Менеджмент. Организационная структура предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изложение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия 5
1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия 5
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки 9
Глава 2. Анализ организационной структуры ООО «Экстрим» 14
2.1 Краткая характеристика предприятия 14
2.2 Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности 18
Глава 3. Предложения по совершенствованию организационной структуры ООО «Экстрим» 35
3.1. Проект совершенствования организационной структуры в свете стратегии развития предприятия 35
Заключение 39
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

менеджмент. организационная структура предприятия..doc

— 336.00 Кб (Скачать)

 

На основе полученных средних оценок показателей организации управленческих процессов в ООО «Экстрим» рассчитаем коэффициент эффективности механизма управления Кму (таблица 2.10).

Таблица 2.10 – Расчет коэффициента эффективности механизма управления

Показатель

Коэффициент весомости (qi)

Оценка в баллах (Аi)

1

2

3

4

Длительность управленческого  цикла

0,1

7,5

0,75

Непрерывность управленческого цикла

0,1

8,0

0,80

Ритмичность управления

0,13

7,0

0,91

Оперативность принимаемых решений

0,21

6,3

1,32

Экономичность системы управления

0,13

7,5

0,98

Уровень исполнительности аппарата управления

0,07

7,8

0,55

Уровень качества подготовки управленческих решений

0,16

8,3

1,33

Уровень использования рабочего времени

0,1

9,3

0,93

Итого

1

-

7,56


 

Таким образом, коэффициент  эффективности механизма управления для ООО «Экстрим» равен 7,56. Данное значение попадает в интервал [6-8], что означает, что организационная структура предприятия обеспечивает эффективность целесообразных взаимоотношений между элементами структуры, однако ее механизм управления недостаточно эффективно регламентирует взаимодействие структурных подразделений предприятия и их целенаправленное развитие, не обеспечивает реализацию некоторых целевых установок (например, выработку рекламных предложений и дизайн-проектов на одного работника), а также имеет необоснованно высокие затраты на достижение стратегических целей предприятия. Так, как показал анализ финансовых результатов ООО «Экстрим», себестоимость продукции и оказанных услуг в 2006 году по сравнению с 2003 годом возросла на 50,2%, а коммерческие расходы – на 11,1%.[20, c. 342]

Этап 6. Анализ качества реализации функций и затрат на их исполнение.

Целью анализа является формирование информации о расходах на управление для оптимизации затрат на исполнение функций.

Для этого проанализируем динамику в 2004-2006 годах показателей использования трудового потенциала аппарата управления (таблица 2.14).

Таблица 2.11 – Анализ показателей эффективности использования трудового потенциала аппарата управления

Показатель

Способ расчета

2004 г.

2006 г.

Отклонение

абсол.

%

Прибыльность персонала управленческой деятельности, тыс. руб.

Чистая прибыль / численность работников аппарата управления

2429/ 8 = 303,6

2166/ 8 = 270,8

-32,8

89,2

Затраты на содержание одного работника  управления, тыс. руб.

Затраты на управление / численность  работников аппарата управления

2458 /8 = 307,3

3438 /8 = 429,8

+122,5

139,9

Удельный вес затрат на содержание аппарата управления в общей структуре  себестоимости, %

Затраты на управление *100/ себестоимость производства

2458*100 /30404 = 8,1

3438*100 /46675 = 7,4

-0,7

91,3


 

Прибыльность персонала  управленческой деятельности снизилась  на 32,8 тыс. руб. и составила в 2006 году 89,2% от уровня 2003 года. Это означает, что каждый работник аппарата управления в 2006 году принес 270,8 тыс. руб. чистой прибыли, тогда как в 2004 году – 303,6 тыс. руб.

Затраты на содержание одного работника управления увеличились  с 307, до 429,8 тыс. руб., т.е. на 122,5 тыс. руб. (или на 39,9%). При этом удельный вес  затрат на содержание аппарата управления в общей структуре себестоимости снизился с 8,1 до 7,4%.

Таким образом, эффективность  управления в ООО «Экстрим» снизилась. Прямо об этом свидетельствует снижение прибыльности персонала управленческой деятельности, увеличение затрат на содержание одного работника аппарата управления, косвенно – увеличение себестоимости и коммерческих расходов в деятельности предприятия.

В заключение анализа  соответствия организационной структуры  предприятия целям и задачам  его деятельности сделаем следующие выводы.

ООО «Экстрим» является целостным объектом управления. Направления  деятельности данного предприятия  не только не являются взаимоисключающими, а являются соответствующими и даже неразрывными друг с другом. Каждое направление реализует не одно, а несколько линейных подразделений организации, поэтому связь между ними взаимообусловленная. Они также взаимосвязаны с функциональными подразделениями организации.

Существующая организационная  структура ООО «Экстрим» включает наиболее актуальные направления основной деятельности, однако слабо отвечает тенденциям развития рекламного бизнеса из-за недостаточной ее гибкости. В связи со слабостью горизонтальных связей данная структура не может оперативно реагировать на структурные изменения спроса, способствовать разработке новых видов продукции или услуг, открытию новых сегментов рынка, внедрению новейших технологий рекламной деятельности.

В ООО «Экстрим» отсутствует  департамент стратегии, результатом  работы которого являлась бы корпоративная  стратегия компании, обеспечивающая долгосрочную эффективность предприятия.[19, c. 274]

Эффективность управления в ООО «Экстрим» снизилась. Об этом свидетельствует снижение прибыльности персонала управленческой деятельности, увеличение затрат на содержание одного работника аппарата управления, а также увеличение себестоимости и коммерческих расходов в деятельности предприятия.

глава 3. Предложения по совершенствованию организационной структуры ООО «Экстрим»

3.1. Проект совершенствования организационной структуры в свете стратегии развития предприятия

Необходимость обеспечения  и сохранения конкурентоспособности  в условиях непрерывной изменчивости внешней среды определяет цели, средства и направления организационного совершенствования. Эффективное управление, основанное на использовании прогрессивных организационных систем и структур, является едва ли не главным инструментом осуществления стабилизационных мер в переходный период. Проблемы формирования и совершенствования организационных структур управления, оценки их эффективности требуют дальнейшей проработки.

Также можно выделить следующие основные пути повышения  эффективности хозяйственных организаций, определяющие основные направления  совершенствования организационной  структуры управления (ее организационную  рационализацию или организационное новшество):

  1. Обеспечение гибкости организационной структуры управления, под которой понимается реакция на изменения во внешней среде с минимальными затратами, усилиями и в кратчайшие сроки. Требования гибкости определяют современную структурную композицию: децентрализация структур управления; вертикальная дезинтеграция; диверсификация производственной и сбытовой деятельности.

Вертикальная дезинтеграция  – от сегментации предприятия  с целью создания простых подразделений  до выделения юридически независимых дочерних предприятий из действующей компании («реструктурирование вниз»), выделение сестринских компаний путем создания фирм, специализирующихся в определенных сферах деятельности («горизонтальное реструктурирование»).

Особый интерес вызывают пути перехода к так называемым горизонтальным корпорациям, с развитием которых связываются основные тенденции формирования будущего. Группы (команды) становятся основным «строительным» блоком организации и образуют собой плоскую иерархию, в которой формирование организационной структуры происходит вокруг процесса с минимизацией деятельности внутри него.

  1. Рост значения инфрапроизводственной сферы предприятия. Требования к качеству инфраструктуры растут быстрее, чем происходит рост собственно производства. В понятие инфраструктуры включается не только вся производственная сфера, но и культура внешней среды.
  2. Развитие логистики, то есть организации и управления информационными и материальными потоками, которые протекают в условиях соответствующим образом созданной и организованной инфраструктуры. Управление материалопотоками с интеграцией функций снабжения, производства и сбыта реализуется на основе формирования специальных структур.
  3. Неуклонное повышение качества продукции (услуг). Организация системы тотального управления качеством (total quality management), предполагающей участие служащих в процессе принятия решений, их доступ к информации и самостоятельный анализ ситуации.
  4. Развитие внутрифирменного предпринимательства, объединенного едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской культурой, а также создание дублирующих подразделений для привнесения конкуренции.

Совершенствование структуры  управления может идти по трем основным направлениям:

  1. Совершенствование механических структур за счет внутренних упрощений или изменений, которые осуществляются путем объединения, разделения, переподчинения, ликвидации звеньев, сокращения числа уровней управления.
  2. Создание комплексной структуры через включение органических структур (венчуров, инновационных отделов, блока развития и т.д.) в существующую механическую. Это так называемые выделенные структуры, функция которых заключается в решении задач, плохо вписывающихся в традиционную линейно-функциональную структуру. Это направление является основным условием обеспечения эффективности структур управления в переходный период.
  3. Замена структур механического типа на адаптивные. Этот радикальный путь реорганизации структур требует не только наличия сильного лидера с командой единомышленников, но и сильной организационной культуры.

В нашем случае для  ООО «Экстрим» больше всего подходит третий вариант, то есть замена существующей структуры механического типа на адаптивную структуру. Объяснить это  можно следующим образом.

Таким образом, основными  направлениями деятельности (проектами) на сегодняшний день в ООО «Экстрим» будут являться следующие:

  • направление (проект) по разработке фирменного стиля, имидж-рекламы и представительских материалов (включая сувениры);
  • направление (проект) рекламных предложений;
  • направление (проект) полиграфического дизайна.

На должность руководителя направления по разработке фирменного стиля, имидж-рекламы и представительских  материалов (включая сувениры) необходимо подобрать отличного специалиста  с хорошими организаторскими способностями. Для этого необходимо организовать тщательный подбор и отбор кандидатов на эту должность.

В ООО «Экстрим» необходимо усилить коммерческий блок. Для этого  необходимо пересмотреть систему маркетинга. В штате предприятия только один маркетолог. Для такого предприятия, как ООО «Экстрим», необходимы, по крайней мере, два маркетолога. Кроме этого, необходимо полностью пересмотреть должностную инструкцию маркетолога, требования к его профессиональным знаниям и уровню квалификации, систему вознаграждения.

Таким образом, проект по совершенствованию организационной  структуры в ООО «Экстрим» предполагает:

  1. глобальное организационное нововведение – адаптивную проектно-матричную организационную структуру управления;
  2. введение в штат трех новых должностей – руководителя направления разработки фирменного стиля, имидж-рекламы и подготовки представительских материалов; руководителя направления рекламных предложений; руководителя направления полиграфического дизайна;
  3. создание департамента стратегии, который будет заниматься стратегическим планированием;
  4. введение в штат организации должности директора отдела по управлению персоналом;
  5. прием на работу дополнительно двух маркетологов, менеджера по управлению персоналом.

Реализация данных мероприятий  будет способствовать достижению стратегических целей предприятия. Как уже отмечалось, долгосрочной стратегической целью ООО «Экстрим» является лидерство на местном рынке рекламных услуг; краткосрочной стратегической целью является повышение прибыльности деятельности предприятия. Перечисленные мероприятия по организационному развитию предприятия отражают тактические действия соответственно стратегии диверсификации услуг.

Информация о работе Менеджмент. Организационная структура предприятия