Методы управления и их мотивационная направленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Представленная работа исследует методы управления и их мотивационную направленность.
Методы управления - это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определенных целей. Методы управления многообразны, но их воздействие на персонал предприятия в целом и на каждого отдельного работника опосредовано мотивацией.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………4
1. Сущность и классификация методов управления……………………………..7
2. Содержание основных методов управления и их реализация в современных условиях …………………………………………………………………………..13
2.1. Содержание и реализация экономических методов управления……….....14
2.2. Содержание и реализация административных методов управления…......23
2.3. Содержание и реализация социально-психологических методов управления…………………………………………………………………….…..27
3. Практическое применение методов управления для мотивации персонала организации ……….………………………………………………………….......32
Заключение …………………………………………………………………….....36
Литература ……………

Файлы: 1 файл

менеджмент. курсовая работа..doc

— 198.00 Кб (Скачать)

       Выделяли  различные виды хозрасчета: самоокупаемость, самофинансирование и полный хозрасчет.

       Самоокупаемость – это безубыточность, т.е. предприятие  покрывает свои расходы только своими доходами.

       Самофинансирование  предполагает не только покрытие своих расходов доходами, но и после этого у него еще остается прибыль, достаточная для дальнейшего развития производства и социального развития коллектива.

       Полный  хозрасчет – самофинансирование, а  также предусматривает отчисления от прибыли предприятия на содержание вышестоящего органа и государства.

       В настоящее время хозрасчет как  метод хозяйствования на многих государственных  предприятиях в России становится неосуществимым из-за их низкой рентабельности или  даже убыточности.

       В условиях рыночной экономики на уровне предприятия широко используются методы, приемы и понятия финансового менеджмента, в частности такие категории, как прибыль, цена компании, предпринимательский риск и др.

       Получение прибыли является одной из основных целей предпринимательской и коммерческой деятельности. Прибыль служит исходным пунктом определения цены компании.

       Цена  компании - комплексный показатель, который характеризует доходность, перспективы и положение фирмы  на рынке. Цена компании рассчитывается по формуле:

       PC = P / R * 100 – W,

       Где PC – цена компании, P – годовая прибыль, R – средняя норма ссудного процента, W – балансовая оценка фирмы.12

       Важнейшая роль в экономическом управлении предприятием принадлежит ценам. В  условиях современного ранка цена –  это не только денежное выражение стоимости, но и экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественного труда, а также отражение количественного соотношения спроса и предложения. 

       3) Использование экономических методов управления в целях индивидуальной мотивации трудовой деятельности работников проявляется при оплате труда. Существует две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная.

       Повременная оплата труда — это форма оплаты труда наёмного работника, при которой заработок зависит от количества фактически отработанного времени с учётом квалификации работника и условий труда. Повременная оплата труда направлена на повышение квалификации работников и укрепление дисциплины труда. Оплата производится в соответствии с тарифной ставкой или должностным окладом. При данной форме оплаты труда может использоваться единая тарифная сетка. Получает все большее распространение в связи с тем, что в условиях технического прогресса количество произведённых единиц-продукций во все меньшей степени зависит от искусности работника.

       Сдельная  оплата труда — это форма оплаты труда наёмного работника, при которой заработок зависит от количества произведённых им единиц продукции или выполненного объёма работ с учётом их качества, сложности и условий труда. Сдельная оплата труда направлена, в первую очередь, на улучшение количественных показателей работы.

       Для усиления заинтересованности персонала  в результатах работы организации  используется премиальная система. Премиальная оплата труда - дополнительная форма оплаты труда, которая применяется в сочетании с повременной или сдельной системой. По своему назначению премии делятся на две группы: премии за основные результаты хозяйственной деятельности; премии за улучшение показателей отдельных сторон производственной деятельности (специальные премии).

       В акционерных обществах все большее  применение получает практика распространения  части акций среди работников предприятий, что должно усиливать заинтересованность персонала в результатах работы предприятия, ибо если предприятие работает рентабельно, то его работники получат дополнительно к заработной плате и премиям часть прибыли в виде дивидендов по имеющимся у них акциям.

 

2.2. Содержание и реализация  административных  методов управления 

       Административные  или организационно-распорядительные методы управления занимают важное место в общей системе инструментов научного руководства. Эти методы означают управление, основанное на обязательном подчинении исполнителей и нижестоящих подразделений руководителям и вышестоящим органам, на дисциплинарной ответственности, на принципе единоначалия. Они включают в себя организационное и распорядительное воздействие на исполнителей. Их структура представлена на рис.2. 

       Рисунок 2.

      Структура административных методов управления. 

 

       Опираясь  на данный рисунок, представим более  подробное разъяснение методов. 

       1) К методам организационного воздействия относятся: организационное нормирование и планирование, организационный инструктаж, организационное распорядительство, контроль.

       Для организационного нормирования используются:

    • номенклатурно-квалифицированные нормативы (параметры материалов, покупных деталей и т.п.);
    • технические и чертежные стандарты и нормали;
    • организационно-структурные нормативы (организационные структуры, типовые схемы управления и т.п.);
    • оперативно-календарные нормативы, регламентирующие протекание производственных процессов;
    • административно-организационные нормативы (правила внутреннего распорядка, правила найма и т.п.).13
 

       Организационное планирование реализуется путем оперативно-производственного планирования, что свидетельствует о тесной связи административных методов с экономическими. Организационное планирование включает четыре основных элементы:

    • задание, определяющее результаты работы (объем производства или товарооборота);
    • качественные показатели (структура производства или товарооборота, качество услуг);
    • лимиты ресурсов (товарное обеспечение плана товарооборота);
    • план организационно-технических мероприятий.
 

       Организационный инструктаж предполагает инструктирование специалистов и служащих в системе управления для оказания им помощи в устранении трудностей, возникающих в процессе реализации управленческих решений.

       Организационное распорядительство- это своевременная  выдача распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям предприятия.

       Операционный  контроль- это программа исполнения решений и распоряжений различных  органов управления данного предприятия. А также вышестоящей организации. 

       2) Методы распорядительного  воздействия представляют собой административное воздействие, осуществляемое при помощи приказов, распоряжений, директив, указаний, резолюций.

       Приказ - письменное или устное распоряжение руководителя, направленное на решение  конкретной задачи, которое предписывает: что, когда, кому следует сделать. При этом обычно четко определяется ответственность исполнителя.

       Приказ  должен быть надлежащим образом оформлен и соответствовать нормам административного  права. Иначе он не является правомерным  в юридическом отношении.

       Распоряжение - управленческая команда руководителя, направленная на решение частных вопросов. Как правило, распоряжение используется для конкретизации задач в рамках отдельных структурных подразделений.

       Директива – решение о целях перспективного развития объекта управления.14 Директивы, как правило, определяют общую цель, связанную с политикой и миссией фирмы. Они обычно рассчитаны на длительный срок и требуют качественных изменений приемов работы.

       Указания  – постоянное распорядительное воздействие  руководителя по разъяснению конкретных заданий.

       Резолюция – распоряжение руководителя, зафиксированное  на документе.15

       Методы  распорядительного воздействия  должны осуществляться в ясной и  краткой форме с учетом существующих этических норм. 

       Организационно-распорядительные методы могут оказать влияние, как на материальные, так и на социальные интересы людей, обеспечивая тем самым определенную мотивацию их поведения. С помощью этих методов достигается четкое распределение прав и обязанностей в аппарате управления, обеспечивается дисциплина и организованность в работе, осуществляется координация трудовой деятельности.

       Таким образом, данные методы конкретизируют задачи, способы и сроки выполнения работы, а также ответственность  работников. В этом они коренным образом отличаются от экономических и социально-психологических методов.

 

2.3. Содержание и реализация  социально-психологических  методов управления 

       Менеджмент  исследует, прежде всего, социально-экономические  отношения людей, складывающиеся в  процессе управления. Любая организация  выступает не только как производственно-экономическая единица, но и как среда, в которой происходит формирование работников.16 Поэтому особое место в менеджменте отводится социально-психологическим методам управления, которые позволяют влиять на духовные интересы людей, регулируют межличностные отношения, а также непосредственно влияют на формирование и развитие трудового коллектива.

       Социально-психологические  методы включают разнообразный набор  способов и приемов, разрабатываемых  социологией, социальной психологией, психологией личности, психологией труда и другими науками, изучающими человека и межличностные отношения.

       Социально-психологические  методы управления используются для  решения следующих задач:

    • диагностики профессиональной пригодности работников;
    • оптимального подбора и расстановки кадров, т.е. для наиболее рационального формирования персонала;
    • регулирования межличностных отношений в коллективе;
    • повышения эффективности стимулирования деятельности работников;
    • повышения эффективности воспитательной работы в коллективе и укрепления дисциплины;
    • рационализации трудовых процессов.17
 

       Практическое  решение всех перечисленных выше задач требует создания на предприятиях специальных социально-психологических служб (отделов, бюро, лабораторий).

       Структура социально-психологических методов представлена на рис.3. Опираясь на него, рассмотрим способы реализации данного метода. 

Рисунок 3.

Структура социально-психологических методов. 

 
 
 
 
 
 

       Социально-психологические  методы управления предусматривают проведение необходимых исследований, которые в зависимости от способа исследования и объема могут быть подразделены следующим образом: изучение работника при помощи анкет, интервью, деловых игр по системе «человек о человеке», «коллектив о человеке», «человек о коллективе»; изучение, осуществляемое во время исполнения работником служебных обязанностей (наблюдение, эксперимент); изучение конечного результата деятельности работника.

       В ходе исследований применяются как  обычное (открытое) наблюдение, так  и включенное, т.е. полное вхождение исследователя в наблюдаемую среду на длительный отрезок времени.

       В практике социальной психологии широко применяется эксперимент для  проверки гипотез и методик. Эксперименты проходят как в лабораториях, так  и в естественных условиях, т.е. в трудовых коллективах.

       Наиболее  широко применение в менеджменте  получили такие социально психологические  методы, как опрос, беседа, интервью, анкетирование и тестирование.

       Опрос предполагает четкую формулировку вопросов, на которые следует дать однозначный ответ «да» или «нет». При помощи опроса можно выяснить мнение персонала об администрации, отношение к инновациям и т.п.

Информация о работе Методы управления и их мотивационная направленность