Методы принятия и реализации управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению: на первый план выходят рыночные критерии эффективности и повышаются требования к гибкости управления. В настоящее время экономическая среда, в силу своей нестабильности и подвижности, требует новых методов управления, соответствующих уровню современных производственных систем. Как показывает практика, на первый план выдвигаются вопросы эффективности деятельности организации, непосредственно связанные с качественной подготовкой управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым специалистом в области управления теоретическими знаниями и практическими навыками разработки управленческих решений

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..4
1 Методы принятия управленческих решений и их реализация…………….6
1.1 Методы принятия управленческих решений……………………….……..6
1.2 Реализация управленческих решений…………………………….……….8
2 Характеристика деятельности ОАО «ЭЛЕМА» и структура принятия решений……………………………………………………………………..…..12
2.1 История развития и характеристика деятельности ОАО «ЭЛЕМА»…………………………………………………………...…………...12
2.2 Методы принятия управленческих решений в ОАО «ЭЛЕМА» и их реализация…………………………………………………………………....…18
3 Рекомендации к управленческим решениям на предприятии……………………………………………………………………..21
Заключение………………...………….…………………….…………………..22
Список использованных источников…………………….…….……………...24
Приложение А…………………………………………………………………..25
Приложение В………………………………………………………………….26
Приложение С………………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 51.18 Кб (Скачать)

       Анализ  показателей платежеспособности приведен в таблице 2(приложение B).

       Данные  таблицы 2 свидетельствуют о том, что на начало 2010 г. улучшились такие показатели финансового состояния предприятия как платежеспособность и ликвидность. Так, улучшение показателя абсолютной ликвидности произошло в результате увеличения доли денежных средств в структуре текущих активов. Коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода увеличился на 0,44 пункта по сравнению с прошлым годом и составил 1,14. Нормативное значение данного показателя 1,7.

       Рентабельность  собственного капитала равна 52,4% в 2010 г. Этот достаточно высокий показатель свидетельствует о том, что предприятие способно возмещать капитал, - необходимое условие существования и роста предприятия. В итоге выплачиваются дивиденды на приобретенные акции, уровень дивидендов составил 7,8% в 2010 г., что способствует повышению имиджа и инвестиционной привлекательности.

       Рентабельность  реализованной продукции в 2010 г. увеличилась и составила 50,1%, (в 2009 г. - 42,0%). Решающее влияние на это оказало снижение себестоимости реализованной продукции.

       Производственные  мощности предприятие полностью  не загружены, поскольку в последнее  время наблюдалось некоторое  падение объема продаж и в связи  с этим было принято решение о  снижении выпуска швейной продукции  (так, коэффициент использования производственных мощностей в 2010 г. - 0,95, и в 2009 г. -0,95). Вместе с тем, предприятие в ближайшее время не планирует увеличить объемы выпуска продукции. Внутренний рынок не насыщен данной группой товаров, однако, в силу низких доходов населения не является привлекательным. Внешний рынок также не является привлекательным, во-первых, он характеризуется высокой степенью конкуренции, во-вторых, в соответствии с административным регулированием курсов валют, экспорт продукции стал невыгодным. Деловую активность предприятия как субъекта хозяйствования характеризуют коэффициенты оборачиваемости и, соответственно, продолжительность оборота капитала. Продолжительность оборота в 2008г. составила 136 дней, в т. ч. дебиторской задолженности 44 дня. Относительно высокая величина данного показателя объясняется отсрочкой оплаты стоимости реализуемой продукции торговым предприятиям.

       В 2010 г. продолжительность оборота оборотных средств уменьшилась до 89 дней или на 34,4%, значительно повысился коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. Вместе с тем, достаточно высоким остается показатель оборачиваемости готовой продукции, и именно в данном направлении предприятию предстоит работать.

       Конкурентоспособность ОАО «Элема», ее потенциал в деловом  сотрудничестве в значительной мере зависит от финансового состояния, т.е. от структуры капитала и платежеспособности.

       Анализ  динамики состава и структуры  имущества дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения всего имущества  предприятия или отдельных его  видов. Прирост (уменьшение) актива свидетельствует  о расширении (сужении) деятельности предприятия.

       Основными составляющими постоянных активов (внеоборотных активов) на конец 2010 года являются основные средства 47,38% или 6677180 млн.руб., хотя их доля в структуре активов увеличилась в 3,2 раза по сравнению с 2009 годом, а доля незавершенного капитального строительства уменьшилась на 38.95 п.п и составила на конец отчетного периода 1381 млн. руб. Это объясняется тем, что на фабрике не ведется капитальное строительство, реконструкция цехов также не проводится, а увеличение доли основных средств связано с осуществлением инвестиций в основные фонды.

       Оборотные средства в активе баланса занимают большую часть (52,55% в 2010 г., 54,12% в 2009 г.), что является положительной тенденцией, т.к. маневренность предприятия повышается.

       Наименьший  удельный вес в составе текущих  активов занимают краткосрочные  финансовые вложения. Следствием такого положения является высокая платежеспособность и сильная финансовая устойчивость (независимость от внешних кредитов).

       Наиболее  мобильная часть актива - денежные средства на конец 2010 года - резко увеличилась (с 202475 млн.руб. на конец 2009 года до 393378 млн.руб. на конец 2010 года). Наряду с этим доля дебиторской задолженности также резко увеличилась в 2010 году на 1.26 п.п. по сравнению с 2009 годом.

       Анализ  структуры краткосрочных активов  дает основание предполагать, что в течение 2010 года продукция отгружалась неплатежеспособным клиентам. Данный вывод сделан на основе сравнения роста дебиторской задолженности и постепенного снижения запасов готовой продукции на складе. Наряду с этим, к отрицательной стороне структуры капитала относится также значительный удельный вес готовой продукции в текущих активах.

       Что касается структуры денежных средств  ОАО «Элема», то основной объем финансовых ресурсов предприятия сосредоточен на расчетном счете. Убытков в  течение анализируемого периода  не наблюдается.

       Причины увеличения или уменьшения имущества  предприятия устанавливают в  ходе изучения происшедших изменений  в составе источников его образования. Поступление, приобретение, создание имущества  предприятие может осуществлять за счет собственных и заемных  средств, характеристика соотношения  которых раскрывает сущность его  финансового положения. Так, увеличение доли заемных средств, с одной  стороны, свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятия  и повышении степени его финансовых рисков, а с другой - об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнении в срок финансовых обязательств) доходов  от кредиторов к предприятию - должнику.

       В течение анализируемого периода  предприятие не привлекало долгосрочные источники финансирования.

       Так как предприятию в 2010 г. предоставляются зарубежными партнерами товарный кредит сроком на 60 - 90 дней, в итоге в обороте находится значительный удельный вес заемных средств.

       Структура собственного капитала предприятия  на протяжении исследуемого периода  не изменялась, основной составляющей собственных источников финансирования является уставной капитал, доля которого в структуре собственных составляла 89,2% в 2010 г., 87,6% в 2009 г. Увеличение собственного капитала произошло за счет увеличения чистой прибыли.

       Учитывая  увеличение доли собственных средств  в общей сумме источников и  увеличение накопленного капитала, можно  охарактеризовать ОАО как надежного  заемщика при получении долгосрочного  кредитования.

       Значительные  объемы запасов готовой продукции  на складах в течении отчетного  года позволяют предположить, что  фабрика производит продукцию не пользующуюся чрезмерным спросом. В  связи с этим можно предложить отказаться от производства продукции, пролеживающей на складе в последнее  время.

       Рассматривая  показатели рисков, необходимо обратить внимание на запас финансовой прочности, долю переходящих запасов готовой продукции.

       Предприятие имеет достаточно большой запас  финансовой прочности, что особо  важно в условиях неопределенности, постоянно меняющейся конъюнктуры  рынка и конкуренции.

       Следует отметить увеличение риска, связанного с увеличением доли переходящих  остатков готовой продукции, в 2010г. прирост составил 31%. Высокий уровень риска невостребованной продукции, возникающий вследствие отказа потребителей покупать ее, связан, во-первых, с недостаточным прогнозированием спроса на продукцию, во-вторых, с внешними причинами, и, в первую очередь, с неплатежеспособностью населения.

       Исходя  из условий внешней среды, а также  с учетом внутренних резервов, основной стратегией ОАО «Элема» является выживание, цель которого адаптация  к ухудшающимся условиям рынка, сохранение потенциала предприятия и рынков сбыта (таблица 3, приложение С).  

2.2 Методы принятия управленческих решений в ОАО «ЭЛЕМА» и их реализация

       Все методы принятия управленческих решений  в той или иной степени имеют  своё отражение на предприятии ОАО  «Элема».

       Аналитические методы в ОАО, основаны на работе руководителя или специалиста с набором аналитических зависимостей. Эти зависимости определяют соотношение между условиями выполнения задачи и ее результатами в виде формул, графиков, логических соотношений.

       Так например строятся зависимости между спросом и предложением, что даёт информацию о том, сколько необходимо выпускать продукции, чтобы она была востребована.

       Зависимость жизненного цикла продукции от времени, предоставляет информацию о том, насколько долго новый товар будет интересен в зависимости от таких факторов как мода и сезонность.

       Зависимость производительности труда от квалификации персонала, показывает информацию о том, достаточен ли уровень квалификации персонала, соответствует ли данный уровень требованиям организации.

       Зависимость качества управленческих решений от полноты и ценности информации, т.е. руководитель, прежде чем принимать решение, обязан знать все аспекты и трудности связанные с реализацией этого решения, так чтобы не было недопонимания между руководителем и подчинёнными.

       ОАО «Элема», по статистическому методу, использует информацию о прошлом удачном опыте ряда организаций для разработки и реализации собственных управленческих решений. Необходимые данные получают как по результатам реальных действий, так и путем статистического моделирования.

       При помощи метода сценариев в ОАО «Элема», создаются технологии разработки сценариев, обеспечивающие более высокую вероятность выработки эффективного решения в тех ситуациях, когда это возможно, и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму в тех ситуациях, когда потери неизбежны.

       В ОАО «Элема» широко используются психологические методы – конференция  идей, т.е. выслушиваются и выносятся  на обсуждение ряд идей, из которых  выбирается лучшая с некоторыми поправками.

       Также распространён метод подключения  новых интеллектуальных источников, а именно – работа с консультантами. Например, по некоторым вопросам целесообразно проконсультироваться у специалистов знающих свою область, которые способны уточнить и подкорректировать принимаемое решение в данной области, что несомненно и применяется в ОАО.

       Поскольку любая формальная модель организации  обедняет ее содержательный аспект и  не в полной мере учитывает особенности  развития, опыт профессионального руководителя ОАО «Элема», служит дополнительным источником корректировки модели.

       Механизм реализации принимаемых решений в ОАО «Элема» соответствует всем стадиям:

       - разработка плана реализации  решений;

       - управление реализаций;

       - контроль выполнения решения;

       - оценка результатов реализации.

       Также на предприятии ставятся задачи для эффективной реализации принятых решений:

       -      определение комплекса необходимых результатов; определение необходимого объема ресурсов, определение числа исполнителей, распределение работ, ресурсов и исполнителей по объектам.

       -  проведение инструктивно-методических мероприятий с исполнителем; личное распорядительство в ходе выполнения решений; оказание помощи исполнителям в случае возникновения трудностей.

       -   периодическая оценка фактической эффективности решения; прогнозирование окончания срока эффективного действия решения; определение необходимости в корректировке действующего или принятии нового решения; накопление, систематизация опыта и разработка алгоритмов реализации решений.

       -     контроль за соблюдением основных характеристик реализуемого решения; контроль за соблюдением сроков реализации; выявление причин отклонений в ходе реализации решений; внесение изменений в проблему реализации решений.

       В следующем разделе я попытаюсь  дать краткую рекомендацию по совершенствованию управленческих решений в ОАО «Элема». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ  К УПРАВЛЕНЧЕСКИМ РЕШЕНИЯМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Информация о работе Методы принятия и реализации управленческих решений