Механизм управления конфликтами в организации (учреждении, фирме)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Цели курсовой работы - изучить материалы по выбранной теме, рассмотреть методы управления конфликтами.
Задачи курсовой работы - выявить функции, особенности, причины и типы конфликтных ситуаций, дать подробную характеристику методам разрешения конфликтных ситуаций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1. Природа конфликта в организации ………………………………………6

1.1. Сущность конфликта…………………………………………………6

1.2. Модель конфликта как процесса…………………………………….8

1.3. Классификация конфликтов………………………………………….9

1.4. Функции конфликта…………………………………………………13

1.5. Основные причины конфликтов в организациях………………….14

2. Механизм управления конфликтом………………………………………17

2.1. Прогнозирование конфликта ………………………………………...17

2.2. Предупреждение конфликтов……………………………………….17

2.3. Основные методы разрешения конфликтных ситуаций…………...23

Заключение……………………………………………………………………….35

Список литературы………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

мой черновик.docx

— 100.23 Кб (Скачать)

    Большим разнообразием форм проявления характеризуется  типология конфликтов по составу конфликтующих сторон, затрагивающих в большинстве случаев их интересы, соблюдение социальных и нравственных норм, определение функциональной значимости конфликтного противостояния. В первую очередь к этим типам относятся внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые конфликты.

    Хотя  конфликт по своим причинам и структуре  предполагает противостоящие стороны, он вполне может быть личностным, присущим лишь отдельному человеку. Объяснение этому сводится к тому, что конфликт может быть либо с окружающими  человека людьми, либо внутренним для  него, так как человеку свойственно  не только интенсивное взаимодействие с себе подобными, но и постоянное общение с самим собой. Автокоммуникация в том или ином виде является естественным условием нормальной психической активности человека. Она во многом определяет работоспособность, настроение, самочувствие, а нередко и состояние здоровья. Поэтому внутриличностный конфликт даже тогда, когда не имеет прямой связи с совместной деятельностью людей, неизбежно отражается на деловых отношениях и результатах общих усилий.

    Обращение человека с самим собой есть прежде всего самопомощь и самоконтроль. Те, в свою очередь, преследуют цель самоорганизации и самопрограммирования. Внутренняя борьба тем самым выполняет функционально важную роль. Она позволяет личности делать свой выбор поведения и способов действия.

    Межличностный конфликт древнее внутриличностного, поскольку развитие межличностных отношений предшествовало возникновению автокоммуникации, общению индивида с самим собой. Вместе с тем межличностный конфликт во многом имеет также интимный, т. е. касающийся только отдельного лица, механизм провоцирования и стимулирования определённого поведения. Его функциональное назначение было и есть преодоление чрезмерно обострившихся противоречий, взаимное нахождение оптимального выхода из возникшего противостояния.

    По  способам урегулирования (разрешения) конфликты разделяются на антагонистические, сопровождаемые неуступчивостью и непримиримостью сторон, а также компромиссные, допускающие разновариантность преодоления расхождений, взаимосближения взглядов, интересов, целей. Каждый человек,  любая социальная группа обнаруживают присущую только им манеру общения, налаживания и поддержания отношений, особый стиль поведения в конфликтной ситуации.  

    Однако  при всей несхожести манер и стилей, а также при том, что не существует единых рецептов преодоления конфликтов и каких-то универсальных способов их улаживания, имеют место и некоторые общие признаки конфликтного поведения. Такое поведение практически всегда связано с решением той проблемы, которая вызвала противоборство и которая в определённой мере значима для каждого из участников конфликта, делает их взаимодействующими. Это требует выбора соответствующего способа, т. е. образа действий, который отвечал бы как особенностям, так и общей природе, некоей стандартной основе данного типа конфликта.

    Существенно значим ещё один признак классификации  конфликтов – по функциональной значимости, т. е. восприятию результатов. В этом случае конфликты бывают позитивные и негативные; конструктивные и деструктивные; созидательные и разрушительные. 
 

     1.4. Функции конфликта 

     В целом выделяют следующие функции конфликта: 

     Таблица №1. Функции конфликта [3].

Функции конфликта Направленность  и последствия конфликтов
позитивные негативные
Интеграция  персонала Разрядка напряженности  в межличностных и межгрупповых отношениях; согласование индивидуальных и коллективных интересов; образование  и консолидация формальных и неформальных групп; углубление и стабилизация общих  интересов Ослабление  организованности и единства коллектива; нарушение баланса интересов  между личностями и группами; проявления недобросовестного отношения к  делу и стремления к выгоде для  себя за счет других; потворство эгоизму, своеволию, анархии
Активизация социальных связей Придание взаимодействию сотрудников большей динамичности и мобильности; усиление согласованности  в достижении целей, функционального  и социального партнерства Несогласованность в действиях людей, занятых совместным делом; ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе; возведение препятствий  на пути к сотрудничеству
Сигнализация  об очагах социальной напряженности Выявление нерешенных проблем и стимулирование работы; обнаружение недостатков в условиях и охране труда; реализация потребностей, интересов и ценностей коллектива Резкое выражение  недовольства действиями администрации; протест против злоупотреблений  отдельных должностных лиц; нарастание неудовлетворенности трудом
Инновация, содействие творческой инициативе Повышение активности и мотивации к работе; стимулирование роста квалификации; содействие творчеству, новым и оптимальным решениям Создание дополнительных помех трудовой и социальной активности; подавление делового настроя, энтузиазма и творческой инициативы
Трансформация (преобразование) деловых отношений Создание здорового  социально-психологического климата; утверждение уважительного отношения  к труду и деловой предприимчивости; повышение уровня взаимного доверия Ухудшение морально-психологической  атмосферы; усложнение процесса восстановления деловых отношении и партнерского сотрудничества
Информация  об организации и ее персонале Повышение уровня осведомленности работников о положении  дел в организации; нахождение общего языка Усиление недружественного поведения; уклонение от сотрудничества; преграды диалогу.
 
 

1.5. Основные причины конфликтов в организациях

          

    Перечислить все вероятные причины возникновения конфликта в организациях не представляется возможным. Основными из них являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, представлениях и ценностях, манере поведения, уровне образования, а также плохие коммуникации, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация и т.д.

    Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, информацию, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации.

    Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависимых элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

Различия  в целях. Возможность  конфликта  увеличивается  по  мере того, как подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации становятся более специализированными и разбиваются на организации. Причиной конфликта, как правило, является и то, что ни функции, ни средства, ни обязанности, ни власть, ни ответственность не распределены четко по подразделениям и рабочим местам.

    Различия  в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достичь определённой цели. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей.

    Различия  в манере поведения  и жизненном опыте. Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Иногда встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово. И вот такие ершистые личности создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом. Исследования показывают, что люди с чертами характера, которые делают их в высшей степени авторитарными, догматичными, безразличными к такому понятию, как самоуважение, скорее вступают в конфликт. Другие исследования показали, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.

    Неудовлетворительные  коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию с точки зрения других. Распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникать или усугубляться из-за

    неспособности руководителей разработать и  довести до сведения подчинённых  точное описание должностных обязанностей. 

    Таким образом, нами была изучена  природа  конфликта в организации. Мы  рассмотрели  понятия конфликта, определили его  сущность, выявили основные причины  возникновения конфликтных ситуаций, главные их функции, а также провели классификацию конфликтов по различным признакам.

    При этом конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и  помешать другой стороне сделать то же самое. Классификация конфликтных ситуаций была проведена: 1) по источникам и причинам возникновения; 2) по коммуникативной направленности; 3) по составу конфликтующих сторон; 4) по функциональной значимости (т.е. восприятию результатов); 5) по формам и степени столкновения; 6) по масштабам и продолжительности; 7) по способу урегулирования. Выделяют следующие функции конфликтов в организации,  которые могут иметь как позитивную, так

и негативную направленность: интеграция персонала; активизация социальных связей; сигнализация об очагах напряжённости; инновация, содействие творческой инициативе; трансформация (преобразование) деловых отношений; информация об организации и её персонале; профилактика противоборств. Конфликты в организациях чаще всего происходят из-за совместно используемых ресурсов, взаимозависимости заданий, различий в ценностях и восприятиях, различий в целях, различий в стиле поведения, а также из-за плохих коммуникаций.

        Учитывая, что зарождение и протекание конфликтных ситуаций в организации довольно хорошо изучено, встаёт вопрос, возможно ли влиять на механизм протекания конфликта. И если возможно, какими методами. Это будет проанализировано во второй главе работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

               2. Механизм управления конфликтом

     2.1. Прогнозирование  конфликта 

     Прогнозирование конфликта - этап выявления его возможных  причин и потенциального развития. На этом этапе необходимо провести диагностику слабых мест в межличностных  или групповых отношениях, способных  стать конфликтогенами в этом общении [3].

     Прогнозирование конфликтов для различных их типов  может быть представлено в общем виде:

     Таблица. 2. Прогнозирование конфликтов для  различных типов [3].

Тип конфликта Направления прогностических  действий
Межличностная сфера Изучение индивидуально-психологических  особенностей сотрудников; знание и  анализ ранних симптомов скрытого конфликта, на стадии возникновения конфликтной  ситуации (ограничение отношений, подчеркнуто-официальная  форма общения, критические высказывания в адрес соперника и др.)
Сфера внутригрупповых интересов Изучение индивидуально-психологических  особенностей сотрудников. Изучение и  анализ общественного мнения, групповых  мотивов и ценностей
Межгрупповое  взаимодействие Постоянное  взаимодействие со всем коммуникационным каналам с внешними организациями. Работа с лидерами в микрогруппах внутри коллектива и внутри подразделений, входящих в структуры организации; анализ общественного мнения; знание ранних симптомов межгрупповых конфликтов в их латентной фазе (критические высказывания в адрес других групп, усиление идентификации Мы с акцентом на противопоставление Они и т. п.)
 

                 2.2. Предупреждение конфликтов

    Профилактика, предупреждение деструктивных конфликтов должны быть в постоянном поле зрения администрации организации. Особую роль здесь приобретает деятельность служб управления персоналом, подразделений, отвечающих за формирование систем и  организационных структур управления, разработку мотивационной политики, а также методов организации  труда. Указанные звенья призваны прорабатывать  и держать под постоянным контролем те вопросы организации системы управления, которые могут рассматриваться как методы профилактики конфликтов        [4, с.89-105].

Информация о работе Механизм управления конфликтами в организации (учреждении, фирме)