Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 20:53, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в каждой стране имеются особые условия, характеризующие туризм, действует свое национальное законодательство, регулирующее въезд и выезд туристов, размещение и использование иностранной валюты, и т. д. В силу этих причин организационные проблемы в области международного туризма довольно сложны. До настоящего времени они полностью не решены, хотя сегодня рассматриваются на международном уровне и являются объектом внимания государств, правительств и международных организаций.
Правовое регулирование международного туризма на многосторонней основе осуществляется прежде всего в рамках ООН, на которую возложена основная задача по налаживанию международного сотрудничества в решении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.
Следующий вопрос, который на мой взгляд заслуживает особого внимания – это вопрос урегулирования споров возникающих в сфере международного туризма. И первый шаг для решения проблемы уже сделан. На тринадцатой сессии ВТО был образован орган, занимающийся толкованием, применением и анализом положений Глобального этического кодекса туризма – Всемирный комитет по этике туризма (приложение к Глобальному этическому кодексу туризма). Перейдем к рассмотрению деятельности Всемирного комитета по этике туризма.
2.1 Деятельность Всемирного комитета по этике туризма
Всемирный комитет образован в составе 12 выдающихся лиц, независимых от правительств, и 12 заместителей, которые выбираются в соответствии с их компетенцией в сфере туризма и смежных областях.
Можно выделить следующие основные направления деятельности данного Комитета:
- проводит свои заседания
один раз в год; когда поступает
просьба об урегулировании
- совместно с Региональными
комиссиями ВТО проводит
- выполняет глобальную
функцию «контролера» в
Важно заметить, что в приложении к Глобальному этическому кодексу туризма в рамках определения полномочий Всемирного комитета по этике туризма закреплен примирительный механизм урегулирования спорных вопросов. Рассмотрим вкратце данный механизм, как перспективное направление урегулирования споров.
Прежде всего, государства, а также туристские организации могут заявлять о признании ими заранее компетенции Всемирного комитета по этике туризма или Региональной комиссии ВТО в отношении любых споров, касающихся толкования или применения настоящего Кодекса, или в отношении определенных категорий таких споров. В этом случае Комитет или соответствующая Региональная комиссия в одностороннем порядке информируется другой стороной спора.
Участники ВТО могут заявить, что они принимают заранее как обязательные в полной мере, или в необходимых случаях с единственной оговоркой в плане взаимности, окончательное заключение Всемирного комитета по этике туризма в отношении спорных вопросов или в отношении частного спорного вопроса, сторонами которого они являются. Туристские организации могут включать в свои договорные документы положение, предусматривающее обязательный в полной мере характер окончательных заключений Всемирного комитета по этике туризма в отношениях со своими партнерами по договорам.
В случае возникновения спора, связанного с толкованием или применением Глобального этического кодекса туризма, два или более участника туристского процесса могут совместно обратиться во Всемирный комитет по этике туризма. Если данный спор касается двух и более участников, принадлежащих к одному и тому же региону, стороны могут совместно обратиться в соответствующую Региональную комиссию ВТО в ее качестве регионального комитета по этике туризма.
Всемирный комитет по этике туризма, решающий спорный вопрос, выносит решение на основе материалов, переданных Сторонами. Комитет может запросить у них дополнительные сведения и, если он посчитает это целесообразным, может заслушать их по их просьбе. Расходы, понесенные в результате этого слушания, покрываются за счет Сторон за исключением особых случаев, определяемых Комитетом. Отсутствие одной из Сторон на рассмотрении спора в случаях, когда ей на разумных условиях предоставлена возможность участия, не является препятствием для принятия Комитетом решения.
За исключение случаев, которые согласованы Сторонами, Всемирный комитет по этике туризма выносит решение в шестимесячный срок с момента рассмотрения дела. Он представляет Сторонам рекомендации, которые могут лечь в основу урегулирования. Стороны незамедлительно информируют председателя Комитета, который рассматривает меры, которые они приняли в отношении этих рекомендаций.
К настоящему времени Всемирным комитетом по этике туризма уже разработаны и приняты Консультативные и согласительные процедуры урегулирования споров в отношении применения Глобального этического кодекса туризма, а также дополняющий их документ под названием Руководящие принципы рассмотрения спорных вопросов.
Перейдем к рассмотрению некоторых проблем международного регулирования туризма с учетом участия Российской Федерации в таком регулировании.
Прежде всего обратим внимание на противоречия и недостатки национального законодательства Российской Федерации.
Действующее законодательство в области туристической деятельности включает Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"8 (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) (далее по тексту - Закон о туризме), а также принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные документы уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Феномен туризма в российской правовой сфере состоит в том, что его регулирование осуществляется практически всеми основными отраслями законодательства, причем специфика правового регулирования отношений в сфере туризма состоит в том, что норма права, регулирующая эти отношения, действует не непосредственно, а через нормы иных отраслей права (например, конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного права и т.д.). В связи со сказанным необходимо выделить некоторые проблемы:
Во-первых, в российском законодательстве термин «туризм» используется в различных значениях, что порождает коллизии в его правовом регулировании. Так, легальное определение туризма дано законодателем в Законе о туризме, где под последним понимаются «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания». В иных актах туризм выступает в качестве сектора экономики, социальным направлением.
Во-вторых, закон о туристской деятельности рассматривает законодательство о туристской деятельности как сферу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2)9.
Отсутствие «туризма» в статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации толкуется некоторыми специалистами как отнесение полномочий по регулированию туризма к предмету исключительного ведения субъектов Российской Федерации (ст. 73 Конституции).
Вместе с тем такой подход является упрощенным. В частности, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», как уже указывалось выше, относит туризм к социальной сфере, т.е. предмету совместного ведения Центра и регионов (ст. 72 п.п. е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта и ж) координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение.
Учитывая то, что в федеральных законах отсутствует четкое разграничение сфер правового регулирования отношений в области туризма между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации федеральные законы и иные федеральные нормативные правовые акты, а также большинство актов субъектов Российской Федерации создаются по одним и тем же канонам, хотя имеют очевидное изначальное различие.
В-третьих, определенные трудности в регулировании отношений в сфере туризма вызывает несоответствие норм Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», посвященных договору на туристическое обслуживание, Гражданскому кодексу Российской Федерации. В литературе также нет единого мнения о правовой природе указанного договора .10
Указанные проблемы связаны также, с отсутствием должной ясности в терминологии, которая применяется в различных нормативных правовых актах, регулирующих туристскую деятельность, в частности, по-разному определяются такие понятия, как «туризм», «туристическая услуга», «туристский продукт», «туристская путевка» и т.д.
В-четвертых, заметим, что Российской Федерацией не является участницей Международной конвенции по контракту на путешествия от 22 октября 1970. Отсюда некоторые различия в понятийном аппарате о контрактах на путешествия.
Исследователи связывают разрешение вышеуказанных проблем с обновлением туристского законодательства, и, в частности, с принятием нового Закона о туризме (Материал готовился до принятия поправок в ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" в 2007-2009г.г.)11
Наряду с принятием данного закона ждут своего разрешения на федеральном и региональном уровне не менее важные вопросы государственной политики: включение туризма как самостоятельной отрасли в долгосрочные социально-экономические программы; унификация понятий в сфере туризма, в рамках государств России и СНГ, России и ЕС и т.д.. Нужны более решительные шаги в сторону формирования единого туристского пространства с этими межгосударственными образованиями. Существует необходимость в серьезном совершенствовании существующего порядка статистического учета и отчетности. Туристская индустрия нуждается в новых стандартах, нормах и системах классификаций, которые отвечали бы международным требованиям и в частности требованиям Всемирной торговой организации .
Решение «внутренних» проблем тем более актуально, поскольку Российская Федерация готовится к вступлению в ВТО (Всемирную Торговую Организацию). И здесь необходимо акцентировать внимание на следующих нюансах.
Как отмечают эксперты, ГАТС во всех случаях признает право государств-членов самим регулировать предоставление услуг в соответствии со своей политикой и своим законодательством. Более того, соглашение о создании ГАТС - это рамки правил, направленных на то, чтобы правила торговли услугами не содержали ненужных барьеров. Основная идея ГАТС состоит в выработке и принятии многосторонних правил, направленных на либерализацию торговли услугами. Однако на практике большинство государств применяет различного рода ограничения для защиты интересов национальных поставщиков услуг. Именно ГАТС и устанавливает правила и процедуры применения допускаемых ограничений в торговле услугами.
В этой связи государства, присоединившиеся к ГАТС, принимают на себя обязательства, которые можно подразделить на две группы:
- общие обязательства, принимаемые
государствами в безусловном
порядке (режим наибольшего
- специфические обязательства,
касающиеся конкретных условий
доступа на рынок услуг
Важнейшее место в обязательствах принадлежит режиму наибольшего благоприятствования. Этот режим требует от государства предоставить каждому члену ВТО режим доступа на рынок услуг не хуже того, который оно предоставляет любому третьему государству, в том числе и не входящему в ВТО.
Режим наибольшего благоприятствования не определяет условий доступа на рынок услуг. Он просто ставит все государства в равные условия.
В то же время режим наибольшего благоприятствования предусматривает возможность исключений (изъятий) в его использовании. Это относится, прежде всего, к тем государствам, которые имеют двусторонние соглашения, предусматривающие более либеральные условия взаимной торговли услугами, которые не распространятся на все государства-участники ВТО (например, государства-члены ЕС). Чтобы получить право на исключение (изъятие) из режима наибольшего благоприятствования в торговле определенными видами услуг, необходимо:
- доказать соответствие таких изъятий положениям ГАТС (например, если речь идет об экономической интеграции, приграничной торговле);
- либо согласовать с
государствами-членами ВТО
К специфическим обязательствам относятся такие понятия, как национальный режим и доступ на рынок.
Национальный режим означает, что иностранные поставщики услуг будут пользоваться такими же условиями доступа на рынок, как и национальные поставщики. Если государство имеет серьезные основания не предоставлять национальный режим по какому-либо сектору или виду услуг, то оно не должно включать их в перечень своих специфических обязательств или включить, но зафиксировать изъятие из национального режима. Если изъятия не зафиксированы в Протоколе о присоединении, национальный режим должен быть предоставлен по всем видам услуг.
ГАТС не дает определения понятия "доступ на рынок". Фактически под ним подразумевается совокупность мер регулирования, влияющих на условия предоставления услуг. Обязательства и ограничительные меры должны быть зафиксированы в перечне специфических обязательств.