Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 23:47, курсовая работа
Если цель бизнеса и коммерции – «делать деньги», а производства – производить много и качественно, то в чем же смысл государственной службы? Движение по пресловутой «лестнице»? Социальные гарантии? Деньги? Альтруизм? Патриотизм? Что стоит за фразой: «Я – государственный служащий»? Что приводит людей в государственные органы? Что нужно сделать, чтобы госслужащие постоянно росли в профессиональном и личностном плане, а отдача от их деятельности увеличивалась? И, наконец, как избежать случаев прямого использования должностными лицами прав, связанных с их должностью, в целях личного обогащения?
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научное понятие мотивации и удовлетворенности работой…………6
1.1 Теоретические основы мотивации персонала……………….…6
1.1.1 Определение мотивации………………………………………………..6
1.1.2 Эволюция развития систем мотивации. Этапы развития систем мотивации……………………………………….…………………………………7
1.1.3 Теории мотивации………………………………………………………8
1.1.4 Материальные потребности как основа мотивации………………....10
1.2 Проблемы удовлетворенности трудом…………………...……11
1.2.1 Понятие «удовлетворенность трудом», основные теории………….11
1.2.2 Факторы удовлетворенности трудом……………………...……13
1.3 Вознаграждение и удовлетворение……………………………18
1.3.1 Внутреннее вознаграждение…………………………….18
1.3.2 Внешнее вознаграждение………………………………..19
Глава 2. Мотивационные технологии в системе государственной службы…20
2.1 Система государственной службы в РФ и ее отличия от других форм наемного труда…………………………………………………20
2.1.1 Госслужащий и государственная должность…………..20
2.1.2 Классификация государственных должностей………...21
2.1.3 Отличия госслужбы от других форм наемного труда…22
2.2 Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективного функционирования госслужащих………..………….24
Глава 3. Анализ мотивационных механизмов в РФ и субъекте РФ – Свердловской области……………………………………………………….….26
3.1Материальное мотивирование госслужащих свердловской области……………………………………………………….………..26
3.2 Гарантии государственного служащего………………………29
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………..…33
12. Мнение экспертов и
общественное мнение. Далеко не
всегда конкретный работник
Практически все перечисленные факторы являются управляемыми, т.е. существуют вполне реальные социальные технологии, позволяющие с их помощью регулировать удовлетворенность трудом.
Проведя анализ субъективных
и объективных компонентов
1.3 Вознаграждение и удовлетворение
Вознаграждение – это все, что человек считает ценным для себя.
Понятия «ценности» для людей специфичны, а, следовательно, и различна оценка вознаграждения и его относительной ценности.
Руководитель имеет дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним.
1.3.1 Внутреннее вознаграждение
Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Например, это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие во время работы, тоже рассматриваются как внутреннее вознаграждение.
Наиболее простой способ
обеспечения внутреннего
1.3.2 Внешнее вознаграждение
Это такой тип вознаграждения, который чаще всего приходит в голову, когда слышишь само слово «вознаграждение».
В конце XIX в. под внешним вознаграждением понималось то, что позволяло выжить.
На современном этапе «понятие вознаграждения несколько модернизировалось. Внешнее вознаграждение возникает уже не от самой работы, а дается организацией. Примеры внешних вознаграждений для наемных работников конца двадцатого века – зарплата, продвижение по службе, символ служебного статуса и престижа, похвала и признание, а так же дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, служебный автомобиль, страховка).
Деньги – это наиболее
простой способ, которым организация
может вознаградить сотрудников. Противоречивые
оценки количества денег, необходимых
для мотивации эффективных
Глава 2. Мотивационные технологии в системе государственной службы
Большое число государственных служащих связывает свой выбор со стремлением реализовать себя в управленческой сфере и занять достойное место в обществе.
В государственных и
Именно на эти интересы современных чиновников ориентирована существующая система мотивации.»6 Но достаточна ли она? Совершенна ли? Ведь общество подвержено постоянным изменениям, движению ориентиров, смене идеалов, и т.д. Сам современный человек меняется. И вместе с ним должны меняться и мотивационные технологии.
2.1 Система государственной службы в РФ и ее отличия от других форм наемного труда
2.1.1 Государственный служащий и государственная должность
Государственным служащим является
гражданин Российской Федерации, исполняющий
в порядке, установленном федеральным
законом, обязанности по государственной
должности государственной
Иными словами, государственный служащий – это гражданин РФ, занимающийся предусмотренной законами РФ и уставами госучереждений, деятельностью по управлению или социально-культурному обслуживанию за вознаграждение.
Государственные должности имеют следующие формальные (нормативно закрепленные) признаки:
2.1.2 Классификация государственных должностей
Государственные должности подразделяются на:
политико-судебные (категория А): президент, председатель правительства, генеральный прокурор и т.д.;
патронатные (категория Б): обеспечительные или связанные с непосредственным обеспечением работы лиц категории А (например, аппарат Президента, руководители департаментов, начальники отделов);
административные (категория В): призваны исполнять и обеспечивать полномочия госорганов в лице чиновников категории Б.
Кроме того они подразделяются по категориям:
Высшие государственные
должности государственной
Главные ГД (4-я категория);
Ведущие ГД (3-я категория);
Старшие ГД (2-я категория);
Младшие ГД (1-я категория).
Государственная служба по правовому положению делится на 1) гражданскую (а она в свою очередь на общую и специальную: налоговая полиция, инспекция, таможня, дипломаты и т.д.) и 2) милитаризованную (военная, милицейская, военизированная). В зависимости от вида государственной власти, в органах которой лицо замещает государственную должность, государственных служащих подразделяют на представительных, судебных, исполнительных и иных (презентура, центробанк, прокуратура, счетная палата и др.)
2.1.3 Отличия госслужбы от других форм наемного труда
Чем принципиально отличается труд служащего в государственных органах от труда в других отраслях?
Занятый в различных гражданских
структурах (даже выполняющий
Например, запреты на получение дополнительного заработка, то есть на занятие внеслужебной оплачиваемой деятельностью, прежде всего предпринимательской, (Государственный служащий не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности). Педагогическая, научная и иная творческая деятельность здесь в расчет браться не может, так как она обычно мало оплачивается и служит, в основном, удовлетворению творческих потребностей. В такой ситуации заработная плата госслужащего принимает особое значение.
Другим социально значимым ограничением является абсолютный запрет государственным служащим на участие в забастовках, в том числе в забастовках с целью защиты своих профессиональных прав. Ввиду того, что право на забастовку есть одно из главных и законных средств, с помощью которых работники и их организации могут осуществлять и отстаивать свои социальные и экономические интересы.
Такие ограничения прав и свобод во имя интересов общества требуют социальной компенсации, которая должна включать в себя комплекс мер, направленных, во-первых, на компенсацию ограничений, обусловленных характером деятельности; во-вторых, на реализацию социальных ожиданий, которые легли в основу профессионального выбора служащего; в-третьих, на нейтрализацию факторов, препятствующих его эффективной служебной деятельности. Под этим могут подразумеваться меры по сближению индивидуальных (частных) интересов служащих с интересами службы.
Все госслужащие непосредственно материальных ценностей не создают, но в то же время обеспечивают условия их нормального производства. Любой служащий является вспомогательным элементом для производства материальных благ;
Предметом труда является информация, которая в то же время выступает и средством воздействия на управляемых;
Полномочия: все госслужащие
воздействуют на людей
Госслужащие занимают
должности в госорганах (а не
в частных, общественных или
иных организациях), что означает,
что они работаю в чужих
интересах, выполняя волю тех
государственных органов,
Оплата деятельности,
которую осуществляют
Государственный служащий
действует от имени
2.2 Мотивация и
удовлетворенность работой
Мотивационные аспекты управления
трудом получили широкое применение
в странах с развитой рыночной
экономикой. В нашей стране понятие
мотивации труда в
И в этом отношении, наряду
с поднятием имиджа государственной
службы, выделяется проблема профессионального
и личностного роста
Причем явно прослеживаются две стороны этого вопроса:
1) карьера служебная (
2) карьера профессиональная
(горизонтальная), то есть профессионально-
Различают четыре вида служебной ориентации государственных служащих: на характер работы, на условия работы, на вознаграждение, на карьеру.
На практике эти типы ориентации сочетаются в различных пропорциях. Для достижения максимальной эффективности отдачи труда необходимо использовать конкретную ориентацию.
Удовлетворенность работой государственных служащих почти не рассматривается с точки зрения первичных потребностей. Чаще всего их мотивация рассматривается с точки зрения вторичных, в данном случае более существенных потребностей. Государственные служащие работают не просто на зарплату, а во имя того, чтобы служить наивысшим национальным интересам.
Потому мотивация
В современной психологии существует такое понятие, как «Самоактуализация». Оно означает высшее состояние развития личности, когда человек не является «подчиненным», ведомым человеком, а становится движителем, системой, самостоятельно определяющей свой путь в изменчивой среде.
Маслоу определяет самоактуализацию
как полное использование талантов,
способностей, возможностей и т.п. Для
него самоактуализировавшийся
Глава 3. Анализ мотивационных механизмов в РФ и субъекте РФ – Свердловской области
Под мотивационными механизмами здесь понимаем действие специальных служб и различных нормативных актов, направленных на то, чтобы заинтересовать госслужащих выполнять свои функции наиболее качественно, с ориентацией на длительную перспективу.
Информация о работе Мотивация и удовлетворенность в работе государственных служащих