Мерчандайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 15:21, реферат

Краткое описание

На протяжении всей истории товарно-денежных отношений продавец каждый раз старался выделить свой товар, сделать его привлекательнее. Сегодня задача заключается в том, чтобы товар был востребован, чтобы он обладал такими свойствами, которые необходимы потребителю. Однако это еще не означает, что он будет успешно продаваться. Товар должен иметь конкурентные преимущества, он должен выделяться среди существующего многообразия схожих, подобных себе вещей. Способность придать товару такие свойства позволит сделать его успешным.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I 4
МЕРЧАНДАЙЗИНГ – ЭФФЕКТИВНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 4
1.1ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕРЧАНДАЙЗИНГА 4
1.2 МЕРЧАНДАЙЗИНГ И ЕГО ИНСТРУМЕНТЫ КОММУНИКАЦИЙ 7
1.3 ЗАКОНЫ МЕРЧАНДАЙЗИНГА 15
ГЛАВА II 18
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРЧАНДАЙЗИНГА В КОМПАНИИ. 18
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРЧАНДАЙЗИНГА В КОМПАНИИ. 18
2.2 СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ СТАНДАРТОВ МЕРЧАНДАЙЗИНГА. МЕРЧАНДАЙЗИНГ-БУК 21
2.3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРЧАНДАЙЗИНГА 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Доклад по ОПД на тему.docx

— 62.63 Кб (Скачать)

Недостатки: 

- Связь со службой продаж слабая или отсутствует вовсе. При перебоях с доставкой мерчандайзеры посещают торговые точки "вхолостую". Во избежание таких ситуаций, рекомендуется руководителям отделов и менеджерам среднего звена поддерживать связь.  - Достаточно высоки затраты.

4. Функции мерчандайзинга перекладываются на плечи сторонних агентств.

Исходная ситуация та же. Часто этот вариант используется компаниями, продающими в торговые точки не напрямую, а через дистрибьюторов.

Преимущества: - Не отвлекаются человеческие ресурсы на организацию работы мерчандайзеров и ее поддержание на качественном уровне.   
- Есть возможность использовать услуги сторонних мерчандайзеров временно. После достижения задачи не придется никого увольнять.

Недостатки: 

- Нет никакой связи с отделом продаж компании. Во избежание "холостых" посещений рекомендуется требовать эксклюзивных мерчандайзеров и установить контакт между ними и торговыми представителями.   
- Нет прямого влияния на мерчандайзеров. Чтобы избежать некачественного исполнения концепции мерчандайзинга в поле, рекомендуется проводить регулярные полевые аудиты.  - Не в каждом городе есть агентства, которые предоставят подобный качественный сервис, к тому же услуги таких агентств достаточно высоки.

Как уже было отмечено, каждая компания строит свою собственную организационную структуру, и часто применяются смешанные решения.

После определения самой структуры необходимо четко прописать процедуры работы мерчандайзеров (планирование, организация и контроль) и правила мерчандайзинга компании. 

 

2.2 СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ  СТАНДАРТОВ МЕРЧАНДАЙЗИНГА. МЕРЧАНДАЙЗИНГ-БУК

           Успешность стратегии мерчандайзинга заключается в разработке и выполнении стандартов - создании мерчандайзинг-бука, где отображается корпоративная стратегия продвижения брендов через разные каналы. 
Merchandisingbook/руководство по мерчендайзингу -это документ внутреннего пользования (пошаговая инструкция), состоящий из правил, стандартов и инструкций по оформлению магазина. Разрабатывается индивидуально для магазина/сети магазинов на основе проведённого анализа. Основная задача merchandisingbook просто и понятно, используя схемы, рисунки и фотографии показать, как необходимо расположить товар в магазине, чтобы он продавался наиболее эффективно и без участия продавца. Мерчандайзинг должен быть результатом совместных усилий производителя, дистрибьютора и продавца. Необходимо учитывать интересы всех трех участников процесса, ставя при этом потребности покупателя на первое место.

Для производителя мерчандайзинг-бук прежде всего:

  • Формирует полный и сбалансированный портфель продуктов
  • Помогает снизить и предотвратить нехватки товара в торговой точке,
  • Делает процесс планирования более точным, а логистику более четкой
  • Увеличивает оборот и повышает прибыльность и рентабельность портфеля за счет получения наилучшего места на полках
  • Делает процесс мерчандайзинга в торговых точках управляемым и прозрачным

Для поставщиков концепция мерчандайзинга, как правило, включает:

  • Общие правила и понятия, цели мерчандайзинга,
  • Описание торговых каналов (типы магазинов),
  • Характеристики типичных точек продажи (описание способа представления товара, т.е. полки, корзинки, вешалки и пр.), цели по мерчандайзингу в каждом торговом канале,
  • Запас товара – правила определения точки пополнения запаса на полке, может быть описано правило заказа.

Для магазинов мерчбук, как правило, содержит:

  • Общие правила и понятия,
  • Планировку торгового зала с расстановкой торгового оборудования,
  • Распределением площади под различные товарные группы,
  • Товарное соседство и описание принципов отнесения к категории (может включать ассортиментную матрицу с элементами категорийного менеджмента, правила размещения сопутствующей продукции и частоту изменения выкладки «сопутки»),
  • Зонирование – описание сильных и слабых зон, приоритетных мест продаж, принципов определения товаров к размещению на приоритетных местах продаж (при наличии статистики и показателей по эффективности использования торгового пространства по товарным категориям могут отражаться пороговые коэффициенты), здесь же определяется места для сезонных товаров, для товаров на акциях,
  • Принципы дислокации брендов в зависимости от покупательского потока (выявляется направление движения покупателей и лидеры в категории ставятся таким образом, чтобы побудить покупателя пройти весь стеллаж или весь отдел),
  • Организация дополнительных мест продаж, схема запалечивания с учетом сезона и товарного соседства. Здесь могут быть описаны варианты размещения товара различных товарных групп в конкретном месте магазина с привязкой к основным отделам,
  • Торговое оборудование, освещение, дизайн торгового зала (при строительстве или реконструкции, а также при развитии сетевых форматов),
  • Ассортиментную матрицу для различных типов магазинов в сети (укрупнено),
  • Систему навигации,
  • Принципы группировки товаров на полке в разрезе различных товарных групп, последовательность марок, сортов и упаковок, укрупненные планограммы,
  • Рекламные материалы магазина: ценники для различных групп товаров, рекламные материалы для выделения ТОПовых товаров и товаров на акциях,
  • Инструкция по выкладке торговым персоналом: пополняется ли запас в течение дня, правила организации выкладки товара в ночное время, привлекается ли персонал поставщика (если да, то отражается механизм допуска и проверки выкладки).
  • Правила ротации товара на полках, правила пополнения запаса, правила имплантации товара и дублирования фейсингов.

 
Альбом стандартов по мерчандайзингу лучше всего разработать в двух вариантах:

  • Для руководства, отдела маркетинга, отдела мерчандайзинга – полный документ с описанием всех стандартов и принципов, с цветными схемами высокого качества
  • Для мерчандайзеров – небольшой краткий буклет, который удобно носить с собой (желательно наличие схем в черно-белой графике). Отражается только информация, необходимая в торговых точках для выкладки.

2.3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  МЕРЧАНДАЙЗИНГА

Известно, что залогом успешной работы любой системы в компании является эффективная оценка этой работы и постоянный контроль. Отсутствие контроля и прозрачной системы оценки через некоторый промежуток времени приводит к тому, что система начинает сама "выбирать" - работать ей или нет. Чаще всего в таких случаях падает эффективность. Система мерчандайзинга не является исключением.

 Критерии оценки эффективности  мерчандайзинга можно классифицировать:

  • Качественные и количественные,
  • Полученные на основе внутренней и внешней информации
  • Формируемые за счет мониторинга сбытовых показателей и опроса потребителей.

Об эффективности мерчандайзинга по магазину в целом можно судить при помощи следующих показателей:  
       1. Количество чеков (проходимость торговой точки). Этот показатель отражает доступность магазина. Доступным считается магазин, в котором созданы для потребителей следующие возможности:

  • Быстро найти магазин (щиты и указатели, развешенные по городу);
  • Быстро подъехать (удобный поворот с проезжей части);
  • Быстро припарковаться (чистая парковка с направлением движения и разметкой для стоянки);
  • Быстро взять тележку (стоят на входе, различаются по грузоподъемности и объему корзины);
  • Свободно перемещаться с тележкой по магазину;
  • Быстро сориентироваться, где искать нужные товары (удобные, легкочитаемые таблички и схемы);
  • Быстро взять то, что искали (есть в наличии, удобно брать);
  • Быстро найти кассы и расплатиться (достаточное количество работающих касс, расстояние между ними позволяет пройти с нагруженной тележкой);
  • Быстро выйти из магазина (отдельные автоматические двери на выход).

     2. Сумма среднего  чека. Отражает количество товара, которое покупатель приобрел  за одно посещение магазина. Высокий  показатель достигается с помощью  комплексных продаж в одном  месте (есть все для дома и  ремонта).  
     3. Отдача одного квадратного метра магазина – объем продаж с 1 кв. м площади. На этот показатель влияют расположение и соседство отделов.

Показатель эффективности использования торговых площадей - один из важнейших в анализе деятельности магазина. Рассчитывается он так: Доля товара в продажах (%) / доля товара на полке (%). Для крупногабаритных товаров площадь принимается в квадратных метрах, для мелкоразмерных – в погонных метрах, по совокупной длине места на полках стеллажей. Значение коэффициента более единицы говорит об эффективном использовании площади, менее 0,6 – о проблемах. Если показатель больше 1,2-1,5 – товарную группу нужно расширять на полках, если меньше 0,6 – анализировать причины низкой эффективности или сужать выкладку.

Исключение составляют специфические товарные группы. Периодически на основании коэффициента эффективности использования торговых площадей делается «денежная карта» магазина, которая показывает реальное положение вещей в направлениях сильные/слабые места продаж - сильные/слабые категории товаров. На план магазина наносятся показатели среднего товарооборота с 1 кв. м торговой площади и выделяются зоны, приносящие одинаковый товарооборот. Неравномерная картина, показывает «перекосы» в ассортименте, ударно работающие участки и слабые, отстающие места. Товарооборот в различных отделах серьезно зависит от вида товара, характера спроса на него и т.д. (сравним оборудование для ванных комнат и скобяные изделия). Но менее прибыльные участки нельзя принимать как данность, с ними необходимо работать. В большинстве случаев после проведенной работы, когда нижние показатели подтягиваются и картина выравнивается, лидирующие участки дают еще больше.

Эффективность мерчандайзинга по отделам внутри магазина продемонстрируют такие показатели:

  1. Распределение покупок по категориям (количество чеков по категориям – число покупателей, которые пришли в магазин за товаром конкретного отдела, нашли и купили его).
  2. Количество наименований товаров в покупке из одного отдела (отражает комплексную покупку внутри отдела; например, краска, кисти, растворитель, перчатки, ламинат, плинтус, подложка, порожек).
  3. Отдача одного квадратного метра отдела. Сравнение показывает популярные (с правильно подобранным ассортиментом и грамотно установленными ценами, удобным расположением товаров) и менее популярные отделы.

По каждому из показателей необходимо установить нормативные значения и затем наметить меры по их достижению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новейшие тенденции развития розничной торговли учитывают накопленный многовековой опыт. Прежде всего, покупатель рассматривается в долгосрочной перспективе, когда он осуществляет покупки на протяжении многих лет и даже десятилетий. Рассматривается вся сумма покупок за жизнь покупателя, и даже его возможности по приобщению новых покупателей: членов семьи, родственников, друзей, сослуживцев, соседей и единомышленников. Демографическая ситуация всегда оказывала влияние на розничную торговлю и на производителя товаров. Низкая рождаемость и растущая продолжительность жизни увеличивает ценность каждого покупателя для торговца и производителя товаров. Полная или частичная потеря покупателя – серьёзный урон для продавца. Переход же покупателя к прямым конкурентам – это потеря втройне. Умело поставленный мерчандайзинг должен это предотвратить и помочь в привлечении новых клиентов. Согласно исследованиям американских маркетологов Э. Райса и Дж. Траута, удержать своего покупателя в 3 раза легче, чем приобрести нового. Покупатель должен быть очень доволен товаром или магазином, чтобы в условиях возрастающей конкуренции сохранять им верность.

Лояльные к магазину покупатели обычно составляют около 35% (чем более дорогой и редкий товар, тем выше должен быть этот показатель, иначе существование магазина окажется под угрозой).

Значение мерчандайзинга растет не только в связи с усилением роли розничных торговцев. Произошли и серьезные изменения в мотивации и поведении покупателей. К ним сегодня можно отнести формирование поколения «зрелых» потребителей и отсутствие в глазах потребителей существенного различия в свойствах марок, представленных на рынке. Покупатель начала ХХI века склонен более тщательно взвешивать варианты и осуществлять приобретения в соответствии с общей жизненной стратегией.

Его не так просто «достать» с помощью рекламы и методов по продвижению, и он более подкован знаниями о сфере розничной торговли.

Главный дефицит, который он испытывает – это дефицит времени.  
С усилением конкуренции и научно-технического прогресса предложение новых, разнообразных и высокотехнологичных товаров разными производителями неуклонно растет. Высокие требования и стандарты качества ведут к обезличиванию товара. В условиях технологического паритета выбор потребителя только на 20% определяется основными свойствами продукта и на 80% - его окружением (дизайн, цена, марка, удобство приобретения). Следовательно, привлечение внимания покупателя остается одной из самых серьезных задач. В последние несколько лет и российский потребитель привык к постоянному воздействию раздражителей, борющихся за его внимание. Магазин представляется производителям очень хорошим местом для развертывания «боевых действий», ведь согласно различным источникам исследований, процент принятия решения непосредственно в магазине составляет 65-70%; в кассовой зоне незапланированные покупки могут составлять 89%. Задача каждого производителя – выделить свои продукты из сотен подобных.

Информация о работе Мерчандайзинг