Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 20:53, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в каждой стране имеются особые условия, характеризующие туризм, действует свое национальное законодательство, регулирующее въезд и выезд туристов, размещение и использование иностранной валюты, и т. д. В силу этих причин организационные проблемы в области международного туризма довольно сложны. До настоящего времени они полностью не решены, хотя сегодня рассматриваются на международном уровне и являются объектом внимания государств, правительств и международных организаций.
Правовое регулирование международного туризма на многосторонней основе осуществляется прежде всего в рамках ООН, на которую возложена основная задача по налаживанию международного сотрудничества в решении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.
Туризм зарекомендовал себя в качестве мощного инструмента искоренения нищеты. Он стал экономической основой для многих наименее развитых стран мира, обеспечив им возможность развития и создания рабочих мест. Совместная программа ВТО/ UNCTAD под названием «Устойчивый туризм – залог искоренения нищеты (STEP)» направлен на решение двух взаимосвязанных задач: устойчивого развития туризма и искоренения нищеты с целью повышения их потенциальной взаимозависимости и усиления роли в устойчивом развитии наименее развитых и развивающихся стран.
ВТО охватывает всю индустрию туризма с помощью своего сайта в Интернете, а также имеет свой информационный стенд на крупнейших международных туристских выставках, включая следующие:
FITUR, Мадрид (Испания)
ITB, Берлин (Германия)
MITT, Москва (Российская Федерация)
WTM, Лондон (Великобритания)
В 1985г. на 6-й сессии Генеральной Ассамблеи ВТО была принята «Хартия Туризма» и «Кодекс туриста». Разработаны общие понятия и терминология туризма, принципы статистики, нормы и рекомендации для формирования национального законодательства, системы преференций для туристов, создание системы туристского образования. Определяются общие права и обязанности туристов и организаторов туризма. Значительная часть нормативных материалов издаётся ВТО на основных ведущих языках (английском, немецком, французском, испанском, китайском и русском).
Сегодня в своей деятельности в сфере туризма государства руководствуются основными международными соглашениями о туризме – Гаагским (1989г.) и Манильским соглашениями (1980г.), Документом Акапулько(1982г.); рекомендациями Оскской конференции министров по туризму (1994 г.)
Среди различных принципов Манильской декларации важное значение имеет свобода туристских путешествий, возможная только в случае, если во всем мире будут мир и более стабильный экономический порядок. Однако свобода передвижений и путешествий связана с развитием техники.4
Свобода туристских путешествий включает:
1. Свободу передвижения
в пределах национальной
2. Разрешить въезжать на национальную территорию и покидать её для туристов,
3. Свободный выбор туристских направлений, видов путешествий и организаций,
4. Разрешить иностранным
туристам обменивать
Особое значение придаётся ВТО изучению туристских продуктов, таких как спортивный туризм, круизы, конгрессный и деловой туризм MICE (конференции, поощрительные поездки, конгрессы и выставки), а также сегментов рынка, таких как экотуризм, молодёжный туризм и туризм для пожилых людей. Всемирный саммит по экотуризму в Квебеке (Канада, май 2002г.), организованный совместно с Программой по окружающей среде ООН, собрал около 1200 участников, и его результатом стала Квебекская декларация по экотуризму, содержащая 49 специальных рекомендаций по устойчивому развитию и управлению экотуризмом.
Важно отметить и региональные законы и нормативные акты. Европейское экономическое сообщество принимает ряд законов и нормативных актов, касающихся единообразного регулирования туристской деятельности в странах сообщества: Шенгенские соглашения о едином визовом пространстве, нормы регулирования деятельности магазинов беспошлинной торговли duty free и tax free, и другие.
Особому регулированию подлежат международные воздушные, автомобильные и морские перевозки пассажиров и их багажа. Воздушные перевозки регулируются Варшавской Конвенцией (Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, Варшава 1929г. с многочисленными дополнениями и поправками). Автомобильные перевозки пассажиров и их багажа регулируются Берлинской Конвенцией (Берлин 1975г.), а перевозки пассажиров морским транспортом - Афинской Конвенцией.
Большая работа по координации правового пространства в сферах туризма и смежных с ним ведется и в регионе стран – участниц Содружества Независимых Государств (СНГ). Ассамблея СНГ (штаб-квартира в Санкт-Петербурге) формирует и издаёт модельные законы, рекомендательные законодательные акты для формирования единообразного правового пространства в странах СНГ, создания режима благоприятствования для туристского обмена в регионе. Вводятся единые стандарты на туристские услуги и услуги гостиниц.
В государствах СНГ усиливается понимание важности развития туристских связей с соседними странами. Восстановление и развитие туристских связей между странами СНГ открывает гражданам этих стран широкие возможности для ознакомления с историей и культурой народов, обогащения опытом, накопленном в социально-экономическом сотрудничестве. Однако страны СНГ занимают весьма скромное место на мировом рынке туристских услуг, на их долю приходится менее 2% мирового туристского потока.
Одна из первоочередных задач, стоящих перед странами Содружества, – задача выработки современной нормативно-правовой базы регулирования туристской деятельности. В решении этой задачи большую роль играет Межпарламентская ассамблея государств участников СНГ. Ассамблея в октябре 1994 г. приняла уникальный международный рекомендательный законодательный акт « Об основных принципах сотрудничества государств участников СНГ в области туризма».5
Объединённый Университет Туризма государств-участников СНГ был создан на базе Российского международного института туризма и зарегистрирован в 1997г. как Международный союз общественных объединений. Кроме университета, в союз вошли учебные заведения и другие организации, работающие в сфере туризма в странах СНГ. Цель его создания – через скоординированную подготовку специалистов высшей категории для стран СНГ, способствовать возрождению единого туристского пространства стран Содружества на новых правовых основах.
Международные туристские организации
Постоянное расширение международного туристского обмена обусловило появление специализированных туристских организаций: ВТО, IATA, ICAO, PATA и других. Всего в мире насчитывается свыше 200 международных туристских организаций. Опираясь на их деятельность, страны, регионы, области создают свои туристские организации для развития и продвижения туризма. Документы, создаваемые международными туристскими организациями, обеспечивают гармонизацию международного и национального законодательств, унифицируют нормы международного права, формируют чёткое взаимодействие всех участников туристского рынка и создают основу для национального туристского права.
К числу наиболее влиятельных относятся следующие документы:
- Общая резолюция Римской конференции ООН по международному туризму и путешествиям (1963 г.);
- Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975г.);
- Международные гостиничные правила, одобренные Советом
Международной гостиничной ассоциации (МГА) в 1981 г.;
- Итоговый документ Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г);
- Кодекс отношений между гостиницами и туристскими агентствами, принятый Всемирной федерацией ассоциаций туристских агентств (УФТАА) и МГА;
- Соглашение и Стандартный контракт между отелем и перевозчиком, принятые МГА и Международным союзом участников дорожного транспорта ;
- Типовой контракт, подлежащий подписанию туристским агентством и клиентом согласно Директиве Европейского экономического союза (ЕЭС), принятой в 1995 г.;
- Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей
Международного бюро социального туризма;
- Манильская декларация по социальному взаимодействию туризма,
принятая Всемирным совещанием руководителей сферы туризма ;
- Соглашение об единых условиях для периодических техосмотров, принятое Ассоциацией международных автоперевозчиков, объединяющей автоперевозчиков пассажиров и грузов (АСМАП) в 2003г.6
В процессе развития международного туризма и влияния правовых аспектов на него, возникает множество проблем, препятствующих данному развитию. Перейдем к анализу проблемных аспектов правового регулирования на международный туризм.
2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНО-
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ГОСУДАРСТВ
2.1 Проблемы, препятствующие
развитию международного
Рассмотрим некоторые проблемные вопросы, препятствующие развитию международного туризма, развитию правового регулирования международного туризма, а также установления единого правового поля международного туризма.
Первая проблема, на которую хотелось бы обратить внимание, проблема, которая носит не столько правовой, сколько общемировой характер – это терроризм.
Туризм стал заметной мишенью актов терроризма, сопровождающихся серьезными экономическими издержками и ужасными социальными последствиями. Текущая угроза терроризма является все более заметным элементом мировой туристской ситуации на фоне прочих преступлений и право нарушений, которым по-прежнему подвергаются туристы. В то же время, несмотря на временные откаты, рост туристского сектора в долгосрочной перспективе широко признается, особенно на формирующихся и менее развитых рынках. Задача состоит в том, чтобы создать более действенные глобальные системы обеспечения безопасности, облегчая при этом туристские потоки, уважая достоинство туристов и обеспечивая всем и в особенности беднейшим странам возможность активного участия в этих системах в плане квалифицированных людских ресурсов, технологии и финансов.
ВТО обобщив и опираясь на продолжительный и обширный опыт в сфере защиты, безопасности и упрощения формальностей в туризме, недавно провозгласила стратегию под сокращенным названием S.A.F.E. – усиление безопасности и дальнейшее упрощение формальностей.
В 1991 году Генеральная ассамблея ВТО, отталкиваясь от нескольких предыдущих заявлений по туризму 1980 года приняла рекомендуемые меры по безопасности туризма и предложила государствам осуществлять их в соответствии с процедурами, установленными их собственным законодательством и нормативными положениями. Во избежание искусственного разграничения и для обеспечения комплексного подхода Рекомендуемые меры по безопасности туризма на практике охватывают безопасность и упрощение формальностей, а также вопросы безопасности в узком понимании (например, противопожарные меры, безопасность пищевых продуктов, требования в отношении санитарии и гарантии по охране окружающей среды). После 1991 года ВТО подготовила несколько аналогичных руководящих документов, в том числе руководство по защите и безопасности туристов, а в 2003 году – Руководящие принципы для туриндустрии в условиях кризиса. В настоящее время Организация разрабатывает модель для безопасных турцентров в контексте упрощения формальностей и некоторые рекомендации по ответственному составлению предупреждений для лиц, совершающих поездки.
Обеспечение целостной и высококачественной безопасности требует широкого сотрудничества между различными подразделениями правительства и индустрии, на национальном уровне и между соответствующими международными учреждениями. Что касается туризма, то ВТО в ее качестве специализированного учреждения ООН координирует свою деятельность прежде всего с другими организациями ООН под эгидой Комитета ООН по борьбе с терроризмом (UNCTC) и с другими межправительственными учреждениями.
Бурное развитие туризма обращает на себя взгляды юристов, международных органов и организаций с целью урегулировать данное интернациональное, международное движение товаров, услуг и людей; защитить суверенитет и безопасность государства; предоставить особый статус международным туристам, отграничить их от иных посетителей.
Международные туристские отношения являются комплексными, ибо они складываются из межгосударственных отношений, регулируемых нормами международного публичного права; отношений иностранных юридических лиц, регулируемых нормами международного частного права; отношений, возникающих при туристском обмене, которые не ограничиваются пределами одного из их государств-участников и подлежат гражданско-правовому регулированию. В данной сфере возникают проблемы, связанные с применением иностранного законодательства. Само же наличие иностранного элемента в межгосударственных туристских договорах предопределяет не только особенности этих отношений, но и большую сложность договорно-правовой регламентации. Все это усугубляется еще и теми трудностями, которые порождаются, с одной стороны, недостаточной урегулированностью указанных отношений национальным законодательством, а с другой – их неисследованностью в правовой науке.
По оценкам WTTC (Всемирный Совет по Туризму и Путешествиям) в ближайшее десятилетие Российская Федерация выйдет в лидеры международного туризма (к 2016 году доля отрасли в ВВП вырастет до 9,1%) Между тем в Российской Федерации до сих пор не сформированы подходы к международному туризму: в стадии реформирования находится национальное законодательство, не ратифицированы международные акты, не отдается должное внимание работе специализированных организаций, наконец, не должным образом исследованы теоретико-правовые основы международного туризма.
Как подчеркивается в докладе WTTC, несмотря на более чем значительный прогресс, - не в последнюю очередь из-за существенного улучшения экономики и повышения политической стабильности России – страна сталкивается с многочисленными проблемами, требующими разрешения прежде, чем она сможет ожидать максимальной отдачи от своих резервов в области туризма и путешествий.7