Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 23:47, курсовая работа
Если цель бизнеса и коммерции – «делать деньги», а производства – производить много и качественно, то в чем же смысл государственной службы? Движение по пресловутой «лестнице»? Социальные гарантии? Деньги? Альтруизм? Патриотизм? Что стоит за фразой: «Я – государственный служащий»? Что приводит людей в государственные органы? Что нужно сделать, чтобы госслужащие постоянно росли в профессиональном и личностном плане, а отдача от их деятельности увеличивалась? И, наконец, как избежать случаев прямого использования должностными лицами прав, связанных с их должностью, в целях личного обогащения?
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научное понятие мотивации и удовлетворенности работой…………6
1.1 Теоретические основы мотивации персонала……………….…6
1.1.1 Определение мотивации………………………………………………..6
1.1.2 Эволюция развития систем мотивации. Этапы развития систем мотивации……………………………………….…………………………………7
1.1.3 Теории мотивации………………………………………………………8
1.1.4 Материальные потребности как основа мотивации………………....10
1.2 Проблемы удовлетворенности трудом…………………...……11
1.2.1 Понятие «удовлетворенность трудом», основные теории………….11
1.2.2 Факторы удовлетворенности трудом……………………...……13
1.3 Вознаграждение и удовлетворение……………………………18
1.3.1 Внутреннее вознаграждение…………………………….18
1.3.2 Внешнее вознаграждение………………………………..19
Глава 2. Мотивационные технологии в системе государственной службы…20
2.1 Система государственной службы в РФ и ее отличия от других форм наемного труда…………………………………………………20
2.1.1 Госслужащий и государственная должность…………..20
2.1.2 Классификация государственных должностей………...21
2.1.3 Отличия госслужбы от других форм наемного труда…22
2.2 Мотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективного функционирования госслужащих………..………….24
Глава 3. Анализ мотивационных механизмов в РФ и субъекте РФ – Свердловской области……………………………………………………….….26
3.1Материальное мотивирование госслужащих свердловской области……………………………………………………….………..26
3.2 Гарантии государственного служащего………………………29
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………..…33
1.1.4 Материальные потребности как основа мотивации
Результаты своей деятельности человек, чаще всего, наблюдает выраженными в материальной форме. Даже нематериальные блага ценятся людьми лишь в том случае, если они потенциально способны конвертироваться в материальные блага (почет – в льготы на получение материальных благ, свободное время, результаты интеллектуального труда – в деньги, звания, должности – в возможности получения благ, и т.д.).
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что материальные потребности являются базовыми, и именно вокруг них должно строиться сложное здание мотивационного комплекса.
1.2 Проблемы удовлетворенности трудом
1.2.1 Понятие «удовлетворенность трудом», основные теории
Удовлетворенность трудом - это исполнение, осуществление ожиданий человека от материальных, социальных и духовно-нравственных результатов своей работы; совокупное воздействие на работника компонентов трудовой мотивации, включая содержание и условия труда, величину заработка, общественное признание достигнутого, возможности для самовыражения и самоутверждения личности - факторов, определяющих, в конечном счете, стремление к полезной деятельности, проявление творческой инициативы, готовность к партнерскому сотрудничеству.
«Удовлетворенность трудом определяют так же, как эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания.
Обобщая идеи и высказывания многих ученых и практиков, можно условно выделить две теории этого явления:
Удовлетворенность трудом представляет
собой структуру конкретных оценочных
отношений к множеству
В таком случае структуру удовлетворенности трудом составляют:
· физическая среда - уровень безопасности, шума, температуры, загрязненности;
· эстетическая среда - световой фон, цветовое и художественное оформление помещения, средств труда, пространственное "решение" помещений;
· инфраструктура так называемого "соцкультбыта" - наличие мест отдыха, функционально-бытовых помещений, точек питания и т.д.;
· нормированность или ненормированность рабочего времени;
· режим, график работы;
· отдаленность работы от места жительства;
· первичные характеристики труда (тяжесть, интенсивность, сложность);
· вторичные характеристики труда (содержательность, монотонность, творческая насыщенность, интеллектуальная или физическая содержательность; наличие интересных решений в работе, риск, ответственность, моральные требования, новизна, возможность управления, планирования и т.д.);
· степень привязанности к рабочему месту, возможность перемещений в пространстве помещения и за его пределами;
· необходимость отрыва от места жительства и семьи;
· достаточность и соответствие квалификации;
· уровень организации труда;
· смысл выполняемых задач и функций (нормальная или бессмысленная работа);
· социальный климат в коллективе;
· отношения с руководством, стиль руководства;
· перспектива должностного и квалификационного роста;
· собственные результаты, показатели качества работы;
· заработная плата;
· коммуникативность, наличие или отсутствие общения на работе;
· возможность устанавливать связи и знакомства благодаря работе.
1.2.2 Факторы удовлетворенности трудом
В различных видах труда существуют и выражаются свои особенно проблемные и особенно благоприятные аспекты работы, своя психология восприятия и оценки этих аспектов, своя мера субъективного фактора удовлетворенности ими.
Факторы удовлетворенности трудом:
1. Объективные характеристики
трудовой деятельности. Уровень
удовлетворенности трудом
2. Субъективные особенности
восприятия и переживания. Во-
Наряду с такой ошибкой, как субъективизация фактора существует и другая - его объективизация. Речь идет о ситуации, когда уровень удовлетворенности трудом случаен, зависим от индивидуальных особенностей человека, а объясняется он как объективный, естественный для всех в данном случае. Например, работник несовместим с данным трудом, однако делается вывод о плохой организации труда.
3. Квалификация и образование.
В социологических
С точки зрения удовлетворенности трудом стоит обратить внимание на две следующие ситуации. Если образование и квалификация выше требований содержания труда, то это естественно определяет неинтересность, монотонность или же, наоборот, легкость выполнения задач и функций. Если же образование и квалификация ниже требований содержания труда, то это создает сложность и увеличивает тяжесть или же, наоборот, стимулирует творчество и развитие работника.
4. Длительность (стаж) трудовой
деятельности. Этот фактор обычно
рассматривается как
Существуют разные периоды
адаптации, зависящие от объективных
характеристик труда и
Длительность и стаж трудовой
деятельности могут и отрицательно
повлиять на удовлетворенность трудом,
если со временем исчерпывается
5. Этапы трудового цикла.
Трудовая деятельность носит
циклический характер. В процессе
достижения конечного
а) конечный этап работы характеризуется
преодолением основных трудностей и
проблемных ситуаций; на этом этапе
доминирует положительное переживание
близости конечного результата и
поэтому удовлетворенность
б) конечному этапу соответствуют максимальные активность, напряженность, ответственность, ненормированные работа и время, в связи с чем удовлетворенность сравнительно минимальная;
в) в процессе трудовой деятельности подобных перепадов в удовлетворенности трудом не наблюдается, что связано с особенностями характера и условий труда, неопределенностью самого цикла и его этапов, волевыми чертами работника, его склонностью к планированию.
6. Информированность. На
любые оценочные отношения
Информированность может
иметь как положительное
7. Особенная материальная или моральная мотивация труда. Содержательная привлекательность или осознание необходимости трудовой деятельности притупляет критичность к ее характеру и условиям. Подобное влияние на удовлетворенность трудом оказывает и заработная плата. Как и любой другой механизм поощрения и компенсации, она способна понижать критичность к характеру и условиям труда, если достаточно высока.
8. Административный режим в организации. С одной стороны, выражаемая работником или трудовой группой удовлетворенность трудом может быть простым следствием нежелания, не расположенности критиковать администрацию. В этом случае удовлетворенность - это скрытый вариант конформизма. С другой - выражение неудовлетворенности может быть простым способом демонстрации угрозы, нагнетания требований и оказания давления на администрацию.
9. Поддержание положительной
оценки и самооценки. Выражение
удовлетворенности трудом
10. Уровень ожидания. Данный
фактор универсален,
а) наличие или отсутствие ожиданий (отсутствие ожиданий способно положительно повлиять на удовлетворенность по сравнению с ситуацией, когда какие-то ожидания существуют, это готовность к любой ситуации);
б) несоответствие ожиданий
реальности (завышенные ожидания влияют
на удовлетворенность
11. Официальное и публичное
внимание к проблемам труда.
Если о проблемах труда
Информация о работе Мотивация и удовлетворенность в работе государственных служащих