Мотивация и удовлетворенность в работе государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

Если цель бизнеса и коммерции – «делать деньги», а производства – производить много и качественно, то в чем же смысл государственной службы? Движение по пресловутой «лестнице»? Социальные гарантии? Деньги? Альтруизм? Патриотизм? Что стоит за фразой: «Я – государственный служащий»? Что приводит людей в государственные органы? Что нужно сделать, чтобы госслужащие постоянно росли в профессиональном и личностном плане, а отдача от их деятельности увеличивалась? И, наконец, как избежать случаев прямого использования должностными лицами прав, связанных с их должностью, в целях личного обогащения?

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научное понятие мотивации и удовлетворенности работой…………6
1.1 Теоретические основы мотивации персонала……………….…6
1.1.1 Определение мотивации………………………………………………..6
1.1.2 Эволюция развития систем мотивации. Этапы развития систем мотивации……………………………………….…………………………………7
1.1.3 Теории мотивации………………………………………………………8
1.1.4 Материальные потребности как основа мотивации………………....10
1.2 Проблемы удовлетворенности трудом…………………...……11
1.2.1 Понятие «удовлетворенность трудом», основные теории………….11
1.2.2 Факторы удовлетворенности трудом……………………...……13
1.3 Вознаграждение и удовлетворение……………………………18
1.3.1 Внутреннее вознаграждение…………………………….18
1.3.2 Внешнее вознаграждение………………………………..19
Глава 2. Мотивационные технологии в системе государственной службы…20
2.1 Система государственной службы в РФ и ее отличия от других форм наемного труда…………………………………………………20
2.1.1 Госслужащий и государственная должность…………..20
2.1.2 Классификация государственных должностей………...21
2.1.3 Отличия госслужбы от других форм наемного труда…22
2.2 Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективного функционирования госслужащих………..………….24
Глава 3. Анализ мотивационных механизмов в РФ и субъекте РФ – Свердловской области……………………………………………………….….26
3.1Материальное мотивирование госслужащих свердловской области……………………………………………………….………..26
3.2 Гарантии государственного служащего………………………29
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………..…33

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.48 Кб (Скачать)

 

1.1.4 Материальные потребности  как основа мотивации  

Результаты своей деятельности человек, чаще всего, наблюдает выраженными  в материальной форме. Даже нематериальные блага ценятся людьми лишь в том  случае, если они потенциально способны конвертироваться в материальные блага (почет – в льготы на получение  материальных благ, свободное время, результаты интеллектуального труда – в деньги, звания, должности – в возможности получения благ, и т.д.).

Исходя из сказанного, можно  сделать вывод, что материальные потребности являются базовыми, и  именно вокруг них должно строиться  сложное здание мотивационного комплекса.

 

1.2 Проблемы удовлетворенности трудом

1.2.1 Понятие «удовлетворенность трудом», основные теории

Удовлетворенность трудом - это исполнение, осуществление ожиданий человека от материальных, социальных и духовно-нравственных результатов  своей работы; совокупное воздействие  на работника компонентов трудовой мотивации, включая содержание и  условия труда, величину заработка, общественное признание достигнутого, возможности для самовыражения  и самоутверждения личности - факторов, определяющих, в конечном счете, стремление к полезной деятельности, проявление творческой инициативы, готовность к партнерскому сотрудничеству.

«Удовлетворенность трудом определяют так же, как эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания.

Обобщая идеи и высказывания многих ученых и практиков, можно  условно выделить две теории этого  явления:

  • удовлетворенность трудом не является актуальной проблемой. Труд был и всегда будет "трудным", т.е. преимущественно вынужденным и не совсем приятным занятием. Это прежде всего связано с тем, что образовательный и культурный уровень людей постоянно повышается, а характер, условия и организация труда совершенствуются медленно в плане их привлекательности для человека. Разумное и реальное решение - это компенсировать тяготы труда качеством внерабочей жизни, ценностями быта, досуга, культуры;
  • удовлетворенность трудом является актуальной проблемой. Ее разрешение и необходимо и возможно. Существенному повышению удовлетворенности трудом могут способствовать и такие институты, как регулирование профессиональных ориентаций, трудовое воспитание и образование, социально-психологические службы по практической адаптации к труду, правовая работа в области трудовых отношений.»4

Удовлетворенность трудом представляет собой структуру конкретных оценочных  отношений к множеству конкретных сторон трудовой деятельности. Речь идет о таких аспектах характера и  условий трудовой деятельности, которые  достаточно осознаются, воспринимаются людьми, получают с их стороны определенную негативную либо позитивную оценку.

В таком случае структуру  удовлетворенности трудом составляют:

·  физическая среда - уровень  безопасности, шума, температуры, загрязненности;

·  эстетическая среда - световой фон, цветовое и художественное оформление помещения, средств труда, пространственное "решение" помещений;

·  инфраструктура так  называемого "соцкультбыта" - наличие  мест отдыха, функционально-бытовых  помещений, точек питания и т.д.;

·  нормированность или  ненормированность рабочего времени;

·  режим, график работы;

·  отдаленность работы от места жительства;

· первичные характеристики труда (тяжесть, интенсивность, сложность);

· вторичные характеристики труда (содержательность, монотонность, творческая насыщенность, интеллектуальная или физическая содержательность; наличие интересных решений в работе, риск, ответственность, моральные требования, новизна, возможность управления, планирования и т.д.);

·  степень привязанности  к рабочему месту, возможность перемещений  в пространстве помещения и за его пределами;

·  необходимость отрыва от места жительства и семьи;

·  достаточность и  соответствие квалификации;

·  уровень организации  труда;

· смысл выполняемых задач и функций (нормальная или бессмысленная работа);

·  социальный климат в  коллективе;

·  отношения с руководством, стиль руководства;

·  перспектива должностного и квалификационного роста;

·  собственные результаты, показатели качества работы;

·  заработная плата;

·  коммуникативность, наличие  или отсутствие общения на работе;

·  возможность устанавливать  связи и знакомства благодаря  работе.

 

1.2.2 Факторы удовлетворенности  трудом

В различных видах труда  существуют и выражаются свои особенно проблемные и особенно благоприятные  аспекты работы, своя психология восприятия и оценки этих аспектов, своя мера субъективного  фактора удовлетворенности ими.

Факторы удовлетворенности  трудом:

1. Объективные характеристики  трудовой деятельности. Уровень  удовлетворенности трудом прямо  зависит от особенностей характера  и условий труда, при этом  реализуется принцип "хорошая  работа удовлетворяет, плохая  не удовлетворяет". Индивидуальные  особенности людей в данном  случае не имеют большого значения, поскольку в определенных границах  существуют общие для всех  критерии приемлемости - неприемлемости.

2. Субъективные особенности  восприятия и переживания. Во-первых, в результате исследований и  наблюдений было замечено, что  существуют самые непредсказуемые  и неожиданные особенности отношения  разных людей к одним и тем  же аспектам условий и характера  деятельности, в том числе и  трудовой. В практике их почти  невозможно учесть. Во-вторых, все  люди как работники различаются  уровнем притязаний и критичности.  Притязания и критичность могут быть справедливыми и несправедливыми. Они всегда дают повод для рассуждений о культуре поведения. Например, завышенные притязания и критичность в отношении характера и условий труда являются показателем избирательности, принципиальности, вкуса, уровня профессионального мышления или же, наоборот, нескромности, отсутствия воли и характера, неуважения к другим. В-третьих, и в обыденном сознании, и в науке уровень удовлетворенности трудом связывается со степенью его сложности. Схема мышления следующая: сложный труд обладает большим творческим содержанием, нежели простой, поэтому вероятность удовлетворенности здесь выше. В конечном итоге все решает фактор творческого воображения.

Наряду с такой ошибкой, как субъективизация фактора  существует и другая - его объективизация. Речь идет о ситуации, когда уровень  удовлетворенности трудом случаен, зависим от индивидуальных особенностей человека, а объясняется он как  объективный, естественный для всех в данном случае. Например, работник несовместим с данным трудом, однако делается вывод о плохой организации  труда.

3. Квалификация и образование.  В социологических исследованиях  и специальных мероприятиях по  аттестации рабочих мест часто  регистрируются факты того, что  образование и квалификация либо  соответствуют, либо не соответствуют  выполняемым трудовым задачам  и функциям.

С точки зрения удовлетворенности  трудом стоит обратить внимание на две следующие ситуации. Если образование  и квалификация выше требований содержания труда, то это естественно определяет неинтересность, монотонность или же, наоборот, легкость выполнения задач и функций. Если же образование и квалификация ниже требований содержания труда, то это создает сложность и увеличивает тяжесть или же, наоборот, стимулирует творчество и развитие работника.

4. Длительность (стаж) трудовой  деятельности. Этот фактор обычно  рассматривается как способствующий  удовлетворенности, поскольку со  временем происходит адаптация  к неблагоприятным сторонам труда.  Негативно оценивая свою работу  в начале трудовой карьеры,  человек может нормально или  положительно воспринимать ее  впоследствии. Даже в тех случаях,  когда, согласно некоторым исследованиям,  в работе есть явные неблагоприятные  стороны, многие работники со  стажем уже не называют их  в качестве проблемы.

Существуют разные периоды  адаптации, зависящие от объективных  характеристик труда и субъективных особенностей работника. Социологи, специально исследовавшие этот вопрос, ограничивают период адаптации сроком от 0,5 до 3 - 5 лет. На любом этапе трудовой карьеры  может наблюдаться неудовлетворенность; это значит, что полная и абсолютная адаптация в определенных случаях  вообще невозможна.

Длительность и стаж трудовой деятельности могут и отрицательно повлиять на удовлетворенность трудом, если со временем исчерпывается содержательность, исчезают элементы новизны в работе, не реализуются какие-то ожидания.

5. Этапы трудового цикла.  Трудовая деятельность носит  циклический характер. В процессе  достижения конечного результата  труда могут быть выделены  начальный, средний и конечный  этапы, имеющие более или менее  четкие границы, которые задаются  критерием готовности продукции  или просто рабочим временем - годом, сезоном, месяцем, неделей,  днем. Возможны три основных варианта  зависимости удовлетворенности  трудом от трудового цикла:

а) конечный этап работы характеризуется  преодолением основных трудностей и  проблемных ситуаций; на этом этапе  доминирует положительное переживание  близости конечного результата и  поэтому удовлетворенность трудом сравнительно максимальная;

б) конечному этапу соответствуют  максимальные активность, напряженность, ответственность, ненормированные  работа и время, в связи с чем  удовлетворенность сравнительно минимальная;

в) в процессе трудовой деятельности подобных перепадов в удовлетворенности  трудом не наблюдается, что связано  с особенностями характера и  условий труда, неопределенностью  самого цикла и его этапов, волевыми чертами работника, его склонностью  к планированию.

6. Информированность. На  любые оценочные отношения индивидов  и групп влияет наличие или  отсутствие "сравнительного плана". Индивид или группа воспринимают  характер и условия своей трудовой  деятельности путем их сравнения  с характером и условиями трудовой  деятельности других, т.е. в других  организациях, профессиях, даже странах,  для чего необходимо быть в  определенной мере осведомленным.

Информированность может  иметь как положительное значение, способствовать более правильной, адекватной оценке, что особенно существенно  в случае низкой удовлетворенности, вызванной преувеличением трудностей своего труда, так и отрицательное, использоваться в спекулятивном  плане. Например, имея неполные или  неправильные сведения о характере  и условиях труда на других предприятиях, работник или трудовая группа могут, занижено оценивать характер и условия  своего труда с целью более  высоких экономических требований к администрации.

7. Особенная материальная или моральная мотивация труда. Содержательная привлекательность или осознание необходимости трудовой деятельности притупляет критичность к ее характеру и условиям. Подобное влияние на удовлетворенность трудом оказывает и заработная плата. Как и любой другой механизм поощрения и компенсации, она способна понижать критичность к характеру и условиям труда, если достаточно высока.

8. Административный режим в организации. С одной стороны, выражаемая работником или трудовой группой удовлетворенность трудом может быть простым следствием нежелания, не расположенности критиковать администрацию. В этом случае удовлетворенность - это скрытый вариант конформизма. С другой - выражение неудовлетворенности может быть простым способом демонстрации угрозы, нагнетания требований и оказания давления на администрацию.

9. Поддержание положительной  оценки и самооценки. Выражение  удовлетворенности трудом работником  или трудовой группой может  быть просто демонстрацией или  внушением уверенности в себе, что помогает сохранить авторитет  и улучшает настроение. Неудовлетворенность  трудом может интерпретироваться  со стороны как слабость, несоответствие  квалификации, неспособность к выполнению  каких-то задач и функций и  решению каких-то проблем на  рабочем месте.

10. Уровень ожидания. Данный  фактор универсален, проявляется  во всех видах социальной удовлетворенности.  Он имеет два наиболее типичных  и значимых варианта:

а) наличие или отсутствие ожиданий (отсутствие ожиданий способно положительно повлиять на удовлетворенность  по сравнению с ситуацией, когда  какие-то ожидания существуют, это готовность к любой ситуации);

б) несоответствие ожиданий реальности (завышенные ожидания влияют на удовлетворенность отрицательно, а заниженные - положительно).

11. Официальное и публичное  внимание к проблемам труда.  Если о проблемах труда работника  или трудовой группы знают  другие, администрация, признают  их, выражают сочувствие, то эти  проблемы переживаются легче.

Информация о работе Мотивация и удовлетворенность в работе государственных служащих