Мотивация и удовлетворенность в работе государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

Если цель бизнеса и коммерции – «делать деньги», а производства – производить много и качественно, то в чем же смысл государственной службы? Движение по пресловутой «лестнице»? Социальные гарантии? Деньги? Альтруизм? Патриотизм? Что стоит за фразой: «Я – государственный служащий»? Что приводит людей в государственные органы? Что нужно сделать, чтобы госслужащие постоянно росли в профессиональном и личностном плане, а отдача от их деятельности увеличивалась? И, наконец, как избежать случаев прямого использования должностными лицами прав, связанных с их должностью, в целях личного обогащения?

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научное понятие мотивации и удовлетворенности работой…………6
1.1 Теоретические основы мотивации персонала……………….…6
1.1.1 Определение мотивации………………………………………………..6
1.1.2 Эволюция развития систем мотивации. Этапы развития систем мотивации……………………………………….…………………………………7
1.1.3 Теории мотивации………………………………………………………8
1.1.4 Материальные потребности как основа мотивации………………....10
1.2 Проблемы удовлетворенности трудом…………………...……11
1.2.1 Понятие «удовлетворенность трудом», основные теории………….11
1.2.2 Факторы удовлетворенности трудом……………………...……13
1.3 Вознаграждение и удовлетворение……………………………18
1.3.1 Внутреннее вознаграждение…………………………….18
1.3.2 Внешнее вознаграждение………………………………..19
Глава 2. Мотивационные технологии в системе государственной службы…20
2.1 Система государственной службы в РФ и ее отличия от других форм наемного труда…………………………………………………20
2.1.1 Госслужащий и государственная должность…………..20
2.1.2 Классификация государственных должностей………...21
2.1.3 Отличия госслужбы от других форм наемного труда…22
2.2 Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективного функционирования госслужащих………..………….24
Глава 3. Анализ мотивационных механизмов в РФ и субъекте РФ – Свердловской области……………………………………………………….….26
3.1Материальное мотивирование госслужащих свердловской области……………………………………………………….………..26
3.2 Гарантии государственного служащего………………………29
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………..…33

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.48 Кб (Скачать)

12. Мнение экспертов и  общественное мнение. Далеко не  всегда конкретный работник или  конкретная микрогруппа формирует  самостоятельно оценочное мнение о своем труде. Например, если специалисты назвали данную работу опасной, тяжелой, вредной, то и сами работники начинают считать ее таковой. Совершенно неожиданно и необъяснимо могут проявляться именно групповые одобрение или осуждение организации труда, трудового задания. Аналогичное влияние на удовлетворенность оказывают и различные слухи о проблемах и перспективах производства.

Практически все перечисленные  факторы являются управляемыми, т.е. существуют вполне реальные социальные технологии, позволяющие с их помощью  регулировать удовлетворенность трудом.

Проведя анализ субъективных и объективных компонентов удовлетворенности  трудом, можно сделать вывод о  том, что результативность труда  и удовлетворение работой зависит  не только от уровня его технической  оснащенности, профессиональных навыков  работника, его умений и знаний, материального  вознаграждения, но и от не всегда поддающихся  учету показателей социального  развития: нравственного потенциала личности, формы человеческого общения, атмосферы в трудовых коллективах. Возникает социально-психологический  баланс, обусловливающий общее состояние  удовлетворительности или неудовлетворительности человека выполняемой им работы.

 

1.3 Вознаграждение  и удовлетворение

Вознаграждение – это все, что человек считает ценным для себя.

Понятия «ценности» для людей  специфичны, а, следовательно, и различна оценка вознаграждения и его относительной ценности.

Руководитель имеет дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним.

1.3.1 Внутреннее вознаграждение

Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Например, это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие во время работы, тоже рассматриваются как внутреннее вознаграждение.

Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения – создание соответствующих условий  работы и точная постановка задачи.

1.3.2 Внешнее вознаграждение

Это такой тип вознаграждения, который чаще всего приходит в  голову, когда слышишь само слово  «вознаграждение».

В конце XIX в. под внешним  вознаграждением понималось то, что  позволяло выжить.

На современном этапе  «понятие вознаграждения несколько модернизировалось. Внешнее вознаграждение возникает уже не от самой работы, а дается организацией. Примеры внешних вознаграждений для наемных работников конца двадцатого века – зарплата, продвижение по службе, символ служебного статуса и престижа, похвала и признание, а так же дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, служебный автомобиль, страховка).

Деньги – это наиболее простой способ, которым организация  может вознаградить сотрудников. Противоречивые оценки количества денег, необходимых  для мотивации эффективных действий, восходят еще ко времени зарождения теории человеческих отношений.»5 Сторонники этой теории утверждают, что важнейшее значение имеют социальные потребности людей, в то время как сторонники научного управления стоят на том, что вознаграждения материально-экономического характера ведут к усилению мотивации.

 

 

 

Глава 2. Мотивационные  технологии в системе государственной  службы

Большое число государственных служащих связывает свой выбор со стремлением реализовать себя в управленческой сфере и занять достойное место в обществе.

В государственных и муниципальных  органах власти «для многих служащих приоритетное значение имеют такие ценности, как уважение людей, творческий характер труда и самореализация способностей, репутация.

Именно на эти интересы современных чиновников ориентирована  существующая система мотивации.»6 Но достаточна ли она? Совершенна ли? Ведь общество подвержено постоянным изменениям, движению ориентиров, смене идеалов, и т.д. Сам современный человек меняется. И вместе с ним должны меняться и мотивационные технологии.

 

2.1 Система государственной  службы в РФ и ее отличия  от других форм наемного труда

2.1.1 Государственный служащий и государственная должность

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий  в порядке, установленном федеральным  законом, обязанности по государственной  должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое  за счет средств федерального бюджета  или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Иными словами, государственный  служащий – это гражданин РФ, занимающийся предусмотренной законами РФ и уставами госучереждений, деятельностью по управлению или социально-культурному обслуживанию за вознаграждение.

Государственные должности имеют следующие формальные (нормативно закрепленные) признаки:

    • государственная должность является частью организационной структуры органов государственной власти;
    • обладает специфическим содержанием: обязанности и права, связанные с осуществлением государственных функций, ориентированные на одного человека;
    • внесена в реестр государственных должностей.

 

2.1.2 Классификация государственных должностей

Государственные должности  подразделяются на:

политико-судебные (категория А): президент, председатель правительства, генеральный прокурор и т.д.;

патронатные (категория Б): обеспечительные или связанные  с непосредственным обеспечением работы лиц категории А (например, аппарат  Президента, руководители департаментов, начальники отделов);

административные (категория  В): призваны исполнять и обеспечивать полномочия госорганов в лице чиновников категории Б.

Кроме того они подразделяются по категориям:

Высшие государственные  должности государственной службы (5-я категория);

Главные ГД (4-я категория);

Ведущие ГД (3-я категория);

Старшие ГД (2-я категория);

Младшие ГД (1-я категория).

 

Государственная служба по правовому положению делится  на 1) гражданскую (а она в свою очередь на общую и специальную: налоговая полиция, инспекция, таможня, дипломаты и т.д.) и 2) милитаризованную (военная, милицейская, военизированная). В зависимости от вида государственной власти, в органах которой лицо замещает государственную должность, государственных служащих подразделяют на представительных, судебных, исполнительных и иных (презентура, центробанк, прокуратура, счетная палата и др.)

 

2.1.3 Отличия госслужбы от других форм наемного труда

Чем принципиально отличается труд служащего в государственных  органах от труда в других отраслях?

Занятый в различных гражданских  структурах (даже выполняющий неквалифицированный  труд) гражданин работает «на себя», в то время как государственный служащий не только продает свой труд, но и, исполняя государственные функции, отчуждает себя в профессии, реализуя волю государства, а не свою собственную. При этом, в отличие от других граждан, ограничиваются не только его конституционные права, но и другие личные права и свободы.

Например, запреты на получение  дополнительного заработка, то есть на занятие внеслужебной оплачиваемой деятельностью, прежде всего предпринимательской, (Государственный служащий не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской  и иной творческой деятельности). Педагогическая, научная и иная творческая деятельность здесь в расчет браться не может, так как она обычно мало оплачивается и служит, в основном, удовлетворению творческих потребностей. В такой ситуации заработная плата госслужащего принимает особое значение.

Другим социально значимым ограничением является абсолютный запрет государственным служащим на участие  в забастовках, в том числе  в забастовках с целью защиты своих профессиональных прав. Ввиду  того, что право на забастовку есть одно из главных и законных средств, с помощью которых работники и их организации могут осуществлять и отстаивать свои социальные и экономические интересы.

Такие ограничения прав и  свобод во имя интересов общества требуют социальной компенсации, которая  должна включать в себя комплекс мер, направленных, во-первых, на компенсацию  ограничений, обусловленных характером деятельности; во-вторых, на реализацию социальных ожиданий, которые легли  в основу профессионального выбора служащего; в-третьих, на нейтрализацию  факторов, препятствующих его эффективной служебной деятельности. Под этим могут подразумеваться меры по сближению индивидуальных (частных) интересов служащих с интересами службы.

Все госслужащие непосредственно  материальных ценностей не создают, но в то же время обеспечивают условия  их нормального производства. Любой  служащий является вспомогательным  элементом для производства материальных благ;

 Предметом труда является  информация, которая в то же  время выступает и средством  воздействия на управляемых;

 Полномочия: все госслужащие  воздействуют на людей посредством  исходящей от них информации, облеченной в форму актов, постановлений,  приказов, законов и пр. документов. Особенность заключается в том, что эти полномочия не могут быть использованы в собственных целях (что подтверждает следующий пункт);

 Госслужащие занимают  должности в госорганах (а не  в частных, общественных или  иных организациях), что означает, что они работаю в чужих  интересах, выполняя волю тех  государственных органов, которые  оплачивают их труд;

 Оплата деятельности, которую осуществляют госслужащие,  осуществляется из госбюджета;

 Государственный служащий  действует от имени государства  или госоргана со всеми вытекающими  отсюда последствиями: он не  несет ответственности за ненадлежащее выполнение своей работы или за причиненный вред частным лицам или организациям.

  

2.2 Мотивация и  удовлетворенность  работой как  фактор эффективного функционирования  госслужащих

Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие  мотивации труда в экономическом  смысле появилось сравнительно недавно  в связи с демократизацией  производства. Ранее оно употреблялось, в основном, в социологии управления, индустриальной социологии, педагогике, психологии. Это объясняется рядом  причин. Во-первых, экономические науки  не стремились проанализировать взаимосвязь  своих предметов с названными науками, и, во-вторых, в чисто экономическом  смысле до недавнего времени понятие  «мотивация» заменялось понятием «стимулирования». Такая усеченность понимания  мотивационного процесса приводила  к ориентации на краткосрочные экономические  цели, на достижение сиюминутной прибыли. Это разрушительно действовало  на потребностно-мотивационную сферу  личности работника, не вызывало заинтересованности в собственном развитии, самосовершенствовании, а ведь именно эта система сегодня  наиважнейший резерв повышения эффективности  работы служащего.

И в этом отношении, наряду с поднятием имиджа государственной  службы, выделяется проблема профессионального  и личностного роста государственных  служащих.

Причем явно прослеживаются две стороны этого вопроса:

1) карьера служебная (вертикальная), то есть повышение профессионального  и должностного статуса, связанное  с расстановкой кадров;

2) карьера профессиональная (горизонтальная), то есть профессионально-квалификационное  развитие, связанное с самообразованием, обучением, желанием каждодневно делать все более сложную работу.

Различают четыре вида служебной  ориентации государственных служащих: на характер работы, на условия работы, на вознаграждение, на карьеру.

На практике эти типы ориентации сочетаются в различных пропорциях. Для достижения максимальной эффективности  отдачи труда необходимо использовать конкретную ориентацию.

Удовлетворенность работой  государственных служащих почти  не рассматривается с точки зрения первичных потребностей. Чаще всего их мотивация рассматривается с точки зрения вторичных, в данном случае более существенных потребностей. Государственные служащие работают не просто на зарплату, а во имя того, чтобы служить наивысшим национальным интересам.

Потому мотивация государственных служащих не должна ограничиваться их материальным обеспечением, но должна учитывать их психологию, самоуважение и признание со стороны коллег, начальства, общества в целом. И в этой связи возникает первоочередная проблема создания положительного, делового имиджа государственной службы на основе правдивой и оперативной информации.

В современной психологии существует такое понятие, как «Самоактуализация». Оно означает высшее состояние развития личности, когда человек не является «подчиненным», ведомым человеком, а становится движителем, системой, самостоятельно определяющей свой путь в изменчивой среде.

Маслоу определяет самоактуализацию как полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п. Для  него самоактуализировавшийся человек  – не есть обычный человек, которому что-то добавлено, а напротив, это  обычный человек, у которого ничто не отнято.

 

Глава 3. Анализ мотивационных  механизмов в РФ и субъекте РФ –  Свердловской области

Под мотивационными механизмами  здесь понимаем действие специальных служб и различных нормативных актов, направленных на то, чтобы заинтересовать госслужащих выполнять свои функции наиболее качественно, с ориентацией на длительную перспективу.

Информация о работе Мотивация и удовлетворенность в работе государственных служащих