Методы управления и их мотивационная направленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Представленная работа исследует методы управления и их мотивационную направленность.
Методы управления - это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определенных целей. Методы управления многообразны, но их воздействие на персонал предприятия в целом и на каждого отдельного работника опосредовано мотивацией.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………4
1. Сущность и классификация методов управления……………………………..7
2. Содержание основных методов управления и их реализация в современных условиях …………………………………………………………………………..13
2.1. Содержание и реализация экономических методов управления……….....14
2.2. Содержание и реализация административных методов управления…......23
2.3. Содержание и реализация социально-психологических методов управления…………………………………………………………………….…..27
3. Практическое применение методов управления для мотивации персонала организации ……….………………………………………………………….......32
Заключение …………………………………………………………………….....36
Литература ……………

Файлы: 1 файл

менеджмент. курсовая работа..doc

— 198.00 Кб (Скачать)
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент» 
 

на тему: Методы управления и их мотивационная направленность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Москва 2010

 

 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение ……………………………………………………………………………4

1. Сущность и  классификация методов управления……………………………..7

2. Содержание  основных методов управления  и их реализация в современных условиях …………………………………………………………………………..13

2.1. Содержание и реализация экономических методов управления……….....14

2.2. Содержание и реализация административных методов управления…......23

2.3. Содержание и реализация социально-психологических методов управления…………………………………………………………………….…..27

3. Практическое  применение методов управления  для мотивации персонала организации  ……….………………………………………………………….......32

Заключение …………………………………………………………………….....36

Литература …………………………………………………………………...…...39

Приложение ………………………………………………………………………41 
Введение
 

       Представленная  работа исследует методы управления и их мотивационную направленность.

       Методы  управления - это способы воздействия  субъекта управления на управляемый объект для достижения определенных целей. Методы управления многообразны, но их воздействие на персонал предприятия в целом и на каждого отдельного работника опосредовано мотивацией.1

       В поведении людей важную роль играют потребности и интересы. Осознанные потребности побуждают к действию. Таким образом, совокупность потребностей, на достижение которых направлена деятельность людей, определяет мотивационную направленность методов управления. Другими словами, методы призваны развивать инициативу работников и их заинтересованность в достижении целей своей организации.

       Руководители (менеджеры) используют экономические, организационно-распорядительные и  социально-психологические методы.

       Переход нашей страны к рыночной модели экономики перевернул многое в вопросе методов управления. Тема данной работы является предельно актуальной, т.к. согласованная и целенаправленная работа любого коллектива обеспечивается правильным выбором и правильным применением методов управления.

       Методы  занимают особое место в управлении, так как на их базе происходит взаимное обогащение его теории и практики. Ведь, отвечая на вопрос, как выполнять ту или иную управленческую работу, методы позволяют сформировать систему правил, приёмов подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на целеполагание и целереализацию. Одновременно с этим использование системы методов при изучении новых проблем управления позволяет увеличивать знание об управлении и о закономерностях протекающих в нём процессов и явлений, способствуя развитию теории управления.

       В процессе управления используется множество  разнообразных способов, подходов и  приёмов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовывать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. Поэтому методы управления воздействуют обычно комплексно, а, следовательно, не следует противопоставлять эти методы друг другу, подразделяя их на главные и второстепенные. Напротив, их надо рассматривать в единстве и взаимосвязи, ибо их комплексное использование способствует оптимальному достижению поставленных целей.

       Например, если перед предприятием торговли поставлена задача увеличить объем товарооборота, то ее решение может быть обеспечено различными способами: внедрением прогрессивных форм торгового обслуживания населения и оказанием дополнительных услуг покупателям, расширением ассортимента и повышением цен на товары и услуги, использованием материального и морального поощрения  лучших работников торговой фирмы и т.д.

       Также, к примеру, устойчивое положение предприятия на рынке неразрывно связано с тем, насколько верно им избрана основная цель, как глубоко изучены и учтены интересы потребителя, в какой мере ему обеспечена возможность приобретения результатов труда данного коллектива.

       Таким образом, достижение коллективом намеченных целей может быть обеспечено лишь при совокупном использовании в  управлении им всех указанных выше методов. 
 
 
 

       Итак, в системе методов управления персоналом выделяют: 

       1) Экономический метод

       2) Административный метод

       3) Социально-психологический метод 

       Целью данной работы является исследование методов управления и их мотивационную  направленность. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: 

       1) Рассмотреть сущность и классификацию  методов управления.

       2) Изучить содержание основных  методов управления и их реализацию  в современных условиях.

       3) Дать оценку практическому применению  методов управления для мотивации  персонала организации. 

 

Глава 1 

Сущность  и классификация методов управления 

       Метод управления — совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.

       Слово «метод» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «исследование», имеет два значения: первое —  способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; второе — прием, способ или образ действия.

       В менеджменте существует очень большое  разнообразие методов управления и  их классификаций. Наиболее широкое  распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.

       Направленность  методов управления ориентирована  на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т. п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).

       Содержание  методов управления — это специфика  приемов и способов воздействия. Организационная форма методов управления — воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий). 
 

       В связи с вышеизложенным выделяются следующие методы управления:

       1) экономические, обусловленные экономическими стимулами;

       2) организационно-распорядительные, или административные, основанные на прямых директивных указаниях;

       3) социально-психологические, применяемые  с целью повышения социальной  активности сотрудников. 

       Система методов управления представлена в  Приложении 1. 

       Основу  экономических методов управления составляют товарно-денежные отношения, материальная заинтересованность каждого работника в результатах своего труда. Они побуждают коллективы добиваться поставленных целей с минимальными затратами.2 Таким образом, использование экономических методов управления связано с формированием плана работы и контролем за его осуществлением, а также с экономическим стимулированием труда, т.е. с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда, и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество. 

       Организационно-распорядительные (административные) методы базируются на обязательном подчинении нижестоящих  руководителей (менеджеров) вышестоящим, на дисциплинарной ответственности, на принципе единоначалия. Но при этом административные методы должны отражать реальные условия, учитывать действие экономических и юридических законов, в противном случае они превращаются в некомпетентное вмешательство в работу своих подчиненных. В управлении эта мотивация играет весьма существенную роль. Она предполагает не только безусловное соблюдение законов и нормативных актов, принятых на государственном уровне, но и четкое определение прав и обязанностей руководителей и подчиненных, при котором распоряжение руководителя обязательно для исполнения подчиненными. Несоблюдение этих отношений подчиненными влечет за собой применение санкций (замечание, выговор, увольнение и т.п.).

       Властная  мотивация создает необходимые  условия для организации и  взаимодействия, а сами организационно-распорядительные методы управления призваны обеспечить эффективную деятельность системы управления любого уровня на основе ее оптимальной организации. Эти методы охватывают организационное планирование, организационное нормирование, инструктаж, распорядительство и контроль. К организационно-распорядительным методам на макроуровне можно отнести законодательные акты, которые регулируют права и обязанности объектов управления и создают рамочные условия для функционирования предприятий. Властная мотивация, заложенная в основу организационно-распорядительных методов, опирается на возможность принуждения.3

       Однако, как показывает практика, применение только материальных и властных мотиваций  не позволяет в полной мере мобилизировать творческую активность персонала и  каждого работника на достижение целей организации. 

       Для достижения максимальной эффективности  управления необходимы духовные мотивации. Социально-психологические методы - это способы воздействия руководителя на коллектив, основанные на изучении «психологического» климата в нем, индивидуальных особенностей каждого работника и использовании их для достижения поставленных перед коллективом общих целей. Эти методы проявляются в повседневной деятельности руководителей (менеджеров), в их общении с коллективом. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, этические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности. Моральная мотивация отличается особой сложностью и тонкостью. Ее конечный эффект определить трудно, но ее результаты весьма значительны.

       Разница между административными, экономическими и социально-психологическими методами управления легко видна из таблицы 1. 

Таблица 1. 

Разница между основными методами управления. 

  Административные

(принуждение)

Экономические

(побуждение

и принуждение)

Социально-

психологические

(побуждение)

Основа  применения Угроза наказания Возможность увеличить

доход

Достижение

психологического

комфорта

Подходы к реализации Жесткие Адаптивные  к ситуации Адаптивные  к личности
Требования

к субъекту

Исполнительность,

организованность

Профессионализм Профессионализм,

умение работать

в команде, инициативность

Информация о работе Методы управления и их мотивационная направленность