Межличностные конфликты на предприятии OOO "Борэтио трэвел"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные аспекты конфликтов в организациях и способы их разрешения на примере туристического агентства «Борэтио-трэвел».
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты межличностных конфликтов на предприятиях,
- рассмотреть конкретные примеры конфликтов в «Борэтио-трэвел» и выявить пути их предупреждения и разрешения.

Файлы: 1 файл

Межличн.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  данной темы предопределяется тем обстоятельством, что в любой компании возникают  производственные конфликты, и поэтому  возникает необходимость в их регулировании.

     Люди  всегда мечтали о таком обществе, в котором прекратятся всякие споры и утвердиться вечный мир. Но вместо этого они вновь и вновь оказывались в состоянии войны всех против всех.

     Однако  сегодня, независимо от того или иного  понимания природы конфликтов, нужно  тщательно изучать и разрабатывать  четкие рекомендации по их регулированию в целях предотвращения их разрушительных последствий.

     Потребность в изучении конфликтов, видов и  способов их регулирования становиться  все более острой. Не только в  нашей стране, но и в мире в  целом наблюдается рост конфликтов. Двадцатый век вошел в историю как век разрушительных революций, мировых войн, экономических кризисов и политического террора.

     Однако  не следует считать, что в жизни  нет ничего кроме противоречий и  борьбы. Универсальность конфликтов еще не дает оснований для того, чтобы их абсолютизировать. Противоборство встречается в жизни не чаще, чем согласие. Жизнь есть постоянная смена войны и мира, покоя и борьбы, конфликта и консенсуса, она непрерывна. В ней зло не существует без добра, счастье – без горя, порядок – без хаоса.

     Цель  данной курсовой работы – рассмотреть основные аспекты конфликтов в организациях и способы их разрешения на примере туристического агентства «Борэтио-трэвел».

     В связи с этим были поставлены следующие  задачи:

     - изучить теоретические аспекты  межличностных конфликтов на предприятиях,

     - рассмотреть конкретные примеры  конфликтов в «Борэтио-трэвел»  и выявить пути их предупреждения  и разрешения.

     Объект  исследования  - межличностные конфликты  на предприятиях

     Субъект исследования – предприятие социально-культурного  сервиса  туристическая фирма «Борэтио-трэвел» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЕ НАПРЕДПРИЯТИЯ 

     1.1 Специфика конфликта  в организации

     Конфликт  в организации – это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка.

     Социальная  напряжённость

     Предтечей конфликта в организации является социальная напряжённость в коллективе. Можно назвать несколько точек  зрения на сущность социальной напряжённости.

     1) Социальная напряжённость в реальной  жизни выступает как осознание  большинством членов трудового  коллектива очевидных нарушений  принципа социальной справедливости  и готовность найти выход из  ситуации через ту или иную  форму конфликта.

     2) Социальная напряжённость представляет  собой противоречие между объективным  характером социальных отношений  и субъективным характером поведения  субъектов этих отношений. На  уровне организации проявление  напряжённости будет сопровождаться  отклонением от нормального сотрудничества, которое является специфической качественной характеристикой социальных отношений в процессе трудовой деятельности.

     3) Социальная напряжённость – это  нарушение нормальных отношений  и неадекватное функционирование  участников взаимодействия.

     Выделяют  две группы факторов, способствующих возникновению социальной напряжённости  в трудовом коллективе: внутренние и внешние.

     1. К внутренним факторам  относятся:

     - невыполнение руководством организации  своих обещаний и нежелание  объяснить людям действительное состояние дел; нарушение режима производства из-за постоянного срыва поставок сырья и материалов; невозможность для членов трудового коллектива хорошо заработать;

     - отсутствие видимых результатов  предметной заботы об улучшении  условий труда, быта и отдыха работников;

     - конфронтация персонала управления  и работников из-за несправедливого  распределения материальных благ  и фонда оплаты труда;

     - внедрение инноваций и радикальных  преобразований без учёта интересов  работников;

     - подстрекательская деятельность неформальных лидеров.

     2. Внешние факторы:

     - дестабилизация обстановки в  стране, столкновение интересов  различных политических групп;

     - возникновение острого дефицита  на продукты и товары первой  необходимости;

     - ущемление социальных льгот в новых законодательных актах;

     - резкое ослабление правовой социальной  защиты интересов членов трудового  коллектива;

     - обеспечение честного и добросовестного  труда, незаконное обогащение  отдельных граждан.

     Нарастание  социальной напряжённости в организации, перерастающее в конфликт, может быть преодолено при адекватном разрешении конфликтной ситуации. 

     1.2 Конфликтная ситуация и конфликтные действия

     Конфликты в организациях порождаются определенной конфликтной ситуацией, которая  может существовать задолго до прямого столкновения ее участников. Понятие конфликтной ситуации не совпадает с понятием конфликта, ибо характеризует лишь предпосылку, создает почву для возникновения реального конфликта, а также реальные действия сторон по отстаиванию своих интересов.

     В конфликтных ситуациях, как правило, переплетаются социально-экономические, нравственные и другие отношения людей.

     Наиболее  характерными признаками конфликтных  ситуаций в организациях могут быть:

     • унижение достоинства личности в  официальной и неофициальной обстановке;

     • уклонение от выполнения указаний, распоряжений непосредственных руководителей;

     • негативные высказывания в адрес  члена коллектива, словесные или физические оскорбления;

     • замкнутость, равнодушие, уединение, подавленность  отдельных работников.

     Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при наличии действий обеих  сторон. Такими действиями могут быть:

     1) внешние поведенческие акты и  2) действия, которые осознаются противостоящей стороной как направленные против нее.

     Конфликтные действия — это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно препятствовать противостоящей стороне достичь ее целей. Они резко обостряют сам фон протекания конфликта: могут усложнять конфликт, порождать тенденцию к его эскалации.

     Условиями, влияющими на возникновение конфликтов в организациях, могут быть:

     • сохраняющиеся в трудовых коллективах  отрицательные обычаи и традиции;

     • недоверие начальника к подчиненному (которое может проявляться в излишней опеке подчиненных при выполнении ими своих обязанностей);

     • предвзятое отрицательное отношение  одного члена коллектива к другому;

     • снисходительное отношение к  людям, проявляющееся в излишней терпимости к ним и всепрощенчестве;

     • наличие в организациях неформальных микрогрупп, характеризующихся дисфункциональностью, которая может выражаться в недовольстве высокой требовательностью руководителя, в проявлении межличных антипатий.

     С наибольшей силой это проявляется  в малых производственных группах, бригадах, звеньях, сменах и т.д., т.е. там, где создаются материальные ценности, решаются основные проблемы производства.

     Конфликт  практически всегда виден, так как  проявляется внешне: высокий уровень напряженности в коллективе; снижение работоспособности и как следствие — ухудшение производственных и финансовых показателей, взаимоотношений с поставщиками, покупателями и др.

     Конфликты в организациях являются результатом  противоречий, вызванных расхождением интересов, норм поведения, ценностей людей. Среди них следует, прежде всего, выделить следующие типы противоречий: организационные, производственные, деловые, инновационные.

     В соответствии с этим можно выделить и основные типы конфликтов в организациях:

     • организационные;

     • производственные;

     • трудовые;

     Организационные конфликты

     Организационный конфликт это столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентации. Они возникают вследствие несовпадения формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива. Такое рассогласование происходит:

     1) когда работник не выполняет,  игнорирует требования, предъявляемые  ему со стороны организации.  Например, прогулы, нарушения трудовой  и исполнительской дисциплины, некачественное  выполнение своих обязанностей и т.п.;

     2) когда требования, предъявляемые  к работнику, противоречивы, неконкретны.  Например, низкое качество должностных  инструкций, непродуманное распределение  должностных обязанностей и т.п.  может привести к конфликту;

      3) когда имеются должностные, функциональные обязанности, но само их выполнение вовлекает участников трудового процесса в конфликтную ситуацию. Например, исполнение функций ревизора, нормирования, оценки, контроля.

     Организационные конфликты содержат проблемы, связанные  в первую очередь с организацией и условиями деятельности. Ситуацию здесь определяют: состояние оборудования и инструмента, планирования и техдокументации, норм и расценок, заработной платы и премиальных средств; справедливость оценки “лучших”, “худших”; распределение заданий и загрузка людей; выдвижение и повышение и т. д.

     Производственные  конфликты

     Производственные  конфликты — это специфическая форма выражения противоречий в производственных отношениях трудового коллектива.

     Производственные  конфликты существуют на всех уровнях. Можно выделить следующие типы производственных конфликтов:

     1) конфликты внутри малых производственных  групп (внутригрупповые конфликты):

  • конфликт между рядовыми работниками;
  • конфликт между руководителями и подчиненными;
  • конфликт между работниками различной квалификации, возраста;

     2) конфликты между малыми производственными  группами (межгрупповые конфликты);

     3) конфликты между производственными  группами и административно-управленческим  аппаратом;

     4) конфликты между совладельцами  предприятий (организаций). Они возникают в малых группах (бригадах, звеньях, отделах), между людьми, осуществляющими совместную деятельность. Для них характерны общие интересы и цели, внутренняя расчлененность функций и ролей; они находятся в непосредственных взаимосвязях и взаимоотношениях.

     Трудовые  конфликты

     Трудовой  конфликт представляет собой вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения. Трудовой конфликт отличается от трудового спора. К трудовым спорам относятся споры между работником (группой работников) и работодателем по поводу условий труда.

Информация о работе Межличностные конфликты на предприятии OOO "Борэтио трэвел"