Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:16, курсовая работа
Современный рынок - это жесткие принципы отбора персонала, в том числе руководителей, цель моей работы – изучить методы этой работы.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении методов отбора управленческой элиты на предприятии «Октябрьский завод сухого и обезжиренного молока».
Введение 4
1 Теоретические аспекты отбора управленческой элиты 6
1.1 Характеристика методов профессионального отбора 6
1.2 Профессиональный отбор по личным деловым качествам. Определение психологической профессиональной пригодности. 7
1.3 Понятие, особенности управленческой элиты 12
2 Оценка профотбора управленческой элиты в ОАО «Октябрьский завод сухого и обезжиренного молока» 15
2.1Характеристика предприятия 15
2.2 Оценка профотбора руководителей 17
2.3 Тестирование как метод профотбора руководителей 18
2.4 Собеседование как метод профотбора руководителей 19
3 Рекомендации по применению методов профотбора управленческой элиты на предприятии ОАО «СОМ» 22
Заключение 23
Список использованных источников 24
Приложение А Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО "Октябрьский завод сухого и обезжиренного молока"………………….
Приложение Б Анкета для кандитата 25
Приложение В Анкета для профотбора руководителя 27
Приложение Г Тест «Эффективность лидерства» 28
Таблица 2 - Критерии для оценки кандидата и определения его соответствия рассматриваемой должности
Может |
Может успешно выполнять рассматриваемую работу: знания, опыт психологические качества, семейное положение, наличие необходимых дипломов и т.д. |
Хочет |
Объективно и субъективно
кандидат заинтересован в |
Управляем и совместим |
Кандидат хорошо понимает смысл сказанного и детали. Контролирует свою речь. Самокритичен, способен признавать свои ошибки и извлекать из них полезный опыт. Восприимчив к критике. Сохраняет самообладание в стрессовых ситуациях, не впадает в заторможенное состояние или агрессию. Реально готов принять стиль управления и групповые нормы поведения, принятые на новом месте. |
Безопасен |
Не несет в себе угрозы коммерческой безопасности компании (отсутствие криминального прошлого и связей, честность, лояльность к работодателю и т.п.) |
Примечание: Источник - собственная разработка
Виды собеседований с кандидатами:
Основные инструменты и приёмы, применяемые при проведении собеседований:
Вопросы – наиболее распространенный инструмент получения необходимой информации.
Провокации применяются, как правило, опытными психологами.
Примерные провокационные приёмы оценки кандидата на собеседовании:
1 неконкретный вопрос: кандидату задается очень неконкретный, расплывчатый вопрос. Слабый кандидат начинает отвечать и «плывет». Сильный кандидат начинает уточнять, что именно интересует интервьюера. Определяется способность кандидата к эффективной устной коммуникации.
2 пауза: интервьюер, выслушав ответ на вопрос, молчит и наблюдает за кандидатом. Уверенный в себе и стрессоустойчивый кандидат хорошо держит паузу. Но кто-то не выдерживает, напрягается и опять начинает что-то рассказывать.
3 активное слушание: интервьюер применяет приемы активного слушания (зрительный контакт, заинтересованная поза, кивки, поддакивания и одобряющие междометия, конспектирование). Но при этом интервьюер не задает никаких дополнительных вопросов. Кандидат, плохо контролирующий свою речь и ситуацию общения, впадает в многословие.
4 побуждение к откровенности: интервьюер ведет себя максимально доброжелательно, демонстрирует интерес и одобрение. На этом фоне интервьюер побуждает кандидата к болтливости и выдаче интервьюеру той информации, которую лучше было бы не сообщать.
5 непонимание: кандидат достаточно полно и содержательно ответил на вопрос. Интервьюер говорит «Не понимаю!» и демонстрирует неудовлетворенность, создавая тем самым для кандидата стрессовую ситуацию. Кандидат может ее не выдержать и начать рассказывать еще раз, добавляя подробности и детали. Можно опять сказать «Опять не понял» и т.д. Стрессоустойчивый и искусный в общении кандидат обычно начинает уточнять, что именно интервьюеру показалось непонятным. Раздражительный и склонный к агрессии кандидат может не выдержать ситуации и проявить встречную агрессию.
6 приписывание высказываний: например, кандидат рассказывает о своем опыте выполнения какой-то работы. А интервьюер вдруг заявляет: «Если я правильно понял, вы очень мало этим занимались». Или, например, выслушав достаточно «гладкий» ответ об отношениях с руководством, сказать: «Если я правильно понял, отношения были не очень хорошие, да?» иногда в таких ситуациях кандидат соглашается, что позволяет начать цепочку вопросов и выяснить действительное положение дел.
На предприятии ОАО «СОМ» этап тестирования не используется, так как это сложный и ответственный процесс и требует консультации высококвалифицированных специалистов. Поэтому менеджеру по персоналу, можно порекомендовать пройти курсы повышения квалификации (по психологии). А затем разработать и внедрить этап тестирования. Так как это, с одной стороны повысит качество отбора персонала, а с другой стороны – применение тестирования хорошо характеризует компанию. Вот несколько основных рекомендаций, способствующих повышению эффективности процесса интервьюирования:
1 следует уделять тщательное внимание процессу отбора и обучения интервьюеров, основными характеристиками которых должны быть умение задавать вопросы; умение слушать и слышать, следить за поведением респондента и «языком» его движений;
2 беседу следует вести вокруг вопросов, которые являются критерием отбора.
3 следует продумать планировку помещения, где проводятся интервью: крайне важным здесь являются комфортность и ощущение безопасности.
4 план проведения интервью должен содержать описание конкретной интересующей работодателя информации, а также список вопросов, которые необходимо задать респонденту.
5 интервьюер должен попытаться «раскрепостить» респондента. Краткая предварительная беседа на общие темы или предложение чашечки кофе помогают снять чрезмерное напряжение.
6 не советуют делать детальных записей во время собеседования: неумелое ведение записей только отвлекает респондентов. Однако, информация, полученная в процессе интервью, должна быть записана сразу же после окончания беседы.
7 следует применять различные приемы, которые помогают следить за процессом интервьюирования. Если необходимо, чтобы интервьюируемый сказал больше о том, о чем его спрашивают, то, задавая вопрос, следует; смотреть собеседнику прямо в глаза и улыбаться; не прерывать говорящего; не делать длинных пауз; задавать более общие вопросы; занимать активную позицию, рассказывая о себе или высказывая свое мнение. Если необходимо, чтобы интервьюируемый более подробно высказался по предлагаемой теме, то следует высказывать свое одобрение поощрительными возгласами. Если необходимо остановить респондента, то следует: соглашаться с ним; смотреть в сторону; наклониться вперед и положить руки перед собой.
8 решение следует принимать, только имея всю необходимую информацию
Изучив, вопрос методов отбора управленческой элиты, мы видим, что процесс отбора персонала происходит как за счет внутренних ресурсов организации, так и за счет внешних источников и включает в себя несколько ступеней:
Проделанный анализ показывает, что отбор управленческой элиты, какой бы сложный и тонкий он ни был, все же может опираться на серьезную базу научных рекомендаций. Конечно, в работе с элитой, требуется конкретный и индивидуальный подход. Всех талантливых руководителей отличает умение оценивать людей, отбирать наиболее подходящих, расставлять их «в нужное время по нужным местам». В то же время знание правил и принципов работы с руководителями позволяет избежать многих ошибок.
В последние годы различные предприятия
и фирмы стали уделять
1 Полностью исчерпали себя старые, административные формы управления персоналом и это заставило многих искать новые приемы и методы работы с людьми.
2 Переход на хозяйственный расчет и самоокупаемость заставили искать новые резервы и ресурсы. В этих условиях многие обратили внимание на эффективное использование не только материальных, но и «человеческих ресурсов» как важнейший фактор повышения уровня производительности.
3 В стране формируется рынок труда. Появилась возможность отбора, необходимость в поиске квалифицированных кадров, их оценке и другие элементы рыночного подхода к управлению персоналом.
4 Существенно улучшилась научная и методическая база работы с персоналом.
5 Многие фирмы и предприятия накопили положительный опыт работы с персоналом. И, наконец, появились грамотные специалисты по работе с персоналом, что внушает оптимизм и надежду на существенный прогресс в деле использования «человеческих ресурсов».
1 И.В. Бизюкова. Кадры управления. М, Экономика, 1998 г. 302с.
2 А.А. Дикарева, М.И. Мирская. Социология труда. М, Высшая школа, 1989г. 304с.
3 Е. Моргунов. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. Москва- Новосибирск, 2000 г., 264с.
4 Е.В. Маслов. Управление персоналом предприятия. М-НСБ, 1999 г.312с.
5 В.В. Травин. Менеджмент персонала предприятия. М, Дело, 2000г.272с.
6 И.О. Тюрина. «Кадровый менеджмент: процесс отбора персонала» //ж/ СОЦиС, №4, 2000г.
7 А.В. Филиппов. Работа с кадрами. М, Экономика, 1990 г. 167с.
8 К. Торшина. «Тестирование при приеме на работу»// ж / Управление персоналом, №12, 2000г.
9 К. Скрипник. «Тестирование и оценка персонала: 13 исходных принципов»// ж/ Управление персоналом, №4, 2000г.
10 « EXECUTIVE SEARCH: как это происходит в России» (интервью с Т. Барановой, ген. директором агентства «Professional*s busness») //ж/ Управление персоналом, №9, 2000г.
11 М.И. Магура. «Отбор персонала и управление человеческими ресурсами организации»//ж/ Управление персоналом, №7, 2000г.
12 «Кадровая политика фирмы MERLONI ELETTRODOMESTICI SRA» (интервью с Н.И. Гришковой – менеджером по персоналу фирмы)//ж/ Управление персоналом, №5, 2000г.
13 А. Барышева. «Кому работать с русскими клиентами?» //ж/ Управление персоналом, №1, 2000г.
14 «Смотрите кто пришел»(об обучении торговых представителей)//ж/ Управление персоналом, №1, 2000г.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А – Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Октябрьский завод СОМ»
№ |
Показатели |
Ед. измер. |
Январь- июнь 2011 года |
Январь- июнь 2010 года |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2 |
Объем произведенной продукции (работ, услуг) в ценах по индексу физического объема |
млн. руб. |
16202 |
15136 |
107,0 |
3 |
Выпуск промышленной продукции из 1 т.сырья |
тыс.руб. |
1880,3 |
1375,3 |
136,7 |
4 |
Реализовано на внешнем рынке: |
||||
масло животное |
тонн |
220 |
360 |
61,1 | |
на сумму |
тыс.дол |
986 |
1370 |
72,0 | |
СОМ |
тонн |
380 |
718 |
52,9 | |
на сумму |
тыс.дол. |
1524 |
2539 |
60,0 | |
ПМС |
тонн |
359 |
0 |
х | |
на сумму |
тыс.дол. |
1228 |
0 |
х | |
5 |
Рентабельность по предприятию |
% |
19,9 |
10,9 |
9,0 |
6 |
Материалоемкость |
руб. |
0,764 |
0,755 |
101,2 |
7 |
Фонд оплаты труда |
млн.руб. |
1024,4 |
631,7 |
162,2 |
8 |
Инвестиции в основной капитал |
млн.руб. |
1406 |
485 |
в 2,9 раза |
9 |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) |
млн. руб. |
33356 |
21662 |
154,0 |
10 |
Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) |
млн.руб. |
26526 |
17886 |
148,3 |
11 |
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) |
млн. руб. |
5146 |
2825 |
182,1 |
12 |
Чистая прибыль (убыток) – всего |
млн. руб. |
5277 |
1945 |
286,0 |
13 |
Внереализационные доходы |
млн.руб. |
1379 |
-125 |
х |