Методика тактичного планування на підприємстві

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 01:23, реферат

Краткое описание

Для реалистичного планирования необходимо понимать суть процессов, протекающих в экономике в целом, и ситуацию, складывающуюся на самом предприятии.
Целью данной работы является рассмотрение места тактического планирования в системе менеджмента.
В данной работе были раскрыты понятие и сущность тактического планирования на предприятии.

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты тактического планирования на предприятии
1.1. Планирование как важнейшая функция управления
1.2 Понятие, сущность и функции тактического планирования……………12
1.3 Состав и порядок разработки тактических планов………………………16
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Тактическое планироваоние.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

                   эффективность использования средств.

Показатели, характеризующие финансовое положение: текущая и перспективная платежеспособность, оборачиваемость, наличие собственных и заемных средств, эффективность их использования.

Финансовая устойчивость, отражающая перспективную платежеспособность предприятия, оценивается показателями, характеризующими соотношение заемного, собственного и общего капитала:

                   удельный вес заемных средств в общем капитале;

                   удельный вес заемных средств в собственном капитале;

                   доля привлечения долгосрочных кредитов и займов для финансирования активов наряду с собственными средствами;

                   коэффициент маневренности собственных средств;

                   коэффициент накопления амортизации;

                   коэффициент соотношения реальной стоимости основных средств к общей сумме средств;

                   способность предприятия оплатить проценты по кредитам.

Планирование доходов и поступлений средств осуществляется на основе расчетов движения денежных потоков предприятия на планируемый период, что позволяет определить размеры избытка или недостатка денежных средств и на этой основе размеры привлечения кредитных ресурсов, а также сроки и суммы их погашения и выплаты процентов.

Основными источниками доходов и поступлений средств предприятия являются:

1. Прибыль - планируется в ценах и условиях планируемого года, в сопоставимых с предыдущим годом ценах и условиях, в действующих ценах и условиях.

Конечным финансовым результатом является балансовая прибыль, которая складывается из:

                   прибыли от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг основного производства;

                   прибыль от прочей реализации, в частности основных фондов и прочего имущества;

                   финансовый результат от внереализационных операций.

2. Амортизационные отчисления - планируются исходя из среднегодовой стоимости в планируемом периоде групп амортизируемых основных фондов и средней нормы амортизационных отчислений по этим группам, фактически сложившейся в отчетном году.

3. Устойчивые пассивы (кредиторская задолженность, постоянно, до момента погашения, находящаяся в распоряжении предприятия) - их прирост планируется методом сравнения устойчивых пассивов на конец планируемого года с учтенными на начало планового периода.

К устойчивым пассивам относятся: минимальная задолженность по заработной плате, отчисления с ФОТ во внебюджетные фонды, резерв предстоящих платежей, задолженность поставщикам.

4. Прочие доходы - включают доходы от выпуска ценных бумаг (планируются исходя из размера подписки, суммы оставшихся в распоряжении предприятия, ценных бумаг и предполагаемого объема их продаж), паевые (членские) взносы членов трудового коллектива предприятия.

Планирование расходов и отчислений предусматривает следующие статьи расходов:

                   отчисления в фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд;

                   свободная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

                   свободная амортизация, остающаяся в распоряжении предприятия;

                   прочие расходы.

Фонд накопления предназначен для финансирования капитальных вложений, прироста собственных оборотных средств, уплаты процентов по долгосрочным кредитам и т.п. Фонд потребления предусматривает выплату вознаграждений трудовому коллективу; оказание единовременной помощи членам трудового коллектива; премирование работников; культурно-бытовое обслуживание; строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских и спортивно-культурных учреждений и др. Оптимальное соотношение между фондом накопления и фондом потребления - 60% и 40%.

Резервный фонд (страховой) предназначен для компенсации недополученных доходов от предпринимательской деятельности вследствие наступления факторов риска.

Проверка финансового плана (баланс доходов и расходов) осуществляется в целях определения по каждой статье затрат источников финансирования и распределения доходов по направлениям. При достижении баланса доходов и расходов осуществляется расчет проверочных показателей:

                   превышение доходов над расходами;

                   превышение расходов над доходами;

                   превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета;

                   превышение ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.

Критерием правильности финансового плана является соблюдение следующих соотношений: величина превышения доходов над расходами должна равняться сумме превышения платежа в бюджет над ассигнованиями из бюджета, а величина превышения расходов над доходами - величине превышения ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.

Таким образом, тактическое планирование - это составная часть планирования деятельности организации, направленная на последовательную поэтапную реализацию ее стратегии.

Основными задачами тактического планирования являются:

                   конкретизация стратегических целей применительно к более короткому отрезку времени;

                   выбор наиболее эффективных в условиях планового периода средств реализации стратегии;

                   пропорциональное развитие и наиболее эффективное использование потенциала предприятия;

                   обеспечение текущей финансовой устойчивости и рентабельности.

экономическими знаниями.

В отличие от стратегического планирования тактическое планирование направлено преимущественно внутрь организации.

 

 


Заключение

 

В отличие от стратегического планирования тактическое планирование направлено преимущественно внутрь организации.

По содержанию краткосрочное планирование подразделяется на тактическое и оперативное. Результаты тактического краткосрочного планирования - сводный текущий план деятельности организации, а также текущие планы подразделений, содержащие комплекс установленных им экономических показателей. Результат оперативного краткосрочного планирования - оперативные производственные задания для производственных подразделений и оперативные планы работы функциональных подразделений.

Основной вид деятельности ОАО «Яранский комбинат молочных продуктов» – производство пищевых продуктов на основе переработки молока и сливок. Специализируется предприятие, в основном на производстве масла и сухого молока.

Новая система планирования должна быть нацелена на повышение управляемости и адаптированности предприятия к изменениям на товарных и финансовых рынках; обеспечение оперативного получения информации о необходимости корректировки стратегии и тактики управления предприятием; создание условий для повышения взаимопонимания и доверия с представителями зарубежных фирм. С переходом на качественно иной уровень планирования ОАО «Яранский комбинат молочных продуктов» расширяет внутренние возможности накоплений для модернизации производства, становится более привлекательным для сторонних инвесторов.

 


Список литературы

 

1.                        Афитов Э.А. Планирование на предприятии: Учеб. Пособие. – Мн.: Выш. шк., 2001. – 285 с.

2.                        Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 160 с.

3.                        Головань С.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 320 с.

4.                        Грибанова Н.Н., Солодков В.Т. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия. – М.: Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. – 80 с.

5.                        Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. Пособие.- 2-е изд.- М.: Финансы и статистика, 1998.- 208 с.

6.                        Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие.– М.: Информационный центр «Маркетинг», 2000.–195 с.

7.                        Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Стратегическое планирование. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 312 с.

8.                        Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 416 с.

9.                        Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. – М.: Деловая литература, 2002. – 758 с.

10.                    Мельник А.Н. Стратегическое планирование деятельности фирмы на этапе перехода к рыночным отношениям. – СПб: Изд-во СПбУЭФ, 2002.–102 с.

11.        Мескон М.Х., М. Альберт, Ф. Хедоури Основы менеджмента. М., Дело, 1998.- 654 с.

12.        Мельничук Д. Методологические разработки корпоративного стратегического плана предприятиям/Маркетинг. - 2004.- № 6 - с. 40-49.

13.                    Рухалков М.И. Внутрифирменное планирование. М.: ИНФРА-М, 2003. – 290 с.

14.                    Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000. – 478 с.

15.                    Тихоновский А., Сенкевич ВА. Как определить возможности компании и направления ее развития // Рынок ценных бумаг. – 2004. - №10. – с. 22-23.

16.                    Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/Пер, с англ./Под. ред. Зайцева Л.Г., Соколовой М.И. — М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. — 576 с.

17.                    Тренев Н.Н. Стратегическое управление: учебное пособие для вузов. — М.: «Издательство ПРИОР», 2000. — 288 с.

18.        Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 669 с.

19.        Уткин Э.А. Курс менеджмента. М.: Зерцало, 2002.- 340 с.

20.        Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: АКАЛИС, 2000. – 516 с.

21.                    Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Я.Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – 367 с.

22.                    Экономика и статистика фирм: Учебник/ Под. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Ильенковой.- 2-е изд.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 240 с.

23.        Экономика предприятия: Учебник для вузов/ В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков и др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 367 с.



Информация о работе Методика тактичного планування на підприємстві