Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:44, курсовая работа
Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению: на первый план выходят рыночные критерии эффективности и повышаются требования к гибкости управления. В настоящее время экономическая среда, в силу своей нестабильности и подвижности, требует новых методов управления, соответствующих уровню современных производственных систем. Как показывает практика, на первый план выдвигаются вопросы эффективности деятельности организации, непосредственно связанные с качественной подготовкой управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым специалистом в области управления теоретическими знаниями и практическими навыками разработки управленческих решений
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..4
1 Методы принятия управленческих решений и их реализация…………….6
1.1 Методы принятия управленческих решений……………………….……..6
1.2 Реализация управленческих решений…………………………….……….8
2 Характеристика деятельности ОАО «ЭЛЕМА» и структура принятия решений……………………………………………………………………..…..12
2.1 История развития и характеристика деятельности ОАО «ЭЛЕМА»…………………………………………………………...…………...12
2.2 Методы принятия управленческих решений в ОАО «ЭЛЕМА» и их реализация…………………………………………………………………....…18
3 Рекомендации к управленческим решениям на предприятии……………………………………………………………………..21
Заключение………………...………….…………………….…………………..22
Список использованных источников…………………….…….……………...24
Приложение А…………………………………………………………………..25
Приложение В………………………………………………………………….26
Приложение С………………………………………………………………….27
Анализ показателей платежеспособности приведен в таблице 2(приложение B).
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что на начало 2010 г. улучшились такие показатели финансового состояния предприятия как платежеспособность и ликвидность. Так, улучшение показателя абсолютной ликвидности произошло в результате увеличения доли денежных средств в структуре текущих активов. Коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода увеличился на 0,44 пункта по сравнению с прошлым годом и составил 1,14. Нормативное значение данного показателя 1,7.
Рентабельность собственного капитала равна 52,4% в 2010 г. Этот достаточно высокий показатель свидетельствует о том, что предприятие способно возмещать капитал, - необходимое условие существования и роста предприятия. В итоге выплачиваются дивиденды на приобретенные акции, уровень дивидендов составил 7,8% в 2010 г., что способствует повышению имиджа и инвестиционной привлекательности.
Рентабельность реализованной продукции в 2010 г. увеличилась и составила 50,1%, (в 2009 г. - 42,0%). Решающее влияние на это оказало снижение себестоимости реализованной продукции.
Производственные мощности предприятие полностью не загружены, поскольку в последнее время наблюдалось некоторое падение объема продаж и в связи с этим было принято решение о снижении выпуска швейной продукции (так, коэффициент использования производственных мощностей в 2010 г. - 0,95, и в 2009 г. -0,95). Вместе с тем, предприятие в ближайшее время не планирует увеличить объемы выпуска продукции. Внутренний рынок не насыщен данной группой товаров, однако, в силу низких доходов населения не является привлекательным. Внешний рынок также не является привлекательным, во-первых, он характеризуется высокой степенью конкуренции, во-вторых, в соответствии с административным регулированием курсов валют, экспорт продукции стал невыгодным. Деловую активность предприятия как субъекта хозяйствования характеризуют коэффициенты оборачиваемости и, соответственно, продолжительность оборота капитала. Продолжительность оборота в 2008г. составила 136 дней, в т. ч. дебиторской задолженности 44 дня. Относительно высокая величина данного показателя объясняется отсрочкой оплаты стоимости реализуемой продукции торговым предприятиям.
В 2010 г. продолжительность оборота оборотных средств уменьшилась до 89 дней или на 34,4%, значительно повысился коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. Вместе с тем, достаточно высоким остается показатель оборачиваемости готовой продукции, и именно в данном направлении предприятию предстоит работать.
Конкурентоспособность ОАО «Элема», ее потенциал в деловом сотрудничестве в значительной мере зависит от финансового состояния, т.е. от структуры капитала и платежеспособности.
Анализ динамики состава и структуры имущества дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения всего имущества предприятия или отдельных его видов. Прирост (уменьшение) актива свидетельствует о расширении (сужении) деятельности предприятия.
Основными составляющими постоянных активов (внеоборотных активов) на конец 2010 года являются основные средства 47,38% или 6677180 млн.руб., хотя их доля в структуре активов увеличилась в 3,2 раза по сравнению с 2009 годом, а доля незавершенного капитального строительства уменьшилась на 38.95 п.п и составила на конец отчетного периода 1381 млн. руб. Это объясняется тем, что на фабрике не ведется капитальное строительство, реконструкция цехов также не проводится, а увеличение доли основных средств связано с осуществлением инвестиций в основные фонды.
Оборотные средства в активе баланса занимают большую часть (52,55% в 2010 г., 54,12% в 2009 г.), что является положительной тенденцией, т.к. маневренность предприятия повышается.
Наименьший удельный вес в составе текущих активов занимают краткосрочные финансовые вложения. Следствием такого положения является высокая платежеспособность и сильная финансовая устойчивость (независимость от внешних кредитов).
Наиболее мобильная часть актива - денежные средства на конец 2010 года - резко увеличилась (с 202475 млн.руб. на конец 2009 года до 393378 млн.руб. на конец 2010 года). Наряду с этим доля дебиторской задолженности также резко увеличилась в 2010 году на 1.26 п.п. по сравнению с 2009 годом.
Анализ
структуры краткосрочных
Что касается структуры денежных средств ОАО «Элема», то основной объем финансовых ресурсов предприятия сосредоточен на расчетном счете. Убытков в течение анализируемого периода не наблюдается.
Причины
увеличения или уменьшения имущества
предприятия устанавливают в
ходе изучения происшедших изменений
в составе источников его образования.
Поступление, приобретение, создание имущества
предприятие может осуществлять
за счет собственных и заемных
средств, характеристика соотношения
которых раскрывает сущность его
финансового положения. Так, увеличение
доли заемных средств, с одной
стороны, свидетельствует об усилении
финансовой неустойчивости предприятия
и повышении степени его
В течение анализируемого периода предприятие не привлекало долгосрочные источники финансирования.
Так как предприятию в 2010 г. предоставляются зарубежными партнерами товарный кредит сроком на 60 - 90 дней, в итоге в обороте находится значительный удельный вес заемных средств.
Структура собственного капитала предприятия на протяжении исследуемого периода не изменялась, основной составляющей собственных источников финансирования является уставной капитал, доля которого в структуре собственных составляла 89,2% в 2010 г., 87,6% в 2009 г. Увеличение собственного капитала произошло за счет увеличения чистой прибыли.
Учитывая увеличение доли собственных средств в общей сумме источников и увеличение накопленного капитала, можно охарактеризовать ОАО как надежного заемщика при получении долгосрочного кредитования.
Значительные объемы запасов готовой продукции на складах в течении отчетного года позволяют предположить, что фабрика производит продукцию не пользующуюся чрезмерным спросом. В связи с этим можно предложить отказаться от производства продукции, пролеживающей на складе в последнее время.
Рассматривая показатели рисков, необходимо обратить внимание на запас финансовой прочности, долю переходящих запасов готовой продукции.
Предприятие имеет достаточно большой запас финансовой прочности, что особо важно в условиях неопределенности, постоянно меняющейся конъюнктуры рынка и конкуренции.
Следует отметить увеличение риска, связанного с увеличением доли переходящих остатков готовой продукции, в 2010г. прирост составил 31%. Высокий уровень риска невостребованной продукции, возникающий вследствие отказа потребителей покупать ее, связан, во-первых, с недостаточным прогнозированием спроса на продукцию, во-вторых, с внешними причинами, и, в первую очередь, с неплатежеспособностью населения.
Исходя
из условий внешней среды, а также
с учетом внутренних резервов, основной
стратегией ОАО «Элема» является
выживание, цель которого адаптация
к ухудшающимся условиям рынка, сохранение
потенциала предприятия и рынков
сбыта (таблица 3, приложение С).
2.2 Методы принятия управленческих решений в ОАО «ЭЛЕМА» и их реализация
Все методы принятия управленческих решений в той или иной степени имеют своё отражение на предприятии ОАО «Элема».
Аналитические методы в ОАО, основаны на работе руководителя или специалиста с набором аналитических зависимостей. Эти зависимости определяют соотношение между условиями выполнения задачи и ее результатами в виде формул, графиков, логических соотношений.
Так например строятся зависимости между спросом и предложением, что даёт информацию о том, сколько необходимо выпускать продукции, чтобы она была востребована.
Зависимость жизненного цикла продукции от времени, предоставляет информацию о том, насколько долго новый товар будет интересен в зависимости от таких факторов как мода и сезонность.
Зависимость производительности труда от квалификации персонала, показывает информацию о том, достаточен ли уровень квалификации персонала, соответствует ли данный уровень требованиям организации.
Зависимость качества управленческих решений от полноты и ценности информации, т.е. руководитель, прежде чем принимать решение, обязан знать все аспекты и трудности связанные с реализацией этого решения, так чтобы не было недопонимания между руководителем и подчинёнными.
ОАО «Элема», по статистическому методу, использует информацию о прошлом удачном опыте ряда организаций для разработки и реализации собственных управленческих решений. Необходимые данные получают как по результатам реальных действий, так и путем статистического моделирования.
При помощи метода сценариев в ОАО «Элема», создаются технологии разработки сценариев, обеспечивающие более высокую вероятность выработки эффективного решения в тех ситуациях, когда это возможно, и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму в тех ситуациях, когда потери неизбежны.
В ОАО «Элема» широко используются психологические методы – конференция идей, т.е. выслушиваются и выносятся на обсуждение ряд идей, из которых выбирается лучшая с некоторыми поправками.
Также
распространён метод
Поскольку любая формальная модель организации обедняет ее содержательный аспект и не в полной мере учитывает особенности развития, опыт профессионального руководителя ОАО «Элема», служит дополнительным источником корректировки модели.
Механизм реализации принимаемых решений в ОАО «Элема» соответствует всем стадиям:
- разработка плана реализации решений;
- управление реализаций;
- контроль выполнения решения;
- оценка результатов реализации.
Также на предприятии ставятся задачи для эффективной реализации принятых решений:
- определение комплекса необходимых результатов; определение необходимого объема ресурсов, определение числа исполнителей, распределение работ, ресурсов и исполнителей по объектам.
- проведение инструктивно-методических мероприятий с исполнителем; личное распорядительство в ходе выполнения решений; оказание помощи исполнителям в случае возникновения трудностей.
- периодическая оценка фактической эффективности решения; прогнозирование окончания срока эффективного действия решения; определение необходимости в корректировке действующего или принятии нового решения; накопление, систематизация опыта и разработка алгоритмов реализации решений.
- контроль за соблюдением основных характеристик реализуемого решения; контроль за соблюдением сроков реализации; выявление причин отклонений в ходе реализации решений; внесение изменений в проблему реализации решений.
В
следующем разделе я попытаюсь
дать краткую рекомендацию по совершенствованию
управленческих решений в ОАО «Элема».
Информация о работе Методы принятия и реализации управленческих решений