Место обучения в системе управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 05:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы исследования заключается в том, что успех любого конкурентоспособного предприятия напрямую зависит от эффективности работы его сотрудников. Поэтому проблема обучения кадров становится важной для большинства компаний. Обучение кадров компании — это инвестиции в развитие организации.
Квалифицированные сотрудники не только обеспечивают стабильность и эффективность работы, но и развивают организацию, поднимая ее на более высокий уровень развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Определение, сущность и цели обучения и развития персонала организации
1.2 Организация процесса профессионального обучения
1.3 Современные методы обучения и развития персонала
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
2.1 Внутрикорпоративное обучение персонала как необходимое условие организационного развития
2.2 Принципы управления системой внутрикорпоративного обучения
2.3 Анализ корпоративных университетов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Natasha_Sinyatkina_kursovaya.doc

— 459.34 Кб (Скачать)
 

   

Рис 1. Этапы профессионального обучения персонала.

На первом этапе определяется потребность в развитии персонала. Для этого проводится аттестация, и разрабатываются индивидуальные планы развития.

На втором этапе формируется бюджет обучения. Учитывая тот факт, что многие российские предприятия в реальном секторе экономики испытывают финансовые трудности, для обучения персонала, прежде всего рабочих, могут активнее привлекаться средства местных бюджетов.

На третьем этапе профессионального обучения  определяются цели обучения, а именно:

  • поддержание необходимого уровня квалификации персонала с учетом требований существующего производства и перспектив его развития;
  • сохранение и развитие профессионального потенциала предприятия;
  • повышение конкурентоспособности продукции предприятия на основе распространения знаний и опыта применения персоналом современной технологии;
  • поддержка инновационных преобразований рабочих мест для обеспечения роста производительности труда и достижения современного уровня производства;
  • создание условий для профессионального роста, самореализации работ работников на основе повышения мотивации к труду, использования новейших программ, средств и техники обучения14.

На четвертом этапе определяется содержание программ и осуществляется выбор методов обучения.

При формировании программ в зависимости от поставленных целей обучения можно выделить два вида производственного обучения:

  • обучение без конкретной специализации, т.е. получение каких-либо

профессиональных знаний независимо от уровня квалификации обучающихся;

  • обучение с конкретной специализацией, когда кроме основной

профессии предусматривается специализация по определенным направлениям и проблемам.

Конкретные программы обучения, а также формы и сроки обучения определяются службой управления персоналом по согласованию, как с руководителями, так и с самими обучающимися15.

На пятом этапе осуществляется само профессиональное обучение, которое может проходить как на рабочем месте, так и в учебном заведении.

Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.

Завершающим этапом процесса профессионального обучения является приобретение новых знаний и навыков. При этом для оценки эффективности профессионального обучения крайне важно поставить потребность в развитии персонала, выявленную на первом этапе процесса профессионального обучения, с полученными в результате обучения новыми знаниями и навыками. Обучение считается эффективным, если полученные знания соответствуют тем потребностям, которые были определены на первом этапе.

Однако полученные знания со временем устаревают, поэтому в современных организациях серьезное внимание уделяется повышению квалификации, а в необходимых случаях и переквалификации работников.

Управление процессом профессионального обучения начинается с определения потребностей, которые формируются на основе потребностей развития кадров организации, а также необходимости выполнения сотрудниками организации своих текущих производственных обязанностей16.

Выполнение должностных обязанностей требует от сотрудников организации знания рабочих процедур и методов, выпускаемой продукции и оказываемых услуг, умения работать на установленном оборудовании и т.п. Потребности, связанные с выполнением производственных обязанностей, определяются на основе заявок руководителей подразделений и самих работников, путем проведения опросов руководителей и специалистов, анализа результатов работы организации, тестирования персонала. Еще один источник информации о потребностях в профессиональном обучении - индивидуальные планы развития, подготавливаемые сотрудниками в момент аттестации, а также заявки и пожелания самих трудящихся, направляемые непосредственно в отдел профессиональной подготовки.

Профессиональное обучение связано со значительными материальными издержками, поэтому формирование и контроль за исполнением бюджета являются важнейшими элементами управления профессиональным обучением. Высшее руководство определяет, сколько может быть потрачено на кадровое обучение в течение следующего года, и, сопоставляя размер бюджета с выявленными потребностями, устанавливает приоритеты в профессиональном обучении.

При расчете бюджета профессионального обучения необходимо учесть все компоненты издержек. Часто организации подсчитывают только прямые издержки : компенсацию приглашаемым инструкторам, расходы на аренду учебных помещений, приобретение материалов и оборудования и т.п., и стараются сократить их за счет использования в качестве инструкторов трудящихся компании или проведения обучения в собственных помещениях, игнорируя другие виды затрат, связанные с отсутствием трудящихся на рабочем месте, расходами на их командировки, питание и т.д. Только наличие полной информации о связанных с профессиональным обучением издержках дает возможность принять оптимальное решение о методе проведения обучения17. 

На основании анализа выявленных потребностей нужно сформулировать цели каждой программы обучения. Цели профессионального обучения должны быть: конкретными и специфическими; ориентирующими на получение практических навыков; поддающимися оценке (измеримыми). При определении целей необходимо помнить о принципиальном различии между профессиональным обучением и образованием: первое формирует конкретные навыки и умения, необходимые данной организации, второе направлено на общее развитие обучающегося в определенной сфере знаний. Цели обучения с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются.

Немецкие специалисты В.Бартц и Х.Шайбл считают, что с позиции работодателя целями профессионального обучения являются:  учреждение и формирование кадров управления;  овладение умением определять, понимать и решать проблемы;  воспроизводство кадров;  интеграция кадров;  гибкое формирование кадров;  адаптация;  внедрение нововведений.

Наемные работники определяют следующие цели профессионального образования:  поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;  приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности; приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других учреждениях, влияющих на работу фирмы;  развитие способностей в области планирования и организации производства. 

Говоря об эффективности обучения, выделяют три основных субъекта данного процесса:

  • преподаватель, ведущего курса, который часто является и

разработчиком программы обучения;

  • клиент, участник программы обучения, направленный на курсы

вышестоящим руководителем;

  • заказчик, оплачивающий программу обучения и заинтересованный в

быстром включении полученных слушателем знаний и навыков в трудовой репертуар18.

 У каждого из участников  данного процесса существует  свое представление об эффективности  обучения: преподаватель – как правило, оценивает результат по овладению знаниями, умениями, навыками, активности слушателей в процессе занятий. Для оценки используются экзамены, зачеты, упражнения. Участник программы, клиент – как правило, ориентируется на создавшуюся в процессе обучения атмосферу, возникший или пропавший у него интерес к данной теме.

Определив потребности в профессиональном обучении, получив в свое распоряжение бюджет, зная критерии оценки эффективности и будучи знакомым с различными методами обучения, отдел профессиональной подготовки организации может приступить к разработке самих программ. Разработка программы предполагает определение ее содержания и выбор методов профессионального обучения. Содержание программы определяется, в первую очередь, стоящими перед ней целями, отражающими потребности в профессиональном обучении конкретной организации19.

Как показывают исследования, успех программы профессионального обучения на 80% зависит от ее подготовки и только на 20% от желания и способности обучающихся. Поэтому важно грамотно организовать процесс профессионального обучения персонала организации и иметь возможность управлять им на каждом этапе обучения. Грамотно подобранный руководителем путь обучения персонала приведет к наиболее активному развитию организации, а так же достижению поставленных ее целей.

 

1.3 Современные  методы обучения кадров

Методы обучения персонала - способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся20. Наиболее часто выделяют традиционные и современные методы обучения персонала.

К традиционным методам относятся лекции, семинары.

Лекция - это один из самых древних методов профессионального обучения. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты.

Следующим видом традиционных методов обучения персонала являются семинары, предполагающие большую активность участников вовремя совместного обсуждения проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей.

Главное в семинаре - диалог между обучающимися и преподавателем, который позволяет с разных сторон рассмотреть материал, соотнести его с опытом и знаниями, уже имеющимися у слушателей.

Наставничество также является традиционным методом обучения, особенно распространенным там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов. Данный метод требует особой подготовки и склада характера от наставника, которым практически невозможно стать по распоряжению сверху.

Под наставничеством понимают индивидуальное или коллективное шефство опытных рабочих над отдельными молодыми рабочими или их группами или форму воспитания (шефства), профессиональной подготовки и адаптации молодых сотрудников в организации, предполагающую передачу опыта наставника и прививание культуры труда и корпоративных ценностей новичку.

В современных организациях все большее применение находят современные методы обучения и развития персонала. Современными данные методы называют потому, что они относительно недавно стали применяться российскими компаниями. К современным методам обучения персонала относят: видеообучение, дистанционное обучение, модульное обучение, тренинг, деловые игры, мозговой штурм, обучение действием, обучение по методу Shadowing, обучение по методу Secondment и др.

Видеообучение является наиболее простым видом обучения - для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время - обучающийся учится там, тогда и так как ему удобно. Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств - аудио и видеокассет, учебников, задачников, обучающих компьютерных программ21.

Еще Конфуций говорил: «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я запоминаю». Не секрет, что у людей зрительное восприятие преобладает над слуховым. Именно поэтому видео — самая наглядная и продуктивная форма обучения. Как показывает опыт, видео в сочетании с отработкой материала путем обсуждения, различных интерактивных упражнений, а затем и на практике, — более эффективны, чем просто лекции или инструктаж. Особенно хорошо делать это командой, всем коллективом, сочетая потенциал опытных и молодых сотрудников.

Следующим видом современных методов обучения персонала  является дистанционное обучение. Оно получило широкое применение в практике российских компаний. Данная форма обучения предполагает использование телекоммуникационных технологий, которые позволяют обучать персонал на расстоянии. С помощью дистанционного обучения учащийся может самостоятельно организовывать свои занятия, выбирая удобное для этого время.

Такая форма требует хорошей технической оснащенности и грамотной проработки материалов для обучения и контрольных процедур. Однако за счет дистанционного обучения сложно сформировать поведенческие навыки. Кроме того, для качественного усвоения знаний учащийся должен обладать высокой мотивацией.

Для эффективной программы обучения персонала можно использовать модульное обучение. Модуль – это отдельная, самостоятельная часть какой- либо системы.

В тренинге модулем является завершенный фрагмент занятия, направленный на решение конкретной бизнес-задачи или развития необходимого навыка. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения материала, определены навыки и умения. Модули имеют разнообразные средства обучения. Они обеспечивают активное участие учащихся, которые усваивают информацию в действии, и активной работе с учебным материалом.

Данная форма позволяет создать программу обучения из отдельных тематических блоков, направленных на достижение необходимого результата.

Все большую популярность приобретает метод кейс - обучения. Разбор практических ситуаций (case-study) — метод изучения ситуаций из опыта практической деятельности организации. Это один из самых старых и испытанных методов активного обучения навыкам анализа проблем и подготовки решений22.

Рассмотрение практических ситуаций (кейсов) предполагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, обсуждение, в котором обучающиеся играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует их работу.

Основное назначение метода - закрепление и углубление знаний, выработка алгоритмов анализа типичных ситуаций, позволяющих быстро узнавать аналогичные ситуации в практике своей работы и принимать по ним наиболее действенные решения, а также активизация обмена опытом между слушателями.

Информация о работе Место обучения в системе управления персоналом