Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:22, курсовая работа
Цели курсовой работы - изучить материалы по выбранной теме, рассмотреть методы управления конфликтами.
Задачи курсовой работы - выявить функции, особенности, причины и типы конфликтных ситуаций, дать подробную характеристику методам разрешения конфликтных ситуаций.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Природа конфликта в организации ………………………………………6
1.1. Сущность конфликта…………………………………………………6
1.2. Модель конфликта как процесса…………………………………….8
1.3. Классификация конфликтов………………………………………….9
1.4. Функции конфликта…………………………………………………13
1.5. Основные причины конфликтов в организациях………………….14
2. Механизм управления конфликтом………………………………………17
2.1. Прогнозирование конфликта ………………………………………...17
2.2. Предупреждение конфликтов……………………………………….17
2.3. Основные методы разрешения конфликтных ситуаций…………...23
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37
Дисциплина: Управление
персоналом.
Тема: Механизм
управления конфликтами в организации
( учреждении, фирме).
В силу того, что конфликты оказывают огромное влияние на жизнь организаций, оптимизация их является важнейшим условием эффективного руководства. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа, организация) вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Многие видные мыслители прошлого говорили, что конфликт находится внутри человека и что он (человек) является главным носителем конфликта. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Иначе говоря, конфликт может быть определен как социальное отношение между двумя или большим числом сторон, цели которых реально или предположительно несовместимы, когда деньги, власть, жилплощадь и т.п. нельзя поделить.
Обращение с организационными конфликтами – это позиция руководителя и любого другого работника по отношению к конфликтам и соответствующее ей поведение. Умелое обращение с конфликтами включает в себя как деятельность по предотвращению конфликтов, так и, в случае их возникновения, управление ими. Последнее представляет собой контроль над процессом и формами протекания конфликта с целью минимизации его издержек и максимизации позитивных результатов.
Актуальность данной темы в том, что в настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарного владения конфликтологией. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода их конфликта. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. Исследования показали, что руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода инцидентов. Но при всем при этом, конфликт способен иметь как разрушительные, так и конструктивные последствия.
В структуре курсовой работы будет рассмотрено: что же такое конфликт, какие бывают конфликты, как они могут развиваться, а также какие пути разрешения конфликтов наиболее эффективны. Люди различны, они по-разному воспринимают реальную ситуацию, тому, что мы по определенному поводу не соглашаемся друг с другом. Конфликты возникают не только в рамках переговоров, но и в любых деловых и личных контактах.
Цели курсовой работы - изучить материалы по выбранной теме, рассмотреть методы управления конфликтами.
Задачи курсовой работы - выявить функции, особенности, причины и типы конфликтных ситуаций, дать подробную характеристику методам разрешения конфликтных ситуаций.
Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает «противостоять, противоборствовать». Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия». В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе, которой лежать различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций [8].
Конфликт
как социальное действие дает, без
сомнения, известный ярко окрашенный
негативный эффект. Но он выполняет
важную позитивную функцию. Конфликт служит
выражению неудовлетворенности
или протеста, информированию конфликтующих
сторон об их интересах и потребностях.
В определенных ситуациях, когда негативные
взаимоотношения между людьми контролируемые,
и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает
не только личные, но и организационные
интересы в целом, конфликты помогают
сплотиться окружающим, мобилизовать
волю, ум на решение принципиально важных
вопросов, улучшить морально-психологический
климат в коллективе. Более того, бывают
ситуации, когда столкновение между членами
коллектива, открытый и принципиальный
спор желательней: лучше вовремя предупредить,
осудить и не допустить неправильное поведение
коллеги по работе, чем попустительствовать
ему, не реагировать, опасаясь испортить
отношения. Как выразился М. Вебер, «конфликт
очищает». Такой конфликт позитивно влияет
на структуру, динамику и результативность
социально-психологических процессов
и служащих источником самоусовершенствования
и саморазвития личности, называют продуктивным
(конструктивным) конфликтом [8].
1. Природа конфликта в организации
1.1. Сущность конфликта
Как
и у многих понятий в теории
управления, у конфликта имеется
множество определений. Например, конфликт
можно представить как
Когда
люди думают о конфликте, они чаще
всего ассоциируют его с
Авторы,
принадлежащие к школе «
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже, может быть, и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личностью и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей, даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, даёт дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т. д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также даёт людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического выполнения.
Таким
образом, конфликт может быть функциональным,
т. е. вести к повышению
1.2.
Модель конфликта как
процесса
Рисунок
1. Модель конфликта как процесса.
Рисунок
1. представляет модель конфликта как процесса.
Из нее видно, что существование одного
или более источников конфликта увеличивает
возможность возникновения конфликтной
ситуации в процессе управления. Однако,
даже и при большей возможности возникновения
конфликта, стороны могут не захотеть
реагировать так, чтобы и дальше усугублять
ситуацию. Одна группа исследователей
обнаружила, что люди не всегда реагируют
на конфликтные ситуации, которые влекут
за собой малые потери или которые они
считают малоопасными. Однако, во многих
ситуациях человек будет реагировать
так, чтобы не дать другому добиться желаемой
цели [8].
1.3. Классификация конфликтов
Конфликты – явление не только
неизбежное и повсеместное, но
и многоликое. Они отличаются
большим разнообразием. Каждое
конфликтное столкновение по-
С
точки зрения менеджмента группировка
конфликтов, их классификация ориентируется
преимущественно на экономику и
социальную сферу, т. е. на хозяйственное
управление организацией, действующей
в условиях рынка, проблемы формирования,
развития и поведения персонала
под воздействием рыночных отношений.
Следовательно, в плане управления
персоналом приоритетно предметное
изучение конфликтов социально-экономического
типа, которые главным образом
связаны с практикой
По источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. В первом случае конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся в организации или его подразделении обстоятельств. Но конфликтная ситуация может создаться также из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей. Объектом столкновения выступает конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие стороны. Им может быть имущество, должностная вакансия или размер оплаты труда – всё то, что представляет собой предмет личных, групповых или общественных интересов. Субъекты конфликта – работники организации со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.
По непосредственным причинам возникновения конфликты различают как организационные, т. е. происходящие в пределах определённой социальной системы, того или иного структурного образования в связи с изменением внешних обстоятельств или нарушением регламентированного порядка; эмоциональные, связанные, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия других людей, расхождением во взглядах и т. п.; социально-трудовые, вызываемые несовпадением, конфронтацией частных и общих интересов, несовместимостью целей отдельных лиц и социальных групп.
Свою специфику имеет классификация конфликтов и по другим признакам. Так, по формам и степени столкновения противоборство может быть открытым (спор, ссора и т. п.) и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т. д.); стихийным, т. е. спонтанно возникшим, и преднамеренным, заранее спланированным или спровоцированным. Такие конфликты оказываются либо неизбежными, закономерными; либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными, лишёнными всякой целесообразности[8,с.45-73].
Конфликты по коммуникативной направленности разделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг друга; вертикальные, т. е. те, участники которых связаны теми или иными видами подчинения. Эти конфликты могут быть и смешанными, представляя отношение подчинения и неподчинения. Особую печать несёт вертикальный конфликт, выражающий обычно неравенство сил конфликтующих сторон, различия между ними по иерархическому уровню и влиянию (например, руководитель – подчинённый, работодатель – работник и т. п.). В этом случае может иметь силу неодинаковый статус и ранг, что скажется на ходе и развязке конфликта.
По масштабам и продолжительности конфликты бывают локальными, вовлекая в свою орбиту часть персонала предприятия, какого-то региона или отдельно взятой отрасли, а также общие, втягивающие в конфликтное противоборство всех (или большинство) работников организации, либо основную массу наёмных лиц региона или занятых в той или иной отрасли народного хозяйства. Обычно такого рода конфликты приобретают затяжной характер, возникают из-за разногласий и противоречий по поводу недостатков в организации, включая безопасность, охрану, оплату и другие условия труда, выполнение коллективных договоров и трудовых соглашений, исполнение работодателями и органами власти законодательных актов о социальных гарантиях и социальной защите работников.
Информация о работе Механизм управления конфликтами в организации (учреждении, фирме)