Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные аспекты конфликтов в организациях и способы их разрешения на примере туристического агентства «Борэтио-трэвел».
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты межличностных конфликтов на предприятиях,
- рассмотреть конкретные примеры конфликтов в «Борэтио-трэвел» и выявить пути их предупреждения и разрешения.
По времени, конфликтная ситуация и конфликты могут быть скоротечными или вялотекущими, однако последовательность, при этом, сохраняется. Проведение диагностики на разных этапах конфликтной ситуации позволяет определить степень вмешательства в управление процессами, в зависимости от того какие характеристики в них доминируют.
При этом следует учитывать, что в длительных конфликтах часто доля делового содержания с течением времени уменьшается и начинает доминировать личностная сфера.
Зная
закономерности развития этапов конфликтной
ситуации и место конфликта в
нем необходимо выработать рациональное
отношение к конфликту, как к
возможности выявления
Таким
образом, межличностным конфликтам
всегда предшествуют конфликтные ситуации,
в которых проявляются
1.5
Функции конфликта.
Позитивные
функции конфликта:
1)
полностью или частично
2)
позволяет более глубоко
3)
тестирует ценностные
4)
способствует более глубокому
познанию участников друг
5)
позволяет ослабить психологическую напряженность,
являющуюся реакцией участников на конфликтную
ситуацию;
6)
служит источником развития
7)
может улучшить качество
8)
при отстаивании справедливых
целей оппонент повышает свой
авторитет у окружающих;
9)
межличностные конфликты,
Негативные
функции межличностных
конфликтов:
1)
большинство конфликтов
2)
неблагополучно развивающиеся
3)
как трудная ситуация всегда
сопровождается стрессом;
4)
это деструкция системы
5)
формирует негативный образ
6)
могут негативно отражаться на
эффективности индивидуальной деятельности
оппонентов;
7)
закрепляют в социальном опыте
личности насильственные
8)
зачастую отрицательно влияют
на развитие личности. Они могут
способствовать формированию у
человека неверия в торжество
справедливости, убежденности, что другой
всегда прав и т. д.
1.6
Причины возникновения
конфликта в организации.
Существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликты могут быть:
В самом общем виде конфликты, возникающие в организации, могут быть вызваны следующими тремя группами причин, обусловленных:
1.7 Особенности управления конфликтами
Предупреждение конфликта в организации
Оно предполагает умение управлять процессом разрешения конфликтной ситуации до перерастания ее в открытое противоборство.
Управление конфликтом — это способность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и осуществить направляющие действия по ее разрешению.
Управление конфликтом как сфера управленческой деятельности имеет следующие различные стадии:
1)
восприятие конфликта и
2)
исследование конфликта и
3)
поиск путей разрешения
4) осуществление организационных мер.
Конфликт
в организации практически
Следует учитывать то, что объективный уровень конфликта и его восприятие должны быть адекватными, иначе могут возникать:
Исследование конфликта и поиск его причин
Это следующая важная стадия управления конфликтом в организации. Любым практическим действиям предшествует анализ конфликтной ситуации, который предполагает:
1) выявление сути противоречия, установление не только повода, но и причины, которая нередко маскируется участниками конфликта; вскрытие так называемых “болевых точек” в организации и своевременное проведение работы по их устранению;
2) выяснение интересов и целей участников, их позиций (ибо могут быть цели не противоречивыми, но истолковываться по-разному). Здесь важно выделить черты характера, связанные с утверждением личных притязаний, и цели социального взаимодействия, связанные с решением коллективных задач и исполнением обязанностей;
3) оценка возможных исходов и последствий противоборства, альтернативных вариантов достижения цели;
4)
поиск точек соприкосновения,
общих целей и интересов
Поиск путей разрешения конфликта
Эта стадия предполагает:
1) полное прекращение конфронтации и взаимное примирение сторон;
2) достижение компромисса — частичное удовлетворение притязаний обоих сторон, взаимные уступки. Такой исход приводит к взаимному выигрышу;
3) разрешение конфликта на деловой, принципиальной основе:
путем удовлетворения объективных требований, претензий сторон или путем разоблачения несостоятельности предъявляемых претензий, наказания участников конфликта;
4) механическое прекращение конфликта (расформирование одного из подразделений, увольнение одного из участников конфликта из организации, перевод лидера или нескольких членов конфликтной стороны в другое или ряд других подразделений данной организации). Такой исход неизбежен, когда преодолеть конфликт иными способами невозможно. Но при разрешении конфликта важно не допускать экстремальных ситуаций.
Современная конфликтология выделяет два основных типа разрешения конфликта в организациях:
1. Авторитарный тип – разрешение конфликта через применение властных полномочий. Его основные черты заключаются в том, что:
• руководитель видит и слышит только себя. Считает, что сотрудники обязаны подчиняться, сомнения в правильности его решений недопустимы;
• руководитель считает, что должен «победить» любой ценой;
• конфликты рассматриваются как человеческие слабости;
• управление конфликтной ситуацией происходит в интересах организации, в сомнительных случаях должны «лететь головы». При данном типе разрешения конфликта используются следующие методы:
1) убеждение и внушение. Они практически неотделимы. Руководитель пытается использовать свое руководящее положение, авторитет, права и через диктат своей воли воздействовать на сознание, деятельность конфликтующих сторон силой логики, фактов, примера;
2) попытка согласовать непримиримые интересы — это один из приемов сближения конфликтующих сторон, он позволяет добиться взаимоприемлемого уравновешенного разговора, снятия напряженности во взаимоотношениях;
3) метод «игры», когда одна из сторон стремится привлечь на свою сторону, например, руководство организации, а другая сторона — профсоюзы.
Основное преимущество авторитарного типа разрешения конфликта в том, что, как считают руководители, при его использовании экономится время. Его главный недостаток состоит в том, что конфликт при этом не разрешен, внешне задавлен и возможен его возврат.
2. Партнерский тип разрешения конфликта — разрешение конфликта через применение конструктивных способов. Его основные черты заключаются в том, что имеет место:
• конструктивное взаимодействие руководителя с конфликтующими сторонами. Чтобы аргументы руководителя организации были приняты или хотя бы выслушаны, руководителю необходимо вызвать к себе доверие, устранить негативные чувства, соблюдать этикет, корректность в обращении;
• восприятие аргументов противной стороны;
• готовность к компромиссу, взаимный поиск решений; выработка взаимоприемлемых альтернатив;
• стремление совместить личностный и организационный факторы;
• восприятие как нормальный фактор деятельности.
Партнерский
тип конфликта имеет свои преимущества.
Он ближе к реальному решению
проблемы, позволяет найти объединяющие
факторы, т.е. удовлетворить (может быть,
не всегда полно) интересы сторон.
ГЛАВА
2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В
2.1 Описание исследуемого предприятия
«Борэтио-трэвел» - это многопрофильная туристическая компания, предлагающая клиентам любой тур, существующий на рынке.
Информация о работе Межличностные конфликты на предприятии OOO "Борэтио трэвел"