Место финансового менеджмента в организационной структуре малого предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:05, реферат

Краткое описание

Мировой опыт и практика убеждают, что важным элементом рыночной экономики является существование и взаимодействие больших, средних и малых предприятий. При этом малое предпринимательство рассматривается не только как дополнение к большому производству, а как самостоятельная форма функционирования и развития современных продуктивных сил – гибкая, жизнеспособная, эффективная, прогрессивная.

Оглавление

Введение
1.Сущность малого предпринимательства
2.Организация финансового менеджмента на малых предприятиях
2.1.Кадровое обеспечение управления финансами
2.2. Процесс организации финансового менеджмента
Заключение
Перечень ссылок

Файлы: 1 файл

Фин.мен. реф.doc

— 96.00 Кб (Скачать)


Донбасская Государственная Машиностроительная Академия

Министерство образования, науки, молодёжи и спорта Украины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему:

«Место финансового менеджмента в организационной структуре малого предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:ст.гр. Ф07-2

Проверила:

 

 

 

 

 

 

Краматорск, 2012


Содержание

 

Введение

1.Сущность малого предпринимательства

2.Организация финансового менеджмента на малых предприятиях

2.1.Кадровое обеспечение управления финансами

2.2. Процесс организации финансового менеджмента

Заключение

Перечень ссылок

 

 

 


Введение

 

«Малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая   субъектами   рыночной   экономики  при   определенных   установленных   законами,   государственными   органами или другими представительными организациями критериях.

Мировой опыт и  практика  убеждают,  что  важным  элементом  рыночной экономики является существование и взаимодействие больших, средних  и  малых предприятий. При этом малое предпринимательство  рассматривается  не  только как  дополнение  к  большому  производству,  а  как  самостоятельная   форма функционирования  и  развития  современных  продуктивных   сил   – гибкая, жизнеспособная, эффективная, прогрессивная.

Особенное значение малого бизнеса в переходный к рыночным  отношениям период проявляется в структурной перестройке  экономики,  ускорении научно-технического процесса, формировании нового социального слоя.

Малое предпринимательство –  один  из  ведущих  секторов,  во  многом определяющий темпы  экономического  роста,  состояния  занятости  населения, структуру  и  качество  валового  национального  продукта.

Развитие  малого бизнеса отвечает общемировым  тенденциям  к  формированию  гибкой  смешанной экономики, сочетанию  разных  форм  собственности  и  адекватной  им  модели хозяйства, в которой  реализуется  сложный  синтез  конкурентного  рыночного механизма и государственного  регулирования  крупного,  среднего  и  мелкого производства. И  если  крупный  бизнес  –  это  скелет,   ось   современной экономики, то все многообразие  мелкого  и  среднего  предпринимательства  – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

Особенно актуальна проблема внедрения на рынок  малых  предприятий  в свете последних изменений в экономике нашей страны.  В  условиях  выхода  из экономического кризиса нельзя  не  вспомнить  о  поддержке  малого  бизнеса.

Появление большого числа фирм  приведет  к  появлению  новых  рабочих  мест, малым  предприятием  легче  управлять   в   условиях   нестабильного   курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в  бюджет  не  только центра, но и регионов, что особенно важно.

Поэтому тема данного реферата является актуальной, но чтобы избежать как можно  больше  ошибок,  которые  неизбежны  при образовании нового течения в экономике Украины, особенно остро встаёт вопрос организации финансового менеджмента в малых предприятиях.


1.Сущность малого предпринимательства

 

Малым предприятием называется предприятие, численность сотрудников которого не превышает 200 человек. Это основное отличие малого бизнеса от среднего и крупного.

В настоящий момент встречаются малые предприятия, численность которых не более 15 человек.

Практически во всех странах малые предприятия создаются как начальное звено в большой производственной цепи.

Например, существует крупное предприятие, занимающееся производством автомобилей. Его поставщиками (колес, двигателей и т.д.) являются как раз малые предприятия. Конечно, в любом деле имеются и исключения.

Одно малое предприятие не играет никакой роли в экономики страны, но так как в некоторых странах они исчисляются миллионами, то в результате происходит серьезное регулирование экономики. Вся совокупность предприятий малого типа называется малым предпринимательством.

Первая их особенность состоит в том, что малые предприятия благодаря своему большому числу обеспечивают работой большую часть населения. Во-вторых, в результате появления новых малых предприятий происходит изменение уровня конкуренции на различных нишах рынка. Стоит отметить, что большинство малых предприятий занимается торговлей или предоставляет различные услуги населению.

За счет появления малого предпринимательства и доступности к созданию малого предприятия в обществе формируется средний класс – залог экономической стабильности страны.

В условиях современной рыночной экономики малое предприятие считается наиболее гибким и устойчивым к различным экономическим изменениям, которые происходят довольно-таки часто, а иногда носят и глобальный характер. Заостряя свое внимание на минимизации многих составляющих малого предприятия (численности, оборотов капитала и т.п.), не стоит забывать, что малое предприятие – это сформировавшийся элемент экономики, который не является промежуточной стадией перед перевоплощением в крупную фирму. Оно юридически независимо и имеет, хоть и не очень большой, но все-таки уставный капитал.

Малое предпринимательство, не смотря на его огромные масштабы, не на столько урегулировано, как крупный бизнес. Поэтому в некоторых моментах его работы могут возникнуть неприятные проблемы.

Как правило, все малые предприятия, чтобы выжить в суровой конкурентной борьбе, стремятся использовать только самые новые технологии. Некоторые в результате выживают и занимают устойчивое положение на рынке, а другие становятся банкротами. В этом состоит первый недостаток малого предприятия – чрезмерный риск, на который идут непосредственно собственники предприятия.

Малые предприятия в своей работе сталкиваются с различными проблемами и угрозами, как то: возможность быстрого разорения, ограниченность роста, небольшие рынки, нехватка оборотных средств, высокая конкуренция.

Таким образом при управлении финансами на малом предприятии может возникнуть ряд факторов, способных повлиять на принимаемые решения:

-особенности структуры капитала;

- специфичная иерархия рисков;

- высокие кредитные проценты;

- отсутствие гарантий;

- попытки поглотить или распространить влияние над предприятием.

Отсюда видно, что для успешной работы любого малого предприятия необходима постановка финансового менеджмента.

 

2.Организация финансового менеджмента на малых предприятиях

 

Организация финансового менеджмента на предприятиях малого бизнеса связана с преодолением конкурентных преград на рынке и получением прибыли, что является достаточно важным фактором.

Но для достижения целей финансового менеджмента необходимо дополнительно решить и ряд иных задач:

- оптимизировать денежные потоки;

- создать действенную систему планирования;

- проводить финансовый мониторинг и финансовый контроль;

- создать систему учета и отчетности полезной для внутренних и внешних пользователей.

Классификация предприятий малого бизнеса.

С точки зрения финансового менеджмента, предприятия малого бизнеса можно разделить на две категории:

1) предприятия малого бизнеса, входящие в структуру объединений (холдинги, консорциумы и т.д.). У таких предприятий больше финансовых возможностей, потому что они находятся "за широкой спиной" объединения;

2) предприятия малого бизнеса, находящиеся в конкурентных условиях. У таких предприятий больше вероятность наступления финансовых рисков, но и больше возможностей для маневра и свободы действий.

 

2.1.Кадровое обеспечение управления финансами

 

В большинстве случаев управление финансами на малом предприятии из-за небольшой его численности осуществляется на уровне главного бухгалтера, который взаимодействует с руководством (администрацией, топ-менеджерами), а также с экономистами и юристами, если таковые имеются.

На данный момент существует три эффективных способа организации структуры управления финансами малого бизнеса:

1) совмещение должностей (например, главный бухгалтер и финансовый директор в одном лице). В данной ситуации снижаются затраты на содержание финансовой службы, но ухудшается качество принимаемых решений;

2) создание отдельного специального финансового отдела или финансовой должности (финансовый директор, финансовый менеджер). Это потребует больших затрат, так как специалисты высокого уровня в области финансов стоят дорого, а иметь малоопытного и неквалифицированного специалиста - себе дороже. Возможность эффективного создания такой структуры есть только у предприятий, входящих в структуру объединения предприятий;

3) передача финансового управления в специализированную организацию, так называемый аутсорсинг или субподряд. на данный момент одним из популярных видов аутсорсинга является ведение бухгалтерского учета специализированной организацией.

Положительные стороны аутсорсинга - высокое качество принимаемых решений; отрицательные стороны - отсутствие на украинском рынке широкого выбора аутсорсинговых организаций, высокие цены на их услуги (хотя они могут и окупаться), отсутствие уверенности в том, что ваша компания не будет специально ослаблена и поглощена.

Но в любом случае финансовый эффективное функционирование предприятия в значительной степени определяется способностью финансового менеджера :

-рационально распорядиться существующими финансовыми ресурсами;

-своевременно отреагировать на условия динамично изменяющегося рынка;

-предотвратить ситуацию возможного банкротства предприятия. 

 

Среди основных функциональных обязанностей финансового менеджера выделяют: 

-организация финансовой работы на предприятии;

-разработка прогнозов, проектов и планов вложения капитала (прямые вклады, венчурные вклады, вклады в ценные бумаги);

-оценка разных вариантов вложения капитала с учетом степени риска и размера получаемой прибыли, выбор оптимального варианта;

-разработка перспективных, текущих, оперативных финансовых планов, планов поступления и использования иностранной валюты;

-участие в разработке бизнес-плана предприятия в части финансовых показателей, а также финансовых нормативов;

-проведение валютной и кредитной политики;

-анализ финансового состояния предприятия;

-контроль над исполнением плановых показателей. 

Квалификационная характеристика финансового менеджера.

Квалификационная характеристика финансового менеджера предъявляет к нему требования в области его теоретической подготовки и практических умений работы.

Финансовый менеджер должен знать: 

-теорию менеджмента;

-теорию финансов, кредита и денежного обращения;

-теорию финансового менеджмента;

-бухгалтерский учет;

-экономическую статистику, действующий статистический учет;

-действующее законодательство в области финансовой, кредитной, валютной банковской и биржевой деятельности;

-основные нормативно-законодательные акты по международным расчетам и внешнеэкономической деятельности;

-виды ценных бумаг и порядок их обращения. Особенности обращения ценных бумаг за границей;

-правила и порядок проведения операций на внутреннем финансовом рынке;

-основы совершения операций на международном финансовом рынке;

-основы экономики хозяйствующего субъекта;

-методологию и методику экономического анализа;

-делопроизводство и корреспонденцию;

Финансовый менеджер должен уметь: 

-читать бухгалтерский баланс;

-разбираться в статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности хозяйствующего субъекта;

-разбираться в финансовой информации, в том числе зарубежной, публикуемой в печати;

-анализировать результаты производственно-торговой и особенно финансовой деятельности хозяйствующего субъекта;

-анализировать и оценивать экономическую эффективность мероприятий по вложению капитала;

-прогнозировать результаты вложения капитала. Оценивать и принимать окончательные решения;

-разрабатывать программы использования финансовых ресурсов.

-составлять финансовый план;

-составлять отчет по использованию финансовых ресурсов и выполнению показателей финансового плана;

-подготавливать документы по финансовым вопросам для предоставления их в банк, налоговую службу и другие органы управления;

-вести переписку по финансовым вопросам с органами управления и с хозяйствующими субъектами;

Информация о работе Место финансового менеджмента в организационной структуре малого предприятия