Методы управления и их мотивационная направленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Представленная работа исследует методы управления и их мотивационную направленность.
Методы управления - это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определенных целей. Методы управления многообразны, но их воздействие на персонал предприятия в целом и на каждого отдельного работника опосредовано мотивацией.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………4
1. Сущность и классификация методов управления……………………………..7
2. Содержание основных методов управления и их реализация в современных условиях …………………………………………………………………………..13
2.1. Содержание и реализация экономических методов управления……….....14
2.2. Содержание и реализация административных методов управления…......23
2.3. Содержание и реализация социально-психологических методов управления…………………………………………………………………….…..27
3. Практическое применение методов управления для мотивации персонала организации ……….………………………………………………………….......32
Заключение …………………………………………………………………….....36
Литература ……………

Файлы: 1 файл

менеджмент. курсовая работа..doc

— 198.00 Кб (Скачать)

       Беседа  предусматривает получение информации со слов собеседника. Это весьма распространенный в менеджменте социально-психологический метод. Беседа проводится при приеме на работу и при увольнении, а также в процессе трудовой деятельности. Она может проводиться по инициативе руководителя или подчиненного.

       Интервью- это особый вид беседы, в ходе который все вопросы и все  ответы фиксируются. Оно может дать глубокую и разветвленную картину субъективного мира опрашиваемого.

       Весьма  распространены для сбора массовой социально-психологической информации методы анкетирования и тестирования. При этом тест и анкета, являясь  важнейшими инструментами социальной психологии, имеют определенные различия. В тексте анкеты не содержатся готовые ответы на вопросы, что позволяет анкетируемым давать произвольные ответы, а организаторам анкетирования получать широкий нерегламентированный спектр ответов, т.е. материалов для исследования.

       Тест  в отличие от анкеты содержит, как  правило, готовые ответы на каждый поставленный вопрос. При этом ответы четко сформулированы, и тестируемый имеет возможность  выбрать только один из вариантов  ответа на каждый вопрос, что облегчает дальнейшую работу с тестом, так как позволяет оценить каждый ответ в баллах и предложить каждому тестируемому одну из возможных характеристик в зависимости от суммы баллов.

       Анкетирование и тестирование работников предприятия  позволяют выявить их индивидуальные особенности. Склонности, черты характера, что дает возможность использовать каждого работника на той работе, где он может принести максимальную пользу предприятию и получить удовлетворение от своей работы.

       В современных условиях все большее внимание уделяется методам морального стимулирования труда. К числу таких методов можно отнести систематическое развитие и обучение персонала, планирование деловой карьеры работников, проведение различных конкурсов и соревнований за звание лучших по профессии и т.п.

       В этой связи возникает необходимость  изучения социальных потребностей и  интересов людей, что, в свою очередь, требует практического применения содержательных и процессуальных теорий мотивации.

       Активизация человеческого фактора связана с формированием организационной культуры фирмы. Организационная культура- это совокупность норм и ценностей выработанных и разделяемых коллективом в целях внутрифирменной координации и адаптации к внешней среде. Организационная культура выражает в концентрированном виде философию фирмы и отражает в ее деловом кредо, которое содержит миссию, базовые цели организации и кодекс поведения ее сотрудников.18

       Социально-психологические  методы и методы морального стимулирования широко применяются менеджерами  многих предприятий при формировании персонала, в управлении формальными и неформальными группами, для преодоления конфликтных и стрессовых ситуаций и т.п. Знание этих методов и умение применять их на практике являются одним из важнейших требований, предъявляемых к руководителю, так как социальная психология помогает понять природу власти и лидерства, позволяет совершенствовать стиль управления и обеспечивать соблюдение этических норм поведения в коллективе.

 

Глава 3 

Практическое  применение методов  управления для мотивации персонала организации 

       Мотивы  играют важную роль в трудовой деятельности человека. Без них трудовая деятельность вообще не может осуществляться целесообразно. Мотивация существенно повышает производительность труда, что влечёт увеличение прибыли. Не существует единых методов мотивации персонала, эффективных во все времена и при любых обстоятельствах. Однако, любой метод, применяемый руководителем, основан на выбранной фирмой стратегии управления человеческими ресурсами. Это означает, что выбор конкретного метода мотивации должна, в первую очередь, определять общая стратегия управления персоналом, которой следовала или желает следовать фирма.

       Практическое  применение методов управления для  мотивации персонала организации  рассмотрим на примере конкретного предприятия, которым выступит Корпорация «ИНКОМ». Одно из ключевых направлений деятельности Корпорации «ИНКОМ» —  оказание профессиональных риелторских услуг под брендом «ИНКОМ-Недвижимость», который и будет рассмотрен в данном практическом задании.

       Организация «ИНКОМ-Недвижимость» существует с 2001 г. (когда сама корпорация с 1991 г.) и к данному моменту имеет  в своем штабе более 6,5 тысяч  сотрудников. Число офисов в Москве уже более 40, а среднее количество сделок за последние несколько лет варьирует от 40 до 50 тысяч сделок в год.

         Руководство компании "ИНКОМ-Недвижимость" для стимулирования труда работников использует способы мотивации, которые опираются на экономические, административные и социально-психологические методы управления.

       Весьма  существенным экономическим методом мотивации персонала является зарплата. Заработок специалиста по недвижимости складывается из процентов от суммы заключенных сделок. При нынешних ценах на недвижимость это составляет весьма солидный доход. Также существует система должностных окладов. Должностной оклад – абсолютный размер заработной платы, установленный в соответствии с занимаемой должностью. Но на практике, риелтору фирмы не устанавливается оклад, т.о. заработная плата зависит только от продаж (большинство сотрудников не оформлено официально, а которые оформлены, то с минимальным окладом). Помимо этого выплачивается премия, связанная с результативностью предприятия. Стоит отметить, что в организации не практикуется задержка выплаты заработной платы, что в свою очередь не вызывает недовольства работников.

       Одной только заработной платой привлечь лучших специалистов уже не удается, поэтому  все большее количество организаций, которые ценят квалифицированных  кадров, предоставляют социальный пакет, в их число входит и «ИНКОМ-Недвижимость». Но так как практика его предоставления в российских организациях сложилась относительно недавно, то не все положения, которые установлены Трудовым кодексом РФ относительно социально пакета, выполняются в организации надлежащим образом. К примеру, расходы на транспорт зачастую не оплачиваются, также не оплачиваются переработки. По  отпускам и больничным листам выплаты производятся.

       В качестве социальной мотивации персонала, в компании проводятся семинары  и тренинги. Существуют программы повышения квалификации сотрудников (метод организационного стимулирования), причем все обучение оплачивает компания. В «ИНКОМ-Недвижимость» карьерный рост тщательно продуман, спланирован и подготовлен. Реально продвижение на новые должности в определенной сфере деятельности, изменение навыков, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения.

       С целью соблюдения трудовой производственной дисциплины применяется административная мотивация персонала. В случае ее несоблюдения применяются методы наказания в виде наложения взысканий, предупреждений, выговоров, строгих выговоров, штрафов, увольнения с работы. Например, нарушение инструкций, приказов, распоряжений, постановлений, устава организации, закона.

       Что же касается социально-психологической  обстановки в компании, то можно отметить сплоченный коллектив, возможность встречи с интересными людьми, хорошее, понимающее, отзывчивое и компетентное руководство. Также на предприятии устраиваются корпоративные праздники. В итоге, можно сказать, что атмосфера, царящая в коллективе, весьма благоприятна, что эффективно влияет на работу.

       Сегодня «ИНКОМ-Недвижимость» по праву пользуется репутацией стабильного и надежного делового партнера, что обеспечивает потенциал для дальнейшего развития и позволяет уверенно смотреть в будущее. Тот факт, что всю свою историю компания продолжала динамично развиваться, говорит о правильности выбранной стратегии. Поэтому это придает уверенности сотруднику в его компании, в завтрашнем дне.

       Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод  о том, что экономические и социально-психологические методы управления персоналом в настоящее время должны преобладать над административными (при том, что все методы используются в совокупности). Руководство направлено на осуществление сотрудничества персонала и администрации в достижении поставленных перед фирмой целей. Все чаще применяется принцип коллегиальности в управлении, когда менеджеры работают в тесном контакте друг с другом, связаны узами сотрудничества, взаимозависимости и взаимопомощи.

       В общем случае мотивация – это процесс побуждения к труду. Любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих подчинённых, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться.

       Задачей современного менеджмента является создание таких условий, при которых потенциал персонала будет использован наилучшим образом. Главной обязанностью эффективного менеджера является достижение заинтересованности работников в труде и эффективности их работы.

 

        Заключение 

       Выполнив  цель моей работы, которой являлось исследование методов управления и их мотивационную направленность, можно сделать следующие выводы:

       Обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального  и социального развития способствуют формированию системы управления персоналом предприятия. В качестве базы для её построения используются экономические, административные (организационно-распорядительные) и социально-психологические методы.

       Рассмотрев  их сущность, классификацию и содержание можно сказать следующее:

       Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «метод кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника». Социально-психологические методы базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».19

       На  практике эти три метода всегда применяются  в совокупности, для того чтобы  добиться оптимальной отдачи от своих  подчинённых и, тем самым, добиться успехов в своей деятельности.

       Нельзя  рассчитывать на автоматическое действие данных методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.

       Проанализировав реализацию методов управления в  современных условиях, нужно сказать:

       В последнее время понизилась роль административных методов на предприятиях. Ряд противоречивых процессов в  обществе также препятствуют использованию  административных методов: это рост безработицы и частичная занятость  на предприятиях, значительная инфляция в течение последних лет и несвоевременная выплата заработной платы, развитие бартерных сделок и низкая дисциплина поставок ресурсов, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы. Отсутствие чёткой стратегии развития предприятия, современного маркетинга и высокой корпоративной культуры привели к появлению негативных методов административного воздействия на коллектив и снижению общего эффекта от применения административных методов воздействия на коллектив.

       Возрастание роли экономических методов связано с курсом на всемирную интенсификацию развития экономики и повышение на этой основе эффективности всего общественного производства.

       Современные российские экономические отношения  не способствуют поддержанию комфортного социально-психологического климата в коллективе. По этой причине важно прогнозировать воздействие социально-психологических методов управления на работу персонала, учитывая, что данные методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы и личность конкретного сотрудника, такой инструмент требует дозированного и дифференцированного применения.

       Оценив  практическое применение методов менеджмента  для мотивации персонала на примере  Корпорации «ИНКОМ-Недвижимость», выяснилось:

       Значимым  экономическим методом мотивации  персонала в компании является зарплата, а для соблюдения трудовой производственной дисциплины используется административная мотивация персонала. Что же касается социально-психологических методов, то, управляя процессами в коллективе, формируя его, создавая соответствующий психологический настрой, можно резко активизировать деятельность членов коллектива на неформальной основе.

       Таким образом, менеджмент компании имеет  систему мотивации персонала  основными компонентами, которой являются: создание условий труда, создание системы оплаты труда, формирование благоприятных отношений в коллективе, предоставление самостоятельности в работе и спрос за результат.

       Поскольку в организационной системе приходится управлять действиями людей, методы управления в этом случае обязательно воздействуют на психику объекта управления, либо прямо предписывая ему выполнение необходимых действий. Либо побуждая его к этому косвенно: через воспитание или создание для него соответствующей мотивации, желания действовать именно так, как это требуется для решения стоящей перед организацией задачи. Поэтому методы управления неминуемо отражают уровень социального развития общества, характер взаимоотношений между объектом и субъектом управления, носят социальный и психологический характер.

       И необходимо всегда помнить, что согласованная  и целенаправленная работа любого коллектива обеспечивается правильным выбором  и правильным применением методов  управления.

 

Литература 

Информация о работе Методы управления и их мотивационная направленность