Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:30, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изложение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия 5
1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия 5
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки 9
Глава 2. Анализ организационной структуры ООО «Экстрим» 14
2.1 Краткая характеристика предприятия 14
2.2 Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности 18
Глава 3. Предложения по совершенствованию организационной структуры ООО «Экстрим» 35
3.1. Проект совершенствования организационной структуры в свете стратегии развития предприятия 35
Заключение 39
Список литературы 40
В таблице 2.6 приведена
матрица взаимосвязи и
Таблица 2.6 – Матрица
взаимосвязи и
Структурное подразделение |
Полиграфический дизайн |
Реклама |
Представительские материалы |
Фирменный стиль и имидж-реклама |
Линейные: |
||||
Отдел полиграфии |
+ |
+ |
+ |
+ |
Дизайн-бюро |
+ |
- |
+ |
+ |
Отдел сувенирной продукции |
- |
+ |
- |
- |
Отдел размещения |
- |
+ |
- |
- |
Отдел по рекламной деятельности |
+ |
+ |
+ |
+ |
Функциональные: |
||||
Коммерческий отдел |
+ |
+ |
+ |
+ |
Бухгалтерия |
+ |
+ |
+ |
+ |
Отдел по управлению персоналом |
+ |
+ |
+ |
+ |
Таким образом, ООО «Экстрим» является целостным объектом управления. Направления деятельности данного предприятия не только не являются взаимоисключающими, а являются соответствующими и даже неразрывными друг с другом. Каждое направление реализует не одно, а несколько линейных подразделений организации, поэтому связь между ними взаимообусловленная. Они также взаимосвязаны с функциональными подразделениями организации.
Этап 3. Анализ
эффективности системы
Цель анализа – оценка прогнозных возможностей системы управления, характеризующаяся ее способностью через свои организационные структуры вырабатывать комплекс реальных целей и задач, обеспеченных потенциалом организации.
Прежде всего, необходимо отметить, что практика построения дерева целей с адекватной системой показателей в ООО «Экстрим» отсутствует. Определена только главная цель предприятия как системы (в долгосрочном плане – лидерство на рынке полиграфических и рекламных услуг города Барнаула, в краткосрочном плане – повышение доходности предприятия).
Системно не упорядоченные
плановые показатели не
Так как в краткосрочном
плане целью предприятия
В соответствии с планом организации на 2006 год величина чистой прибыли предприятия составляла 2500 тыс. руб. Фактическая величина чистой прибыли в 2006 году составила 2166,1 тыс. руб. Соответственно, целевая эффективность ООО «Экстрим» в 2006 году составила: .
Данный показатель необходимо скорректировать на сумму вклада подсистем в достижение цели организации. Для этого необходимо провести оценку показателей эффективности целеполагания каждой подсистемы. Для каждой подсистемы можно выделить собственные показатели эффективности. В таблице 2.7 для каждого структурного подразделения выделен один показатель эффективности работы подразделения, который наиболее характерен ему. В результате сбора информации по данным показателям по структурным подразделениям были получены данные по соотношению результатов и целей подразделений (таблица 2.7).
Таблица 2.7 – Оценка эффективности
целеполагания структурных
Структурное подразделение |
Показатель эффективности |
Результативный показатель (результат – Рi) |
Целевой показатель (цель – Цi) |
Аi = Рi / Цi |
Коэффи-циент весомости (qi) |
Ai* qi |
Отдел полиграфии |
Общий тираж (тыс. экз.) на одного работника отдела |
1,84 |
1,6 |
1,15 |
0,1 |
0,115 |
Дизайн-бюро |
Количество внедренных проектов на одного работника |
7 |
8 |
0,88 |
0,2 |
0,175 |
Отдел сувениров |
58 |
50 |
1,16 |
0,1 |
0,116 | |
Отдел размещения |
35 |
40 |
0,88 |
0,1 |
0,0875 | |
Отдел по рекламной деятельности |
Количество внедренных рекламных предложений на одного работника |
34 |
40 |
0,85 |
0,2 |
0,17 |
Отдел по работе с клиентами |
Рентабельность продаж |
4,5 |
6 |
0,75 |
0,1 |
0,075 |
Бухгалтерия |
Эффективность учетной политики (экспертная оценка от 1 до 10 баллов) |
9 |
10 |
0,90 |
0,1 |
0,09 |
Отдел по управлению персоналом |
Уровень текучести кадров, % |
8 |
8 |
1,00 |
0,1 |
0,1 |
0,929 |
Производим окончательный расчет коэффициента механизма целеполагания: .
Таким образом, отклонение
коэффициента от единицы свидетельствует
о сбоях в системе
Этап 4. Анализ
внешней эффективности
Целью анализа является оценка степени использования системой управления возможностей внешней среды, учета угроз, выявление причин рассогласования результата и цели в обнаруженных на предыдущих этапах проблемных зонах, степени соответствия организационной структуры управления всей совокупности условий ее функционирования во внешней среде.
В таблице 2.8 приведен перечень возможностей и угроз деятельности ООО «Экстрим» на рекламно-полиграфическом рынке города Барнаула.
Таблиц 2.8 – Возможности и угрозы внешней среды ООО «Экстрим»
Возможности |
Угрозы |
Возрождение традиций создания торговых марок, возрастание значения фирменного стиля компании |
Отсутствие полноценной |
Возрастание спроса на рекламную и полиграфическую продукцию |
Несовершенство системы |
Открытие новых сегментов рынка |
Недостаточное количество хороших специалистов в сфере дизайна и рекламы |
Разработка новых видов |
Нестабильность структуры и объема спроса |
Появление новейших технологий рекламной деятельности |
Значительное усиление конкурентной борьбы |
Ограничения деятельности рекламных агентств со стороны государства | |
Низкая норма рекламных |
Возрождение традиций создания
торговых марок, собственного фирменного
стиля у российских предпринимателей
открывает возможности для
Недостаточное количество хороших специалистов, профессионалов в сфере рекламы и дизайна тормозит развитие организации. Это сказывается на отсутствии или даже снижении спроса на продукцию компании, отсутствии нововведений в области маркетинга, разработок новых видов продукции.
Кроме того, существуют общие факторы, ограничивающие возможности как ООО «Экстрим», так и других рекламных и издательских организаций. Так, например, в России существует достаточно низкая норма рекламных расходов, относящихся на себестоимость, т.е. рекламных расходов, освобождаемых от налогов. С 1 апреля 2001 г. норма рекламных расходов была увеличена с 5 до 7,5%. В европейских странах на рекламные расходы квот вообще не существует. Западные компании в среднем тратят на продвижение товара до 10-15% от выручки. При этом доля рекламы в этом процессе может быть любой в соответствии со строго выверенной стратегией маркетинга. Существование данных нормативов в России ограничивает рекламные бюджеты компаний, соответственно, ограничивает спрос на услуги рекламных и полиграфических организаций.
Этап 5. Анализ внутренней эффективности организации (анализ степени использования организацией ее внутренних возможностей, характеризующих потенциал организации).
Целью анализа является оценка способности организационной структуры управления обеспечить достижение поставленных целей при минимальных и необходимых затратах (соответствия реального использования организацией внутренних возможностей блоку «механизм управления» концептуально модели, формализованному в виде обобщающего показателя Кму). Показатель Кму рассчитывается по формуле (2.2). Шкала оценки данного показателя при 10-ти балльной шкале следующая:
[0-3]– организационная
структура не отвечает целям
и задачам деятельности
Для характеристики эффективности механизма управления в ООО «Экстрим» используем показатели оценки организации управленческих процессов на предприятии, таких как: длительность управленческого цикла, непрерывность управленческого цикла, ритмичность управления, оперативность принимаемых решений, экономичность системы управления, уровень исполнительности аппарата управления, уровень качества подготовки управленческих решений, уровень использования рабочего времени в аппарате управления. Для их оценки используем экспертный метод. В качестве экспертов выступают работники предприятия: выпускающий дизайнер, директор рекламного отдела, коммерческий директор и начальник отдела полиграфии.
Таблица 2.9 – Экспертная оценка показателей организации управленческих процессов ООО «Экстрим»
Показатель |
Оценка в баллах (от 1 до 10) | ||||
Выпускающий дизайнер |
Директор рекламного отдела |
Коммерческий директор |
Начальник отдела полиграфии |
Средняя оценка | |
Длительность управленческого цикла |
7 |
7 |
8 |
8 |
7,5 |
Непрерывность управленческого цикла |
8 |
7 |
9 |
8 |
8,0 |
Ритмичность управления |
7 |
6 |
7 |
8 |
7,0 |
Оперативность принимаемых решений |
5 |
6 |
7 |
7 |
6,3 |
Экономичность системы управления |
8 |
7 |
8 |
7 |
7,5 |
Уровень исполнительности аппарата управления |
8 |
7 |
7 |
9 |
7,8 |
Уровень качества подготовки управленческих решений |
8 |
8 |
8 |
9 |
8,3 |
Уровень использования рабочего времени |
9 |
9 |
9 |
10 |
9,3 |
Информация о работе Менеджмент. Организационная структура предприятия