Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 20:53, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в каждой стране имеются особые условия, характеризующие туризм, действует свое национальное законодательство, регулирующее въезд и выезд туристов, размещение и использование иностранной валюты, и т. д. В силу этих причин организационные проблемы в области международного туризма довольно сложны. До настоящего времени они полностью не решены, хотя сегодня рассматриваются на международном уровне и являются объектом внимания государств, правительств и международных организаций.
Правовое регулирование международного туризма на многосторонней основе осуществляется прежде всего в рамках ООН, на которую возложена основная задача по налаживанию международного сотрудничества в решении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в каждой стране имеются особые условия, характеризующие туризм, действует свое национальное законодательство, регулирующее въезд и выезд туристов, размещение и использование иностранной валюты, и т. д. В силу этих причин организационные проблемы в области международного туризма довольно сложны. До настоящего времени они полностью не решены, хотя сегодня рассматриваются на международном уровне и являются объектом внимания государств, правительств и международных организаций.
Правовое регулирование международного туризма на многосторонней основе осуществляется прежде всего в рамках ООН, на которую возложена основная задача по налаживанию международного сотрудничества в решении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.
Правовым регулированием мирового туризма, а также изучением национального законодательства государств занимаются в первую очередь экономические комиссии ООН, осуществляющие работу по проблемам регионального развития туризма, такие, как Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) и др.
Туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под «временным перемещением» условно понимается период до одного года. Согласно международной статистике, к иностранным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.
Туризм является важным средством углубления интеграционных процессов между государствами - участниками СНГ. Особое значение в его развитии имеет подготовка высококвалифицированных кадров, способных в условиях рынка придать новый импульс развитию этой динамичной отрасли.
Сегодня в мире осуществляется активное развитие различных видов альтернативного туризма: образовательного, экологического, лечебно-оздоровительного, романтического, приключенческого, делового и корпоративного, кулинарного, сельского, спортивного, космического, духовно-паломнического, кинотуризма, а также туризма для людей с ограниченными физическими возможностями и детского каникулярного отдыха.
Международный туризм как одна
из форм международных экономических
отношений приобрел в современных условиях
огромные масштабы и стал оказывать существенное
влияние на политические, экономические
и культурные связи между государствами.
Становление общемирового туристского
рынка сопровождается мощными процессами
транснационализации, которые находят
выражение в международном переплетении
частных капиталов, усилении связей между
монополиями разных стран и в широком
развитии транснациональных компаний
в сфере турбизнеса. Состояние мировой
индустрии туризма, несмотря на объективные
трудности последних лет, в целом демонстрирует
стабильность и сохраняет позиции крупнейшего,
высокодоходного и быстро развивающегося
сектора мировой экономики.
Целью курсового проекта является исследование правового регулирования международного туризма.
Задачи исследования:
- изучение становления международного туризма;
- проанализировать
- рассмотрение перспектив
развития международного
Объектом исследования является международный туризм.
Предметом исследования является правовое регулирование туризма.
В соответствии с целью работы и поставленными задачами, работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
1.1 Международный туризм,
как один из ведущих
Международный туризм - существенная составляющая инновационного развития любой страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль экономики, источник валютных поступлений и средство для обеспечения занятости. Индустрия туризма (включая внутренний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в мире – 297 млн.
Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма. В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. По прогнозам Всемирной Туристской Организации, к 2010 г. количество международных туристских поездок составило 937 млн, а доходы от туризма достигли 1,1 трлн.долларов, при общем обороте мировой туриндустрии более 8 трлн. долларов.1
Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определённом уровне его дохода и при определённом уровне богатства общества.
Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее10% – на Азию, Африку и Австралию, вместе взятые.
Согласно данным ВТО, в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков – Барбадос, Сейшельские острова и другие. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объёма экспорта (это, в основном, развивающиеся государства со слаборазвитой экономикой). Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.2
Индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом. В ней остро проявляется необходимость государственной финансовой поддержки. В обмен на финансовые вложения в туризм страна имеет:
-быстрый возврат средств (4 – 8 лет);
-увеличение национального дохода без осуществления сырьевых затрат;
-увеличение занятости населения;
-увеличение поступления валюты.
Под поступлениями от туризма понимается плата за товары и услуги, произведённая иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта. Помимо расходов на проезд в страну и обратно, иностранный турист затрачивает на питание около 40% своих расходов, на проживание – 30%, на проезд внутри страны – 8%, прочие расходы – 22%. Расходы американских туристов за рубежом обычно выше, чем расходы туристов из других стран.
Одной из главных особенностей развития туризма является неравномерное распределение туристских потоков в разных регионах и странах мира. Туристские потоки сконцентрированы в нескольких регионах земного шара, и их движение имеет в основном интрарегиональный характер.
Одной из наиболее значимых тенденций развития мирового туризма является резкое усиление конкуренции на рынке туристического предложения как следствие появления всё большего числа растущих стран с амбициозными планами привлечения туристов, а также перенасыщения на рынке однотипного туристского предложения.
Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т.е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях. Таким образом, туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.
Туризм зависит от политической и экономической ситуации, а также от моды и рекламы, которые, воздействуя на потребности и интересы людей, их настроение, определяют спрос. Предложение услуг (число стран, преимущественно принимающих туристов), значительно превышает спрос на туристические поездки (число стран – поставщиков туристов), поэтому рынок международного туризма является рынком покупателя.
Во всех сферах туристической деятельности, как на уровне государственных структур, так и в области формирующегося турбизнеса, идёт поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации.
Современный туризм классифицируется:
- по целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; религиозный; учебный и др.;
- по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешанный;
- по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;
- по возрасту: зрелый; молодёжный; детский; смешанный;
- по использованию транспортных средств: автомобильный;
железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный;
- по сезонности: активный туристский сезон, межсезон (полусезон);
- по географии: межконтинентальный; международный; региональный;
местный; приграничный;
- по способу передвижения: пешеходный; с использованием
традиционных транспортных средств; с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан).
Виды туризма с использованием нетрадиционных источников финансирования:
- Религиозный туризм
- Деловой туризм
- Конгрессно-выставочный туризм
- Инсентив-туризм
- Лечебно-оздоровительный туризм
- Экологический туризм
- Событийный туризм
- Горнолыжный туризм
- Экстремальный туризм
- Круизный туризм.
Национальные туристские администрации (НТА) – специализированные правительственные организации (министерства) развитых стран, которые успешно:
- формируют и разрабатывают туристский продукт;
- продвигают туристский продукт на туристский рынок;
- решают многие локальные задачи;
- разрабатывают маркетинг;
- изучают потенциальную аудиторию (незанятый сегмент рынка).
Любое цивилизованное государство для того, чтобы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий с целью выявления туристского потенциала и рационального туристского обустройства. Средства должны быть как государственными, так и привлечёнными. Кроме того, государство должно не только поддерживать туризм финансовыми ресурсами, но и проводить в жизнь передовое туристское законодательство.
В настоящее время наблюдаются следующие пропорции в туристских потоках: групповые туристы составляют 25-35% от общего числа лиц, путешествующих за границу; индивидуальные туристы, составляющие 65-75%, выезжают в основном в близлежащие страны. Объёмы путешествий с целью рекреации увеличиваются более динамично по сравнению с объёмом делового туризма. Вместе с ростом требовательности туристов к сервису, сам туристский продукт становится все более изощренным, возрастают его трудоёмкость и капиталоёмкость. В значительной мере это было вызвано появлением новых видов туризма и устойчивым развитием специальных видов туризма.
Интенсивное развитие международного туризма вызвало необходимость установления норм регулирования туристской деятельности. В настоящее время с развитием массового туризма сформировалась особая отрасль – туристское право. Международный туризм регулируется многими Конвенциями, международными договорами и соглашениями.
Прежде всего, было достигнуто соглашение об обеспечении основных прав на отдых и свободное время, которые являются фундаментом развития туризма.
Всеобщая Декларация прав человека, принятая генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., в статье 24 гласит, что « каждый человек имеет право на отдых и свободное время, включая разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемые ежегодные отпуска».3 В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН подтвердила и расширила этот тезис. Государства, подписавшие Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, обязались обеспечивать право каждого человека «на отдых, свободное время, разумное ограничение рабочего времени и периодические оплачиваемые отпуска, а также оплату за праздничные дни». Эти положения придали импульс развитию туризма.
Одним из главнейших направлений формирования международного туристского права было, прежде всего, достижение о терминологии и определениях. В 1976г. впервые ООН был опубликован перечень определений туристской терминологии, где даны практически все важнейшие термины, предназначенные для унификации правил туристской статистики Provisional Guidelines on International Tourism ,UNCTAD .
При ООН создана Всемирная Туристская Организация – ВТО, целью которой является выработка норм и правил, облегчающих туристский обмен в международном сообществе. Согласно п.1 ст.3 Устава, основной целью ВТО является «содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религии». Официальными языками ВТО являются: английский, арабский, испанский, русский и французский.
Все члены ВТО подразделены на 3 группы:
- действительные члены (суверенные государства)
- ассоциированные члены
- присоединившиеся члены.
Присоединившимися членами ВТО могут быть любые межправительственные или негосударственные организации, действующие в сфере туризма и путешествий, а также коммерческие организации и объединения, деятельность которых имеет отношение к задачам или полномочиям ВТО (например, авиакомпании, гостиницы, банки, исследовательские институты, издательские группы и др.)