Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:11, курсовая работа
Кто такой менеджер? Термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности. Менеджер – это человек, прошедший большую специальную подготовку и добивающийся результатов посредством других людей. Это признанный лидер любого коллектива.
Менеджмент стало изучать все большее количество людей. И это не случайно, поскольку появилось великое множество организаций различных форм собственности, которыми нужно управлять.
Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Основные задачи менеджера и современные требования к нему.………… 4
1.1. Руководитель-менеджер и его основные функции……………………….4
1.2. Стиль и имидж менеджера…………………………………………………. 9
2. Типологии стилей руководства, их характерные черты…...……………… 16
2.1. Стили управления Д. Мак-Грегора и теории Z и А…………………… 17
2.2. Управленческая решетка. Р. Блэйка и Дж. Мутона……………………... 23
2.3. Ситуационная модель Фидлера и подход «путь–цель» Митчела
и Хауса……………………………………………………………………… 26
2.4. Теория жизненного цикла П. Херси и К. Бланшар и модель
принятия решений руководителем Врума–Йеттона………………….. 31
3. Опыт формирования стиля руководства на примере
ОАО «Прядильно-ниточный комбинат им. С. М. Кирова»………………36
3.1. Характеристика и анализ корпоративной культуры
ОАО «Прядильно-ниточный комбинат им. С. М. Кирова»………………36
3.2. Анализ стилей руководства и методов управления на
ОАО «Прядильно-ниточный комбинат им. С. М. Кирова»………………41
3.3. Рекомендации по совершенствованию стиля руководства на
ОАО «Прядильно-ниточный комбинат им. С. М. Кирова»………………45
Заключение ……………………………………………………………………... .47
Литература ……………………………………………………………………......49
Теоретики менеджмента назвали такой стиль теорией X, согласно которой:
1) люди
изначально не любят трудиться
и при любой возможности
2) у
людей нет честолюбия, они стараются
избавиться от ответственности,
3) больше всего люди хотят защищенности;
4) чтобы
заставить людей трудиться,
«Автократ как можно больше централизует
полномочия, структурирует работу подчиненных
и почти не дает им свободы в принятии
решений. Автократ, чтобы обеспечить выполнение
работы, может оказывать психологическое
давление, как правило, угрожать. Когда
автократ избегает негативного принуждения,
а вместо этого использует вознаграждение,
его называют благосклонным автократом.
Благосклонный автократ проявляет активную
заботу о настроении и благополучии подчиненных.»
/5, с.276/
Демократичный лидер, стиль управления которого теоретики менеджмента называют теорией Y, предполагает следующее:
1) труд
— процесс естественный, и, если
условия благоприятные, люди
2) если
люди приобщены к
3) приобщение
является функцией
4) способность
к творческому решению проблем
встречается часто, а
Благодаря этим предположениям демократичный руководитель предпочитает механизмы влияния, которые основываются на потребностях высокого уровня: в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении.
Демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.
Теории Х и Y
сформулированные Д. Мак-Грегором, их основные
положения представлены в Таблице 1.
На практике, как правило, имеет
место комбинация различных
Теория
X и теория Y Д. Мак-Грегора.
Понятие | Теория X | Теория Y |
Представления о человеке | 1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы. | 1. Труд – процесс естественный. При благоприятных условиях люди не только принимают, но и стремятся к ней. |
2. У людей нет честолюбия и они избегают ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили. | 2. Если люди принимают цели организации, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль. | |
3. Больше всего люди хотят защищенности. | 3. У людей развиты потребности высших уровней. | |
4. Чтобы заставить людей работать необходимо принуждение, контроль и угроза наказания. | 4. Способность к творческому решению проблем у людей встречается часто, потенциальный интеллект среднего человека недоиспользуется. | |
Практика
руководства: 1) планирование |
1. Централизованное распределение задач, единоличное определение целей, стратегии, тактики. |
1. Поощрение определения целей подчиненными в соответствии с целями организации. |
2) организация | 2. Четкое структурирование задач; полномочия не делегируются. | 2. Высокая степень децентрализации полномочий. |
3) мотивация | 3. Апелляция к мотивам низшего уровня. Навязывание своей воли. | 3. Апелляция к потребностям высших уровней. |
4) контроль | 4. Тотальный, всеобъемлющий | 4. Самоконтроль подчиненных в процессе работы, контроль руководителя по ее завершении. |
5) общение | 5. Жесткая регламентация поведения. | 5. Руководитель действует как связующее звено в обмене информацией. |
6) принятие решений | 6. Отрицание права свободы принятия решений подчиненными. | 6. Активное участие подчиненных в принятии решений. |
Использование власти и влияния | Психологическое давление, угроза наказания, власть, основанная на принуждении. | Убеждение и участие, власть через положительное подкрепление. |
Стиль руководства | Авторитарный | Демократический |
Организации, где доминирует демократичный
стиль, характеризуются высокой степенью
децентрализации полномочий. Подчиненные
принимают активное участие в принятии
решений и пользуются широкой свободой
в выполнении заданий. Довольно часто,
объяснив цели организации, руководитель
позволяет подчиненным определить свои
собственные цели в соответствии с теми,
которые он сформулировал. Вместо жесткого
контроля за подчиненными в процессе их
работы руководитель тратит сравнительно
большую часть своего времени, действуя
как связующее звено, обеспечивая соответствие
целей группы целям организации в целом
и заботясь о том, чтобы группа получала
необходимые ресурсы. Демократичный лидер
пытается сделать обязанности подчиненных
более привлекательными, способствует
тому, чтобы подчиненные понимали, что
им предстоит решать большую часть проблем,
не ища одобрения или помощи, способствует
созданию атмосферы открытости и доверия,
а когда подчиненным и понадобится помощь,
они могли бы, не стесняясь, обратиться
к руководителю.
Теории
Z и А.
Теория Z базировалась на принципах доверия и пожизненного найма, на групповом методе принятия решения, что дает еще и прочную связь между людьми. Теория Z является развитой и усовершенствованной теорией Y применительно к традициям и успешной практике японских менеджеров.
В целом японский (тип Z) и американский (тип А) подходы разнонаправлены. Их систематизация по критерию управления персоналом приведена в
Таблице 2.
Модели
управления людскими
ресурсами
Подход | Тип
A
(американские организации) |
Тип
Z
(японские организации) |
Человеческие ресурсы | 1.
Малые вложения
в обучение
2. Обучение конкретным навыкам. 3. Формализованная оценка. |
1.Крупные
вложения в обучение.
2. Общее обучение. 3. Неформализованная оценка. |
Трудовой рынок | 1.
На первом месте
внешние факторы.
2. Краткосрочный наем. 3. Специализированная лестница продвижения. |
1.
На первом месте внутренние
факторы.
2. Долгосрочный наем. 3.Неспециализированная лестница продвижения. |
Преданность организации | 1.
Прямые контракты
по найму.
2. Внешние стимулы. 3. Индивидуальные рабочие задания. |
1.
Подразумеваемые
контракты.
2. Внутренние стимулы. 3. Групповая ориентация в работе. |
«Современная практика отдает предпочтение
теориям Y и Z. Передовые компании
многих стран не только используют рекомендации
именно этих теорий, при этом теории продолжают
активно развиваться. Развитие теории
стилей руководства привело к анализу
сосредоточения на работе
и на человеке, которое характерно
для всех руководителей, причем распределяют
они свое внимание по-разному.
Руководитель, сосредоточенный на работе, ориентированный на решение производственных задач, прежде всего заботится о планировании работы и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда. Например, как известно, Ф. Тейлор строил работу технически эффективно и вознаграждал рабочих, которые перевыполняли нормы, определяемые с учетом измерения рекордного уровня производительности труда.
Руководитель, сосредоточенный на человеке, наибольшее внимание уделяет повышению производительности труда путем совершенствования человеческих отношений. Он способствует развитию взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки. Такой руководитель считается с нуждами подчиненных, помогает им решать проблемы и поощряет их профессиональный рост. Исследования показывают, что стиль многих руководителей ориентировался одновременно и на работу, и на человека.»
/5, с. 279-280/.
2.2.
Управленческая решетка
Р. Блэйка и Дж. Мутона.
Концепция подхода к эффективности руководства
по двум критериям была модифицирована
и популяризирована Р. Блэйком и Дж. Мутоном,
которые построили решетку — схему, включавшую
пять основных стилей руководства.
Управленческая решетка Р. Блэйка и Дж. Мутона
Вертикальная ось этой схемы ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9 баллов. Горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» также по шкале от 1 до 9 баллов. Стиль руководства определяется этими двумя критериями. Блэйк и Мутон описывают среднюю и четыре крайние позиций решетки, как:
1.1. Минимальные усилия руководителя приводят к тому, что только из страха потерять работу люди хоть что-то делают.
1.9. Дом
отдыха — руководитель
5.5. Средняя
организация — руководитель
9.1. Авторитет
и подчинение — руководитель
очень заботится об
9.9. Команда
— благодаря усиленному
На практике могут встречаться самые разнообразные
сочетания «заботы о человеке» и «заботы
о производстве».
Многочисленные исследования
позволили прийти к
следующим выводам:
1. Немало ситуаций, когда демократичный и ориентированный на человека стиль не приводит к росту удовлетворенности.
2. В
ситуациях, когда исполнители
действуют на уровне более
низких потребностей, демократичный
стиль может снизить степень
удовлетворенности. Участие
3. Высокая
степень удовлетворенности,
4. Стиль
поведения руководителя
а) если
он приводит к повышению
б) если
высокая производительность вознаграждается,
что ведет к большей
Люди испытывают удовлетворенность благодаря высокой результативности, которая вознаграждается.
Информация о работе Менеджер в системе управления, его имидж и стили управления