Методы управления и их мотивационная направленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Представленная работа исследует методы управления и их мотивационную направленность.
Методы управления - это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определенных целей. Методы управления многообразны, но их воздействие на персонал предприятия в целом и на каждого отдельного работника опосредовано мотивацией.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………4
1. Сущность и классификация методов управления……………………………..7
2. Содержание основных методов управления и их реализация в современных условиях …………………………………………………………………………..13
2.1. Содержание и реализация экономических методов управления……….....14
2.2. Содержание и реализация административных методов управления…......23
2.3. Содержание и реализация социально-психологических методов управления…………………………………………………………………….…..27
3. Практическое применение методов управления для мотивации персонала организации ……….………………………………………………………….......32
Заключение …………………………………………………………………….....36
Литература ……………

Файлы: 1 файл

менеджмент. курсовая работа..doc

— 198.00 Кб (Скачать)
 
 

       С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они являются первичными по отношению к остальным. Речь идет о методах формирования трудовых коллективов и управленческих структур, их ориентации во времени и пространстве; нормирования деятельности, ее регламентации и т.д. С помощью административных методов происходит активное вмешательство в деятельность людей либо путем их прямого принуждения к определенному поведению, либо путем создания возможности такого принуждения.

       Административные  методы используются при управлении решением простых стандартных задач, прежде всего в структурах военизированного типа, например на транспорте. Они требуют ограничения инициативы работников и возложения всей ответственности за результаты на руководителя. Составным элементом таких методов является премирование исполнителей, однако осуществляется оно не за реальные успехи, а за многолетний стаж, лояльность по отношению к администрации, дисциплинированность и т. п.4

       Самый главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируют исполнителей на достижение заданных результатов, а не на их рост; поощряют исполнительность, а не инициативу. Поэтому сегодня в условиях, когда необходимо развивать творческий подход к делу, постоянное стремление к новому, такие методы себя изживают.

       Успешному решению производственных задач в большей мере способствуют экономические методы управления. Они основаны на материальной заинтересованности работников в деле самостоятельного поиска оптимальных способов деятельности и принятии на себя ответственности за их результаты. Такие методы начали внедряться в начале XX в. во многом благодаря усилиям Ф. Тейлора.5

       Экономические методы предполагают, что своевременное  и качественное выполнение заданий вознаграждается за счет экономии затрат или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявленных работниками усилий. Поэтому люди напрямую заинтересованы в максимизации реального результата своей деятельности.

       Однако  экономические методы управления также  ограничены, особенно применительно к работникам интеллектуальных профессий, ибо для них деньги — важный, но чаще всего не самый главный стимул работы.

       Здесь на помощь приходят социально-психологические методы управления, сформировавшиеся в 20-х г. XX столетия. Они предполагают два направления воздействия на поведение работников и повышение их трудовой активности. Первое. Формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие доброжелательных отношений между руководителем и подчиненными, оказание им поддержки. Второе. Раскрытие личных способностей каждого работника, оказание помощи в их совершенствовании, что ведет к максимальной самореализации человека в трудовой деятельности. 

       Между всеми указанными методами существует тесная связь. Так, применение экономических  методов становится успешным тогда, когда умело поставлена организаторская, административная деятельность, обеспечивающая создание четкого распорядка работы, установление ответственности каждого исполнителя за возложенные на него обязанности. Там, где есть уважение к дисциплине, там эффективнее действуют и экономические методы. В свою очередь административные методы  тесно связаны с социально-психологическими методами. Как уже было отмечено, исходя из принципа единоначалия, руководитель имеет право издавать приказы и распоряжения. Однако при всем этом он должен учитывать в каждый момент общее состояние «социально-психологического» климата, а также индивидуальные особенности каждого исполнителя, от которых во многом зависит успешность выполнения издаваемого приказа или распоряжения.6 

Глава 2 

Содержание  основных методов  управления и их реализация в современных условиях 

       Содержание  методов управления — это специфика  приемов и способов воздействия  субъекта управления на объект для  достижения определенных целей.

       Как уже было отмечено, наука и практика выработала три основных группы методов управления персоналом: экономические, административные и социально-психологические.

       Содержание  и реализация данных методов представлена в  Приложении 2.

       Далее рассмотрим подробнее каждую группу методов.

 

2.1. Содержание и реализация экономических методов управления 

       Экономические методы управления базируются на материальных интересах людей. Эти методы используются на разных уровнях управления. Структура экономических методов представлена на рис.1. 

       Рисунок 1.

Структура экономических методов управления. 

 

       Опираясь  на данный рисунок, рассмотрим каждый уровень в отдельности. 

       1) Экономические методы  управления на  макроуровне выступают как государственное регулирование экономики.

       Государство в современных условиях вынуждено  регулировать экономическое развитие страны. Этого требуют уровень  развития производства, научно-технический  прогресс, охрана природы. Поэтому государство  привлекает крупные научные центры и университеты к разработке прогнозов на перспективу по наиболее актуальны проблемам. Данные этих прогнозов имеют ориентировочный характер, но они позволяют выработать стратегию государства на перспективу, а в необходимых случаях приступить к разработке и реализации национальных программ, которые в отличие от прогнозов имеют четко выраженную целевую ориентацию, директивный характер, определенность во времени.7

       Принимая государственную программу, правительство страны обычно определяет цели и приоритеты экономического развития и стимулирует их достижение с помощью государственных заказов, налоговых льгот, инвестиций, льготного кредитования, дотаций и цен.

       Главным инструментом государственного регулирования  можно считать госзаказы, выдаваемые в рамках национальных программ. Они  гарантируют, как правило, высокие цены, сбыт продукции, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень прибыли.

       Разработка  прогнозов, национальных программ и  государственных заказов свидетельствует  об использовании элементов планирования на макроуровне.

       Планирование — это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.8 Сущность планирования заключается в том, чтобы на основе сознательного использования системы объективных экономических законов, основных положений и выводов экономической теории, накопленного опыта и хозяйственной практики обеспечить научно обоснованное руководство развитием народного хозяйства посредством использования системы плановых документов. Планирование осуществляется на различных уровнях, иерархиях управления. Широко используются балансовый и нормативный методы планирования.

       Балансовый  метод предназначен для увязки общественных потребностей и ресурсов, обеспечения  необходимой пропорциональности и  координации в развитии различных  продуктов, производств, отраслей, территорий и народного хозяйства в целом.9 Баланс в переводе с французского буквально — «весы, равновесие или уравновешивание двух сторон в каком-либо постоянно изменяющемся явлении». Сущность каждого баланса заключается в обеспечении количественных соответствий между ресурсами и потребностями, хозяйственными мероприятиями и ожидаемыми результатами. Примером использования балансового метода на макроуровне может служить финансовый баланс страны – государственный бюджет, при помощи которого увязываются доходы и расходы государства.

       Суть  нормативного метода состоит в обосновании  плановых заданий и показателей  нормами и нормативами. При этом сами понятия «норма» и «норматив» по своему экономическому содержанию не идентичны. Норма- это, как правило, предельно допустимая, абсолютная величина расходов материальных, трудовых или финансовых ресурсов на определенные планом цели (например, норма расхода сырья на единицу продукции), а норматив характеризует обычно количественную меру связи между показателями плана и является относительной величиной (например, норматив рентабельности).

       Важным  инструментом государственного регулирования  являются инвестиции, т.е. совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных капиталовложений в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и  другие отрасли хозяйства.

       Существенным  экономическим рычагом, используемым на всех уровнях управления, является кредитование. Кредитование выражает отношения между кредитором и  заемщиком. Кредит, как известно, представляет собой ссуду в денежной или  товарной форме, которая выдается на условиях возвратности и обычно с уплатой процента. 

       2)Применение  экономических методов  на микроуровне имеет определенную специфику. В частности, внутрифирменное планирование должно иметь системный характер, т.е. рассматриваться как система, все элементы которой должны быть ориентированы на достижение общей цели; должно быть партисипативным, т.е. плановой работе должны принимать участие все работники предприятия; должно быть непрерывным и гибким.

       Планирование  предусматривает заблаговременное принятие решений. Оно устанавливает связь между существующим положение дел на предприятии и тем, которое должно быть достигнуто в будущем, что даст возможность реализовать предоставляющиеся возможности и свести к минимуму будущий риск.

       В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.

       Долгосрочные  планы составляются на 3-5 лет. Они  имеют стратегический характер и  отражают глобальные цели и основные этапы их достижения. Они должны учитывать состояние и перспективы развития внешней среды, а также собственные преимущества и недостатки, т.е. внутреннюю среду организации.

       Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает  возможности всех подразделений  на основе их собственной оценки и охватывает все основные аспекты деятельности фирмы (производство, маркетинг, финансы, кадры, научно- конструкторские работы).

       Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д. 

       Применение  планирования:

  • улучшает координацию действий в организации;
  • позволяет организации учитывать быстрые изменения во внешней среде;
  • делает возможным реализацию благоприятных возможностей для организации;
  • улучшает информационный обмен в организации;
  • способствует оптимальному распределению ресурсов;
  • четко очерчивает обязанности и ответственность персонала;
  • стимулирует работников к лучшему исполнению своей работы, а менеджеров – к большей обоснованности и реализации собственных решений;
  • улучшает контроль в организации;
 

       Внутрифирменное планирование имеет особое значение для таких областей деятельности, как распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегической предвидение.

       Распределение ресурсов - включает в себя распределение  ограниченных организационных ресурсов, таких, как фонды, управленческие кадры  и технологический опыт.

       Адаптация к внешней среде охватывает все  действия, которые улучшают отношения  организации с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним  как благоприятным возможностям, так и возможным опасностям, выявляя  соответствующие ситуации и обеспечивая эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Планирование преуспевающих предприятий имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.

       Внутренняя  координация – это координация  деятельности организации, учитывающая  ее сильные и слабые стороны с  целью достижения эффективной интеграции внутренних операций в организациях.

       Организованное  стратегические предвидение предусматривает систематическое развитие мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях.10 Способность учиться на опыте позволяет организации корректировать свое стратегическое направление и повышать профессионализм в области стратегического менеджмента. Устойчивый успех организаций обеспечивается постоянным стремлением руководства учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее.

       В современных условиях, когда организациям приходится добиваться своих  целей в условиях динамичной, изменчивой и часто неопределенной среды, управление должно осуществляться планомерно на основе концепций стратегического менеджмента.11

       Важным  экономическим методом, используемым на уровне предприятия является коммерческий расчет. Этот метод предусматривает покрытие расходов доходами и получение предприятием прибыли от результатов хозяйственной деятельности.

       Специфической формой коммерческого расчета для  многих государственных предприятий  в нашей стране был хозрасчет.

       Хозрасчет –  такое ведение хозяйственной  деятельности на социалистическом предприятии, когда окупаются все затраты на производство продукции, у предприятия и его работников появляются экономические стимулы к увеличению объема производства, улучшению качества продукции, увеличению заработной платы.

Информация о работе Методы управления и их мотивационная направленность