.В Экономика и социология труда / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. – М.: Издат. объединение «ЮНИТИ», 2003.-12 8с.
2 Попазова, О.А. Экономика труда / О.А. Попазова.– СПб.: Вектор, 2005.-183 с.
3 Головачев, А.С. Организация, нормирование и оплата труда.: учебное пособие / А.С. Головачев.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Новое знание, 2005.-38 с.
4 Наумов А.Н. Организация, нормирование и стимулирование труда. Л., «Экономика», 1990. -42 с.
Информация о работе Мотивация и удовлетворенность в работе государственных служащих