Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:37, курсовая работа
Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень реализации этих целей показывает насколько эффективно действует организация, т.е. насколько эффективно используются организационные ресурсы.
Показатель прибыли позволяет оценить эффективность работы организации в целом, складывающейся из эффективности использования всех организационных ресурсов, в том числе каждого сотрудника.
Введение. 3
1. Критерии оценки (основные требования к персоналу). 5
2. Правовые аспекты оценки персонала. 8
3. Система оценки персонала на предприятии. 9
4. Классификация методов оценки качества служащих предприятия. 10
5. Экспертные оценки. 13
6. Сущность методов оценки персонала предприятия. 21
6. 1. Оценка по методу черт 22
6.2. Оценка на основе анализа труда. 23
6.3. Функциональная оценка. 24
6. 4. Методика определения стиля руководства. 25
6. 5. Оценка по результатам деятельности коллектива. 26
6.6. Метод анализа структуры управленческой деятельности. 28
6. 7. Целевой метод оценки. 29
7. Диагностическая система оценки 30
8. Оценка персонала как важный элемент системы управления трудовым коллекти-вом…………………………………………………………………….32
9. Оценка деловых качеств руководителей и менедже-ров………………...43
10. Особенности систем управления персоналом в фирмах иностранных государств
Заключение. 47
Список используемой литературы. 48
Акцентуация личности — понятие, введенное немецким психологом К. Леонардом (род. в 1904 г.) и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт. Им разработана типовая классификация типов личности.
Гипертимический тип — жажда деятельности, высокая активность, некоторая разбрасываемость, самооценка несколько завышена, легко прощает ошибки себе и свою вину сваливает на других, не очень надежен, много обещает, любит перемену мест, общение, новые впечатления, полон замыслов и идей. Необходимо сдержанно относиться к его часто необоснованному оптимизму и недостаточно трезвой оценке своих возможностей.
Ригидный тип—чрезмерная стойкость душевного волнения, склонность к формированию сверхценных идей, повышенная подозрительность, обидчивость, стойкость отрицательных переживаний, неприятие чужого мнения, аккуратен, целеустремлен, самолюбив, стремится к власти и авторитету.
Лабильный тип — отличается богатством чувств и эмоций, повышенной чувствительностью к событиям, изменчив в настроении, способен погрузиться в уныние при отсутствии серьезных причин.
Педантичный тип — негибкое мышление и поведение, предъявляет высокие требования к себе и окружающим, часто страдает под бременем ответственности, всегда сомневается, подозрителен, озабочен своим здоровьем, долго переживает неудачу, уважает логику, любит анализировать свои мысли и чувства.
Тревожно-боязливый тип — склонен к отрицательным эмоциям, страхам, слишком пуглив и робок, обладает высоким уровнем тревожности, обостренным чувством собственной неполноценности, склонен к длительным рассуждениям,
Демонстративный тип — выраженная тенденция к вытеснению из сознания неприятных фактов и событий, собственные ошибок и недостатков, что проявляется в лживости, фантазия притворство, характерны тщеславие, авантюризм, жаждет внимания к себе и признания, часто выдает желаемое за действительное, склонен к истерии.
Возбудимый тип — повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями, раздражителен, избегает трудностей, часто впадает в гнев и ярость, в разговоре обсуждает только то, что лежит на поверхности, отвечает скупо, склонен к вязкости мышления, конфликтное.
Экзальтированный тип — широкий диапазон переживаемых эмоциональных состояний, легко приходит в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных, любит удовольствия, чувство долга вырабатывается с трудом, нуждается в твердом контроле[2; c. 398].
Кадры подобраны правильно, если каждый человек соответствует занимаемой должности, а должность отвечает потребностям сотрудника. Твердых правил, на основании которых можно было бы диагностировать черты личности, к сожалению, не существует. Каждый раз необходимо действовать индивидуально.
Важными средствами оценки личности являются наблюдение и исследование. Имея возможность непосредственно наблюдать за человеком, как он ведет себя на работе и в свободное время, « семье, среди друзей и знакомых, в узком кругу и в более многочисленном обществе, можно составить суждение о его личности. Многое может быть установлено только при долгом и тесном общении.
Для оценки персонала предприятия используют несколько способов: анализ анкетных данных, собеседование, конкурсные экзамены, экспертные оценки, тестирование, оценку результатов работы.
Работающих можно условно разделить на четыре группы:
1) работники, которые решают все поставленные задачи, достигают плановых результатов;
2) работники, которые большую часть своих обязанностей выполняют бросовестно, но часть не могут выполнить;
3) работники, которые не могут выполнить качественно большую часть своих обязанностей;
4) работники, которые в настоящее время организации не нужны.
Национальный институт США по производственной психологии рекомендует «семь пунктов» оценки персонала: 1. Физические характеристики — здоровье, внешний вид, манеры. 2. Образование, опыт. 3. Интеллект — способность быстро схватывать суть проблемы. 4. Способность к.физическому труду, устной речи, счету. 5. Интересы—хобби. 6. Диспозиция — лидерство, чувство ответственности, общительность. 7. Личные обстоятельства—как работа влияет на личную жизнь. Признаки, оценивающие работающего, можно объединить в несколько групп.
1. Общие признаки: законченное учебное заведение; полученная специальность; средний балл за время обучения; причины увольнения с предшествующего места; рекомендующие лица.
2. Знания: уровень общей подготовки; уровень специальной подготовки; знание смежных вопросов; особые знания (языки, работа за границей и др.).
3. Личные качества: честность; здоровье, физические возможности; внешний вид.
4. Способности: организаторские; творческие; сенсорные возможности (реакция, ловкость и др.); управленческие.
5. Способности к общению: выразительность речи; психологическая устойчивость; гибкость ума.
6. Опыт работы стаж; должностная карьера; соответствие должности.
7. Желания, интересы — «Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет» (Марк Аврелий): личные желания; желания в работе фирмы; устремленность в будущее.
Состав требований, предъявляемых сотруднику, зависит от специфики должности. Например, работающему на руководящей должности могут быть предъявлены следующие вопросы:
1. Присуще ли ему стремление к Доминированию?
2. Хочет ли он руководить?
3. Достаточно ли он гибок?
4. Умеет ли быстро настраиваться на ситуацию?
5. Коммуникабелен ли?
6. Может ли устанавливать взаимоотношения?
7. Обладает ли качествами организатора?
8. Вынослив ли?
9. Как будет вести себя в кризисной ситуации?
10. Насколько высока квалификация?
11. Каков предшествующий опыт?
12. Как ориентироваться в расходах и доходах?
13. Может ли работать самостоятельно?
14. Какое производит впечатление?
15. Готов ли к активной деятельности?
16. Какова сфера внеслужебных интересов?
Управленческий работник существует для того, чтобы создать возможности и условия для работы непосредственных производителей благ и услуг. Если управленческий работник не принимает участия в создании таких условий, то он должен быть уволен. Задача менеджера — желаемое сделать возможным, а потом реальным, организуя современными методами работу персонала и машин.
Для менеджера среднего уровня можно ввести следующие оцениваемые признаки:
• наличие управленческих навыков —
планирование;
координация;
выработка нестандартных решений;
администрирование;
использование ресурсов;
• навыки управления персоналом — обучение подчиненных;
контроль за деятельностью;
мотивация подчиненных;
координация усилий;
делегирование полномочий;
• степень личной ориентации — настойчивость;
приверженность целям;
отношение к новому;
повышение квалификации;
• качество работы —
необходимость контроля;
дисциплина;
эффективность результатов.
Более подробный перечень включает: знание экономики, организации производства, регламентирующих документов; умение четко поставить задачу, прогнозировать события, видеть внутрихозяйственные резервы; непримиримость к недостаткам; чувство нового; координация деятельности; плановость и ритмичность работы; повышение квалификации подчиненных; объективность оценок; оперативность принятия решений; четкость и грамотность мышления; умение схватывать суть вопроса; изобретательность и находчивость; обновление знаний; творчество; требовательность; уважительность к коллегам; настойчивость и упорство; конфликтность; чуткость, обаяние; квалифицированность; инициативность; отношение к реорганизациям; взаимодействие с другими подразделениями; рационализация документооборота; отношение к критике; вежливость и корректность; взаимопонимание; авторитет; соответствий должности.
Типовые характеристики конкретного работающего могут иметь вид:
• покладистый, застенчивый, успехи других не вызывают зависти, старается не обращать на себя внимание, не думает о карьере;
• работа доставляет удовольствие, успехи стали целью, не стремится к карьере, ведет себя гибко и тактично, сочетает служебные и личные интересы;
• работает только для удовлетворения своих потребностей, самолюбив, создает видимость занятости;
• принимает на себя ответственность, стремится к ней, способен сам себя контролировать, проявляет изобретательность и творческий подход;
• общителен, стремится к сотрудничеству, отменное здоровье, осваивает новые методы работы;
• успехи на работе скромны, ценит свои желания, иногда активизируется, считает «каждому свое»;
• честолюбив, настойчив, знает чего хочет, хороший организатор, умеет работать с людьми;
• предпочитает, чтобы им руководили, стремится избежать ответственности, беспокоится о своей безопасности, сравнительно нечестолюбив;
• стремится к интересной работе, готов пожертвовать частью благ ради успеха в работе, смел в действиях, умеет параллельно вести несколько работ, профессионально грамотен;
• справедлив, склонен к лидерству, умеет обучать, видит перспективу, предан делу.
В качестве примера приведем аттестационные признаки для стажеров фирмы «Хьюллет-Паккард».
1. Техническая компетентность.
2. Качество работы.
3. Продуктивность (умение использовать выделенные ресурсы.
4. Ответственность, надежность.
5. Работа в коллективе.
6. Способность к суждениям. 7. Понимание требований потребителей.
8. Инициатива. 9. Рабочая обстановка, техника безопасности. 10. Гибкость.
11. Планирование и координация работ. При оценке, например, бухгалтера используют следующие признаки:
• специальные знания;
• умственные способности (понятливость, способность планировать работу, способность к импровизации, способность к творчеству, организаторские способности, самостоятельность, умение вести переговоры, умение выражать свои мысли);
• стиль работы (качество труда, планирование труда, темп работы, напряженность, загруженность, готовность к загрузке, инициативность);
• сотрудничество (внешний вид, отношение к новым сотрудникам, отношение к коллективу, готовность к сотрудничеству, форма общения, отношения с начальством);
• способность к развитию.
В процессе оценки могут иногда случаться психологические ошибки:
• ореол — одно положительное или отрицательное качество оцениваемого работника заслоняет остальные;
• усреднение — оценщик выставляет оценки в середине диапазона, избегая крайних значений;
• снисходительность — происходит общее завышение выставляемых оценок;
• притяжение одноименных качеств — более высоко оцениваются качества, присущие самому эксперту;
• эффект свежести — завышенное значение последних во времени событий.
В результате оценки персонала формируются следующие документы:
результаты тестирования (экзаменов) профессиональных знаний и умений;
социально-психологический портрет личности;
медицинское заключение о работоспособности;
оценка деловых и моральных качеств;
анализ вредных привычек и увлечений;
оценка уровня производственной квалификации;
заключение аттестационной комиссии.
Задача комплексной оценки кадров управления имеет множество альтернативных вариантов, как с точки зрения применяемых методов исследования характеристик работников, так и с точки зрения формирования интегрального показателя. Нами разработан и экспериментально опробован метод комплексной оценки кадров управления с помощью рейтинга.
Рейтинг представляет собой сумму баллов, измеряющую потенциал работника на определенный период времени, в зависимости от сочетания качественных и количественных характеристик и исходя из принятой модели рабочего места.
Определение характеристик работника производится с помощью источниковедческого анализа, программированного контроля знаний, социологического опроса, психологического тестирования, лабораторных медицинских исследований, экспертных оценок, интервьюирования, анализа конкретных ситуаций, наблюдения.
Ранжирование элементов модели рабочего места осуществляется с помощью метода экспертных оценок и заключается в определении весовых коэффициентов отдельных характеристик. На данный период времени это один из возможных способов соизмерения показателей с различными единицами измерения. Имея характеристики работника и весовые коэффициенты, можно получить локальные показатели оценки каждого элемента в виде суммы баллов.
Оценка потенциала работника важна, так как она позволяет определить соответствие характеристик человека нормативной модели рабочего места, установить его профессиональную пригодность и будущую служебную карьеру. Основой оценки является нормативная модель рабочего места, весовые коэффициенты элементов модели и балльные оценки характеристик человека по элементам модели. Оценка персонала может быть определена с помощью совокупности методов[3; c. 102].
1. Самооценка качеств человека на основе анкетирования и интервьюирования. Нами предложена анкета "Вакансия", которая в первом приближении дает представление о работнике.
2. Анализ профессиональных знаний и умений работников на основе методов программированного контроля деловых и ролевых игр, анализа конкретных ситуаций ("кейс-стади"). Активные методы позволяют определить знания и умения кандидатов и способность работать в группе.
3. Медицинское исследование состояния здоровья и работоспособности человека, которое выполняется в специальных диагностических центрах и определяет три реальных состояния человека (здоров, практически здоров, болен).
4. Психологическое тестирование с помощью тестов Кэттелла, Айзенка, Ро-зенцвейга, Петровой, Ершова и Зворыкиной с формированием социально-психологического портрета личности человека.